Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа
Цель исследования: изучить и проанализировать особенности развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников и способы их диагностики. Задачи исследования:
Проанализировать общую и частную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на этой основе:
Раскрыть сущность эмоций,
дать характеристику эмоциональной сферы
Выделить закономерности развития эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
Рассмотреть особенности развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха
Глава I. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабослышащих детей
Понятие об эмоциях в современной психологической литературе
1.2. Развитие эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
1.4. Особенности развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха.
Глава II. Методические аспекты проблемы развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха
2.1. Анализ современных методов диагностики особенностей развития эмоциональной сферы детей
2.2. Основные направления и методы эмоционального развития детей с нарушениями слуха
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДЕТСТВА
кафедра логопедии и детской речи
КУРСОВАЯ РАБОТА
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Выполнил студент 34 группы
Калашникова О.В.
____________ «__» ________ 2012г.
Специальность: 050713 Сурдопедагогика
Форма обучения: заочная
Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент
кафедры логопедии и детской речи
Е.В.Траулько___________ «__» ________ 2012г.
Новосибирск 201
Содержание
Глава I. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабослышащих детей
1.2. Развитие эмоциональной
сферы при нормальном
1.3. Психолого-педагогическая
характеристика детей с
1.4. Особенности развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха.
Глава II. Методические аспекты проблемы развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха
2.1. Анализ современных
методов диагностики
2.2. Основные направления
и методы эмоционального
Заключение
Список используемой литературыПриложения
Введение
Эмоциональность – основная психофизиологическая особенность детского возраста. Именно эмоциональность, ее возрастные изменения придают качественное своеобразие поведению детей на разных этапах их развития.
Период от 2 до 6 лет называют «возрастом аффективности». В этом возрасте эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребенка легко испугать, рассердить, но с той же легкостью можно и заинтересовать, вызвать у него удовольствие, радость. Детям свойственна исключительная «эмоциональная заражаемость», они особенно подвержены влиянию эмоций, переживаемых другими детьми и взрослыми (Денисова 3. В., 1978).
Ребенок еще мал, чтобы воспринимать мир разумно, рационально осмысляя его: многое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу.
Нарушение словесного общения частично изолирует слабослышащего от окружающих его говорящих людей, это создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Слабослышащим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, эго приводит к упрощению межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний слабослышащего ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. Поэтому возникает необходимость рассмотрения особенностей эмоционального развития слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха.
Предмет исследования: особенности развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников.
Цель исследования: изучить и проанализировать особенности развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников и способы их диагностики.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Анализ и синтез литературы по проблемам исследования
Наблюдения
Беседы с воспитателями и детьми
Экспериментальная работа
Интерпретационные методы
- анализ результатов опытно-экспериментальной
работы.
Глава I. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабослышащих детей
1.1. Понятие об эмоциях в современной психологической литературе
Эмоциональная сфера рассматривается как целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи (П.К.Анохин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, П.К.Симонов и др.).
С.Л.Рубинштейн, отмечая
взаимосвязь ситуации и потребностей
в эмоциональных процессах, обусловливающих
дальнейшее поведение индивида, говорит
о том, что в эмоциональных
процессах устанавливается
Согласно исследованиям К.Э.Изарда, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимости (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации) [15, с.38].
А.Н.Леонтьев считал, что сфера аффективных, в широком смысле слова, процессов охватывает различные виды внутренних регуляций деятельности, отличающихся друг от друга как по уровню своего протекания, так и по условиям, которые их вызывают, и по выполняемой ими роли [14, с.96]
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях.
К.Изард, автор одной из популярных теорий человеческих эмоций, раскрыл понимание эмоций, включающее три аспекта:
Обобщая его точку зрения, можно сказать, что эмоции - это процесс, включающий нейрофизиологические процессы, субъективное переживание и его внешнее выражение.
Основываясь на характеристике эмоции как процесса, Б.И.Додонов выделяет три его компонента.
Первый компонент - эмоциональное возбуждение, которое определяет мобилизационные сдвиги в организме. Когда происходит определенное событие, имеющее значение для конкретного индивида и оно фиксируется им как эмоциональный процесс, идет нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В некоторых случаях в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных характеристик личности возбудимость, наоборот, может уменьшаться.
Второй компонент - знак
эмоции. В зависимости от оценки
индивидом происходящего
Третий компонент - степень контроля. В некоторых случаях личность в состоянии контролировать свои эмоциональные проявления. Но в случае крайнего возбуждения, при переживании таких эмоций, как паника, ужас, бешенство и т.д., контроль и ориентация невозможны.
В жизни человека чувства выполняют целый ряд функций. Анализ имеющихся в психологии исследований позволил Е.И.Рогову и Т.П.Скрипкиной выделить 6 функций [22, с.41]:
К.Е.Изарду принадлежит одно из ведущих исследований в области эмоций человека [15, с.82]. Он выделил «фундаментальные эмоции» (таблица 1).
Таблица 1. Фундаментальные эмоции человека (по К.Е.Изард)
Эмоция |
Характеристика |
Интерес |
Положительное эмоциональное состояние, которое стимулирует развитие навыков и умений, способствует приобретению знаний, выступает мотивом обучения, побуждает к творческим устремлениям |
Радость |
Положительное эмоциональное состояние, которое связано с возникновением возможности в достаточно полной мере удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до настоящего момента была либо невозможной, либо неопределенной. Одна из максимально желаемых человеком |
Удивление |
В зависимости от ситуации может характеризоваться как положительная, так и отрицательная эмоциональная реакция. Возникает в ответ на внезапно возникшие обстоятельства, вызывая торможение всех предыдущих эмоций и направляя все внимание человека на объект, вызвавший его |
Страдание |
Отрицательно окрашенное эмоциональное состояние. Появление связано с получением достоверной (или недостоверной) информации о невозможности удовлетворения жизненно важной потребности, которое до настоящего момента представлялось в той или иной степени возможным. Характеризуется появлением чувства одиночества, опустошения, снижением активности, жалостью к себе |
Гнев |
Отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, которое может быть вызвано внезапно возникшим большим препятствием на пути удовлетворения исключительно важной для человека потребности. Проявляется в виде сильной внешне выраженной реакции (покраснение кожных покровов учащение пульса, напряжение мышц), сопровождается появлением чувства силы, часто неконтролируемой агрессии по отношению к препятствию или объекту, его воплощающему |
Отвращение |
Отрицательное эмоциональное состояние. Вызывается определенным объектом (предметом, другим человеком, явлением, обстоятельством), непосредственное взаимодействие с которым (физический контакт, наблюдение) резко противоречит с принципами (идеологическими, нравственными или эстетическим) установками человека. Способствует возникновению непреодолимого желания избавиться от объекта, его вызвавшего |
Презрение |
Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое взглядами, жизненной позицией и поведением объекта в процессе общения с ним, которые представляются субъекту общения не соответствующими принятым нормам и правилам, его собственным установкам и ценностям. Приводят к деперсонализации объекта, вызвавшего данное эмоциональное состояние |
Страх |
Отрицательное эмоциональное состояние. Может быть вызвано получением информации о реальной или предполагаемой угрозе жизненному благополучию, целостности субъекта. Стимулирует развитие неуверенности человека в своих силах и возможностях, может парализовать волю к действию. Но в других случаях, в зависимости от личностных особенностей человека и конкретных обстоятельств, может способствовать повышению активности |
Стыд |
Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое осознанием человеком несовпадения собственных мыслей, желаний, поступков, внешности с ожиданиями окружающих и своими собственными |
Вина |
Отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, появляющееся при нарушении моральных и (или) этических норм субъектом в ситуации, за которую он несет личную ответственность |
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха