Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:48, дипломная работа
Цель и гипотеза исследования определяют ряд логически обусловленных шагов, которые можно сформулировать следующие задачи исследования: 1. Дать теоретический анализ сущности семейного неблагополучия и девиантного поведения. 2. Систематизировать существующие подходы к коррекции девиантного поведения детей из и их реабилитации.3. Определение социально-психологических факторов семейного неблагополучия и риска возникновения девиантного поведения детей из неблагополучных семей. 4. Разработка системы ранней социально-психологической диагностики семейного неблагополучия и девиантного поведения детей из неблагополучных семей.
5. Предложить некоторые пути решения проблемы семейного неблагополучия и девиантного поведения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………
1.1 Микросоциальный фактор и семья в этиологии девиации………...
1.2 Неблагополучная семья: генезис, причины и типологии…………
1.3 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки…………………………………………
1.4 Научно-практические подходы к исследованию неблагополучных семей различных типов…………………………………………………………………
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ………………………………………………
2.1 Социально-психологическая диагностика неблагополучной семьи…………………………………………………………………
2.2 Социально-психологическая дезадаптация детей как условие семейного неблагополучия и появления девиантного поведения…………………………………………………………….
2.3 Социально-психологическая технология коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Министерство образования и науки Республики Казахстан
РГКП Аркалыкский государственный педагогический институт
имени И.Алтынсарин
Абдикаримова Б.
Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
050103 - «Педагогика и психология»
Аркалык 2011
Министерство образования и науки Республики Казахстан
РГКП Аркалыкский государственный педагогический институт
имени И.Алтынсарина
«Допущен к защите»
заведующий кафедрой
педагогики и психологии
_________П.А.Ахметова
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему: «Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения»
по специальности 050103 - «Педагогика и психология»
Выполнил:
Научный руководитель
преподаватель:
Аркалык 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 | |
1 |
ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО |
9 |
1.1 |
Микросоциальный фактор и
семья в этиологии девиации………. |
9 |
1.2 |
Неблагополучная семья: генезис, причины и типологии………… |
16 |
1.3 |
Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки………………………………………… |
25 |
1.4 |
Научно-практические подходы
к исследованию неблагополучных
семей различных типов……………………… |
36 |
2 |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ……………… |
45 |
2.1 |
Социально-психологическая диагностика неблагополучной семьи………………………………………………………………… |
45 |
2.2 |
Социально-психологическая
дезадаптация детей как условие
семейного неблагополучия и появления
девиантного поведения……………………… |
53 |
2.3 |
Социально-психологическая
технология коррекционной работы с детьми
из неблагополучных семей......................... |
80 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
84 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… |
86 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1«Кинетический
рисунок семьи Р.Бернс, С.Кауфман
(КРС)»……………………………………………………………… |
88 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ««Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий (АСВ)»……………………………………… |
92 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Факторы, определяющие
девиантное поведение»…………………………………………………… |
113 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «Координационный план работы с детьми группы риска»……………………………………………………………… |
114 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 «Охват учащихся внеурочной досуговой деятельностью»………………………………………… |
116 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 «Анкета для родителей»…………………………….. |
117 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7«Схема проведения
опроса психологом трудного подростка»…………………………………………………… |
119 |
ВВЕДЕНИЕ
Семейное неблагополучие
является одной их острейших социально-
Одной из тенденций семейного неблагополучия является рост среди общего числа общественно опасных действий доли преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Подрастающее поколение социализируется в условиях того социума, где оно живет. Сильные и слабые стороны этого социума - зеркальное отражение социальных проблем общества в целом. А нынешнее его состояние, которое характеризуется как кризисное, способствует проявлению новых негативных моделей поведения детей и подростков, вплоть до преступного. Снижаются возрастные границы многих видов и форм девиантного поведения, изменяется половой состав несовершеннолетних, растет число отклоняющихся форм поведения, проявляющихся в алкоголизме, наркомании, токсикомании, бродяжничестве, половом аморализме, хулиганстве, вандализме, суициде и др.
Данные факты свидетельствуют
об особой сложности ситуации и актуальности
выявления причинно-
поведения в подростково-молодежной
среде и организации его
Вместе с тем, комплексное изучение всех смыслообразующих факторов невозможно без углубленного, конкретизированного анализа каждого из них в отдельности. В связи с чем и была определена тема данной работы.
Состояние разработанности проблемы отражено в результатах исследований, представленных в работах С.А. Бадмаева, С.А. Беличевой, Р. Бернса, Б.С. Братуся, М.И. Буянова, К. Бютнера, И.А.Горьковой, Т.А. Гурко, И.А. Двойменного и В.А. Лелекова, О.И.Дониной, А.И.Елизарова, А.И. Захарова, Ю.А. Клейберга, Ф.И. Кевли, М. Кле, С.Т. Климовой, С.А.Кочетковой, А.Коэна, М.В. Львовой, Н.Ю. Максимовой, М.С. Мацковского, Е.С.Меньшовой, В.В. Новикова, М. Раттера, А.А. Реана, А.Фрейд, Д.И. Фельдштейна, В.Ф. Шевчука и др.
Некоторые авторы сосредотачивают
свое внимание на изучение отдельных
проявлений семейного неблагополучия,
вызывающих девиантное поведение, другие
комплексно исследуют все составляющие
семейного неблагополучия. Последнее
направление, на наш взгляд, наиболее
верно и перспективно, так как
специфика семейного
Цельюисследования является выявление социально-психологических особенностей неблагополучных семей, приводящих к девиантному поведению подростков и на этой основе создание психологически обоснованной системы коррекционной работы.
Объектомисследования выступают неблагополучные семьи и дети с девиантным поведением.
Предмет исследования - социально-психологические особенности детей с девиантным поведением из неблагополучных семей.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что социально-психологические особенности девиантных детей и подростков из неблагополучных семей, выражающиеся в протестном характере поведения, дистанцировании и негативизме по отношению к взрослым членам семьи, утративших свою социализирующую функцию, требуют наличия эффективного связующего звена в системе отношений «семья - ребенок». Деятельность педагогов, сформированного на гуманистических принципах, способна сделать более результативным процесс адаптации, психологической коррекции детей с девиантным поведением.
Цель и гипотеза исследования определяют ряд логически обусловленных шагов, которые можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. Дать теоретический
анализ сущности семейного
2. Систематизировать
3. Определение социально-
4. Разработка системы
ранней социально-
5. Предложить некоторые
пути решения проблемы
Методологическая основа исследования обусловлена междисциплинарной спецификой данной проблемы, определившей наш подход к ней, в основе которого лежат исследования отечественных и зарубежных ученых; по психологической теории личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, С.Л.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.С.Кон, С.Л.Рубинштейн и др.); по психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Е.А.Климов и др.); по психологии развития и возрастной психологии (Л.И.Божович, В.В.Давыдов, А.А.Люблинская, В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.); по социальной и юридической психологии (В.Л.Васильев, А.Д.Глоточкин, А.В.Гоголева, В.Н.Кудрявцев, В.В.Новиков, В.Ф.Пирожков и др.); теория нравственного развития личности Л.Кольберга; концепция девиантного поведения подростков Ю.А.Клейберга.
Выделение неблагополучной семьи, таким образом, как одного из ведущих факторов девиантного поведения, стало одним из основных современных подходов к изучению этого явления.
Методы исследования определялись поставленными задачами и гипотезой исследования и включали; комплекс общенаучных методов исследования, а также специальные социально-психологические методы. Среди них: изучение и анализ литературы и официальных документов, экспертные оценки, наблюдение, опросы, методы выявления внутрисемейных отношений, методика – опросник Е. Шафер «Поведение родителей и отношение детей к ним», тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС),методика исследования интеллекта Д. Векслера, опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.Работа является обобщением исследований, выполненных автором самостоятельно в 2009 -2011 гг.
Эмпирическая база и основные этапы исследования. Проведенный ретроспективный анализ литературы и состояния разработанности проблемы, позволили выявить противоречия и нерешенные задачи, разработать программу исследования, определить исходные принципы и направления исследовательского поиска, сформулировать его общую гипотезу.
Базой исследования послужила средняя школа № 5 им.М.Ауэзоваг.Аркалык.В выборку вошли 33 ученика в возрасте от 7 до 10 лет – условно назовем группа «1» и их семьи – группа «2», в которую вошли 33 респондента (28 матерей и 5 отцов) в возрасте 27 – 30 лет. Всего же исследовалось 15 семей.
Исследование включало в себя ряд этапов.
На первом этапе была проведена
социально-психологическая
Второй этап диагностики
социально-психологической
Третий этап организации и внедрения технологии коррекционной работы с социально-дезадаптированными детьми. Результаты эксперимента позволили провести сравнительный анализ, обобщить и описать основные выводы, наметить пути социально-психологической реабилитации дезадаптированных детей из неблагополучных семей.
Основные результатыи их научная новизна. Осуществлено уточнение понятий «семейное неблагополучие», «девиантное поведение». Установлена устойчивая зависимость между семейным неблагополучием и девиантным поведением детей и подростков. Предложен системный подход, а также диагностический и коррекционно-реабилитационный метод как комплекс мер для профилактики девиантного поведения детей из неблагополучных семей. Эмпирически выявлены основные особенности семейного неблагополучия; состояние социально-психологической дезадаптации детей из неблагополучных семей, основные ее показатели, особенности развития детей и отклонения в нем, вызывающие девиантное поведение, которые позволили нам выделить предмет дальнейшего исследования; определены ведущие факторы, способствующие преодолению социально-психологической дезадаптации, методы социально-психологической и психолого-педагогической работы, предмет необходимой коррекции детей с девиантным поведением, условия организации полноценного процесса социально-психологической реабилитации в условиях закрытого учебно-воспитательного учреждения (дома-интерната), факторы реадаптации, повышения социальной компетентности и формирования установки социально-позитивной общественно-полезной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые семейное неблагополучие рассматривается как самостоятельный социально-психологический феномен, выступающий как фактор девиантного поведения детей. Под семейным неблагополучием мы понимаем системокомплекс причин и детерминант различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. Кроме того, нами, выявлены и систематизированы: ведущие социально-психологические, диагностически значимые признаки семейного неблагополучия и девиантного поведения детей; разработана оригинальная методика социально-психологического диагностического исследования семейного неблагополучия и девиантного поведения детей из неблагополучных семей; разработана социально-психологическая технология коррекционной и реабилитационной работы с социально-дезадаптированными детьми из неблагополучных семей.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы как в практике дальнейших прикладных исследований по проблеме взаимосвязи семейного неблагополучия и девиантного поведения, так и в организации превентивной работы по предупреждению семейного неблагополучия и его негативных последствий в виде девиантного поведения детей и подростков.
Для решения научно-практических
задач предлагается использовать разработанную
социально-психологическую
Надежность, достоверность и обоснованность выводов исследования обусловлены:
- комплексным подходом к проблеме;
-согласованием основных положений теоретической концепции с данными экспериментальных исследований;
-сбором эмпирического материала и его количественным и качественным анализом;
-применением современных статистических методов обработки экспериментальных данных;
-практической проверкой научных рекомендаций в учебном процессе дома-интерната, в системе профессиональной подготовки психологов и повышения квалификации.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Основным фактором, вызывающим
девиантное поведение детей,
Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения