Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и проанализировать особенности развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников и способы их диагностики. Задачи исследования:
Проанализировать общую и частную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на этой основе:
Раскрыть сущность эмоций,
дать характеристику эмоциональной сферы
Выделить закономерности развития эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
Рассмотреть особенности развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха

Содержание работы

Глава I. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабослышащих детей
Понятие об эмоциях в современной психологической литературе
1.2. Развитие эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
1.4. Особенности развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха.
Глава II. Методические аспекты проблемы развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха
2.1. Анализ современных методов диагностики особенностей развития эмоциональной сферы детей
2.2. Основные направления и методы эмоционального развития детей с нарушениями слуха
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДЕТСТВА

кафедра логопедии и детской речи

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ  ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С  НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

 

 

 

Выполнил студент 34 группы

Калашникова О.В.

                            ____________ «__» ________ 2012г.

Специальность:   050713 Сурдопедагогика

Форма обучения: заочная

Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент

кафедры логопедии и детской  речи

Е.В.Траулько___________ «__» ________ 2012г.

 

 

 

 

 

Новосибирск 201

Содержание

Глава I. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабослышащих детей 

    1. Понятие об эмоциях в современной психологической литературе 

1.2. Развитие эмоциональной  сферы при нормальном онтогенезе

1.3. Психолого-педагогическая  характеристика детей с нарушением  слуха

1.4. Особенности развития  эмоциональной сферы  у детей  с нарушениями слуха.

Глава II.  Методические аспекты проблемы развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха

2.1. Анализ современных  методов диагностики особенностей  развития эмоциональной сферы детей

2.2. Основные направления  и методы эмоционального развития  детей с нарушениями слуха

Заключение

Список используемой литературыПриложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эмоциональность – основная психофизиологическая особенность детского возраста. Именно эмоциональность, ее возрастные изменения придают качественное своеобразие поведению детей на разных этапах их развития.

Период от 2 до 6 лет  называют «возрастом аффективности». В этом возрасте эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребенка легко испугать, рассердить, но с той же легкостью можно и заинтересовать, вызвать у него удовольствие, радость. Детям свойственна исключительная «эмоциональная заражаемость», они особенно подвержены влиянию эмоций, переживаемых другими детьми и взрослыми (Денисова 3. В., 1978).

Ребенок еще мал, чтобы  воспринимать мир разумно, рационально  осмысляя его: многое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу.

Нарушение словесного общения  частично изолирует слабослышащего от окружающих его говорящих людей, это создает определенные трудности  в усвоении социального опыта. Слабослышащим  детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, эго приводит к упрощению межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний слабослышащего ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. Поэтому возникает необходимость рассмотрения особенностей эмоционального развития слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Объект исследования: эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха.

Предмет исследования: особенности развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников.

Цель исследования: изучить и проанализировать особенности развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников и способы их диагностики.

Задачи исследования:

      1. Проанализировать общую и частную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на этой основе:
    • Раскрыть сущность эмоций,
    • дать характеристику эмоциональной сферы
    • Выделить закономерности развития эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
    • Рассмотреть особенности развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха
      1. Проанализировать методики диагностики особенностей развития  эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников и составить систему диагностических заданий для проведения плотного эксперимента.
      1. Рассмотреть основные направления коррекционной работы со слабослышащими детьми по формированию эмоциональной сферы.

Методы исследования:

Анализ  и синтез литературы по проблемам исследования

Наблюдения

Беседы с воспитателями  и детьми

Экспериментальная работа

Интерпретационные методы - анализ результатов опытно-экспериментальной работы. 

Глава I. Теоретические подходы  к проблеме развития эмоциональной сферы  слабослышащих детей 

1.1. Понятие об эмоциях в современной психологической литературе 

Эмоциональная сфера  рассматривается как целостный  класс явлений, охватывающий и примитивные  влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи (П.К.Анохин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, П.К.Симонов и др.).

С.Л.Рубинштейн, отмечая  взаимосвязь ситуации и потребностей в эмоциональных процессах, обусловливающих  дальнейшее поведение индивида, говорит  о том, что в эмоциональных  процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом  событий, совершающимся в соответствии или вразрез потребностям индивида, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, с другой. В результате индивид «настраивается» для соответствующего действия или противодействия [32, с.127].

Согласно исследованиям  К.Э.Изарда, эмоции отражают в форме  непосредственного переживания  значимости (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации) [15, с.38].

А.Н.Леонтьев считал, что  сфера аффективных, в широком  смысле слова, процессов охватывает различные виды внутренних регуляций деятельности, отличающихся друг от друга как по уровню своего протекания, так и по условиям, которые их вызывают, и по выполняемой ими роли [14, с.96]

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях.

К.Изард, автор одной  из популярных теорий человеческих эмоций, раскрыл понимание эмоций, включающее три аспекта:

  1. переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции;
  2. процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма;
  3. поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, в частности, те, которые отражаются на лице [15, с.8].

Обобщая его точку  зрения, можно сказать, что эмоции - это процесс, включающий нейрофизиологические процессы, субъективное переживание  и его внешнее выражение.

Основываясь на характеристике эмоции как процесса, Б.И.Додонов выделяет три его компонента.

Первый компонент - эмоциональное  возбуждение, которое определяет мобилизационные  сдвиги в организме. Когда происходит определенное событие, имеющее значение для конкретного индивида и оно фиксируется им как эмоциональный процесс, идет нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В некоторых случаях в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных характеристик личности возбудимость, наоборот, может уменьшаться.

Второй компонент - знак эмоции. В зависимости от оценки индивидом происходящего события  возникает либо положительная эмоция (если со бытие оценено как позитивное), либо негативная (если событие оценено  как отрицательное). Тогда в первом случае эмоция побуждает на продолжение события, а во втором - на его прекращение.

Третий компонент - степень  контроля. В некоторых случаях  личность в состоянии контролировать свои эмоциональные проявления. Но в случае крайнего возбуждения, при переживании таких эмоций, как паника, ужас, бешенство и т.д., контроль и ориентация невозможны.

В жизни человека чувства  выполняют целый ряд функций. Анализ имеющихся в психологии исследований позволил Е.И.Рогову и Т.П.Скрипкиной выделить 6 функций [22, с.41]:

  1. Отражательная функция, выражающаяся в обобщенной оценке событий. Такая оценка формируется в большей степени на основе сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми.
  2. Побудительная, или стимулирующая, функция. Любое эмоциональное переживание содержит более или менее четкий образ предмета, способного удовлетворить актуальные потребности человека, направления его поиска и собственное пристрастное отношение к нему.
  3. Подкрепляющая функция. Сильнее и надолго запоминаются те значимые события, которые вызывают наиболее сильную эмоциональную реакцию. Если человек однажды испытал чувство радости и удовлетворения от какой-либо деятельности (т.е. получил позитивное подкрепление), есть большая вероятность того, что и в дальнейшем он будет с радостью за нее браться.
  4. Переключательная функция. Наиболее ярко проявляет себя при так называемой борьбе мотивов, когда, например, возникает противоречие между естественным для человека инстинктом самосохранения и чувством долга. В этом случае решающим в проблеме выбора будет привлекательность мотива и его личностная значимость.
  5. Коммуникативная функция. Эмоции являются одним из главнейших факторов, оказывающих влияние на общение между людьми. Мимика и пантомимика, как средства выражения эмоций, позволяют человеку транслировать собеседнику срои переживания, не обозначая их вербально. Кроме того, чувства одного человека непосредственно могут воздействовать на окружающих.

К.Е.Изарду принадлежит  одно из ведущих исследований в области        эмоций человека [15, с.82]. Он выделил «фундаментальные эмоции» (таблица 1).

Таблица 1. Фундаментальные эмоции человека (по К.Е.Изард)

 

Эмоция

Характеристика

Интерес

Положительное эмоциональное  состояние, которое стимулирует  развитие навыков и умений, способствует приобретению знаний, выступает мотивом обучения, побуждает к творческим устремлениям

Радость

Положительное эмоциональное  состояние, которое связано с  возникновением возможности в достаточно полной мере удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до настоящего момента была либо невозможной, либо неопределенной. Одна из максимально желаемых человеком

Удивление

В зависимости от ситуации может характеризоваться как  положительная, так и отрицательная  эмоциональная реакция. Возникает  в ответ на внезапно возникшие обстоятельства, вызывая торможение всех предыдущих эмоций и направляя все внимание человека на объект, вызвавший его

Страдание

Отрицательно окрашенное эмоциональное состояние. Появление  связано с получением достоверной (или недостоверной) информации о невозможности удовлетворения жизненно важной потребности, которое до настоящего момента представлялось в той или иной степени возможным. Характеризуется появлением чувства одиночества, опустошения, снижением активности, жалостью к себе

Гнев 

Отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, которое может быть вызвано внезапно возникшим большим препятствием на пути удовлетворения исключительно важной для человека потребности. Проявляется в виде сильной внешне выраженной реакции (покраснение кожных покровов учащение пульса, напряжение мышц), сопровождается появлением чувства силы, часто неконтролируемой агрессии по отношению к препятствию или объекту, его воплощающему

Отвращение 

Отрицательное эмоциональное  состояние. Вызывается определенным объектом (предметом, другим человеком, явлением, обстоятельством), непосредственное взаимодействие с которым (физический контакт, наблюдение) резко противоречит с принципами (идеологическими, нравственными или эстетическим) установками человека. Способствует возникновению непреодолимого желания избавиться от объекта, его вызвавшего

Презрение

Отрицательное эмоциональное  состояние, вызываемое взглядами, жизненной  позицией и поведением объекта в  процессе общения с ним, которые  представляются субъекту общения не соответствующими принятым нормам и правилам, его собственным установкам и ценностям. Приводят к деперсонализации объекта, вызвавшего данное эмоциональное состояние

Страх

Отрицательное эмоциональное  состояние. Может быть вызвано получением информации о реальной или предполагаемой угрозе жизненному благополучию, целостности субъекта. Стимулирует развитие неуверенности человека в своих силах и возможностях, может парализовать волю к действию. Но в других случаях, в зависимости от личностных особенностей человека и конкретных обстоятельств, может способствовать повышению активности

Стыд

Отрицательное эмоциональное  состояние, вызываемое осознанием человеком  несовпадения собственных мыслей, желаний, поступков, внешности с ожиданиями окружающих и своими собственными

Вина

Отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, появляющееся при нарушении моральных и (или) этических норм субъектом в ситуации, за которую он несет личную ответственность

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха