Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:48, дипломная работа
Цель и гипотеза исследования определяют ряд логически обусловленных шагов, которые можно сформулировать следующие задачи исследования: 1. Дать теоретический анализ сущности семейного неблагополучия и девиантного поведения. 2. Систематизировать существующие подходы к коррекции девиантного поведения детей из и их реабилитации.3. Определение социально-психологических факторов семейного неблагополучия и риска возникновения девиантного поведения детей из неблагополучных семей. 4. Разработка системы ранней социально-психологической диагностики семейного неблагополучия и девиантного поведения детей из неблагополучных семей.
5. Предложить некоторые пути решения проблемы семейного неблагополучия и девиантного поведения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………
1.1 Микросоциальный фактор и семья в этиологии девиации………...
1.2 Неблагополучная семья: генезис, причины и типологии…………
1.3 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки…………………………………………
1.4 Научно-практические подходы к исследованию неблагополучных семей различных типов…………………………………………………………………
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ………………………………………………
2.1 Социально-психологическая диагностика неблагополучной семьи…………………………………………………………………
2.2 Социально-психологическая дезадаптация детей как условие семейного неблагополучия и появления девиантного поведения…………………………………………………………….
2.3 Социально-психологическая технология коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Факторы, обусловливающие
социальный риск, могут иметь социально-
Безнадзорность детей
продолжает составлять одну из наиболее
тревожных характеристик
Так, причиной возникновения социальных проблем в полных семьях является в первую очередь малообеспеченность. В таких семьях имеется всего один трудовой доход, иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждены жить на пособие по безработице либо на детские пособи. Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, выполнением обязанностей по уходу за детьми ход от алиментов, если дети имеют на них право, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.
Социально-экономические
проблемы присущи не всем неполным
семьям, во всяком случае, их решить проще,
чем социально-психологические
- обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи;
- чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи – это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудную нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания,нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявил жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует
- затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей.
Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.
Недавно стала распространенной новая категория неполных семей – неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы:
гибель родителей малолетних детей;
нахождение родителей в тюрьме;
лишение их родительских прав;
пьянство – чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание.
Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе.
Кроме того, малые интервалы и рождение детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального благополучия старших.
Таковы объективные причины формирования неблагополучных семей, не зависящих от имущественного и образовательного статуса родителей.
С учетом достаточно большого
количества причин, обусловливающих
функциональную несостоятельность
семьи, существуют весьма разнообразные
подходы к типологии и
Семьи с алкогольной зависимостью.
Как отмечают психологи (Б.С.
Братусь, В.Д. Москаленко, Е.М. Мастюкова,
Ф.Г. Углов и др.), взрослые в такой
семье, забыв о родительских обязанностях,
целиком и полностью
Совместная жизнь с
больным алкоголизмом приводит к
серьезным психическим
Семья, с алкоголезависимыми родителями, опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительного воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально – аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.
Семьи с нарушением детско – родительских отношений.
В них влияние на детей
проявляется не прямо через образцы
аморального поведения
Конфликтная семья.
Конфликтной семья становится
не сразу, а спустя некоторое время
после образования брачного союза.
И в каждом отдельном случае есть
свои причины, породившие семейную атмосферу.
Однако не все семьи разрушаются,
многим удается не только устоять, но
сделать более прочными семейные
узы. Все это зависит от того, чем
обусловлено появление
В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является так же нарушение общения между ее членами. Как правило, за затяжными, неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться.
Своеобразным индикатором
семейного благополучия или неблагополучия
оказывается поведение ребенка.
Корни неблагополучия в поведении
детей разглядеть легко, если дети вырастают
в семьях явно неблагополучных. Гораздо
труднее сделать это
Следствием такого семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.
В этом плане небезынтересна
классификация семейных союзов, предложенная
В.В. Юстицкисом, который выделяет семью
«недоверчивую», «легкомысленную», «хитрую»
– этими метафоричными
Недоверчивая» семья.
Характерная черта – повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к семье враждебными.
Такая позиция родителей формирует и у самого ребенка недоверчиво-враждебное отношение к другим. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками.
Дети из подобных семей наиболее уязвимы для влияния антиобщественных групп, так как им близка психология этих трупп: враждебность к окружающим, агрессивность. Поэтому с ними нелегко установить душевный контакт и завоевать их доверие, так как они заранее не верят в искренность и ждут подвоха.
«Легкомысленная» семья.
Отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее, как правило, неопределенны. Если кто-то и выражает неудовлетворенность настоящим и желание жить иначе, он не задумывается об этом всерьез.
Дети в таких семьях
вырастают слабовольными, неорганизованными,
их тянет к примитивным
«Хитрая» семья
В «хитрой» семье, прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы
К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. В результате такого «воспитания» формируется установка: главное – не попадаться.
Существует множество разновидностей семейного уклада, где эти признаки сглажены, а последствия неправильного воспитания не так заметны. Но все же они есть. Пожалуй, самое заметное – душевное одиночество детей.
Рассмотрим некоторые виды семей, относящихся к скрытым формам семейного неблагополучия:
Семьи, ориентированные на успех ребенка.
Возможная разновидность
внутренне неблагополучной
Родители внушают детям
стремление к достижениям, что часто
сопровождается чрезмерной боязнью
неудачи. Ребенок чувствует, что
все его положительные связи
с родителями зависят от его успехов,
боится, что его будут любить,
лишь пока он все делает хорошо. Эта
установка даже не требует специальных
формулировок: она так ясно выражается
через повседневные действия, что
ребенок постоянно находится
в состоянии повышенного
Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи.
Для описания нездоровых семейных отношений, которые носят скрытый, завуалированный характер, некоторые исследователи используют понятие гомеостаза, подразумевая под этим семейные узы, которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными и почти неразрушимыми. Наиболее известными являются две формы таких отношений – псевдовзаимность и псевдовраждебность
В обоих случаях речь идет
о семьях, члены которых связаны
между собой бесконечно повторяющимися
стереотипами эмоциональных
Подобная форма супружеского взаимодействия может быть перенесена и в сферу детско-родительских отношений, что не может не отразиться на формировании личности ребенка. Он не столько учится чувствовать, сколько «играть в чувства», причем ориентируясь исключительно на положительную сторону их проявления, оставаясь при этом эмоционально холодным и отчужденным. Став взрослым, ребенок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности в заботе и любви, будет предпочитать невмешательство в личные дела человека, пусть даже самого близкого, а эмоциональное отстранение вплоть до полного отчуждения возведет в свой главный жизненный принцип.
Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения