Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:39, дипломная работа
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач. Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности.
Цель: выявить эффективность методов сказкотерапии и куклотерапии в развитии творческого потенциала.
Введение………………………………….………………………………………3
Глава 1 Психологические основы формирования творческого потенциала личности в младшем школьном возрасте
1.1Особенности личности младшего школьника……………………………………………………..
1.2 Понятие творчество…………………………………………………………
1.3 Пути развития творчества………………………………….
Глава 2.Развитие творчества младшего школьника на основе методов арт-терапии
2.1 История возникновения арт-терапии ……………………………………
2.2 Куклотерапия и ее возможности в развитии творчества
2.3 Сказкотерапия и ее возможности в развитии творчества
Глава 3. Исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.1 Планирование научно-исследовательской работы по исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.2 Описание проведения опытно-практической работы по исследование влияния методов арт-терапии на развитие творческого потенциала младших школьников
3.3 Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы
Узнай куклу на ощупь
Педагог раздает детям куклы или дети с закрытыми глазами сами достают куклу из корзины или берут со стола. Нужно, не открывая глаз, на ощупь угадать, какая кукла тебе досталась.
Выбери куклу на ощупь
Педагог раскладывает или расставляет на столике или на ковре несколько кукол. Выбирается какой – нибудь ребенок, который подходит к столику и закрывает глаза. Педагог называет куклу, которую он должен отыскать с закрытыми глазами среди других кукол.
Если ребенок успешно выполнил задание, к столу приглашается следующий. Более сложным вариантом является вариант, когда педагог не прямо называет куклу, а перечисляет ее признаки, описывает ее. Эти функции могут быть переданы детям, если они уже освоили игру и владеют описательной речью.
Найди куклу
Педагог прячет кукол в разных местах комнаты. Дети должны отыскать спрятанную куклу с помощью подсказок педагога, направляющих их движение словами «тепло», «холодно», «жарко».
Речевые упражнения
«Жила – была кукла»
Использование этих упражнений возможно при достаточно развитой речи детей. Но они, в свою очередь, также стимулируют развитие монологической, сюжетно – структурированной речи.
Расскажи о кукле
Ребенку предлагается рассказать о своей кукле - о ее характере, привычках, предпочтениях, о ее друзьях и обидчиках, что она любит делать, что предпочитает есть, куда ходит гулять и т.д.
Упражнения на предметные игры с куклой.
Эти упражнения способствуют удовлетворению игровых потребностей детей, в частности, потребности в предметных играх.
Дети играют с куклой, как с игрушками: переодевают, наряжают. и т.д.
Упражнения на способность отождествляться с куклой.
Эти упражнения направлены на развитие актерских способностей детей, однообразной выразительности их движений, а также – на лучшее «понимание» своей куклы.
Дети «превращаются» в своих кукол и изображают их.
У этой игры может быть несколько вариантов. Дети сами выбирают кукол, или педагог сам предлагает ребенку какую – нибудь куклу, в которую нужно превратиться.
К выступлению
Глава 3 Исследование эффективности сказкотерапии и куклотерапии в развитии творчества младшего школьника
Научно-исследовательская работа, направленная на исследование эффективности сказкотерапии и куклотерапии в развитии творческого потенциала младших школьников, проводилась в три этапа:
1.Планирование научно - исследовательской работы по выявлению эффективности сказкотерапии и куклотерапии в развитии творческого потенциала младших школьников.
2.Описание проведения научно - исследовательской работы по выявлению эффективности сказкотерапии и куклотерапии в развитии творческого потенциала младших школьников.
3.Анализ полученных результатов.
Представим подробное описание работы на каждом из этапов.
На этапе планирования был определен вид научно-исследовательской работы – опытно-практическая.
3.1 Планирование опытно-практической работы
1. Цель опытно – практической работы: выявить эффективность сказко- терапии и куклотерапии в развитии творчества младшего школьника.
2. Место проведения опытно – практической работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа » с.Кусак.
3. Участники опытно – практической работы - учащиеся 1 класса в количестве 15 человек.
4. Сроки проведения – с 5 февраля по 15 февраля.
5. Определение структуры опытно – практической работы:
а) Входная диагностика ( подборка диагностических методик для проведения исследовательской работы с целью выявления творческого потенциала младших школьников и обработка результатов);
б) разработка занятий по сказкотерапии и куклотерапии для младших школьников и апробирование системы занятий по сказкотерапии и куклотерапии с детьми младшего школьного возраста;
г) проведение анализа полученных результатов.
3.2 Описание проведения опытно-практической работы по исследованию эффективности сказкотерапии и куклотерапии в развитии творческого потенциала младших школьников
На начальном этапе проведения опытно-практической работы была проведена исследовательская работа.
В качестве диагностического инструментария автор выбрал следующие методики: тест креативности Торранса.
Цель: выявить уровень развития творчества младшего школьника.
Содержание: «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.
Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5–6 лет).
Время выполнения теста–10 минут.
Содержание методики.
На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.
На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.
Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой.
Обработка результатов.
№ | Фамилия | Беглость | Гибкость | Оригинальность | Разработанность |
1 | Болева. Д | 8 | 7 | 9 | 19 |
2 | Гречухина.Ж | 7 | 6 | 7 | 18 |
3 | Орлюк. Д | 7 | 6 | 7 | 17 |
4 | Вибе. К | 8 | 6 | 8 | 19 |
5 | Шредер. Д | 9 | 7 | 8 | 20 |
6 | Сидоров. В | 7 | 7 | 9 | 20 |
7 | Больц | 8 | 6 | 9 | 19 |
8 | Больц | 9 | 6 | 8 | 17 |
9 | Рыболов В. | 7 | 6 | 9 | 18 |
10 | Слюнина. Д | 8 | 7 | 7 | 18 |
11 | Иванов. Ж | 8 | 6 | 9 | 17 |
12 | Соболев. С | 8 | 6 | 8 | 18 |
13 | Соловьев. И | 7 | 7 | 9 | 19 |
14 | Сухно. В | 7 | 7 | 8 | 20 |
15 | Хайт Л. | 8 | 6 | 9 | 17 |
Вывод:
Беглость и гибкость соответствует возрасту. Оригинальность идей – низкая. Разработанность – граница нормы.
Классы | Беглость | Гибкость | Оригинальность | Разработанность |
1 – 2 | 9,0(1,2) | 7,5(1,7) | 10,3 (2,9) | 22,4(8,8) |
( потом рассказываешь все, а после повторная диагностика)
Диагностика первого класса. № 2.
ВОЗРАСТ: 7 – 8ЛЕТ.
Дата проведения теста: 19.02.10.
№ | Фамилия | Беглость | Гибкость | Оригинальность | Разработанность |
1 | Болева. Д | 9 | 8 | 9 | 20 |
2 | Гречухина.Ж | 8 | 8 | 8 | 19 |
3 | Орлюк. Д | 8 | 7 | 8 | 18 |
4 | Вибе. К | 8 | 7 | 9 | 20 |
5 | Шредер. Д | 9 | 8 | 9 | 21 |
6 | Сидоров. В | 8 | 8 | 9 | 20 |
7 | Больц | 9 | 7 | 9 | 19 |
8 | Больц | 9 | 7 | 8 | 18 |
9 | Рыболов В. | 8 | 7 | 9 | 19 |
10 | Слюнина. Д | 8 | 7 | 8 | 18 |
11 | Иванов. Ж | 8 | 7 | 9 | 19 |
12 | Соболев. С | 8 | 7 | 8 | 18 |
13 | Соловьев. И | 9 | 8 | 9 | 19 |
14 | Сухно. В | 8 | 8 | 8 | 20 |
15 | Хайт Л. | 9 | 7 | 9 | 19 |