Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:48, дипломная работа
Цель и гипотеза исследования определяют ряд логически обусловленных шагов, которые можно сформулировать следующие задачи исследования: 1. Дать теоретический анализ сущности семейного неблагополучия и девиантного поведения. 2. Систематизировать существующие подходы к коррекции девиантного поведения детей из и их реабилитации.3. Определение социально-психологических факторов семейного неблагополучия и риска возникновения девиантного поведения детей из неблагополучных семей. 4. Разработка системы ранней социально-психологической диагностики семейного неблагополучия и девиантного поведения детей из неблагополучных семей.
5. Предложить некоторые пути решения проблемы семейного неблагополучия и девиантного поведения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………
1.1 Микросоциальный фактор и семья в этиологии девиации………...
1.2 Неблагополучная семья: генезис, причины и типологии…………
1.3 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки…………………………………………
1.4 Научно-практические подходы к исследованию неблагополучных семей различных типов…………………………………………………………………
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ………………………………………………
2.1 Социально-психологическая диагностика неблагополучной семьи…………………………………………………………………
2.2 Социально-психологическая дезадаптация детей как условие семейного неблагополучия и появления девиантного поведения…………………………………………………………….
2.3 Социально-психологическая технология коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Физическое насилие определяется как нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или какими-либо другими лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают его жизни.
Жестокое обращение с детьми является одним из наиболее значительных факторов семейного неблагополучия. Как правило, физическое насилие всегда сопровождается психическим насилием (постоянные или периодические сло-весные оскорбления, угрозы, унижения, а также пренебрежением интересами и нуждами ребенка). У большинства детей, живущих в неблагополучных семьях, имеются признаки физического и нервно-психического насилия. Среди причин насилия можно выделить следующие: асоциаль-ная направленность личности родителей, алкоголизм, психические заболевания, низкий уровень культуры и др.
Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми. К ближайшим последствиям относятся физические травмы, головные боли, потери сознания, сотрясения мозга, а также различные психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на наиболее патогенную форму насилия — сексуальное. Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, а также социальные последствия в виде девиантного поведения.
Алкоголизм по своим последствиям является одной из наиболее полифакторных составляющих семейного неблагополучия. Соотношение биологических и социальных патологий при алкоголизме в результате приводит к невротизациии и психотравматизации, деформации личности и предрасположенности к алкоголизму у детей. Алкоголизм является основным патогенным фактором таких хронических заболеваний, как олигофрения, психопатия, различных отставаний в эмоциональном и физическом развитии и др. Кроме того, алкоголь разрушает личность родителей, делая невозможным всякое педагогическое воздействие на детей. Семейные отношения характеризуются постоянными конфликтами, маргинализацией культурного уровня и ценностных ориентации родителей.
У детей склонность к пьянству (и вытекающему из него алкоголизму) связываются с двумя основными причинами: 1) подражание взрослым; 2) с усилением и извращением влечений. В последнем случае дети лечатся по поводу основной патологии, из которой вытекает чрезмерная тяга к алкоголю. Однако чаще всего причиной пьянства детей и подростков является подражание взрослым (в первую очередь родителям).
Важнейшей и насущной задачей психологической науки является вооружение практических работников научно обоснованными, диагности-чески значимыми признаками, позволяющими выполнять функции как ориентирования, так и прогнозирования в педагогическом наблюдении, осуществляемом в ходе воспитательно-профилактической работы.
Необходимым элементом
осуществления про-филактическо
Отдельное место среди личностных особенностей занимает акцентуация характера, являющаяся пограничным явлением между патологией и нормой. Е. А. Личко [25. с.256] выделял 11 типов возможной акцентуации характера, среди которых преобладают неустойчивый, или гипертимный, как ведущие к правонарушениям. Факторами риска приобретения неврозов и от-клонения в поведении могут быть следующие особенности характера ребенка: эмоциональность, впечатлительность, внутренняя неустойчивость, импрессивность, беззащитность, выраженность чувства «Я». Определенные трудности в социальной адаптации могут вызывать некоторые кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте. С. А. Беличева выделяет следующие: ускоренное и неравномерное развитие организма подростка, изменения в характере взаимоотношений с взрослыми, расширение социальных контактов, стремление к независимости, повышенная конфликтность. К неблагоприятным индивидным характеристикам относятся также различные физические недостатки (дефекты речи, внешности и др.) и извращенные биологические потребности (алкоголизм, наркомания, половые аномалии).Важнейшими индивидными характеристиками, вызывающими социальную дезадаптацию, являются различные психоаномалии патологического характера, в происхождении которых могут играть роль как генетические факторы, так и неблагоприятные средовые и ситуационные влияния семейного неблагополучия. Среди них можно выделить: психический дизонтогенез, патологическое развитие личности, психический инфантилизм, олигофрения, эпилепсия, индуцированное помешательство. А. И. Захаров приводит следующие нервно-психические нарушения у детей, способствующие социальной дезадаптации: минимальная мозговая недостаточность (дисфункция), невропатия, неврозы и невротические реакции, органические нарушения нервной системы.
Социальная дезадаптация является основой любой формы девиации, тем не менее каждый тип отклоняющегося поведения имеет собственный симптомокомплекс и обладает определенными, свойственными только ему диагностически значимыми характеристиками, что и обуслов ливает необходимость подробного рассмотрения каждого из них в отдельности.
Агрессивное поведение. Важной характеристикой агрессивных детей является их преимущественная экстернальность. Исследования А. А. Реана [26. с.12] показало, что большинство делинквентов по шкале общей интерналь-ности относятся к экстерналам (84 %), так же как и по шкале в области достижений (52 %) и в области неудач (72 %). Несовершеннолетним пре-ступникам присущи следующие экстернальные установки: отрицание ответственности, вреда, наличие жертвы, осуждение осуждающих, обращение к более важным обстоятельствам. А. А. Реан объясняет факт преимущественной экстернальности локуса контроля у подростков-делинквентов действием защитного механизма, позволяющего сохранить самоуважение. Данное мнение согласуется с теорией Г. Кеплана, который также высказал предположение о связи де-виантного поведения с пониженным самоуважением. Н. Д. Левитов, Н. В. Тарабрина определяли агрессию как одну из психических состояний при фрустрации, имеющую стеническую форму [27, с.99].
Большинство делинквентов испытывают в дет ском и подростковом возрасте эмоциональную депривацию и влияние неблагоприятного психологического климата в семье. В школе, вследствие трудностей в обучении, возрастает потребность в уважении. Система образования, педагоги, успевающие ученики постоянно изолируют неуспевающих. В этих условиях возможность адаптации к преступности очевидна. Одной из особенностей подростков-делинквентов является наличие у них чувственно дефицитного поведения, которое проявляется в ослаблении эмоциональной привязанности и стремлении избежать близких личных отношений с окружающими. Вследствие этого затрудняются эмпатические отношения с окружающими людьми, что определяет неспособность к состраданию и сочувствию. Отношения с други-ми людьми строятся на представлении о них как недоброжелательных, агрессивных и склонных к совершению преступлений.
Не являясь прирожденной биологической реакцией (за исключением патологии), агрессивное поведение зависит от природных особенностей темперамента, возбудимости и силы эмоций. Внутреннее напряжение в состоянии фрустрации может находить выход в активных агрессивных действиях. Участие в драках является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в неформальных группах.
Наркотизм. У большинства взрослых наркоманов наркотический старт относится к несовершеннолетнему возрасту, значительная часть наркотизирующихся — это подростки и молодежь. Потребление наркотиков является частью субкультуры. Исследования показывают, что подростки принимают наркотики «потому, что принимают все».
Психологическая готовность к потреблению психотропных средств состоит в неспособности адекватного восприятия ситуаций, связанных с необходимостью преодоления жизненных трудностей, налаживания отношений с окружающими, правильной регуляции своего поведения. Этот феномен представляет собой сочетание определенных личностных особенностей, препятствующих нормальной социальной адаптации подростков. Являясь личностным образованием, психологическая готовность к употреблению наркотиков проявляется не всегда, находясь в латентном состоянии. Она актуализируется в ситуации затрудненности удовлетворения значимых социальных потребностей человека.
В ситуации семейного неблагополучия и, как следствие, нарушении процесса социализации оказывается фрустрированным целый ряд социальных потребностей подростков: в положительной оценке значимых взрослых (родителей, учителей), в самоуважении (низкая успеваемость) и общении (изоляция в школьном коллективе). В результате единственной целью подростка становится избавление от отрицательных эмоцио-нальных переживаний, вызванных психотравмирующими воздействиями. По мере нарастания отрицательной формации психологическая защита, временно позволявшая подростку иллюзорно положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной, что толкает к поиску других способов. К внешним способам защиты от психотравмирующих ситуаций относится употребление психотропных средств. Привлекательность их потребления могут объяснить признаки, характеризующие стадию привыкания: эмоциональная активность, высокий жизненный тонус, рабо-тоспособность, ясность осмысления, оптимизм и др. Актуализацию психологической готовности к употреблению наркотиков обусловливают следующие причины: 1) неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности, удовлетворения актуальных жизненных потребностей; 2) несформированность или неэффективность способов психологической защиты; 3) наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного выхода.
Подростковый алкоголизм. Самым надежным буфером, сдерживающим социальный прессинг, приводящий к частому употреблению спиртного, является сочетание высокой личной компетентности и развитых социальных умений — ключевых элементов «Я–концепции». Личная компетентность подростков — это результат всей его предшествующей жизни. С самого ран-него детства ребенок старается добиваться ис-полнения своих желаний и ищет для этого подходящие способы. Он накапливает опыт своих успешных и неуспешных попыток, поскольку у него формируется представление о том, что получается, а что нет. Радости от собственной умелости и одаренности, получаемые ребенком от родителей, укрепляют его самооценку, формируют положительный образ «Я» и уверенность в своих силах. Если предшествующий путь не создал в нем надежной внутренней опоры и не задал ощущения самоценности, он уходит из семьи, зоны своих неудач, и ищет популярности в другом месте.Почти во всех случаях подростково-юношес-кого алкоголизма мы встречаемся с неблагоприятной средой: неполная семья, пьющие ро-дители, безнадзорность и т. п.— плюс трудности, связанные с учебным процессом и адаптацией в школьном коллективе, делают не-возможным удовлетворение ряда социальных потребностей личности подростка. В среде подростков он находит референтную группу себе подобных, и это группа становится полем для самоутверждения. Употребление алкоголя и наркотиков является частью культуры таких групп. Компания дает ребенку чувство призна-ния, сплоченности, членства, братства единой «семьи», которых ему так недоставало в собственной семье и школе. В ходе опроса подростков, употребляющих алкоголь, 13 % сказали, что они хотели бы иметь другую компанию, но выбора нет, а есть стремление избежать одиночества; 55 % опрошенных заявили, что молодые люди испытывают сейчас враждебность со стороны взрослых. Им свойственны также экстернальные установки локуса контроля («другие пьют больше» — 49 %, «меньше» — 3,9 %, «столько же» — 42,9 %).
В такой ситуации происходит быстрое и устойчивое формирование алкогольной личности подростка, которое обусловливается характерными для подросткового возраста: 1) возбудимостью и зараженностью общегрупповым настроением; 2) особенностями клиники алкоголизации подростков — скорое возникновение признаков алкоголизма (в течение 5–6 месяцев), лавинообразным нарастанием симптомов, подражанием алкогольному поведению с различными асоциальными тенденциями.
Самоубийства. 8–10 % попыток самоубийства подростками заканчиваются смертью; 23 % совершаются вследствие конфликтов в неблагополучной семье, чаще всего в возрасте 16–18 лет, половина из неполных семей; 43 % не получили нормального семейного воспитания, у 33 % — трудности в поведении и ненормальные свойства характера, у 42 % — психические нарушения в виде неврозов.
Известным фактом является то, что число самоубийств увеличивается во время социальных кризисов, нарастания общественной апатии, ра-зочарования, бесперспективности. Л. Д. Левитов и Н. В. Тарабрина определял депрессию как психическое состояние при фрустрации, имеющее астеническую форму, для которой характерночувство печали, сознание неуверенности, бессилия, отчаяния [28, с.78].
Установлена значимая корреляция между конфликтными отношениями с родителями на третьем году жизни и последующими нарушениями в адаптации. Концепция «достаточно хорошей матери» исходит из того, что эмоциональная личная поддержка и личная адаптация к нуждам ребенка создает наиболее благоприятный фон для формирования адаптивных ме-ханизмов психологической защиты; высокий уровень ранимости к стрессу в самой младшей возрастной группе связан с несформированностью механизмов копинга. Ранимость к стрессу повышает также отягощенность психотравмами. Характерологическими особенностями, способствующими посттравматическому стрессовому расстройству, являются эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность и незрелость личности.
Отклоняющееся половое поведение. Приверженцы учения З. Фрейда (Д. Смирнов, К. Веселовская, С. Лебедев и др.) объясняли отклоняющееся сексуальное поведение детей и взрослых в первую очередь врожденной инфантильной сексуальностью, причинами аффективного порядка, сильными сексуальными переживаниями в детстве, вытесненными затем в подсознательную сферу. Они не акцентировали приоритет сексуальных инстинктов и половых чувств перед всеми другими, указывая на небла-гоприятные условия межличностных отношений. Представители антропологического направления (В. Бехтерев, А. Бернштейн, И. Мечников и др.) главной причиной отклоняющегося поведения считали неблагоприятные условия жизни, социальные, психологические, химические зависимости, а также педагогическую запущенность. Вместе с тем они не упускали из виду значимость биологической наклонности в возникновении и развитии половых девиаций. И. Мечников подчеркивал, что одна из природных «дисгармоний» человеческого организма заключена в области полового инстинкта. Половое влечение развивается слишком рано, когда еще невозможно удовлетворить его естественным и законным путем (несоответствие между периодом полового созревания и брачным возрастом).
В. Бехтерев подчеркивал, что способ полового удовлетворения является приобретенным в результате воспитания и жизненной обстановки. Следовательно, различные нарушения психосексуального развития обусловливаются в первую очередь ближайшими воспитательными факто-рами среды, патогенная наследственность является лишь отягощающим обстоятельством.
Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения