Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:39, дипломная работа
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач. Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности.
Цель: выявить эффективность методов сказкотерапии и куклотерапии в развитии творческого потенциала.
Введение………………………………….………………………………………3
Глава 1 Психологические основы формирования творческого потенциала личности в младшем школьном возрасте
1.1Особенности личности младшего школьника……………………………………………………..
1.2 Понятие творчество…………………………………………………………
1.3 Пути развития творчества………………………………….
Глава 2.Развитие творчества младшего школьника на основе методов арт-терапии
2.1 История возникновения арт-терапии ……………………………………
2.2 Куклотерапия и ее возможности в развитии творчества
2.3 Сказкотерапия и ее возможности в развитии творчества
Глава 3. Исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.1 Планирование научно-исследовательской работы по исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.2 Описание проведения опытно-практической работы по исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.3 Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КГОУ СПО «Славгородский педагогический колледж»
Школьное отделение
Развивающая игровая терапия как метод арт-терапии в работе с младшими школьниками
(выпускная квалификационная работа)
Научный руководитель:
Грефенштейн Татьяна Эмануиловна
_______________________
(подпись)
Рецензент:
Чечелева Светлана Степановна
___________________________
(подпись)
Выпускная квалификационная
работа допущена к защите
«______» ______________ 2009
___________________________
Выпускная квалификационная
работа защищена
«_____» _______________ 2009
Оценка ___________________
(подпись)
Введение………………………………….……………………
Глава 1 Психологические основы формирования творческого потенциала личности в младшем школьном возрасте
1.1Особенности личности младшего школьника…………………………………………………….
1.2 Понятие творчество……………………………………………………
1.3 Пути развития творчества………………………………….
Глава 2.Развитие творчества младшего школьника на основе методов арт-терапии
2.1 История возникновения арт-терапии ……………………………………
2.2 Куклотерапия и ее возможности в развитии творчества
2.3 Сказкотерапия и ее возможности в развитии творчества
Глава 3. Исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.1 Планирование научно-исследовательской работы по исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.2 Описание проведения опытно-практической работы по исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.3 Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Приложение А….
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач. Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.В. Гнездилов, А.В. Запорожец. Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, П. Торренс. Творческая активность предусматривает самостоятельную художественную деятельность детей, облеченную в своеобразные и доступные ребенку формы. Одним из способов развития творческой активности детей является арт-терапия. Великий русский физиолог А.А.Ухтомский писал: «Только тот, кто воспринимает мир во всей полноте, кто не подходит к нему с готовой меркой, не пытается загнать факты в готовую жесткую схему, является хозяином своего будущего».
Поэтому важной задачей образования является создание условий для развития творческого потенциала школьников, что необходимо начинать с младшего школьного возраста.
Объектная область исследования: педагогическая психология.
Объект исследования: психология воспитания.
Предмет исследования: сказкотерапия и куклотерапия как методы развития творчества младшего школьника.
Проблема: являются ли методы сказкотерапии и куклотерапии эффективными в развитии творчества младшего школьника.
Гипотеза: развитие творчества в младшем школьном возрасте будет эффективно при условии, если:
-использовать потенциал сказкотерапии и куклотерапии в развивающей работе;
-проводить систематическую работу с использованием сказкотерапии и куклотерапии;
-учитывать возрастные особенности детей.
Цель: выявить эффективность методов сказкотерапии и куклотерапии в развитии творческого потенциала.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретическую и методическую литературу по теме.
2. Раскрыть интеграцию сказкотерапии и куклотерапии в развитии творчества младших школьников.
3. Провести исследование по выявлению арттерапевтического воздействия сказкотерапии и куклотерапии на развитие творчества учащихся.
4. Разработать рекомендации по использованию арт-терапии в работе с младшими школьниками.
Глава 1 Психологические основы формирования творческого потенциала в младшем школьном возрасте
1.1Понятие о творчестве
Что же такое «творчество»? Существуют разные точки зрения.
Одни считают, что творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим. Согласно такому пониманию, не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие. Некоторые исследователи, напротив, сужают термин “творчество”, включая в него только познавательную деятельность, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Есть более расширенное определение, в соответствии с которым в центре проблематики творчества находятся не познавательные процессы и не личностные качества, а сущностные проблемы бытия человека в мире, его открытость новым возможностям. С этой позиции, весь мир культуры – продукт творчества человека. Все предметы обыденной жизни некогда появились в воображении их создателей, а теперь стали кристаллизованным, или реализованным, воображением. Многие ученые дают свое определение творчеству. Так, С.А. Рубинштейн определяет творчество как деятельность, созидающую «...нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но в историю развития науки, искусства и т. д.» Подобную точку зрения формулируют A.M. Матюшкин и К.К. Урбан, определяющие творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. По мнению М. Г. Ярошевского, «...творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им продукты»
В приведенных определениях отчетливо проявляется ориентация на процессуальную или продуктивную стороны творчества.
Сущность творчества проявляется в идеях, поведении человека, материальных объектах общества и др. В то же время описания результатов творчества не дают полного представления об этом феномене. Более продуктивны определения творчества, это те которые акцентируют внимание на его процессуальном аспекте. Наиболее глубокое определение творчества принадлежит В.М. Бехтереву, как «созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта». Отталкиваясь от определения В.М. Бехтерева выделяют две группы подходов к сущности творчества:
• подходы, ориентированные на поиск источников;
• подходы, ориентированные на процесс.
В первую группу могут быть включены, по крайней мере, три подхода:
1. Психоаналитический подход утверждает, что творчество является результатом внутриличностных конфликтов.
2. Гуманистическая психология считает, что творчество возникает, когда отсутствуют внутриличностные конфликты. Творческий процесс является реализацией естественного творческого потенциала в случае устранения внутренних барьеров и внешних препятствий.
3. Психометристы, такие как Дж. Гилфорд, считают, что природный творческий потенциал индивида определен генетически и может быть измерен стандартными тестами. Творческий процесс представляет собой взаимодействие двух противоположных типов мышления: дивергентного и конвергентного.
Выделяют также два типа деятельности человека:
- репродуктивную деятельность, при которой человек в той или иной мере повторяет созданные или выработанные ранее приемы;
- творческую деятельность, при которой человек создает то, чего еще никогда не существовало до него.
Творческая деятельность начинается с мечты, поскольку новое сначала надо обозначить, представить, назвать. Именно поэтому творчество делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Творчество – это всегда создание нового. Но не все новое может быть рассмотрено как творческое. Чтобы быть творческим, продукт должен быть не только новым, но и интересным и ценным. По типу продукта, который получается в результате созидательной активности, различают творчество художественное, интеллектуальное и техническое. Характеризуя творчество, одна часть исследователей делает акцент на полученном результате, другая – на процессе его получения. Многие ученые пытались понять условия рождения нового и последовательность происходящих при этом событий. И в 1901 году Т. Рибо выделил три фазы в созидании нового решения:
-накопление фактов, или опыта;
-вызревание ( или “ высиживание”) будущего проекта или образа;
- рождение нового.
Сейчас существует множество классификаций творческого процесса. Они весьма близки друг к другу, и все фиксируют тот факт, что рождение идеи включает как сознательные и рациональные моменты (подготовка, завершение), так и бессознательные, интуитивные (инкубация, озарение), трактуемые как центральное звено творчества. Ученые основное внимание уделяют стадии созревания, одним из механизмов которой считается интуиция- знание, которым обладает человек, не осознающий того, каким путем он приобрел это знание.
Для того чтобы начать характеризовать креативность как творческий процесс, нужно охарактеризовать возраст, в котором мы будем рассматривать этот процесс.
1.2 Психологические особенности формирования личности младшего школьника
В отечественной психологии специфика каждого возрастного этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных новообразований.
С поступлением ребенка в школу, изменяется ведущий вид деятельности. Именно учебная деятельность определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе.
Изменяется и социальная ситуация развития. Младший школьник становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте утрата детской непосредственности характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно сочетается со значимостью сверстников, возрастает роль детского сообщества.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт поведения в этом мире. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и отрицательные. Очень важно вовремя увидеть у школьника положительные задатки, которые можно и нужно развивать и помочь ему в этом.