Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 21:15, диссертация
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
Исходя из определения цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоционального отзывчивости детей 3-его года жизни.
3. Разработать, организовать и апробировать педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.
Введение ……………..............................................................................................4
Глава 1Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни средствами музыки в инновационных формах образовательной деятельности………………………………………………………………………8
1.1. Эмоциональная отзывчивость как интегративное качество личности…………………………………………………………………….8
1.2. Развитие эмоциональной отзывчивости детей третьего года жизни………………………………………………………………………17
1.3. Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………....24
1.4. Инновационные формы организации образовательной деятельности в ДОУ………………………………………………………35
Выводы по 1 главе………………………………………………………...45
Глава 2Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………………………47
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента………………………………………………………………47
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………….53
Выводы по 2 главе………………………………………………………...65
Глава 3Проект педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности……………………………66
3.1 . Цель, задачи и методика преобразующего эксперимента……….66
3.2. Апробация методики преобразующего эксперимента…………..86
3.3. Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в условиях реализации педагогической технологии……...95
Выводы по 3 главе……………………………………………………………...100
Заключение……………………………………………………………………...101
Библиография…………………………………………………………………...105
Приложение №1………………………………………………………………...111
Приложение №2………………………………………………………………...112
Приложение №3………………………………………………………………...113
Приложение №4………………………………………………………………...115
Приложение №5………………………………………………………………...116
Приложение №6………………………………………………………………...117
Приложение №7………………………………………………………………...
По анкетированию родителей:
В анкетировании родителей детей раннего возраста приняли участие 20 человек (См. Приложение № 10). Проведенное анкетирование выявлению особенностей организации музыкального развития детей раннего возраста в семье показало, что в 75% семей музыка звучит ежедневно, но только у 20% она используется целенаправленно,более чем у 30% опрошенных – служит фоном. Родители отмечают, что большинство детей – 80% реагируют на музыку движениями (пританцовывают, подпевают), а 20% - внимательно слушают.
Притом, что у 100% детей есть свои фонотеки и 80% детей часто выражают желание послушать музыку, выявлено, что участие родителей в совместной музыкальной деятельности недостаточное:
Все 100% проявили желание получить помощь музыкального руководителя в музыкальном развитии детей. Таким образом, анализ анкетирования высветил ряд важных проблем:
Рис.2 Особенности организации музыкального развития детей 3-его года жизни в семье (по данным анкетирования родителей).
Анализ развивающей музыкальной среды:
Количество баллов по результатам обследования развивающей музыкальной среды группы – 11 баллов. Это означает, что среда лишь частично способствует музыкальному развитию детей. Она существует сама по себе, не являясь особо привлекательной для малышей.Воспитатели порой преднамеренно не стремятся вызвать интерес к музыкальному уголку и не стараются завлечь детей, считая, что от него много шума. Зато сами дети проявляют интерес к музыкальному уголку, подходят к полкам, с интересом рассматривают выставленные инструменты, стараются заглянуть в коробки с музыкально-дидактическими играми, но часто их попытки достать что-то из коробок останавливаются воспитателем. Музыкальные инструменты, которые находятся в свободном пользовании, используются детьми беспорядочно. Например, Дима и Матвей взяли два бубна и начали бегать по группе. При этом они подбегали к другим детям, пугали их, громко стучали, отчего некоторые дети пугались и начинали плакать. Таким образом, музыкальная среда в группе существует формально. (Таблица показателей развивающих возможностей среды находится в Приложении №11)
Выводы по третьей серии констатирующего эксперимента:
Четвертая серия эксперимента дала следующие результаты:
Анализ процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя показал, что он находится на среднем уровне.
60% отвечающих, вступают во взаимодействие с музыкальным руководителем постоянно, а 40% - по мере необходимости, исходя из взаимных потребностей (80%) при подготовке к праздникам, открытым мероприятиям и т.п. В 60% случаев инициатива исходит от музыкального руководителя, а 30% – вообще отмечают спонтанность характера взаимодействия, что говорит о недостаточной системности и отсутствии спланированной совместной работы, которая на данный момент ориентирована только на совместное проведение мероприятий.
Результаты наблюденияпо изучению используемых педагогами форм при организации образовательного процесса по развитию эмоциональной отзывчивости.
Наблюдение за организацией образовательного процесса проводилось в течение двух недель в первую и вторую половину дня. Наблюдение велось за двумя воспитателями группы попеременно. Основанием для наблюдения стали выделенные ранее критерии.
В ходе наблюдения выяснилось, что педагоги в течение дня чаще всего используют традиционные, а также групповые формы организации образовательного процесса по развитию эмоциональной отзывчивости, где основное место занимает прямая передача знаний в форме занятий, и в которых явно снижается детская активность и интерес.
Организация НОД, режимных моментов и совместной деятельности не отличаются разнообразием используемых форм, почти не используется музыка, хотя в ходе наблюдения отмечается повышение интереса и активности детей именно в тех формах, где используется музыкальный материал.
Самостоятельная деятельность по развитию эмоциональной отзывчивости не организовывалась взрослыми (видимо воспитатели не придавали ей большого значения). Дети проявляли огромный интерес к музыкальным инструментам, но действовали с ними примитивно: они либо бегали с ними, либо извлекали звуки. Других способов применения музыкальных инструментов (в сюжетной игре, в подвижных играх, в экспериментировании и т.д.) не прослеживалось.
Был выявлен большой интерес к танцевальной импровизации, при звуках музыки многие малыши приплясывали (приседали, хлопали в ладошки, качались с ноги на ногу), но если интерес не поддерживался взрослым, дети быстро переключались на другую деятельность. Если же вместе с детьми танцевал взрослый дети, подражая движениям взрослых, танцевали более охотно и продолжительно.
Выводы по четвертой серии эксперимента:
Выводы по второй главе.
В целом, констатирующий эксперимент высветил ряд проблем и обозначил круг задач, которые являются актуальными и требуют дальнейшего разрешения.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволяют нам заключить, что учитывая интерес детей к музыкальной деятельности, музыкаможет стать эффективным средством эмоционального развития детей 3-его года жизни, а использование инновационных форм организации образовательной деятельности будут способствовать развитию интереса, активности детей и как следствие – повышение уровня эмоциональной отзывчивости.
Цель, поставленная в методике констатирующего эксперимента, достигнута. Полученные данные позволяют нам приступить к разработке педагогической технологии.
ГлаваIII
Проект педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.
Полученные в констатирующем эксперименте данные позволили нам определить цель преобразующей части эксперимента.
Цель: разработать технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.
Задачи:
В связи с целью были выделены этапы преобразующего этапа исследования, которые легли в основу разработки педагогической технологии:
Проект педагогической технологии базируется на следующих теоретических положениях:
Принципы проектирования: