Развивающая игровая терапия как метод арт-терапии в работе с младшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:39, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач. Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности.
Цель: выявить эффективность методов сказкотерапии и куклотерапии в развитии творческого потенциала.

Содержание работы

Введение………………………………….………………………………………3
Глава 1 Психологические основы формирования творческого потенциала личности в младшем школьном возрасте
1.1Особенности личности младшего школьника……………………………………………………..
1.2 Понятие творчество…………………………………………………………
1.3 Пути развития творчества………………………………….
Глава 2.Развитие творчества младшего школьника на основе методов арт-терапии
2.1 История возникновения арт-терапии ……………………………………
2.2 Куклотерапия и ее возможности в развитии творчества
2.3 Сказкотерапия и ее возможности в развитии творчества
Глава 3. Исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.1 Планирование научно-исследовательской работы по исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.2 Описание проведения опытно-практической работы по исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.3 Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

герман женя.doc

— 941.50 Кб (Скачать файл)

В человеческой цивилизации сказкотерапия имеет почтенный возраст -- не одно тысячелетие. Однако в научном мире -- сказкотерапия имеет совсем юный возраст -- 12 лет. Поэтому многие психологи и психотерапевты хотят присоединить ее к арттерапии, или к чему-либо другому. Но мы уверены в том, что сказкотерапия имеет право на самостоятельность. Надеемся, что познакомившись с нашими материалами, вы поддержите наше мнение.

В контексте возрождения конструктивной национальной идеи, хотим подчеркнуть, что сказкотерапия -- истинно русское направление. В отличие от психоанализа, гештальт-терапии, психосинтеза, арттерапии и других психотерапевтических направлений, сказкотерапия зародилась в России и развивается отечественными специалистами. С одной стороны, это может несколько тормозить продвижение сказкотерапии на международный психологический рынок. Но с другой стороны, приоритет "российского гражданства" важен для нас особенно сейчас, когда лучшие люди осмысляют свои традиции.

Сегодня Институт сказкотерапии представляет собой научно-практический и исследовательский центр. Мы разрабатываем методологию Комплексной сказкотерапии для детей, подростков и взрослых с разнообразными проблемами.

 

2.3 Куклотерапия и ее возможности в развитии творчества

 

 

Куклотерапия — это метод лечения, воспита­ния или обучения детей с помощью кукол и куколь­ного театра.

Пришли куклы к нам из глубины веков. Исключи­тельная их жизнестойкость, естественно, обуслов­лена несколькими важными факторами. Начнем с того феномена, что кукла — это странное создание, которое находится на границе живого и неживого, одушевленного и неодушевленного Люди верили, что эта человекоподобная фигурка облада­ет таинственными и мистическими возможностями.

По словам археологов, первыми куклами на зем­ле стали фигурки, сделанные из золы. Для изго­товления так называемых «золовых» кукол наши пред­ки собирали золу из костровищ и перемешивали её с водой. Из получившегося теста скатывали шарик, к которому затем прикрепляли тканевую юбку. Полу­чалась фигурка, отдаленно напоминающая женщи­ну. Её называли Бабой. Считалась она оберегом жен­щины, а также дома и всего рода. Разумеется, что хозяева её берегли как зеницу ока. А как иначе, раз­ве можно потерять или испортить оберег и самому при этом остаться живым и здоровым? Показатель­но, что тысячелетия спустя Шарль Перро назовет одну из самых трогательных своих героинь — Зо­лушкой, от слова «зола».

Но не только золу использовали наши предки для изготовления кукол. Куколку-оберег делали жен­щины и из своих волос, то есть, остригая, не выб­расывали их, а скручивали в человекоподобную фи­гурку. Естественно, что таких обережных кукол в руки детям не давали, ведь они предназначалась совсем не для игры.

Подобных неигровых кукол было множество у всех народов мира. Например, в некоторых азиатских странах специальных кукол использовали в исце­ляющих обрядах. Если человек заболевал, то снача­ла при помощи особых ритуалов на куклу «сбрасы­вали» все хвори её владельца, а затем эту куклу сжигали, опять же сопровождая все действо таин­ственными обрядами. В Японии поступали по-друго­му. Куклу, на которую были «сброшены» болезни и невзгоды, не сжигали, а сажали в бумажный кораб­лик и отпускали плыть по реке. Считалось, что ког­да бумажный кораблик размокнет и вместе с куклой утонет, то вместе с ними уйдут на дно речное и все болезни человека. Похожая традиция существо­вала и у славян. Куколку Купавку опускали в воду, а к её ручкам привязывали тесемки, ленточки, ни­точки, — каждая из которых символизировала со­бой какое-либо человеческое недомогание. Купавка уплывала, и верили наши прабабушки и прадедуш­ки, что болезни уплывают вместе с ней.

На Руси существовало очень много традиций, свя­занных с куклой. Она встречала наших предков сра­зу же по рождению — тряпичную куклу обязатель­но клали в постель роженице для облегчения ро­дов, а затем дарили её новорожденному для защиты от потусторонних сил и различной нечисти. Когда девушка выходила замуж, ей опять же дарили кук­лу, чтобы уберечь её от бесплодия. Затем, когда при­ходило время рожать, куклу снова клали женщине в кровать для облегчения родов, чтобы потом пере­дать куклу ребенку, — круг замыкался.

 

Вот лишь некоторые из магических славянских кукол.

♦  Берегиня сна — кукла с крыльями, которыми, по поверьям, она отгоняла злых духов.

♦  Кукла «десятиручка». Это кукла со множеством рук. Считалось, что она помогает женщинам управляться по хозяйству. Её дарили девушке на свадьбу, так как верили, что когда «деся­тиручка» находится в доме, то у хозяйки всё будет ладиться и везде она будет успевать.

♦  А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу «зерновушку» («крупеничку»). Такую куклу делали сразу же после сбора урожая. Верили, что она прино­сит в хозяйство богатство. В основе куклы-«зерновушки» всегда находился небольшой мешо­чек, наполненный зернами. Притом зерна в ме­шочек клали самые разные: и пшеницу, и рожь, и овес, и гречиху... Верили, что с такой куклой зерновых в хозяйстве будет в избытке, а значит, семья никогда не будет голодать. Еще одной важнейшей функцией «зерновушки» счи­тали наделение женщины чадородием и избав­ление её от бесплодия. Потому «зерновушку», как правило, дарили невесте, чтобы обеспе­чить молодую семью потомством.

На Руси одной из первых кукол, которые появля­лась у ребенка, была кукла «стригушка». Её делали из скошенной травы. Появилась она из-за особеннос­тей быта: женщины во время летней страды работали в поле наравне с мужчинами, и оставлять малых де­тей дома было зачастую не с кем. Приходилось брать малютку с собой. Но ребенку в поле скучно — лежи себе да смотри в небо. Чтобы ребенку было чем за­няться, с чем поиграть, мама и делала ему «стригушку», куклу из полевой травы. Нередко женщи­ны вплетали в неё лечебные травы.

Еще одна кукла, которую изготовляла мать для своего дитя — эта тряпичная кукла, которая изго­товлялась без ножниц и иглы. Это делалось для того, чтобы жизнь ребенка была счастливая, а «не реза­ная и не колотая». Такую куклу делали еще до рож­дения ребенка и клали её в колыбельку, чтобы ку­колка её «согревала». После рождения малыша кук­лу подвешивали над колыбелью, чтобы она хранила кроху от недоброго глаза. А когда ребенок подрас­тал, то он с ней и играл.

А вот лица у куклы, как правило, не было, лишь белая материя без глаз, носа и рта. Иногда, конечно, «лицо» вышивали или рисовали угольком, но все же предпочитали обходиться безликими куклами, так как они считались недоступными для вселения в них злых сил. По старинным поверьям, нечистая сила может проникнуть в человека (а также в животное или в куклу) через глаза, рот, нос или уши. И люди верили, что если нечисть проникнет в куклу, то кук­ла может ожить и навредить ребенку. А безликая кукла — безвредна. Она может принести ребенку лишь радость.

С развитием науки вера в сверхъестественную _ силу кукол сходила в народе на нет. И куклы-обере­ги стали уходить из народного быта. С развитием промышленности стали вытесняться из обихода и самодельные куклы. Их место заняли куклы, изго­товленные на фабриках. Они и стали незыблемым атрибутом детства и детской культуры. А взрослые перестали воспринимать кукол как сакральные пред­меты: теперь в их глазах это была только детская забава, развлечение для малышни.

Так продолжалось до тех пор, пока на кукол не обратили пристальное внимание психологи. Благо­даря им кукла превратилась в настоящего целителя и стала центральной фигурой одного из направлений арт-терапии — куклотерапии. Именно в куклотерапии кукла раскрыла всю свою добрую магическую силу — проявила себя и лекарем, и воспитателем, и учителем. Правда, всё это для куклы становится возможным при одном непременном условии — если она попадет в добрые руки. Но других рук у куклотерапевтов и не бывает.

Куклотерапия, как отдельное направление, на­чала формироваться в 20-х годах прошлого века.

«Отцами основателями» современной куклотерапии считаются М. Кляйн и М. Райт. Последний, напри­мер, использовал кукол для того, чтобы дети легче переносили прививки и чтобы у них на почве страха перед болезненным уколом не развивался невроз.

В Россию куклотерапия пришла лишь в конце XX века. Это не помешало российским исследова­телям внести в куклотерапию свой весомый вклад.

Сегодня в куклотерапии существует множество самых разнообразных методик. Но при всем своем разнообразии они основаны на исключительной роли куклы. Ребенок воспринимает куклу (или любую дру­гую игрушку) даже не как предмет игры, а как ре­ального друга, вернее, как равного партнера для общения. Кукла, по мнению ребенка, все понимает. Именно поэтому с ней намного легче переживаются всякие жизненные невзгоды. Именно поэтому кукла имеет  такое огромное значение для психологичес­кого развития ребенка.

Как направление психотерапии куклотерапия рас­сматривает кукол через призму различных аспектов. По мнению психотерапевтов, одна из главнейших задач куклы — обеспечить диалог, в котором ребе­нок будет общаться со взрослым посредством кук­лы. Зачем это нужно? По двум причинам:

1.   Ребенку легче раскрыться, «спрятав» своё «Я» за куклой, у него возникает впечатление, что за все сказанное ответственность нести будет кукла, а не он сам.

2.   Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, выразить то, что происходит в его жизни: какие чувства он испытывает и как относит­ся к окружающим. Не зря говорится, что «игра ре­бенка является его языком, а игрушки — словами».

При этом с образом куклы в сознании ребенка происходят самые разнообразные метаморфозы. На­пример, благодаря процессу идентификации ребе­нок начинает отождествлять себя с любимой игруш­кой, а благодаря процессу проекции — он приписы­вает ей свои мысли и чувства, особенно если эта игрушка беспола, а еще лучше безлика. Не нужно забывать и о процессах сублимации и замещения. Эти два сложных психологических процесса также учитываются куклотерапевтами. Все вышеперечис­ленное позволяет использовать куклотерапию в пси­хологии и психотерапии.

В результате общения с куклой, малыш учится очень многому:

♦овладевает необходимыми навыками общения (приобретает неоценимый опыт социального взаимодействия). Это происходит за счет того, что ребенок учится понимать других людей и правильно выражать свои собственные чувства, у него происходит расширение репертуара са­мовыражения;

♦   развивает свои природные способности, а так­же образное мышление, память, самоконтроль и способность к концентрации внимания;

♦   в сознании ребенка происходит формирование позитивных установок.

Как и в любой методике, в куклотерапии суще­ствуют свои инструменты. Рабочими инструментами куклотерапевта являются куклы. Куклы исполняют роль своеобразной ширмы, за которой могут спря­таться (в психологическом плане) и ребенок, и сам психотерапевт. Психотерапевт «прячется» за куклу для того, чтобы малыш в процессе занятий считал, что беседует не со взрослым человеком, не с врачом, а с более понятным и близким ему существом, со своей старой, закадычной подругой — куклой. А ей можно открыть душу, высказать и выплакать наболевшее. В результате ребенок почти перестает обращать вни­мание на тот факт, что общается он не только и не столько с куклой, сколько со взрослым человеком, со специалистом.

Ребенку в некоторых случаях тоже свойственно «прятаться» за куклу. Это помогает ему сначала как бы отделиться от самого себя, а затем раскрыться, исповедаться и через эту исповедь исцелиться.

Современные психологи уверены, что лучше не напрямую обсуждать с маленькими пациентами их проблемы, а показать на примере куклы (или игру­шечного зайчика, белочки, мартышки), как эту про­блему можно решить. Для детей это будет интерес­но, увлекательно, и самое главное, безболезненно.

Естественно, что для этого существует множе­ство методик.

«Какая игрушка тебе ближе?» (диагностическая методика).

На столе куклотерапевта разложено множество игрушек. Игрушки все разные. Среди них есть мед­вежонок, зайчонок, волк, куклы изображающие мужчину, женщину, мальчика, девочку и младен­ца, а также баба-яга, клоун и странного вида фигу­ра, напоминающая глазастый куб. Из всего этого разнообразия психолог предлагает ребенку выбрать одну игрушку, какая ему больше нравится.

Психологу о многом скажет тот факт, какая из игрушек ребенку приглянулась больше всего, ведь малыш выберет ту игрушку, которая окажется бли­же его душе.

После того как ребенок сделает свой выбор, куклотерапевт начинает задавать вопросы кукле, но го­ворить за нее, «озвучивать её мысли» должен будет малыш.

Вопросы примерно такие:

♦  Ты кто?

♦  Где ты живёшь и с кем живёшь?

♦  Где твои родители?

♦  Большой ты или маленький?

♦  Твои любимые занятия?

♦  Ходишь ли ты в детский сад (школу)?

♦                      Если у тебя была бы возможность не ходить, ты продолжал бы их посещать?

♦  Есть ли у тебя друзья?

♦  Во что вы играете?

♦  Кто обычно выигрывает?

♦  А если проигрываешь — расстраиваешься?

♦  Что бы ты попросил у волшебника?

Это вопросы на тот случай, если ребенком была выбрана кукла, изображающая человека. Если же он выбрал игрушку-животное, то к этим вопросам добавляется еще несколько:

♦  У вас в лесу есть кто-нибудь страшный?

♦  Чем ты питаешься?

♦  За тобой гоняются?

♦  Тебя кто-нибудь защищает?

В процессе разговора учитель может предложить ре­бенку взять другую куклу, чтобы ребенок попробо­вал сыграть другую роль.

♦              «Куклы с разными лицами»

(применяются куклы из набора «Азбука настроений»)

Еще одна, весьма популярная куклотерапевтическая методика. Её используют для развития эмоцио­нальной сферы ребенка, а также, чтобы научить малыша более эффективным способам межличност­ного взаимодействия. Для неё требуется специаль­ный набор из шести почти одинаковых перчаточных кукол, отличающихся друг от друга лишь выраже­нием лица: злое, грустное, испуганное, удивленное, спокойное и радостное.

Информация о работе Развивающая игровая терапия как метод арт-терапии в работе с младшими школьниками