Развивающая игровая терапия как метод арт-терапии в работе с младшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:39, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач. Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности.
Цель: выявить эффективность методов сказкотерапии и куклотерапии в развитии творческого потенциала.

Содержание работы

Введение………………………………….………………………………………3
Глава 1 Психологические основы формирования творческого потенциала личности в младшем школьном возрасте
1.1Особенности личности младшего школьника……………………………………………………..
1.2 Понятие творчество…………………………………………………………
1.3 Пути развития творчества………………………………….
Глава 2.Развитие творчества младшего школьника на основе методов арт-терапии
2.1 История возникновения арт-терапии ……………………………………
2.2 Куклотерапия и ее возможности в развитии творчества
2.3 Сказкотерапия и ее возможности в развитии творчества
Глава 3. Исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.1 Планирование научно-исследовательской работы по исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.2 Описание проведения опытно-практической работы по исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.3 Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

герман женя.doc

— 941.50 Кб (Скачать файл)

Вариантов их использования множество.

♦              Ребенок берет двух кукол и надевает их себе
на обе руки. Теперь его задача такова: с инто­
нациями, подходящими к выражению куколь­
ных лиц, произнести абсолютно нейтральные
фразы, например, «Светит солнце» или «Ско­
ро зима».

Естественно, что куколка с грустным личиком и куколка с испуганным личиком «произнесут» эту фразу совершенно по-разному — радост­но или гневно, грустно или удивленно, тре­вожно или спокойно.

♦   Детям необходимо придумать историю, подхо­дящую к выражению лица одной из кукол. За­тем эту историю ребенку нужно зарисовать.

♦   Дети прослушивают какое-либо музыкальное произведение, а затем выбирают куклу, под­ходящую к музыке по настроению.

♦   Психолог читает детям стихи и просит выбрать подходящую к их настроению куклу.

 

♦              «Куклартина» (кукольная картина)

В этой очень своеобразной куклотерапевтической методике используется объемная конструкция, не­что вроде ящика средних размеров. Только вместо передней стороны у него рама, зато задняя укра­шена какой-либо картиной, изображающей краси­вый интерьер или живописный пейзаж. Также для куклартины изготавливаются самодельные куклы, символизирующие различные настроения или душев­ные состояния.

Суть куклартины состоит в управлении настрое­ниями. Происходит это при помощи помещения ку­кол, олицетворяющих то или иное настроение, в куклартину. Затем ими можно начинать манипулировать, меняя кукол, а соответственно, и собственное на­строение.

♦              Театрализованные кукольные представления

Наверное, самая распространенная куклотерапевтическая методика — театрализованные кукольные представления.

В куклотерапии всегда находится место театраль­ному началу. Куклотерапия без него немыслима, так же, как без метафоры немыслима сказкотерапия. В результате и саму куклотерапию очень часто понимают как «лечение театром» или «коррекцию по­ведения через кукольный театр». Но этот куколь­ный театр необыкновенный! Это театр, в котором лечат. Это театр, который учит! Это театр, кото­рый подталкивает посмотреть на себя со стороны!

Чаще всего на сцене этого волшебного театра ставят сказки. Но, как и в сказкотерапии, сказки для постановок берутся особые. В них должно рас­сказываться о проблемах, волнующих маленького человечка, и о том, как эти проблемы можно ре­шить. На сцене травмирующая ребенка ситуация бу­дет представлена метафорически, иносказательно, а ребенок, «проиграв» её в безопасной для себя фор­ме, сделает необходимые выводы.

В театрализованном представлении кукла также может научить ребенка правильно себя вести в тех или иных жизненных обстоятельствах или при ка­ких-либо потенциально опасных для жизни ребенка моментах. Это будет весьма доходчиво, хотя бы уже из-за своей наглядности. А уж тот факт, что в ре­зультате репетиций одно и то же жизненное пра­вило ребенку придется повторить многократно, еще больше усиливает эффективность куклотерапии. По­лезной психотренировкой для робких и нерешитель­ных детей является и то, что кукольное представ­ление им придется давать перед зрителями, и здесь не важно, насколько многочисленной будет зритель­ская аудитория.

Учителя начальных классов и воспитатели детских садов уже очень дав­но освоили практику применения перчаточных ку­кол в своей работе. Кукла, изображающая забавное существо или любимого сказочного героя, может стать спутником ребят в стране знаний, осваивая вместе с ними правила и основы учебных дисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3  Исследование влияния сказкотерапии и куклотерапии на развитие творчества младшего школьника

 

 

 

Научно-исследовательская работа, направленная на исследование влияния сказкотерапии и куклотерапии на развитие творческого потенциала младших школьников, проводилась в три этапа:

1.Планирование научно - исследовательской работы по исследованию    влияния сказкотерапии и куклотерапии на развитие творческого потенциала младших школьников.

2.Описание проведения научно - исследовательской работы по исследованию влияния сказкотерапии и куклотерапии на развитие творческого потенциала младших школьников.

3.Анализ результатов  работы по  исследованию влияния сказкотерапии и куклотерапии на развитие творческого потенциала младших школьников.

        Представим подробное описание работы на каждом из этапов.

На этапе планирования был определен вид научно-исследовательской работы – опытно-практическая.

 

3.1 Планирование опытно-практической работы

 

 

 

1. Цель опытно – практической работы:  выявить влияние сказкатерапии и куклотерапии на развитие творческого потенциала  младшего школьника.

2. Место проведения опытно – практической работы: МОУ  «Средняя общеобразовательная школа ».с.Кусак 1 класс.

3. Участники опытно – практической работы - учащиеся 1 класса в количестве 15 человек.

4. Сроки проведения – с 5 февраля по 15 февраля.

5. Определение структуры опытно – практической работы:

а) Входная диагностика ( подборка диагностических методик для проведения исследовательской работы с целью выявления творческого потенциала младших школьников  и обработка результатов);

б) разработка занятий  по сказкотерапии и куклотерапии для младших школьников и  апробирование  системы занятий по сказкотерапии и куклотерапии с детьми младшего школьного возраста;

г) проведение  анализа полученных результатов.

 

 

 

3.2 Описание проведения опытно-практической работы по исследованию влияния сказкотерапии и куклотерапии на развитие творческого потенциала младших школьников.

На начальном этапе проведения опытно-практической работы  была проведена исследовательская работа.

В качестве диагностического инструментария автор выбрал следующие методики:

Тест креативности Торранса

Цель:

Содержание:  «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5–6 лет).

Время выполнения теста–10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15–20 минут.

Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой».

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Фамилия ____________ Имя___________ Дата _____________

Закончи рисунок

На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.

На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.

Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой.

 

 

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает). Далее приведен список № 2, включающий 99% ответов. Для тех ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий этого списка, следует применять новые категории с обозначением их «XI», «Х2» и т. д. Однако это требуется очень редко.

Категории ответов, оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность, значительно удобнее определять по списку № 1 отдельно для каждой стимульной фигуры.

Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная – 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывает-ся за ответы, встречающиеся в 2–4,9% случаев. Данные об оценке категории и оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список.

Премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы за оригинальность при объединении в блоки исходных фигур: объединение двух рисунков – 2 балла; объединение 3–5 рисунков – 5 баллов; объединение 6–10 рисунков – 10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.

Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

Обработка результатов.

Фамилия

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

1

Болева.  Д

8

7

9

19

2

Гречухина.Ж

7

6

7

18

3

Орлюк. Д

7

6

7

17

4

Вибе. К

8

6

8

19

5

Шредер. Д

9

7

8

20

6

Сидоров. В

7

7

9

20

7

Больц

8

6

9

19

8

Больц

9

6

8

17

9

Рыболов В.

7

6

9

18

10

Слюнина. Д

8

7

7

18

11

Иванов. Ж

8

6

9

17

12

Соболев. С

8

6

8

18

13

Соловьев. И

7

7

9

19

14

Сухно.  В

7

7

8

20

15

Хайт Л.

8

6

9

17

             

 

 

 

 

Вывод:

Беглость и гибкость соответствует возрасту. Оригинальность идей – низкая. Разработанность – граница нормы.

 

Средние показатели у учащихся разных классов*

 

Классы

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

1 – 2

9,0(1,2)

7,5(1,7)

10,3 (2,9)

22,4(8,8)

Информация о работе Развивающая игровая терапия как метод арт-терапии в работе с младшими школьниками