Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 21:15, диссертация
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
Исходя из определения цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоционального отзывчивости детей 3-его года жизни.
3. Разработать, организовать и апробировать педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.
Введение ……………..............................................................................................4
Глава 1Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни средствами музыки в инновационных формах образовательной деятельности………………………………………………………………………8
1.1. Эмоциональная отзывчивость как интегративное качество личности…………………………………………………………………….8
1.2. Развитие эмоциональной отзывчивости детей третьего года жизни………………………………………………………………………17
1.3. Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………....24
1.4. Инновационные формы организации образовательной деятельности в ДОУ………………………………………………………35
Выводы по 1 главе………………………………………………………...45
Глава 2Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………………………47
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента………………………………………………………………47
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………….53
Выводы по 2 главе………………………………………………………...65
Глава 3Проект педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности……………………………66
3.1 . Цель, задачи и методика преобразующего эксперимента……….66
3.2. Апробация методики преобразующего эксперимента…………..86
3.3. Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в условиях реализации педагогической технологии……...95
Выводы по 3 главе……………………………………………………………...100
Заключение……………………………………………………………………...101
Библиография…………………………………………………………………...105
Приложение №1………………………………………………………………...111
Приложение №2………………………………………………………………...112
Приложение №3………………………………………………………………...113
Приложение №4………………………………………………………………...115
Приложение №5………………………………………………………………...116
Приложение №6………………………………………………………………...117
Приложение №7………………………………………………………………...
По мнению многих исследователей - Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Ф.Е. Василюка, В.А.Лабунской, А.С.Золотняковой и др. – важным условием понимания экспрессии является способность человека к эмоциональному заражению, отклику, идентификации с переживаниями других людей. Ребенок раннего возраста легко заражается чувствами других, идентифицируется с ними, начиная переживать состояние, адекватное настроению другого.
Однако момент уподобления чувствам других длится недолго и следовало найти способы погружения в них.
Л.С. Выготский утверждал, что «эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса» [41]. Поэтому ранний возраст можно определить, как период интенсивного формирования индивидуального аффективного опыта малыша на основе совместно со взрослыми наработанных и эмоционально осмысленных стереотипов.
В процессе взаимодействия со взрослым у ребёнка в возрасте до трёх лет, как ни в каком другом периоде складывается эмоциональный опыт, первичный навык социальных контактов, эмоциональных переживаний. (Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, Н.М. Хаймовская и др.) Именно в этом возрасте эмоциональное и когнитивное развитие ребёнка наиболее зависимо от взрослого. [68]
Взрослый представляет ребенку образцы способов эмоционального самовыражения, однако успешность этого обучения зависит от той степени принятия и поддержки, которую взрослый оказывает по отношению к попыткам ребенка использовать эти средства для выражения своих эмоциональных состояний.
Ежкова Н.С., опираясь на положения известных психологов (Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Я.З. Неверовича и др.) доказывает, что воздействуя на сенсорную сферу личности, обогащая сенсорный опыт детей, можно одновременно непроизвольно влиять на аффективную сферу, вызывая эмоциональные реакции, которые при педагогическом управлении из диффузных, трудноразличимых постепенно становятся яркими, выразительными, индивидуализированными.
Она разработала комплекс эмоционально-сенсорных игр, направленных на побуждение детей к эмоциональному реагированию, путем воздействия на сенсорные процессы и актуализацию разномодальных ощущений, а также комплекс эмоционально-экспрессивных игр, влияющих на эмоции детей через актуализацию моторных паралингвистических средств (это обусловлено тем, что каждая форма экспрессивного выражения эмоций подвластна контролю как со стороны взрослых, так и детей).
Эмоционально-сенсорные игры служат своего рода тренингом, стимулирующим эмоциональные формы поведения у детей. Тренинг, как определил А.Н. Бернштейн, — «повтор без повторений». В таких играх эмоциональные реакции на сенсорные воздействия «каждый раз строятся заново», что исключает механические повторы.Ценность их заключается в том, что эмоциональные реакции возникают непроизвольно, без преднамеренной социальной активизации.
Педагогическое воздействие на эмоциональную сферу осуществляется естественно, за счет воздействия на процессы ощущения, планомерной регуляции и потока сенсорной информации, подаваемой в игровом контексте. В раннем возрасте подача сенсорной информации осуществляется как ненавязчивое сенсорное воздействие малой интенсивности и продолжительности с использованием побуждающих и подражательных действий и элементов сюрприза.
На 3-ем году жизни основное внимание уделяется развитию начал выражения эмоций, главным образом жестами и пантомимикой, это объясняется тем, что именно жест и телодвижения, в отличие от других составляющих эмоциональной экспрессии, в большей степени «подвластны» самоуправлению и самоконтролю, а также открыты для управления со стороны педагога.
Опираясь на выдвинутые З.И. Равкиным и В.А. Разумным теории педагогического стимулирования и методику физического действия К.С. Станиславского, учитывая то, что внешние проявления эмоций есть результат проявления внутренних, эмоциональных процессов, личности в целом, Ежкова предлагает развивать эмоциональную экспрессию детей с помощью эмоционально-экспрессивных игр.Эти игры создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости, гибкости телодвижений и т.д.
Само содержание и последовательность выполнения игровых действий в них предполагают преднамеренное расширение способов экспрессивного выражения эмоций и совершенствование таких форм эмоционального реагирования, как эмоциональная дифференциация, идентификация и обособление:
В эмоционально-экспрессивных играх весь путь от зарождения экспрессивных проявлений до их демонстрирования контролируется «культурным контекстом» игры, сюжетом, игровой ролью, таким образом, подчеркивает Ежкова Н.С. эти эмоциогенные свойства позволяют существенно отличать данные игры от игровых упражнений и этюдов, используемых в массовой практике.
По мнению Аксариной Н.М. и Ладыгиной Н.Ф., достижения в развитии ребенка раннего возраста при благоприятных условиях воспитания поднимают на более высокую ступень, как моральные представления детей, так и умение подчинять свое поведение простейшим этическим нормам.
Как отмечает Г.А. Урунтаева, примерно с 1,5-2 лет начинают закладываться простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором для этого выступает похвала или порицание со стороны взрослых, в конце концов одни поступки связываются у него с понятием «хорошо», а другие — с понятием «плохо».
Н.И.Лысенко наблюдала, как двухлетние дети активно соучаствуют в переживаниях сверстников не только по просьбе взрослого, но и по собственной инициативе. Накопление собственного опыта помогает преддошкольнику понять, когда другому плохо. После полутора-двух лет увеличивается эмоциональная отзывчивость, осуществляется аффективная вовлеченность в состояние другого. Она протекает посредством заражения (синтонии), в результате которого эмоциональное состояние одного ребенка непосредственно передается другим детям. Осуществляется переход от эмоциональной реакции к аффективному содействию
В возрасте 2-3 лет дети начинают осознавать то, что другие люди имеют свои эмоциональные состояния, не зависящие отих собственных. Дети оказывают посильную помощь пострадавшему, утешают плачущего, однако проявление ими сочувствия кратковременно и привязано к данному моменту и конкретной ситуации. Также с двух лет у детей наблюдается сорадование, как форма сопереживания. Оно заключается в том, что дети привлекают других к участию в удовольствии, нередко делятся сладостями, игрушками. Начиная с 3-х лет заметно растет сорадование не только близким людям, но и другим, не членам семьи.
Формирование эмоциональной отзывчивости и простейших видов взаимопомощи возможно лишь на широкой гуманистической основе детского взаимного расположения, в атмосфере, поддерживающей положительное эмоциональное состояние дошкольников, при постоянной опоре на позитивный пример взрослого, его отзывчивого и внимательного отношения к детям [82].
На третьем году проявляются эстетические чувства. Дети с явным удовольствием слушают музыку, пение. Они многократно просят повторить знакомые стихотворения, сказку, с радостью рассматривают хорошую картинку. Малыш пытается отличить действительно красивое от безвкусного, основываясь на оценках взрослых. Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Н.А. Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».
Для воспитания гуманных отношений детей друг к другу необходимы условия, позволяющие создать обстановку эмоционального благополучия, эмоционального комфорта. Эмоциональное неблагополучие, по утверждению исследователей, может привести как к искажениям и задержке психологического развития ребенка, так и к появлению психосоматических заболеваний.
В.М. Бехтерев отмечал, что «бодрящая эмоция, выражающаяся веселым состоянием, имеет вообще огромное значение для жизнедеятельности организма... Довольный и веселый ребенок... бодрее, сильнее, трудоспособнее и обнаруживает больше интереса к играм и занятиям и легче справляется вообще со всеми задачами, нежели ребенок вечно плачущий, недовольный и раздражительный».
Достижение эмоционального благополучия ребенка относят к важным показателям оптимальности эмоционального развития Л.И. Божович, Д. Боулби, А.Я. Варга, Д. Винникотт, В.В. Лебединский, С.Ю. Мещерякова, А.Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон и другие исследователи. К таким показателям относятся:
Условия или компоненты эмоционально-развивающей среды, которые влияют на эмоциональную атмосферу в группе детского сада и семье:
Таким образом, эмоционально развивающая среда в группах детей раннего возраста ДОУ обеспечивается совокупностью общих и специфических педагогических условий, создающих эмоциональную поддержку, стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, содействующих благоприятному эмоциональному настрою, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции.
При всей кажущейся простоте, развитие и формирование эмоциональной отзывчивости - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Развитие эмоциональной отзывчивости - педагогически обусловленный процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей, процессом их социализации, творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных предписаний и запретов как условием и основным результатом произвольного управления эмоциями экспрессивного самовыражения.
Впечатления раннего детства остаются с ребенком на всю жизнь, уходя в долговременную память. Поэтому важно, чтобы детское восприятие мира было освещено радостью новых открытий, ярких впечатлений жизни–необыкновенного в обыкновенном.
Выводы:
1.3. Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни.
«...если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения,
если в звуках
ребенок почувствует
он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть
достигнута никакими другими средствами»В. А. Сухомлинский
Музыка, постоянный спутник человека с первых лет жизни, чрезвычайно близка эмоциональной натуре ребёнка (Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, А.В. Кенеман и др.). Современные исследования БьеркволлаЮн-Руана, свидетельствуют о том, что важнейшие составляющие языка музыки — звук, движение, ритм — доступны для слуховой чувствительности ребенка уже на эмбриональной стадии развития, а на первом году жизни ребёнок способен прислушиваться к мелодии и правильно воспринимать ее. (Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова, И. Л. Дзержинская, Т.С. Бабаджан и др.) [21].