Развивающая игровая терапия как метод арт-терапии в работе с младшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:39, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач. Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности.
Цель: выявить эффективность методов сказкотерапии и куклотерапии в развитии творческого потенциала.

Содержание работы

Введение………………………………….………………………………………3
Глава 1 Психологические основы формирования творческого потенциала личности в младшем школьном возрасте
1.1Особенности личности младшего школьника……………………………………………………..
1.2 Понятие творчество…………………………………………………………
1.3 Пути развития творчества………………………………….
Глава 2.Развитие творчества младшего школьника на основе методов арт-терапии
2.1 История возникновения арт-терапии ……………………………………
2.2 Куклотерапия и ее возможности в развитии творчества
2.3 Сказкотерапия и ее возможности в развитии творчества
Глава 3. Исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.1 Планирование научно-исследовательской работы по исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.2 Описание проведения опытно-практической работы по исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.3 Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

герман женя.doc

— 941.50 Кб (Скачать файл)
fy">Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным для

раскрытия индивидуальных особенностей и способностей детей; развития их творческого потенциала.

Мы думаем, что учителю очень важно владеть данной информацией, чтобы умело осуществлять процесс формирования личности,   поскольку он является исключительно значимым для детей данного возраста.

Он может создать условия для:

-вовлечения  «изолированного»  ученика в интересную деятельность;

-оказания помощи в достижении успеха в той или другой деятельности в зависимости от возможностей ученика;

-выработки уверенности в себе, отсутствие которой делает их очень застенчивыми;

- развития творческого потенциала ученика.

Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Не зря именно этот возрастной период характеризуется стремлением ребенка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной умелости, компетентности, полноценности или, в случае неудачи, напротив, чувства неполноценности. Очень важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость, а в этом ему и должен помочь учитель, психолог, ведь в каждом ребенке обязательно есть что-то ценное, что не всегда хотят увидеть взрослые. Учителю важно найти те формы работы, которые помогут каждому школьнику самовыразиться и, следовательно, утвердиться в своем коллективе через участие в творческой деятельности.

Личность – это всегда индивидуальность, и воспитывать личность психологически означает формировать самостоятельного, независимого, не похожего на других людей человека.    Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств.

Таким образом, можно сделать вывод, что учитель играет очень важную роль в жизни каждого ребенка. Он помогает ребенку раскрыться, развить свои личностные качества, творческие способности именно посредством различных форм и методов работы. Учителю лишь необходимо подобрать те формы и методы, которые будут наиболее эффективны в работе с ребенком. Вместе с тем важно создать условия для развития личности, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности, взаимопомощи, раскрытия его творческих возможностей.

 

 

                       1.3    Факторы, влияющие на интенсивность творчества

   Как вы представляете себе творческую личность? Наверное, в образе сумасбродного фантазера, не похожего на нормальных людей. Андрисон обнаружил, что писатели более подвержены эмоциональным перепадам настроения, чем люди других профессий. Многих из людей, занимающихся

творческой деятельностью, окружающие считают неуживчивыми, независимыми, самоуверенными и легко поддающимися смене настроений.

   Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также и большой работы. Мадиган и Элвуд подчеркивают важное значение таких качеств, как любознательность и упорство. Они описывают, как швейцарский изобретатель Жорж де Местраль придумал застежку-“липучку”. Однажды на охоте к его одежде и шерсти собаки пристали головки репейника. Стараясь отодрать их от одежды, де Местрель заинтересовался, почему они так крепко прилипают к ткани. Он рассмотрел репьи под микроскопом и обнаружил, что на каждой головке имеются сотни маленьких крючочков. Много лет он настойчиво пытался найти способ крепления подобных крючочков к ленте из ткани. В конце концов, у него получилась “липучка”.

   У других творческих личностей процесс творчества происходит примерно так же. Бетховен проводил долгие часы за сочинением музыки, потом рвал исписанные листы и переписывал их заново.

Большинство исследователей соглашается, что для начала творческого процесса необходима проблема, то есть цель и отсутствие известного способа ее достижения. Таким образом, стремление к чему-то и отсутствие возможностей этого достичь побуждает самостоятельно искать путь решения проблемы. Человек полностью довольный всем, не имеет желания придумывать. Всякое творчество зиждется на опыте. Кажется невероятным. Но все созданное многообразие , тем не менее, строится на формах, воспринятых из реального мира и в дальнейшем видоизмененных. Богатый опыт – один из факторов  активации творческой мысли.

Другим фактором является время. Творчество зависит от состояния человека.  Весьма часто способствует творчеству интенсивное эмоциональное переживание, например любовь. Она не только будит фантазию, но и дает силы для ее воплощения в жизнь, что требует иногда не меньших, а даже больших усилий, чем придумывание образа.

И , наконец, творческий процесс зависит от культуры, в которую погружен человек. Всякий творческий человек всегда является плодом своего времени своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и отчасти опирается на те возможности, которые опять-таки существуют вне его. Социальные потоки ведут творческую личность своими напряжениями, заставляя ее переживать эти напряжения как свои проблемы и решать их как свои личные страдания и радости. Творчество  представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последующая форма определена предшествующими и сама, в свою очередь, является точкой расхождения для последующих форм. В последнее время возникла точка зрения, что культура влияет на творчество, в том числе через особенности воспитания. Не менее значимым фактором являются личностные особенности, которые, с одной стороны, позволяют создать нечто новое, с другой – дают силы для преодоления тех многочисленных преград, которые всегда встают на пути нового. Есть люди легко придумывающие новые варианты форм и новые объяснения явлениям, но есть и такие, для которых изменчивость сродни чему-то неприятному и тревожному. Однако и это можно объяснить особенностью среды, в которой развивается ребенок: она может активно поощрять в нем созидательные способности, иногда даже и слабо выраженные, но может и не менее активно препятствовать их проявлению, подавляя явно различимый талант. Отчленить  роль культуры и личности в творческом процессе пока не представляется возможным.

Вместе с тем , надо отметить, что творчество во многом зависит от таких познавательных процессов, как мышление и воображение.

Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей.

           А.              Оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженных стремлений к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

Б.              Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширить функциональное применение на практике.

В.               Образная адаптированная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

Г.              Семантическая спонтанная гибкость, т. е.  способность продуцировать разнообразные идеи неопределенной ситуации, в частности,  такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом.

В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решений творческой задачи.

Рассмотрим эти условия в обобщенном виде.

1.Если в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его в дальнейшем придерживаться данного способа решения. При встрече с новой задачей человек стремится применить его в первую очередь.

2.Возникновение стереотипа мышления, который в силу указанных выше условий мешает человеку отказаться от прежнего и искать новый, более подходящий путь решения задачи. Один из способов преодоления такого сложившегося стереотипа состоит в том, чтобы на некоторое время вообще прекратить попытки решения задачи, и затем вернуться к ней с твердой установкой пробовать для поиска решения только новые пути.

3.Чем больше усилий было затрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорционально стремлению использовать его как можно чаще на практике.

4.Интеллектуальные способности человека, как правило, страдают от частых неудач, начинается автоматически возникать страх при встрече с новой задачей. Мышление, связанное с риском для собственного «я», в итоге человек теряет веру в себя, у него накапливаются отрицательные эмоции, которые мешают ему думать. Чувство успеха для усиления интеллектуальных потенций людей столь же необходимы, как и ощущение правильности какого-либо движения для его усвоения.

5.Максимум эффективности в решении интеллектуальных задач достигается при оптимальной мотивации и соответствующему уровню эмоционального возбуждения. Этот уровень для каждого человека индивидуален.

6.Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческих задач. Однако соответствующие знания должны быть разнонаправленными, так как они обладают способностью ориентировать мышление на различные подходы к решению.

              У творческих людей нередко чувствительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные, детские черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.

              Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей, те недостатки, о которых говорилось выше или, также что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому? На данный вопрос дают ответ Г. Линдсей, К. Хаял и Р. Томпсон. Они считают, что серьезными препятствиями на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и:

              1. Склонность к конформизму, выражающаяся в стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.

              2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.

              Обе сказанные тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем возрасте, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей.  Если это вызывает у них смех или осуждение. Либо ребенку навязывается способ решения задачи.

              3. Показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критики мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно распространено следующее мнение: критиковать человека – значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение. Этому мы, к сожалению, с детства учим своих детей, совершенно не думая о том, что в данном случае приобретение вежливости, тактичности, корректности и прочих полезных качеств происходит за счет утраты другого, не менее ценного свойства: иметь и уметь отстаивать, открыть, высказывать, защищать собственное мнение, не заботясь о том: понравится или не понравится оно окружающим.

              В этом собственно и состоит требования к человеку всегда оставаться честным и откровенным.

              4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию, опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

              5. Завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали или создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем не делиться и оставить при себе.

              6. Высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи.

              7. Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий.

              Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

              Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка  с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте.

              Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обязательно предлагать свою. В жизни большинства людей, для того, чтобы творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления. Интеллектуальные способности человека, как, оказалось, сильно страдают от частых неудач. Если людям в течение достаточно длительного периода времени предложить решать только трудные неподвластные их уму задачи, а затем дать более легкие, то с этими последними после долгих неудач они будут справляться плохо.

              Не все взрослые творческие люди обязательно хорошо успевали в школе. При сравнении их с менее творческими людьми обнаруживается немало примечательных различий. Самым интересным из них оказалось то, о чём уже говорилось выше: сочетание у творческих личностей интеллектуальной зрелости и «детских» черт характера.

              С понятием творчества неразрывно связанно понятие интеллект. Под ним понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающий человеку успех в решении разнообразных задач. Хотя интеллект является одним из самых изученных психологических понятий, в его понимании имеется много различий. Одни считают интеллект некоторой общей умственной способностью, другие полагают, что в этом понятии объединены представления о развитие творческого мышления.

Информация о работе Развивающая игровая терапия как метод арт-терапии в работе с младшими школьниками