Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 21:15, диссертация

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
Исходя из определения цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоционального отзывчивости детей 3-его года жизни.
3. Разработать, организовать и апробировать педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.

Содержание работы

Введение ……………..............................................................................................4
Глава 1Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни средствами музыки в инновационных формах образовательной деятельности………………………………………………………………………8
1.1. Эмоциональная отзывчивость как интегративное качество личности…………………………………………………………………….8
1.2. Развитие эмоциональной отзывчивости детей третьего года жизни………………………………………………………………………17
1.3. Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………....24
1.4. Инновационные формы организации образовательной деятельности в ДОУ………………………………………………………35
Выводы по 1 главе………………………………………………………...45
Глава 2Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………………………47
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента………………………………………………………………47
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………….53
Выводы по 2 главе………………………………………………………...65
Глава 3Проект педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности……………………………66
3.1 . Цель, задачи и методика преобразующего эксперимента……….66
3.2. Апробация методики преобразующего эксперимента…………..86
3.3. Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в условиях реализации педагогической технологии……...95
Выводы по 3 главе……………………………………………………………...100
Заключение……………………………………………………………………...101
Библиография…………………………………………………………………...105
Приложение №1………………………………………………………………...111
Приложение №2………………………………………………………………...112
Приложение №3………………………………………………………………...113
Приложение №4………………………………………………………………...115
Приложение №5………………………………………………………………...116
Приложение №6………………………………………………………………...117
Приложение №7………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Диссертация Кати.doc

— 2.90 Мб (Скачать файл)

По анкетированию родителей:

В анкетировании родителей детей раннего возраста приняли участие 20 человек (См. Приложение № 10). Проведенное анкетирование выявлению особенностей организации музыкального развития детей раннего возраста в семье показало, что в 75% семей музыка звучит ежедневно, но только у 20% она используется целенаправленно,более чем у  30% опрошенных    – служит фоном. Родители отмечают, что большинство детей – 80% реагируют на музыку движениями (пританцовывают, подпевают), а 20% - внимательно слушают.  

Притом, что у 100% детей есть свои фонотеки и 80% детей часто выражают желание послушать музыку, выявлено, что участие родителей в совместной музыкальной деятельности недостаточное:

  • Так, в музыкальные игры 70% родителей играют очень редко, а 20% даже не знакомы с такой формой игр,
  • поют и танцуют вместе со своим ребенком не более 40% родителей
  • 15% никогда не используют музыкальные ритуалы 

Все 100% проявили желание получить помощь музыкального руководителя в музыкальном развитии детей. Таким образом, анализ анкетирования высветил ряд важных проблем:

  • во-первых, родители понимают важность музыкального воспитания своих детей, но не обладают достаточными знаниями по организации музыкального досуга детей с использованием музыки и музыкальных игр;
  • во-вторых, отмечают эмоциональную отзывчивость детей на музыку, но принимают это как должное и не соучаствуют в эмоциональном сопереживании своих малышей, недооценивают богатые возможности музыки в общении между взрослым и ребенком, в создании эмоционального контакта межу ними, не понимают, что музыка может стать еще одним средством их общения с ребенком;
  • в-третьих, не задумываются о повседневном общении их ребенка с музыкой, превращая ее в фон из современных популярных мелодий (порой звучащих слишком громко для нежных детских ушей), не используют музыкальные игры в процессе воспитания.

Рис.2 Особенности организации музыкального развития детей 3-его года жизни в семье (по данным анкетирования родителей).

 

Анализ развивающей музыкальной среды:

Количество баллов по результатам обследования развивающей музыкальной среды группы – 11 баллов. Это означает, что среда лишь частично способствует музыкальному развитию детей. Она существует сама по себе, не являясь особо привлекательной для малышей.Воспитатели порой преднамеренно не стремятся вызвать интерес к музыкальному уголку и не стараются завлечь детей, считая, что от него много шума. Зато сами дети проявляют интерес к музыкальному уголку, подходят к полкам, с интересом рассматривают выставленные инструменты, стараются заглянуть в коробки с музыкально-дидактическими играми, но часто их попытки достать что-то из коробок останавливаются воспитателем. Музыкальные инструменты, которые находятся в свободном пользовании, используются детьми беспорядочно. Например, Дима и Матвей взяли два бубна и начали бегать по группе. При этом они подбегали к другим детям, пугали их, громко стучали, отчего некоторые дети пугались и начинали плакать. Таким образом, музыкальная среда в группе существует формально. (Таблица показателей развивающих возможностей среды находится в Приложении №11)    

Выводы по третьей серии констатирующего эксперимента:

  • Анализ анкетирования родителей показал, что родители проявляют заинтересованность и желание участвовать в развитии эмоциональной отзывчивости детей посредством музыки, но не обладают достаточными знаниями по организации музыкального досуга детей с использованием музыки, недооценивают богатые возможности музыки в общении между взрослым и ребенком и в создании эмоционального контактов.
  • Результаты анкетирования педагогов выявило, что воспитатели осознают значимость использования музыки в развитии эмоциональной отзывчивости детей, но особой заинтересованности в этом вопросе не проявляют. Музыка используется педагогами бессистемно и в качестве развлечений.
  • Исследование показало, что эмоциональная включенность детей 3 года жизни в процесс музыкальной игры зависит от эмоциональной экспрессии воспитателя.
  • Анализ музыкальной развивающей среды показал, что она существует в группе формально, хотя имеется специально оборудованная зона с различными музыкальными инструментами и атрибутами, но она не является привлекательной для малышей и педагогов и, следовательно, не выполняет развивающую функцию.

Четвертая серия эксперимента дала следующие результаты:

Анализ процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя показал, что он находится на среднем уровне.

60% отвечающих, вступают во  взаимодействие с музыкальным руководителем постоянно, а 40% - по мере необходимости, исходя из взаимных потребностей (80%) при подготовке к праздникам, открытым мероприятиям и т.п.  В 60% случаев инициатива исходит от музыкального руководителя, а 30% – вообще отмечают спонтанность характера взаимодействия, что говорит о недостаточной системности и отсутствии спланированной совместной работы, которая на данный момент ориентирована только на совместное проведение мероприятий.

Результаты наблюденияпо изучению используемых педагогами форм при организации образовательного процесса по развитию эмоциональной отзывчивости.

Наблюдение за организацией образовательного процесса проводилось в течение двух недель в первую и вторую половину дня. Наблюдение велось за двумя воспитателями группы попеременно. Основанием для наблюдения стали выделенные ранее критерии.

В ходе наблюдения выяснилось, что педагоги в течение дня чаще всего используют традиционные, а также групповые формы организации образовательного процесса по развитию эмоциональной отзывчивости, где основное место занимает прямая передача знаний в форме занятий, и в которых явно снижается детская активность и интерес.

Организация НОД, режимных моментов и совместной деятельности не отличаются разнообразием используемых форм, почти не используется музыка, хотя в ходе наблюдения отмечается повышение интереса и активности детей именно в тех формах, где используется музыкальный материал.

Самостоятельная деятельность по развитию эмоциональной отзывчивости не организовывалась взрослыми (видимо воспитатели не придавали ей большого значения). Дети проявляли огромный интерес к музыкальным инструментам, но действовали с ними примитивно: они либо бегали с ними, либо извлекали звуки. Других способов применения музыкальных инструментов (в сюжетной игре, в подвижных играх, в экспериментировании и т.д.) не прослеживалось.

Был выявлен большой интерес к танцевальной импровизации, при звуках музыки многие малыши приплясывали (приседали, хлопали в ладошки, качались с ноги на ногу), но если интерес не поддерживался взрослым, дети быстро переключались на другую деятельность. Если же вместе с детьми танцевал взрослый дети, подражая движениям взрослых, танцевали более охотно и продолжительно.

Выводы по четвертой серии эксперимента:

  • стихийность и спонтанность характера взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя. 
  • неэффективность делового сотрудничества педагогов ДОУ в области развития эмоциональной отзывчивости детей в раннем возрасте посредством музыки.
  • недостаток инновационного опыта у педагогов, работающих в группах раннего возраста и как следствие – использование традиционных форм организации образовательного процесса.

 

Выводы по второй главе.

  1. Дети раннего возраста (40%) испытывают трудности в определении эмоционального состояния других людей, 30% детей – не имеют практического опыта проявления эмпатии и ее проявлений – выражения сочувствия.
  2. Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка 3 года жизни, способствует осознанию настроений, переданных в музыке. Определились три уровня эмоциональной отзывчивости на музыку детей 3-его года жизни: высокий – 20%, средний – 50%, низкий – 30%.
  3. Использование игровых ситуаций способствуют более яркому проявлению детьми эмоциональной отзывчивости, как в обычных, так и музыкальных заданиях.
  4. Педагоги осознают значимость использования музыки в развитии эмоциональной отзывчивости детей, но особой заинтересованности в этом вопросе не проявляют, используют ее бессистемно и в качестве развлечений.
  5. Недостаток инновационного опыта у педагогов, приводит к организации образовательного процесса с использованием традиционных форм, что снижает познавательную активность, интерес и качество усвояемого материала.Основной формой организации педагогического процесса по всем направлениям работы должна стать образовательная ситуация.
  6. Музыкально-развивающая среда существует в группе формально, не является привлекательной для малышей и педагогов и, следовательно, не выполняет развивающую функцию.
  7. Родители не обладают достаточными знаниями по организации музыкального досуга детей с использованием музыки, недооценивают богатые возможности музыки в общении между взрослым и ребенком и в создании эмоционального контактов.

В целом, констатирующий эксперимент высветил ряд проблем и обозначил круг задач, которые являются актуальными и требуют дальнейшего разрешения.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволяют нам заключить, что учитывая интерес детей к музыкальной деятельности, музыкаможет стать эффективным средством эмоционального развития детей 3-его года жизни, а использование инновационных форм организации образовательной деятельности будут способствовать развитию интереса, активности детей и как следствие – повышение уровня эмоциональной отзывчивости.

Цель, поставленная в методике констатирующего эксперимента, достигнута. Полученные данные позволяют нам приступить к разработке педагогической технологии.

ГлаваIII

Проект педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.

 

    1. Цель, задачи и методика преобразующего эксперимента

Полученные в констатирующем эксперименте данные позволили нам определить цель преобразующей части эксперимента.

Цель: разработать технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.

Задачи:

  1. Разработать этапы, позволяющие реализовать педагогическую технологию.
  2. Определить формы и содержание работы с детьми на каждом этапе.
  3. Спроектировать систему работы с детьми на каждом этапе педагогической технологии.
  4. Проанализировать результаты педагогической технологии.

В связи с целью были выделены этапы преобразующего этапа исследования, которые легли в основу разработки педагогической технологии:

  1. Этап. Подготовительный. Создание условий для реализации этапов педагогической технологии.
  2. Этап. Обогащающий. Планирование и организация инновационных форм организации образовательной деятельности в ДОУ по развитию эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни посредством музыки:
    • в режимных моментах
    • совместной и самостоятельной деятельности
    • НОД
  1. Этап. Аналитический.

Проект педагогической технологии базируется на следующих теоретических положениях:

  1. Концепции Ш.А. Амонашвили, раскрывающая детство как период становления социальных отношений и опыта взаимодействия с окружающим миром.
  2. Концепция В.В. Зеньковского, определяющая детство как период самовыражения, осознания и закрепления чувства и теории о возрастных закономерностях развития эмоциональной сферы функционирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я.З.Неверович, П.М.Якобсон и др.);
  3. Теории развития эмоциональной отзывчивости как интегративного качества личности Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, М.И. Лисиной, Е.П. Урунтаевой, Л.И. Божович, В.В. Зеньковского, А.М. Щетининой. Р.С. Буре, М.В. Воробьевой, А.Д. Кошелевой, Л.В. Лидак, Л.П. Стрелковой, Е.А. Шовкомуд и др.
  4. Теории о личности как субъекте деятельности и общения (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Гогоберидзе и др.);
  5. Теории о роли искусства в формировании духовных ценностей человека (Б.В. Асафьев, Л.С.Выготский, М.С.Каган, Б.М.Теплов и др.) и о роли эмоций в восприятии произведений музыкального искусства детьми (Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе и др.).
  6. Теории амплификации А.В. Запорожца, раскрывающая содержание детских форм игровой деятельности и общения детей со взрослыми с целью формирования психических свойств и качеств.
  7. Исследования в области организации и создания развивающей эмоциональной среды в группах детей раннего возраста Н.М. Аксариной, Е.Н. Герасимовой, Е.В. Зворыгиной, В.Г. Нечаевой, раскрывающая специфику работы с детьми раннего возраста.

Принципы проектирования:

  1. Принцип развивающего характера музыкальных игр.              Обогащение эмоционального опыта будет способствовать не только успешному усвоению детьми изучаемого материала, но и в значительной степени всестороннему, гармоничному развитию.
  2. Принцип доступности образовательного содержания. При работе с детьми учитываются особенности их развития. Музыкальные игры отбираются исходя из реальных возможностей детей. Занятия строятся таким образом, чтобы дети не чувствовали перегрузок.
  3. Принцип наглядности. Сочетание слухового и зрительного восприятия. Наглядность в обучении повышает интерес детей к музыкальным занятиям, лёгкости и прочности усвоения музыкального материала.
  4. Принцип систематичности и последовательности. Предполагает построение системы занятий в таком порядке, который позволяет достичь наиболее оптимальных развивающих результатов.
  5. Принцип связи практикой. Весь накопленный эмоциональный и музыкальный опыт может быть использован детьми в других видах деятельности (игровой, учебной, художественной).
  6. Принцип педагогической поддержки. Означающий помогающее взаимодействие с детьми, ребенком в процессе обретения и обогащения музыкального и эмоционального опыта. Такой характер общения с малышами призывает воспитателя к чуткому и деликатному сотрудничеству, к оказанию своевременной помощи в затруднительных для ребенка ситуациях.
  7. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – обязательное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами, работающими в детском саду. 

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности