Развивающая игровая терапия как метод арт-терапии в работе с младшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:39, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач. Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности.
Цель: выявить эффективность методов сказкотерапии и куклотерапии в развитии творческого потенциала.

Содержание работы

Введение………………………………….………………………………………3
Глава 1 Психологические основы формирования творческого потенциала личности в младшем школьном возрасте
1.1Особенности личности младшего школьника……………………………………………………..
1.2 Понятие творчество…………………………………………………………
1.3 Пути развития творчества………………………………….
Глава 2.Развитие творчества младшего школьника на основе методов арт-терапии
2.1 История возникновения арт-терапии ……………………………………
2.2 Куклотерапия и ее возможности в развитии творчества
2.3 Сказкотерапия и ее возможности в развитии творчества
Глава 3. Исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.1 Планирование научно-исследовательской работы по исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.2 Описание проведения опытно-практической работы по исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.3 Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

герман женя.doc

— 941.50 Кб (Скачать файл)

   Как научиться мыслить более творчески? В ответ на этот вопрос можно предложить целый ряд рекомендаций. Многие психологи советуют записывать все приходящие в голову идеи, как хорошие, так и плохие. Если вы будете стараться выдвигать только хорошие идеи, это  может привести, с одной стороны, к “ухудшению” потенциально плодотворных мыслей, а с другой – к постоянному чувству неудовлетворенности.

   Когда вы  занимаетесь творческой работой, не стоит упражняться в развитии критического мышления (оценка высказанных суждений и создание обоснованного вывода). Дайте себе побольше времени на размышления.

Некоторые психологи советуют разыграть решаемую задачу в лицах или нарисовать ее схему, чтобы создать о ней более наглядное представление. Они рекомендуют разговаривать вслух с самим собой и, разыгрывая задачу в лицах, проходить через все ее решения. Всегда полезно идти по стопам известных творчески мыслящих людей и проявлять упорство. Несколько советов по развитию креативности:

    . Сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность       и выдвигать новые идеи.

    . Не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди.

    . Старайтесь мыслить широко, при этом, не обращая внимания на запреты,      накладываемые культурными традициями.

    . Если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и       попробуйте найти новые пути.

    . Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения.

    . Ищите объяснения странных и непонятных вещей.

    . Преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные       способы применения обычных вещей.

    . Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать       новые подходы.

    . Чтобы выдать “на-гора” как можно больше идей, используйте метод       мозгового штурма.

    . При оценке идей старайтесь быть объективным. Представьте, что они       принадлежат не вам, а другому человеку.

 

 

 

 

 

Глава 2  Арт-терапия  и ее возможности в развитии творчества младшего школьника

 

2.2   Общее понятие об арт-терапии и история ее возникновения

 

              Искусство  возникло  с  целью  общения,  как  средство   коммуникации,   как своеобразный,   эмоциональный   язык.   Прообраз современной арт-терапии сохранился в архаических формах искусства – в народном творчестве. Здесь непосредственнее всего выражена опора на символический  язык  «коллективного бессознательного». Склонный к символизации, человек   бессознательно преобразовывал в символы предметы и формы  окружающего  мира  и  использовал эти символы, как в религии, так и в изобразительном искусстве.

                    Несмотря на древние корни, как самостоятельное направление в  коррекционной  и  профилактической  работе  арт-терапия  насчитывает   всего несколько десятилетий.

                    Наиболее широкую известность она получила в середине XX века. Термин «арт-терапия» впервые был употреблен Адрианом Хиллом  в  1938  году при описании  своих  занятий  изобразительным   творчеством   с    больными в санаториях. Затем этот термин  стал  применяться  ко  всем  видам терапевтических   занятий     искусством    (музыкотерапия,    драматерапия, танцедвигательная терапия и т.п.).    

                    Терапия  искусством  по  своей  природе  радикальна.  Она  связана   с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое:

  . развивать в себе  спонтанность  и  совершенствовать  внимание,  память,

    мышление (когнитивные навыки);

-развивать творческие способности

  . самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;

  . повышать самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности;

  . развивать навыки принятия решений;

  . расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства

  и  многое другое.

                    На первом плане арт-терапии – вера в творческую  основу  человека.  Но задача её не сделать всех людей художниками  или  актерами,  а  возбудить  у индивида  активность, направленную на реализацию его  предельных  творческих возможностей с целью решения проблемы.

В рамках психологического направления арт-терапия качественно изменяет состояние личности (снижается тревожность, изменяется самоотношение, развивает твор­ческое воображение). Отношения в системе «педагог—ребенок», основываясь на личностно-ориентированном подходе в работе средствами искусства, способствуют активизации творческих проявле­ний, изменению поведения и развитию разнообразных форм коммуникации. В педагогическом направлении арт-терапия позволяет рассматривать не только художественное воспита­ние в рамках специального и дополнительного образования, но и развитие, обучение, формирование основ художест­венной культуры ребенка, овладение им практическими навыками и умениями.      Арт-терапия имеет ряд преимуществ перед други­ми — основанными исключительно на вербальной комму­никации — формами терапевтической работы.

1. Арт-терапия  практически не имеет ограничений в использовании, каждый человек  может участвовать в арт-терапевтической работе, поэтому нет оснований говорить о противо­показаниях.

2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, и это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний

3.  Изобразительная деятельность является мощным сред­ством сближения людей, своеобразным мостом между специалистом и участником арт-терапевтического про­цесса, что ценно при обсуждении сложных и деликат­ных вопросов.

4. Продукты творческой деятельности являются объек­тивным свидетельством настроений, мыслей, убеж­дений человека, что позволяет их использовать для динамической оценки состояния, проведения соот­ветствующих исследований и сопоставлений.

5. Арт-терапия основывается на мобилизации творческого потенциала человека и в большинс­тве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, сформировать активную жизненную позицию.

                  Арт-терапия — один из методов пси­хологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуаль­ном, эмоциональном и личностном развитии человека.

                   Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисованием. Задача арт-терапии — предоставить всем нуждающимся такую возможность.     В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожида­ния и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности ребенка, реализуемые в процессе арт-терапии, — это интеллектуальное и эмо­циональное развитие, раскрытие творческого потенциала.

 

2.2    Сказкотерапия и ее возможности в развитии творческого потенциала младшего школьника

 

 

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, творчество, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими... Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии, и один из самых молодых методов в современной научной практике.

Несмотря на то, что сказкотерапия не имеет возрастных ограничений и множество разработок адресовано взрослым, существует "миф" о том, что этот метод является "детским".
Сказкотерапия незаменима при тревожных состояниях, немотивированной агрессии, различных фобиях,  замкнутости, трудностях в общении и других расстройствах, а вместе с тем сказка может создать благоприятные условия для развития творческого потенциала школьников.
Более того, в самостоятельном сочинении сказки, ребенок имеет возможность манипулировать сценарием, направлять ход событий в определенном направлении, а значит это первый опыт влиять на свое настроение, первые навыки самоконтроля.
Сказкотерапия – это форма познания и лечения души.
Сказкотерапия исследует сказки как форму существования и проявления психических процессов и создает сказки, благотворно влияющие на психику.В результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни. И, заметьте, всегда счастливый конец! Слушатель всегда сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета, отзываясь на них душой.
Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Развитие творческого (креативного) мышления, то есть способности удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта.

Именно сказка создает условия для развития фантазии и творчества, стимулирует интерес к творчеству.

Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает "правополушарный" тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывалось у ребенка благополучно (заботливые родители и педагоги читали, рассказывали сказочные истории, совместно их обсуждали), -- то в бессознательном маленького человека формируется своеобразный "банк" жизненных ситуаций. То есть набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве Мира и пр. Если сказочные и мифологические истории не обсуждались с ребенком, а просто читались или рассказывались, этот "банк", эти знания находятся в ПАССИВНОМ состоянии. Это тоже прекрасно, ибо РЕСУРС успешной социализации в любом случае у ребенка имеется.

Если же взрослые нашли в себе силы и мудрость обсуждать с ребенком сказочные истории, осмыслять ЖИЗНЕННЫЕ УРОКИ, ища параллели с реальными явлениями, то "банк" знаний о Мире переходит в АКТИВНОЕ состояние. Что это значит? Ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями; размышляет о своем ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ, исследуя собственные способности и возможности; осознанно и неосознанно проявляет созидательные ипостаси души.

Для того чтобы стать направлением в практической психологии сказкотерапия прошла большой путь. Она была и продолжает быть средством передачи опыта и знаний "из уст в уста". Она была и продолжает быть предметом исследований различных специалистов (ведь надо же кому-то "расшифровать" древние послания!). Она служила и продолжает верно служить многим психологам, психотерапевтам и педагогам как техника психологической помощи и развития творческого потенциала детей.

Может возникнуть мысль: а не уводят ли занятия сказкотерапией от реальности? Легче всего ответить: нет, не уводят, а наоборот, приводят. Однако, это было бы не совсем верно. Многое зависит от возраста. Детей, безусловно, занятия сказкотерапией не уводят от реальности. Каждое занятие сказкотерапевт завершает, обсуждая с ребятами ответы на вопрос: чему научила нас сказка, и как мы эти знания и опыт будем использовать в ситуациях нашей жизни? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята "мудреют", познают жизнь, приобретают социальные навыки.

Может показаться, что сказкотерапия универсальный метод. В контексте осмысления жизненного опыта, возможно. Но, как известно, универсальных методов не бывает, и в этом большое завоевание современной практической психологии.

Современная сказкотерапия "трех лика". Она имеет "лик" диагностический (арсенал проективных методик для исследования человека); "лик" воздействующий и "лик" профилактический (или развивающий).

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных.

И еще один секрет метода состоит в следующем: в сказкотерапии важно действие, но еще более важно ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующий развитие школьника.

При использовании психотерапевтических сказок важны три вещи:

            Уместность

            Искренность

            Дозированность

Как бы ни любил психолог сказки, их использование должно быть уместным. В противном случае можно исказить всю идею. Первую психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда она наиболее ярко и образно иллюстрирует основную мысль психолога при формулировании "обратной связи" клиенту.

Рассказывание психотерапевтической сказки -- это всегда сокращение "дистанции" с клиентом. Следовательно, от сказкотерапевта требуется проявление открытости и искренности.

Психотерапевтические сказки побуждают к размышлению. Часто это процесс длительный. Поэтому нельзя "перегружать" клиента сказками, чтобы он не утратил к ним чувствительность.

Сегодня, когда многие из нас сознательно, а многие и

бессознательно, ищут нравственные ориентиры, переосмысляют жизненные ценности, именно обращение к сказке позволит заново открыть, вспомнить о простых и глубоких истинах. Именно обращение к сказке позволит напитать Душу Добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

Официальной датой основания Института сказкотерапии считается 1998 год. Однако появление института предсказывали еще Братья Стругацкие в повести "Понедельник начинается в субботу" -- знаменитый НИИЧАВО (Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства). Далее, в 1982 году на экраны вышел любимый многими фильм "Чародеи", действие которого происходит в НУИНУ (Научном универсальном институте необыкновенных услуг). Итак, в 1998 году инициативная группа первых в нашей стране сказкотерапевтов решила -- необходимо сделать акт "социальной интеграции". Так появился давно предсказанный Институт сказкотерапии.

Институт совсем молодой, однако сказкотерапия -- самая древняя психолого-педагогическая и воспитательная технология. Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин -- сказкотерапия. Понимая под ним способы передачи знаний о духовном пути души и созидательной социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказкотерапию системой, сообразной духовной природе человека.

Информация о работе Развивающая игровая терапия как метод арт-терапии в работе с младшими школьниками