Развивающая игровая терапия как метод арт-терапии в работе с младшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:39, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач. Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности.
Цель: выявить эффективность методов сказкотерапии и куклотерапии в развитии творческого потенциала.

Содержание работы

Введение………………………………….………………………………………3
Глава 1 Психологические основы формирования творческого потенциала личности в младшем школьном возрасте
1.1Особенности личности младшего школьника……………………………………………………..
1.2 Понятие творчество…………………………………………………………
1.3 Пути развития творчества………………………………….
Глава 2.Развитие творчества младшего школьника на основе методов арт-терапии
2.1 История возникновения арт-терапии ……………………………………
2.2 Куклотерапия и ее возможности в развитии творчества
2.3 Сказкотерапия и ее возможности в развитии творчества
Глава 3. Исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.1 Планирование научно-исследовательской работы по исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.2 Описание проведения опытно-практической работы по исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.3 Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

герман женя.doc

— 941.50 Кб (Скачать файл)

 

Диагностика первого класса. № 2.

           ВОЗРАСТ: 7 – 8ЛЕТ.

Дата проведения теста: 19.02.10.

 

Фамилия

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

1

Болева.  Д

9

8

9

20

2

Гречухина.Ж

8

8

8

19

3

Орлюк. Д

8

7

8

18

4

Вибе. К

8

7

9

20

5

Шредер. Д

9

8

9

21

6

Сидоров. В

8

8

9

20

7

Больц

9

7

9

19

8

Больц

9

7

8

18

9

Рыболов В.

8

7

9

19

10

Слюнина. Д

8

7

8

18

11

Иванов. Ж

8

7

9

19

12

Соболев. С

8

7

8

18

13

Соловьев. И

9

8

9

19

14

Сухно.  В

8

8

8

20

15

Хайт Л.

9

7

9

19

             

 

 

 

 

Вывод: Беглость и гибкость соответствует возрасту. Оригинальность идей – низкая. Разработанность – верхняя граница нормы.

 

Нами были приведены такие занятия как:

1 «Сказки у свечи»

2 « Вместе мы одна семья»

3. «Мы на одно лицо»

4. « Добрая душа»

5. « Русская народная сказка»

6. « В гостях хорошо, а дома лучше»

7. « Сказочная Страна»

 

    

Сказки у свечи.

Цели: создать условия для

-развития творческих способностей детей;

-воспитания нравственности, любви к книгам.

Ведущий: Здравствуйте, мои хорошие! Проходите, садитесь! Сегодня я позвала вас к себе на посиделки и зажгла свечу. Как у нас хорошо, уютно, тихо. Посмотрите на огонек свечи, протяните к нему ладошки. Какой он, этот огонек? Что вы чувствуете?  (От огонька тепло, светло.) Приятно смотреть на огонек? Нравится?

(появляется домовенок Кузя)

Кузя: И мне, и мне нравится!

Ведущий: Кто это ребята?

Кузя: Да это же я Кузя! Вы что меня не помните? Я домовенок Кузя. Ой, беда! Дом у вас есть а, домового нет. Без домового нельзя. Я теперь буду у вас жить. Я уже побывал здесь ночью, все посмотрел. У вас хорошо тепло, уютно, чисто. Игрушек много. И сказки рассказывают.

Ведущий: Хорошо, Кузенька, оставайся  у нас. И правда, сказки дети любят и не просто любят- даже сами сочиняют их.

Кузя: Неужто  сами? Не может быть.!

Ведущий: Хочешь послушать?

Кузя: Да!

Ведущий: Ребята вы дома сочинили сказку и даже нарисовали картинки к ним. Одну сказку я вам сейчас расскажу.

 

«Друг познается в беде»

Морозным солнечным днем играл зайчик в тундре. Весело прыгал, прыгал и не заметил, как попал в ямку и сломал лапку. Лежит в ямке и плачет. Бежит мимо белый песец.  Увидел его зайчик, позвал:

- Помоги мне, пожалуйста! Принеси палочку . Я ее привяжу к сломанной лапке – поправлюсь!

- А что ты мне за это дашь? – спросил песец.

- Корешок вырою.

- Я не ем корешки, - ответил песец и убежал.

Лежит зайчик в ямке и плачет. Идет мимо олень. Увидел его зайчик, позвал:

- Олень, помоги мне, пожалуйста, принеси палочку. Я ее привяжу к сломанной лапке.

Ничего не попросил олень у зайчика, откопал копытом палочку из- под снега, принес, помог зайчику привязать  ее к лапке. Зайчик поблагодарил оленя.

Прошло некоторое время, лапка зажила, и зайчик опять  отправился в тундру. Увидел: песец попал в капкан.

- Помоги мне , зайчик! – попросил песец.

- А что ты мне за это  дашь?

- Мышку поймаю.

- Я не ем мышей, - ответил зайчик.

И хотел прыгнуть как можно дальше, но вспомнил оленя, и стыдно ему стало Вернулся к песцу и помог ему освободиться. Сказал песец зайчику спасибо, и побежали они вместе по зимней тундре.

Ведущий: О чем эта сказка? (ответы детей)

Кузя: Можно я отвечу? Эта сказка о дружбе, взаимопомощи, добре.

Ведущий: Правильно Кузенька!

-А главные кто герои? (ответы детей)

-Как можно по другому  их назвать? (животные)

Значит, есть сказки о животных. А еще есть волшебные сказки. В них действуют сказочные существа:  эльфы, феи, чародеи, Баба – Яга. Есть в них и волшебные предметы. Ребята, давайте вспомним волшебные предметы, нарисуем и расскажем, в каких сказках вы читали о них.

-А какие волшебные предметы вы знаете? (волшебная палочка, молодильные яблоки, цветик – семицветик, живая и мертвая вода.

Молодцы ребята, а теперь нарисуйте мне любой  сказочный предмет?

Кузя: И я, и я тоже знаю! Можно я скажу?

Ведущий: Ну говори Кузенька!

Кузя: Ступа и метла. Я их у Бабы – яги видел, когда у нее в избушке  на курьих ножках жил!

Ведущий: Правильно, Кузя! А еще есть сказки бытовые . В них рассказывается обо всем что нас окружает.

Кузя: Как мне нравятся сказки! Хочу научиться сочинять сказки! Я знаю несколько сказок, а вот сам сочинять не умею.

Ведущий:  Не расстраивайся, Кузенька! Ты можешь научиться сочинять сказки вместе с ребятами. А начнем мы учиться на следующих посиделках. Хорошо Кузенька? Хорошо Ребята?

Кузя: Конечно, хорошо! Я с радостью! Да и ребята, неверное, хотят научиться, правда, ребята? (ответы ребят).

Ведущий:  Ребята а вам мы зададим задание сочинить сказку чтобы в ней был какой – нибудь волшебный предмет. И если у вас будет желание нарисуйте к ней иллюстрацию. А на следующем занятии мы с вами сделаем  сказочную выставку. Ну а сейчас мы говорим вам до свидания.

Кузя: До свидания.

Ведущий: До новых встреч.

 

  

 

«Вместе мы одна семья»

Цель: создать условия для

- обучения характеристике  персонажей сказки;

- лучшего понимания  характеров героев произведения и их взаимоотношения, взаимопомощь;

- активизировать речь.

 

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуй Кузя.

Кузя: Здравствуйте, ребята! (звучит музыка: шум ветра. Появляется Баба Яга. Кузя прячется и просит не выдавать его).

Баба Яга: Кузенька где же ты? Убежал от меня проказник… Как же я без него жить буду? Кто мне сказки будет рассказывать?  Он такой хорошенький, лохматенький, рыженький, веснушчатый! Дети вы его не видели?

Дети: Нет, не видели.

Ведущий: Ох! Нехорошо старую бабушку обманывать.

Кузя: Ой, беда! Нехорошо! Но я не хочу у нее жить,  быть бабенышем – ягенышем! (появляется)

Баба Яга: Вот ты где, мой хороший! Пошли - ка домой, я  пирожков испекла, твоих любимых, с капустой!

Кузя: НЕ пойду! Ты меня сказки заставляешь рассказывать. А здесь мне их рассказывают. И пирожки с капустой тоже, наверное, пекут.

Баба Яга:  Да разве я виновата, что не знаю сказок? Это вам малышам сказки рассказывают. А мне Бабе Яге кто это станет делать?

          Ведущий: Не расстраивайся, Баба Яга! Садись с ребятами . Сейчас мы еще одну сказку покажем да расскажем. Где живут сказки? (в книжках). Правильно, сказки живут в книжках! И дома у сказок разные – есть новые, есть старенькие, ветхие, как избушки- развалюшки.

          Кузя:  А в этих домах для сказок домовые живут? Бывают книжные Домовые? 

          Ведущий: Так нам тебя, Кузенька, не хватает! Такого любопытного, смешного, доброго!

Кузя:  Какой я хороший, оказывается!

          Ведущий: Значит, сказки живут в книжках – это их дом. А знаете, ребята, раз мы о доме заговорили, давайте вспомним сказочные дома. Какие дома бывают? Вот сейчас ребята и расскажут, да еще и покажут. (показ рисунков и рассказ)

           Дети: Избушка на курьих ножках, рукавичка, теремок, дворец,  палаты, цветок, нора.

           Кузя: Как много сказочных домов! Я про такие  даже не слыхивал.

           Ведущий: Ты еще много чего нового узнаешь, Кузенька, на наших посиделках. А сейчас смотрим сказку о сказочном доме, который называется  «Теремок»

 

 

 

 



Теремок

Действующие лица:

Мышка
Лягушка
Заяц
Лиса
Волк
Медведь

Слева стоит теремок. Справа – несколько деревьев. На втором плане лес. На поляну из-за деревьев выходит мышка с узелком и направляется к теремку.

Мышка (поет)

Каждый должен где-то жить
И зимой, и летом.
Как же Мышке не тужить,
Если дома нету?
Каждый должен где-то спать
И обедать где-то.
Как же мне не горевать,
Если дома нету?

Мышка останавливается перед теремком.Мышка

Что за славный теремок –
Не большой, не маленький.
Он не заперт на замок,
Не закрыты ставенки.
Флюгерок стоит на крыше,
Под окном сирень цветет.
Вы скажите серой мыши,
Кто тут в тереме живет?
Я готовить мастерица,
Шить могу и вышивать.
Я хочу здесь поселиться,
Чтобы жить да поживать!

Мышка оглядывается по сторонам. Ей никто не отвечает. Она входит в теремок и выглядывает из окошка.

Мышка

Хватит мне бродить по свету,
Будет мне тепло зимой.
Если никого здесь нету,
Значит, домик этот – мой!

Мышка исчезает в окне. На поляну из-за деревьев выходит Лягушка с узелком и направляется к теремку.

Лягушка

Что за славный теремок!
Ах, какое чудо!
Он не низок, не высок,
Рядышком запруда!
Из трубы дымок идет.
Дверь мне отворите!
Кто тут в тереме живет,
Ну-ка, говорите!

Из окна выглядывает Мышь.

Мышка

Мышка здесь живет норушка!
Кто ты будешь, отвечай!

Лягушка

Я Лягушка-поскакушка,
Будем пить с тобою чай!
Я умею плавать брасом,
Воду из реки носить.
Со своим пришла матрасом
И прошу меня пустить!

Мышка

Для тебя найдется место,
Веселее жить вдвоем.
Вот сейчас замесим тесто,
А потом чайку попьем!

Лягушка входит в дом. Мышка исчезает в окне. На поляну из-за деревьев выходит Зайчик с узелком и направляется к теремку.

Зайчик

Что за славный теремок
Вырос среди леса?
Заяц-принц здесь жить бы мог
С заячьей принцессой!
Посажу я огород
Рядом на лужайке.
Кто тут в тереме живет,
Расскажите Зайке!

Мышка выглядывает из окна.

Мышка

Мышка здесь живет норушка.

Лягушка выглядывает из окна.

Лягушка

Кто тревожит наш покой?
Я Лягушка-поскакушка.
Говори, кто ты такой!

Информация о работе Развивающая игровая терапия как метод арт-терапии в работе с младшими школьниками