Развивающая игровая терапия как метод арт-терапии в работе с младшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:39, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач. Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности.
Цель: выявить эффективность методов сказкотерапии и куклотерапии в развитии творческого потенциала.

Содержание работы

Введение………………………………….………………………………………3
Глава 1 Психологические основы формирования творческого потенциала личности в младшем школьном возрасте
1.1Особенности личности младшего школьника……………………………………………………..
1.2 Понятие творчество…………………………………………………………
1.3 Пути развития творчества………………………………….
Глава 2.Развитие творчества младшего школьника на основе методов арт-терапии
2.1 История возникновения арт-терапии ……………………………………
2.2 Куклотерапия и ее возможности в развитии творчества
2.3 Сказкотерапия и ее возможности в развитии творчества
Глава 3. Исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.1 Планирование научно-исследовательской работы по исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.2 Описание проведения опытно-практической работы по исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.3 Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

герман женя.doc

— 941.50 Кб (Скачать файл)

Михайло Иваныч (примирительно)

Давайте похлебку
Свою доедим,
Подбросим дров в топку
Да час посидим,
Погреем немного
Уставшие лапы.

Медвежонок пытается зачерпнуть своей ложечкой из маминой чашки, она его бьет своей ложкой по лбу.

Настасья Петровна

А ну-ка не трогай,
Проси вон у папы.

Медвежонок подходит к медведю и пытается зачерпнуть своей ложечкой из его большой чашки. Медведь отпихивает его.

Михайло Иваныч

Ты б лап не совал-то,
А ну отойди!
Еду прозевал, так
Голодный сиди!

Медвежонок возвращается на место. Медведь и медведица доедают похлебку. Все трое скрываются за правой кулисой. Стол исчезает, появляются три стула. Мишуткин стул лежит на полу. Медведи появляются из-за левой кулисы. Медведь походит к своему стулу и садится.

Михайло Иваныч

Я вижу, на стуле
Сидел моем кто-то,
Как вошь на бауле,
А сдвинуть охота!

Медведица подходит к своему стулу и садится.

Настасья Петровна

Мой стул тоже сдвинут,
Не так он стоял!

Медвежонок подходит к своему стулу.

Мишутка (чуть не плача)

А мой опрокинут!
Кто стул мой сломал?

Михайло Иваныч

Ну вот, посидели,
Пора спать ложиться.
Авось, на постели
Поменьше тужится.
А завтра, гулять коль
По лесу пойдем.
Уж мы того татьку
В яруге найдем.

Медведи встают со стульев и скрываются за правой кулисой. Стулья исчезают, появляются три кровати. В самой маленькой спит Маша. Медведь подходит к самой большой кровати.

Михайло Иваныч (удивленно)

Ну, надо же, даже
В кровать он забрался!
Ему мы покажем,
Лишь только б попался!

Медведица подходит к своей кровати.

Настасья Петровна

В моей он кровати
Помял всю постель.
На части порвать бы
Таких вот гостей!

Медвежонок подходит к своей кроватке.

Мишутка

Ой, вот она! Злая!
Хватайте! Вяжите!
Ее покусаю,
Вы только держите!

Маша вскакивает и, уворачиваясь от медведей, бросается бежать к левой кулисе. Медведи гонятся за ней.

Рассказчик

В лесу ночью страшно,
Но здесь пострашней.
И бросилась Маша
Бежать. А за ней
Погнались медведи
И вскоре отстали,
Но лишь на рассвете
Искать перестали.
Она ж добежала
До дома цела
И всем рассказала,
Где ночью была.

 



Кузя: Мне очень сказка понравилась.

Ведущий:  Как зовут главных героев? Кто вам больше понравился? Почему? Правильно вела себя Маша?  Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся фрагменту Сказки. И мы с вами сделаем выставку рисунков.

Ведущий: На этом наше занятие заканчивается, До новых встреч

. «Знакомство со сказочной страной.»

Цели: создать условия для:

- ознакомления детей друг с другом и психолога с группой;

- создания доброжелательной атмосферы;

- первоначального знакомства с понятием жесты.

          Ведущий совместно с ребятами совершает ритуал «входа» в Сказочную страну Ребята и ведущий садятся  вокруг стола. Ведущий: ребята мы вами посмотрели и вспомнили не прошлых занятиях много сказок.  Давайте сегодня мы с вами нарисуем нашу сказочную Страну но для этого нам нужно вспомнить какие сказки мы с вами посмотрели и в какой последовательности. И так

1.Теремок.

2. Три поросенка

3. Бычок –смоляной бочок.

4. Репка.

5. Три медведя.

- И так сейчас мы разделимся на 5 групп. И каждой группе нужно будет нарисовать иллюстрацию к своей сказке. А потом мы соединим все на ватмане и у нас с вами получиться Сказочная Страна по которой сможем путешествовать мы и другие ребята. 

             - Какая замечательная Сказочная Страна. А как вы думаете, мы полностью изобразили сказочную страну? Конечно нет, потому что на свете очень много сказок и у нас не хватит места на ватмане. Мы изобразили кусочек нашей сказочной Страны. Спасибо ребята! До свидания!

 

    

 

    

 

3.3 Анализ полученных результатов

 

 

В процессе проведения опытно-практической работы были созданы условия для:

-вовлечения  «изолированного»  ученика в творческую деятельность;

-оказания помощи в достижении успеха в деятельности в зависимости от возможностей ученика;

- развития творческого потенциала.

Проведя  занятия по сказкотерапии и куклотерапии для младших школьников,  нами были использованы такие задания  как

- сочинить сказку,

- нарисовать иллюстрацию к сказке,

- раскрасить шаблоны персонажей сказки с изменением характера персонажа,

-исполнить те или другие роли в постановке сказок, проявив свое личное творчество в перевоплощении;

Сказкотерапия по своей сущности не могла обойти стороной приём драматизации. «Проживание» под маской множества жизней способствует развитию творчества детей.
Слушая или читая сказку, ребёнок или взрослый проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль.  Однако не каждый ребёнок  обладает актёрским талантом, но сыграть роль в нашем театре имел возможность каждый ученик.

В процессе работы был организован кукольный театр, где были поставлены спектакли по сказкам: «Репка», «Три поросенка», « Бычок – смоляной бочок», « Теремок», «Три медведя», была проведена предварительная работа в виде упражнений и игровых приемов для развития у детей эмоционального интереса к  театральной кукле. Такие упражнения как «Узнай куклу по описанию», «Расскажи о себе, о своей  мечте» и др. вызвали большой интерес у ребят. Использовались речевые упражнения, которые в свою очередь, также стимулируют развитие монологической, сюжетно – структурированной речи. 

Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не обязательно в результате или в продукте творчества, а в самом процессе.

На первых занятиях ребята вели себя зажато, у них не получалось войти в роль, так как это довольно трудно для первого класса, но было видно, что им это интересно и очень нравится.

На третьем занятии уже стало видно,  что некоторые ребята чувствуют себя намного увереннее, хотя скованность и стеснение присутствовали. Перед постановкой сказки каждый из ребят старался представить себя в той или другой роли, а затем мы вместе с ребятами решали, у кого лучше получится творчески исполнить каждую роль, после выполнения примерения к себе той или другой роли. Ребята  старались проявить творчество в  освоении роли, изменяли тембр голоса, инто­
нацию, чтобы точнее передать характер персонажа. С каждым последующим занятием наблюдались небольшие изменения, им стало легче анализировать свое поведение, изменения которые происходили в какой – либо ситуации, развивать в себе  спонтанность, развивать творческие способности, самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим; повышать самооценку. В процессе данной работы идет развитие артистизма; навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском кукольном театре; моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. Однако драматизация сказок с куклами  даёт детям возможность создавать творческий продукт, адресованный не только им самим, но и другим. Благодаря куклотерапии, создаётся особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие творчества личности. «Оживляя» куклу, ребёнок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Существует специальное направление в сказкотерапии, называемое
ИМИДЖ - ТЕРАПИЕЙ, в котором благодаря новому имиджу человек символически получает  новое прошлое, настоящее и будущее. Ведь в жизни каждый из нас играет множество ролей. Но бывает так, что мы настолько привыкаем к одной роли, одному образу, что через некоторое время становимся его рабом.
Психологи такое явление называют «соответствие образу».  И здесь на помощь приходит сказка. Именно здесь можно реально измениться, попробовать себя в неожиданных ролях. МГНОВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ – вот смысл сказочной терапии.
Родоначальником сказочной имидж – терапии является петербургский сказочник и волшебник – Андрей Владимирович Гнездилов. Сказкотерапия – это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. Это метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Путешествуя по сказке, ребята "мудреют", познают жизнь, приобретают социальные навыки.

В ходе работы мы сделали заключение, что сказкотерапия и куклотерапия  влияют на развитие творческого потенциала, разумное чередование методов и приемов, создающих для учащихся элемент новизны, способствует повышению уровня творческой активности.

Результаты наших наблюдений подтверждают, что творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
- наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
- реализация творческих заданий как важнейший компонент в организации занятий арт-терапии;
-   дети должны размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
- творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
- стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка.
     

Нами была определена динамика влияния сказкотерапии и куклотерапии на развитие творческого потенциала на учащихся 1 – го класса, которая нашла отражение в диаграммах (Приложения А1 и А2).

      Таким образом, необходимо отметить, что работа с куклой и сказкой должна превратиться и для педагога, и для  школьников в увлекательное занятие, которое позволит им получить удовольствие от возможности сотворчества и сотрудничества друг с другом и будет способствовать развитию творческого потенциала.

Хотелось бы закончить словами Спиранского: « Взять бы всех родителей и мам и пап за руку и повести их в театр кукол,
сказать им – смотрите, вот что может развить в душах ваших детей творческое начало, понимание прекрасного, сделать их добрыми, отзывчивыми, смелыми и честными – настоящими людьми».


 

 

 

 

 

 

 

 

« Репка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Бычок смоляной бочок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Теремок»

 

 

 

 

«Три поросенка»

 

 

 

Юля П.

Девочка эмоционально – отзывчивая, очень общительная. На уроках у Юли наблюдались быстрое утомление, плохая память, рассеянность внимания и  значительный гипертонус мышц. Из разговора с мамой выяснилось, что девочка состоит на учете у врача- невропатолога с раннего возраста, с диагнозом, вызванным послеродовой патологией.  Для того чтобы увидеть как развивается творческий потенциал  мы подбирали различные роли для девочки. Чтобы она могла раскрыться внутренне, показать поведение каждого героя. Девочка настолько загоралась выполнением, что поражала своей фантазией. Самым главным было создание атмосферы душевного комфорта. Это было важным не только для Юли, но и для меня, потому что нужно было почувствовать себя  психотерапевтом, освобождая ребенка от отрицательных эмоций, облегчая возникшие у него проблемы. Во время урока приходилось четко дозировать время, учитывая индивидуальные особенности Юли, ее настроение, самочувствие. При исполнении упражнений девочка должна была исходить исключительно из своих ощущений, ни в коем случае не навязанных учителем. Упражнения способствовали освобождению, активизировали внимание, память, развивали координацию.

Упражнения и игровые приемы для развития у детей эмоционального интереса к  театральной кукле.

Игровые упражнения  «Узнай куклу!» В основе цикла лежат упражнения, которые можно проводить с любым другим предметом или игрушкой. Они направлены на сенсорное освоение куклы как предмета (тактильное, зрительное, моторное).

 

Узнай куклу по описанию

Педагог выставляет перед детьми куклы и описывает внешний вид какой – нибудь из них. Дети угадывают, что это за кукла. Возможен усложненный вариант этой игры.

Выбирается водящий. Ему предлагают выйти на несколько минут за дверь. Остальные играющие выбирают куклу. Водящий возвращается.

Какой – нибудь ребенок описывает куклу. Можно использовать вариант коллективного описания, когда каждый из участвующих в игре детей называет один из признаков куклы: «У нее маленькие круглые глазки», « У нее  густая серая шерсть», « У нее открывается рот» и т.п. водящий должен угадать, какая кукла задумана.

Информация о работе Развивающая игровая терапия как метод арт-терапии в работе с младшими школьниками