Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 21:15, диссертация

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
Исходя из определения цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоционального отзывчивости детей 3-его года жизни.
3. Разработать, организовать и апробировать педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.

Содержание работы

Введение ……………..............................................................................................4
Глава 1Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни средствами музыки в инновационных формах образовательной деятельности………………………………………………………………………8
1.1. Эмоциональная отзывчивость как интегративное качество личности…………………………………………………………………….8
1.2. Развитие эмоциональной отзывчивости детей третьего года жизни………………………………………………………………………17
1.3. Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………....24
1.4. Инновационные формы организации образовательной деятельности в ДОУ………………………………………………………35
Выводы по 1 главе………………………………………………………...45
Глава 2Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………………………47
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента………………………………………………………………47
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………….53
Выводы по 2 главе………………………………………………………...65
Глава 3Проект педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности……………………………66
3.1 . Цель, задачи и методика преобразующего эксперимента……….66
3.2. Апробация методики преобразующего эксперимента…………..86
3.3. Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в условиях реализации педагогической технологии……...95
Выводы по 3 главе……………………………………………………………...100
Заключение……………………………………………………………………...101
Библиография…………………………………………………………………...105
Приложение №1………………………………………………………………...111
Приложение №2………………………………………………………………...112
Приложение №3………………………………………………………………...113
Приложение №4………………………………………………………………...115
Приложение №5………………………………………………………………...116
Приложение №6………………………………………………………………...117
Приложение №7………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Диссертация Кати.doc

— 2.90 Мб (Скачать файл)

Этап 1. Подготовительный.

Создание условий для реализации этапов педагогической технологии:

  1. Посредством организации серии мероприятий с воспитателями:  
    • С целью мотивации по повышению заинтересованности воспитателей к проблеме развития эмоциональной отзывчивости посредством музыки:
      • Семинар-практикум «Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста в современных методиках»;
      • Тренинги«Эмоциональная экспрессия педагога как «база» эмоциональной отзывчивости ребенка» и «Основы мимической и пантомимической выразительности педагога» (Приложение №12);
      • Презентация-консультация «Музыкотерапия в детском саду»(Приложение 13);
      • Мастер-класс по изготовлению «Музыкальные игрушки-самоделки» из бросового материала(Приложение № 14).
    • С целью создания схемы сотрудничества музыкального руководителя, воспитателя и родителей по вопросу развития эмоциональной отзывчивости в музыкальной деятельности.
      • Педагогическая мастерская:изучаем проект "Мир фоновой музыки", с целью обобщения и внедрения передового педагогического опыта в практику ДОУ. (см. Приложение № 15), составление музыкально-профессиональной фонотеки фоновой музыки;
      • Игровой семинар-практикум «Взаимодействие взрослого с ребенком в музыкальных играх», с целью овладения практическими методами руководства музыкальной игрой;
      • Создание творческой группы по проведению «Музыкальной гостиной для малышей» и вечеров встреч с музыкой, совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
    • С целью повышения профессионального мастерства, расширения и обогащения инновационного опыта педагогов:
      • Круглый стол «Традиционные и инновационные формы работы по развитию эмоциональной отзывчивостис детьми раннего возраста»
      • Деловая игра – «Ситуация как основная форма организации взаимодействия с детьми»
      • Мастер – класс «Проведение режимных моментов с использованием музыки и музыкальных игр» 
  1. Посредством организации форм работы с родителями

С целью привлечения родителей к обогащению музыкального опыта ребенка, развитию музыкальной восприимчивости и оптимизации.

    1. Родительское собрание на тему: «Музыка и интеллект», с целью повышения педагогической культуры семьи в вопросах музыкального развития ребенка.
    2. Мастер-класс – музыкальные игрушки из бросового материаласовместно с воспитателями(Приложение №14)
    3. «Творческие гостиные для малышей» – современная модель взаимодействия «родитель-ребёнок-педагог» с целью формирования эмоционально-гармоничных взаимоотношений между детьми, родителями и воспитателем. (Приложение №15)
    4. Создание «Музыкального киоска», где будет собрана фонотека классической музыки для детей, музыкальных игр, колыбельных, музыкальных игр с пальчиками и т.д. Родители могут свободно пользоваться музыкальной фонотекой, т.к. она находится на видном месте в группе. С целью развития семейного совместного слушания музыки, пения и музыкально-игровой деятельности в кругу семьи.

В музыкальном киоске предлагается четыре раздела.

    1. Первый раздел - «Русские и мировые классики детям». Здесь представлены CD- диски классической музыки, музыкальные произведения П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, М.И. Глинки, Э. Грига, И. Штрауса и других, специально аранжированные для детей. Также есть диски, где классическая музыка звучит на фоне звуков живой природы.
    2. Во втором разделе - песни из любимых мультфильмов и фильмов-сказок. Дети и взрослые с большим удовольствием слушают полюбившиеся песни. А с помощью дисков-караоке поют их в кругу семьи.
    3. «Играем и поем дома» - так называется третий раздел. Здесь выложены диски с репертуаром той возрастной группы, которую посещает ребёнок. В них собраны пальчиковые игры с музыкой (Е. Железновой), музыкальные игры, танцевальные композиции, полюбившиеся малышам и песни, которые разучивали на занятиях, а затем исполняли на праздниках и концертах в детском саду.
    4. «Баю-бай» - четвертый раздел музыкального киоска. Многообразие колыбельных от хорошо знакомых до фольклорных из сборников «Мир семейно-обрядовой культуры» и «Народные традиции воспитания детей» (Н. Ереминой) помогут родителям создать тесное, интимное и нежное общение взрослого и ребенка в момент засыпания.

Проведение досугов с родителями, направленных на развитие совместного восприятия музыки и эмоционального единения родителей с детьми в музыкально-игровой деятельности.

  1. Путем создания инновационного пространства музыкальной среды:подобрать музыкальные произведения для использования в режимных моментах, организующих процесс пребывания ребенка в группе детского сада, с целью создания эмоционально-комфортной атмосферы в группе.

Для создания эмоционально-комфортной атмосферы в группе, использован Проект «Мир фоновой музыки» (авторы Майорова Т.Л., Кручинина Е.С., Перминова О.Н.), который на всероссийском конкурсе «Росточек. Мир спасут дети» в городе Новосибирске в октябре 2011г. завоевал золотую медаль, с целью насыщения жизни ребенка музыкой, расширения и обогащения опыта ее восприятия, благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений в течение дня, не ограничиваясь рамками специально организованных форм[70].

Особенности проекта: музыка является системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.  
 Цель проекта: гармоничное воздействие на личность ребенка через непроизвольное накопление им музыкальных впечатлений, при координации деятельности всех участников образовательного процесса.  
 Задачи проекта: 

  • способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей;
  • развивать воображение, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности;
  • повысить качество усвоения знаний через активизацию мыслительной деятельности;
  • создать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать фоновую музыку в течение всего дня;
  • пополнить материальную базу дошкольного учреждения музыкальным оборудованием и новыми методическими пособиями.

Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому (и это мы считаем одним из результатов). Например, засыпание, подъем, релаксация и т. д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта. 
Функции ф


Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности