Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:48, дипломная работа

Описание работы

Цель и гипотеза исследования определяют ряд логически обусловленных шагов, которые можно сформулировать следующие задачи исследования: 1. Дать теоретический анализ сущности семейного неблагополучия и девиантного поведения. 2. Систематизировать существующие подходы к коррекции девиантного поведения детей из и их реабилитации.3. Определение социально-психологических факторов семейного неблагополучия и риска возникновения девиантного поведения детей из неблагополучных семей. 4. Разработка системы ранней социально-психологической диагностики семейного неблагополучия и девиантного поведения детей из неблагополучных семей.
5. Предложить некоторые пути решения проблемы семейного неблагополучия и девиантного поведения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………
1.1 Микросоциальный фактор и семья в этиологии девиации………...
1.2 Неблагополучная семья: генезис, причины и типологии…………
1.3 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки…………………………………………
1.4 Научно-практические подходы к исследованию неблагополучных семей различных типов…………………………………………………………………

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ………………………………………………
2.1 Социально-психологическая диагностика неблагополучной семьи…………………………………………………………………
2.2 Социально-психологическая дезадаптация детей как условие семейного неблагополучия и появления девиантного поведения…………………………………………………………….
2.3 Социально-психологическая технология коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

ОСНОВНОЙ ДИПЛОМ 1.docx

— 251.54 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

РГКП Аркалыкский государственный педагогический институт

имени И.Алтынсарин

 

 

 

 

 

Абдикаримова Б.

 

 

Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

050103 - «Педагогика и психология»

 

 

 

 

 

 

 

Аркалык 2011

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

РГКП Аркалыкский государственный педагогический институт

имени  И.Алтынсарина

 

 

«Допущен к  защите»

заведующий кафедрой

педагогики и  психологии

_________П.А.Ахметова

                                                                                    «___»_________2011 г

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

На тему: «Семейное  неблагополучие как фактор девиантного  поведения»

 

по специальности  050103 - «Педагогика и психология»

 

Выполнил:                                         Абдикаримова Б.

 

 

Научный руководитель

преподаватель:                                  Есиргепова В.Ж.

 

 

 

 

 

 

 

Аркалык 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

3

   

1

ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………

 

9

1.1

Микросоциальный фактор и  семья в этиологии девиации………...

9

1.2

Неблагополучная семья: генезис, причины и типологии………… 

16

1.3

Неблагополучная семья и  девиантное поведение: социально-психологические  признаки…………………………………………

25

1.4

Научно-практические подходы  к исследованию неблагополучных  семей различных типов…………………………………………………………………

36

     

2

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ………………………………………………

 

 

45

2.1

Социально-психологическая  диагностика неблагополучной семьи…………………………………………………………………

 

45

2.2

Социально-психологическая  дезадаптация детей как условие  семейного неблагополучия и появления  девиантного поведения…………………………………………………………….

 

 

53

2.3

Социально-психологическая технология коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей................................................

 

80

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

84

     

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

86

     

ПРИЛОЖЕНИЕ 1«Кинетический  рисунок семьи Р.Бернс, С.Кауфман (КРС)»………………………………………………………………………

 

88

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ««Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий (АСВ)»………………………………………

 

92

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Факторы, определяющие девиантное поведение»……………………………………………………………………

 

113

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «Координационный план работы с детьми группы

риска»…………………………………………………………………………

 

114

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 «Охват учащихся внеурочной досуговой

деятельностью»………………………………………………………………

 

116

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 «Анкета для родителей»……………………………..

117

ПРИЛОЖЕНИЕ 7«Схема проведения опроса психологом трудного подростка»……………………………………………………………………

 

119


 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Семейное неблагополучие является одной их острейших социально-психологических  проблем любого общества, решение  которой связывается с вопросами  государственной безопасности. Тем  не менее, предметом научного анализа  эта проблема стала относительно недавно, в конце прошлого века. Имеющиеся  данные недостаточны и еще не отражают в полной мере все стороны этого  явления. В последние годы, в связи  с общесистемным кризисом нашего общества, интерес к проблеме семейного  неблагополучия и отклоняющегося поведения  значительно вырос, что обусловило необходимость более тщательного  исследования причин, форм, динамики семейного  неблагополучия и девиантного поведения, поиска более эффективных мер  социально-психологической помощи - превентивной, профилактической, коррекционной, реабилитационной и т.п.

Одной из тенденций семейного  неблагополучия является рост среди  общего числа общественно опасных  действий доли преступлений, совершаемых  несовершеннолетними. Подрастающее поколение  социализируется в условиях того социума, где оно живет. Сильные  и слабые стороны этого социума - зеркальное отражение социальных проблем общества в целом. А нынешнее его состояние, которое характеризуется  как кризисное, способствует проявлению новых негативных моделей поведения  детей и подростков, вплоть до преступного. Снижаются возрастные границы многих видов и форм девиантного поведения, изменяется половой состав несовершеннолетних, растет число отклоняющихся форм поведения, проявляющихся в алкоголизме, наркомании, токсикомании, бродяжничестве, половом аморализме, хулиганстве, вандализме, суициде и др.

Данные факты свидетельствуют  об особой сложности ситуации и актуальности выявления причинно-следственных связей девиантного

поведения в подростково-молодежной среде и организации его действенной  профилактики. Источники этих негативных тенденций и усиливающие их факторы  влияют на проблему профилактической и коррекционно-воспитательной работы с детьми девиантного поведения. Научный подход предполагает глубокое изучение социально-психологических  особенностей подростков и молодежи, путей вхождения в жизнь общества, трудностей адаптации и реадаптации.

Вместе с тем, комплексное  изучение всех смыслообразующих факторов невозможно без углубленного, конкретизированного  анализа каждого из них в отдельности. В связи с чем и была определена тема данной работы.

Состояние разработанности  проблемы отражено в результатах  исследований, представленных в работах  С.А. Бадмаева, С.А. Беличевой, Р. Бернса, Б.С. Братуся, М.И. Буянова, К. Бютнера, И.А.Горьковой, Т.А. Гурко, И.А. Двойменного и В.А. Лелекова, О.И.Дониной, А.И.Елизарова, А.И. Захарова, Ю.А. Клейберга, Ф.И. Кевли, М. Кле, С.Т. Климовой, С.А.Кочетковой, А.Коэна, М.В. Львовой, Н.Ю. Максимовой, М.С. Мацковского, Е.С.Меньшовой, В.В. Новикова, М. Раттера, А.А. Реана, А.Фрейд, Д.И. Фельдштейна, В.Ф. Шевчука и др.

Некоторые авторы сосредотачивают  свое внимание на изучение отдельных  проявлений семейного неблагополучия, вызывающих девиантное поведение, другие комплексно исследуют все составляющие семейного неблагополучия. Последнее  направление, на наш взгляд, наиболее верно и перспективно, так как  специфика семейного неблагополучия состоит в совокупном влиянии  факторов различного характера.

Цельюисследования является выявление социально-психологических особенностей неблагополучных семей, приводящих к девиантному поведению подростков и на этой основе создание психологически обоснованной системы коррекционной работы.

Объектомисследования выступают неблагополучные семьи и дети с девиантным поведением.

Предмет исследования - социально-психологические особенности детей с девиантным поведением из неблагополучных семей.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что социально-психологические особенности девиантных детей и подростков из неблагополучных семей, выражающиеся в протестном характере поведения, дистанцировании и негативизме по отношению к взрослым членам семьи, утративших свою социализирующую функцию, требуют наличия эффективного связующего звена в системе отношений «семья - ребенок». Деятельность педагогов, сформированного на гуманистических принципах, способна сделать более результативным процесс адаптации, психологической коррекции детей с девиантным поведением.

Цель и гипотеза исследования определяют ряд логически обусловленных  шагов, которые можно сформулировать следующие задачи исследования:

1. Дать теоретический  анализ сущности семейного неблагополучия  и девиантного поведения. 

2. Систематизировать существующие  подходы к коррекции девиантного  поведения детей из и их реабилитации.

3. Определение социально-психологических  факторов семейного неблагополучия  и риска возникновения девиантного  поведения детей из неблагополучных  семей. 

4. Разработка системы  ранней социально-психологической  диагностики семейного неблагополучия  и девиантного поведения детей  из неблагополучных семей. 

5. Предложить некоторые  пути решения проблемы семейного  неблагополучия и девиантного поведения

Методологическая  основа исследования обусловлена междисциплинарной спецификой данной проблемы, определившей наш подход к ней, в основе которого лежат исследования отечественных и зарубежных ученых; по психологической теории личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, С.Л.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.С.Кон, С.Л.Рубинштейн и др.); по психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Е.А.Климов и др.); по психологии развития и возрастной психологии (Л.И.Божович, В.В.Давыдов, А.А.Люблинская, В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.); по социальной и юридической психологии (В.Л.Васильев, А.Д.Глоточкин, А.В.Гоголева, В.Н.Кудрявцев, В.В.Новиков, В.Ф.Пирожков и др.); теория нравственного развития личности Л.Кольберга; концепция девиантного поведения подростков Ю.А.Клейберга.

Выделение неблагополучной  семьи, таким образом, как одного из ведущих факторов девиантного  поведения, стало одним из основных современных подходов к изучению этого явления.

Методы исследования определялись поставленными задачами и гипотезой исследования и включали; комплекс общенаучных методов исследования, а также специальные социально-психологические методы. Среди них: изучение и анализ литературы и официальных документов, экспертные оценки, наблюдение, опросы, методы  выявления внутрисемейных отношений, методика – опросник Е. Шафер «Поведение родителей и отношение детей к ним», тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС),методика исследования интеллекта Д. Векслера, опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.Работа является обобщением исследований, выполненных автором самостоятельно в 2009 -2011 гг.

Эмпирическая база и основные этапы исследования. Проведенный ретроспективный анализ литературы и состояния разработанности проблемы, позволили выявить противоречия и нерешенные задачи, разработать программу исследования, определить исходные принципы и направления исследовательского поиска, сформулировать его общую гипотезу.

Базой исследования послужила средняя школа № 5 им.М.Ауэзоваг.Аркалык.В выборку вошли 33 ученика в возрасте от 7 до 10 лет – условно назовем группа «1» и их семьи – группа «2», в которую вошли 33 респондента (28 матерей и 5 отцов) в возрасте 27 – 30 лет. Всего же исследовалось 15 семей.

Исследование включало в  себя ряд этапов.

На первом этапе была проведена  социально-психологическая диагностика  семейного неблагополучия (анализ документов и анкетирование).

Второй этап диагностики  социально-психологической дезадаптации ребенка в неблагополучной семье.

Третий этап организации  и внедрения технологии коррекционной работы с социально-дезадаптированными детьми. Результаты эксперимента позволили провести сравнительный анализ, обобщить и описать основные выводы, наметить пути социально-психологической реабилитации дезадаптированных детей из неблагополучных семей.

Основные результатыи  их научная новизна. Осуществлено уточнение понятий «семейное неблагополучие», «девиантное поведение». Установлена устойчивая зависимость между семейным неблагополучием и девиантным поведением детей и подростков. Предложен системный подход, а также диагностический и коррекционно-реабилитационный метод как комплекс мер для профилактики девиантного поведения детей из неблагополучных семей. Эмпирически выявлены основные особенности семейного неблагополучия; состояние социально-психологической дезадаптации детей из неблагополучных семей, основные ее показатели, особенности развития детей и отклонения в нем, вызывающие девиантное поведение, которые позволили нам выделить предмет дальнейшего исследования; определены ведущие факторы, способствующие преодолению социально-психологической дезадаптации, методы социально-психологической и психолого-педагогической работы, предмет необходимой коррекции детей с девиантным поведением, условия организации полноценного процесса социально-психологической реабилитации в условиях закрытого учебно-воспитательного учреждения (дома-интерната), факторы реадаптации, повышения социальной компетентности и формирования установки социально-позитивной общественно-полезной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые семейное неблагополучие рассматривается как самостоятельный социально-психологический феномен, выступающий как фактор девиантного поведения детей. Под семейным неблагополучием мы понимаем системокомплекс причин и детерминант различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. Кроме того, нами, выявлены и систематизированы: ведущие социально-психологические, диагностически значимые признаки семейного неблагополучия и девиантного поведения детей; разработана оригинальная методика социально-психологического диагностического исследования семейного неблагополучия и девиантного поведения детей из неблагополучных семей; разработана социально-психологическая технология коррекционной и реабилитационной работы с социально-дезадаптированными детьми из неблагополучных семей.

Практическая  значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы как в практике дальнейших прикладных исследований по проблеме взаимосвязи семейного неблагополучия и девиантного поведения, так и в организации превентивной работы по предупреждению семейного неблагополучия и его негативных последствий в виде девиантного поведения детей и подростков.

Для решения научно-практических задач предлагается использовать разработанную  социально-психологическую технологию диагностики семейного неблагополучия и девиантного поведения, а также  технологию коррекции и реабилитации дезадаптированных детей и подростков. Полученные результаты могут быть использованы психологами служб помощи семье и детям.

Надежность, достоверность  и обоснованность выводов исследования обусловлены:

- комплексным подходом  к проблеме;

-согласованием основных положений теоретической концепции с данными экспериментальных исследований;

-сбором эмпирического материала и его количественным и качественным анализом;

-применением современных статистических методов обработки экспериментальных данных;

-практической проверкой научных рекомендаций в учебном процессе дома-интерната, в системе профессиональной подготовки психологов и повышения квалификации.

Основные положения, выносимые  на защиту:

1. Основным фактором, вызывающим  девиантное поведение детей, является  семейное неблагополучие, выражающееся  в совокупном влиянии 10 причин  различного характера (социального,  психологического, биологического, педагогического  и др.) на процесс социализации  и развития личности ребенка,  и проявляющиеся в социальной  дезадаптации ребенка, а также  с невыполнением семьей своих  воспитательной и социализирующей  функций, способствующими разрыву  внутрисемейных связей и отношений  и приводящих к девиантному  поведению детей. 

Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения