Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:48, дипломная работа

Описание работы

Цель и гипотеза исследования определяют ряд логически обусловленных шагов, которые можно сформулировать следующие задачи исследования: 1. Дать теоретический анализ сущности семейного неблагополучия и девиантного поведения. 2. Систематизировать существующие подходы к коррекции девиантного поведения детей из и их реабилитации.3. Определение социально-психологических факторов семейного неблагополучия и риска возникновения девиантного поведения детей из неблагополучных семей. 4. Разработка системы ранней социально-психологической диагностики семейного неблагополучия и девиантного поведения детей из неблагополучных семей.
5. Предложить некоторые пути решения проблемы семейного неблагополучия и девиантного поведения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………
1.1 Микросоциальный фактор и семья в этиологии девиации………...
1.2 Неблагополучная семья: генезис, причины и типологии…………
1.3 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки…………………………………………
1.4 Научно-практические подходы к исследованию неблагополучных семей различных типов…………………………………………………………………

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ………………………………………………
2.1 Социально-психологическая диагностика неблагополучной семьи…………………………………………………………………
2.2 Социально-психологическая дезадаптация детей как условие семейного неблагополучия и появления девиантного поведения…………………………………………………………….
2.3 Социально-психологическая технология коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

ОСНОВНОЙ ДИПЛОМ 1.docx

— 251.54 Кб (Скачать файл)

Исследователи, занимающиеся изучением психологии подобных семей, выделяют в качестве наиболее распространенных три конкретных формы наблюдающегося в них неблагополучия: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция.

Соперничество проявляется  в виде стремления двух или более  членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. На первый взгляд, это – главенство в принятии решений: финансовых, хозяйственных, педагогических (касающихся воспитания детей), организационных  и т.п. Известно, что проблема лидерства  в семье особенно остро стоит  в первые годы брака: муж и жена нередко ссорятся из-за того, кому из них быть главой семьи.

Соперничество является свидетельством того, что настоящего главы в семье нет.

Ребенок в такой семье  растет с отсутствием традиционного  разделения ролей в семье, для  является нормой выяснение кто в  «семье главный» при каждом удобном  случае. У ребенка формируется  мнение, что конфликты это норма.

Мнимое сотрудничество. Такая форма семейного неблагополучия, как мнимое сотрудничество тоже довольно распространена, хотя на внешнем, социальном, уровне «прикрыта» кажущимися гармоничными отношениями супругов и других членов семьи. Конфликтов между мужем и женой или супругами и их родителями на поверхности не видно. Но это временное затишье продолжается лишь до того момента, пока кто-то из членов семьи не меняет своей жизненной позиции. Мнимое сотрудничество может отчетливо проявиться и в ситуации, когда, наоборот, кто-то из членов семьи – (чаще жена) после длительного периода занятий только домашними делами решает включиться в профессиональную деятельность. Карьера требует много сил и времени, поэтому, естественно, домашние дела, которые выполняла только жена, приходится перераспределять между другими членами семьи и чему они не готовы.

В такой семье у ребенка  не формируется установка на сотрудничество с членами своей семьи, находить компромисс. Наоборот, он считает, что  каждый должен поддерживать другого, пока это не идет вразрез его личным интересам

Изоляция. Наряду с соперничеством и мнимым сотрудничеством довольно распространенной формой семейной неблагополучия является изоляция. Относительно простой вариант подобной трудности в семье – психологическая изолированность кого-то одного в семье от других, чаще всего это овдовевший родитель одного из супругов.

Возможен вариант взаимной изоляции двух или более членов семьи. Например, эмоциональное отчуждение супругов может привести к тому, что каждый из них предпочитает большую  часть времени проводить за пределами  семьи, имея свой круг знакомых, дел  и развлечений. Оставаясь супругами  чисто формально, оба скорее отбывают, чем проводят время дома. Семья  держится либо на необходимости воспитывать детей, либо из престижных, финансовых и других подобных соображений.

Взаимоизолированными могут  стать молодая и родительская семьи, проживающие под одной  крышей. Подчас они и домашнее хозяйство  ведут отдельно, как две семьи  в коммунальной квартире. Разговоры  вращаются, главным образом, вокруг бытовых проблем: чья очередь  убирать в местах общего пользования, кому и сколько платить за коммунальные услуги и т.п.

В такой семье ребенок  наблюдает ситуацию эмоционального, психологического, а подчас и физической изолированности членов семьи. У такого ребенка нет чувства привязанности к семье, он не знает что такое переживание задругого члена семьи, если тот старый или больной.

Перечисленными формами не исчерпываются разновидности семейного неблагополучия. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей в выгодной для себя функции. Дети, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, правила которых им были навязаны. Особенно отчетливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль – положительная или отрицательная – она в равной степени негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии.

Последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье

 

  • детская безнадзорность и беспризорность;
  • побеги из дома;
  • половая распущенность;
  • правонарушения и преступная деятельность;
  • алкоголизм;
  • наркомания и токсикомания.

 

Таким образом, причины формирования неблагополучных семей не зависят  от имущественного и образовательного статуса родителей. Кроме того, семейное благополучие явление относительное  и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья  переходит в категорию либо явно, скрыто неблагополучных семей. Поэтому  необходимо постоянно проводить  работу по профилактике семейного неблагополучия.

 

 

      1.3 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки

 

Семья на протяжении всего  периода взросления играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка: его эмоционально- волевая, нравственная сфера, характер, особенности поведения формируются в семье. Семья — это первая в жизни человека общность или малая группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли. Особый интерес к вопросам семейной жизни и, в частности, детско-родительским отношениям появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи, увеличением количества проблемных семей[19, с.87]. Исследователи Н. Н. Посысоев, Е. Н. Юрасова, И. И. Мамайчук и др. отмечают такие кризисные тенденции, как рост гражданских браков и неполных семей, семей, в которых отец или (и) мать злоупотребляют алкоголем, рост отчужденности детей от семьи и т. п. [20, с. 38]. Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и формирования личности ребенка, приводит к росту социально-средовой дезадаптации детей и подростков. Под социальной дез- адаптированностью индивида надо понимать неспособность индивида отвечать адекватным образом на предъявляемые к нему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сложившихся межличностных взаимоотношений. В том числе его неспособность применять на практи- ке общественно-исторически выработанные способы деятельности, овладение которыми соответствует его индивидуальным возможностям и необходимыми для удовлетворения собственных потребностей (в широком смысле слова). По данным комплексных, многоаспектных исследований личности, совершавшие общественно-опасные действия, обнаруживают стой- 
кую социальную дезадаптацию (разного уров- 
ня), возникшую вследствие аномального форми- 
рования личности и поведения на ранних этапах 
социализации в условиях «неблагополучной» микросреды и на исходном неполноценном био- 
логическом фоне. Последний фактор до недавнего прошлого считался основной детерминантой социальной дезадаптации. Четкого разграничения биологических и психологических факторов риска в развитии нет, 
они всегда взаимодействуют. Но после рождения все большее значение приобретает психосоциальное влияние. Биологические факторы рис- 
ка вызывают, прежде всего, замедление в развитии, которое через 6–8 лет может нивелироваться. Психосоциальные факторы, напротив, чем дольше действуют, тем очевиднее приводят 
к нарушениям в развитии. Совмещение биологи- 
ческих и психосоциальных факторов риска резко 
снижает возможность компенсации нарушений. 
Многочисленные работы, посвященные социо- 
логическим, педагогическим, психологическим, социально-гигиеническим проблемам, указыва- 
ют тормозящие и ускоряющие процесс развития условия, заложенные, главным образом, в лич- 
ности ребенка, окружающей среде и в их взаимодействии. Суть явления социальной дезадаптации в рассогласовании мироощущения и миропонима- ния ребенка с явлениями окружающей среды, ее традициями и нормами, в ослаблении и утрате социальных связей с семьей, школой и другими социальными институтами. Происходит вытеснение ребенка из ситуации личностного развития, стремление к самоутверждению 
общественно-приемлемым способом не поддер- 
живается и не стимулируется. Он оказывается в состоянии психологической изоляции в среде общения, утрачивает чувство принадлежности к общей культуре и воспринимает микросредовые ценности и установки.

В зависимости  от природы, характера и степени дезадаптации выделяются патогенная, психосоциальная и социальная адаптация детей и подростков.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии и др.) и корректируемый, при определенных условиях, вызванный психогенными факторами неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода.По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также делятся на устойчивые (акцентуации характера, дефекты эмоционально-волевой и мотивационно-познавательных сфер и др.) и временные, неустойчивые (половозрастные особенности кризисных периодов развития ребенка, психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами) формы[21, с.55].

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. Речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями (демонстрация ближайшим окружением образцов и установок девиантного поведения), так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации (семья и школа). В зависимости от степени и глубины деформации выделяются две стадии социальной дезадаптации: стадия школьной дезадаптации, характеризуемая парциальными социальными нарушениями, связанными с учебно-воспитательным процессом (сквернословие, курение, пропуски уроков, конфликты с учителями и сверстниками) и стадия социальной запущенности, характеризуемая глубоким отчуждением от семьи и школы и различными асоциальными отклонениями (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, аморальное поведение и т.д.).

Специфика семейного  неблагополучия заключается в совокупном влиянии причин и детерминант различного характера. Но вместе с тем комплексное изучение всех смыслообразующих факторов девиантного поведения невозможно без углубленного конкретизированного анализа каждого из них в отдельности.

Депривация. Депривация — состояние, возникшее в результате определенных жизненных ситуаций, когда человек лишен возможности удовлетворить свои психические потребности в достаточной мере и достаточно долгое время [22, с.36]. Выделяются три основных вида депри-вации: эмоциональная, сенсорная и социальная.

Под эмоциональной депривацией  понимают длительное отсутствие ласки, заботы, человеческого тепла и понимания, то есть всякую продолжительную эмоциональную изоляцию. Качество эмоциональных связей у ребенка с близким взрослым является важнейшим фактором, определяющим качество адаптации у ребенка к условиям воспитания и характер психологического развития ребенка. Важнейший патогенный фактор — отсутствие или нарушение у ребенка глубокой и надежной эмоциональной связи с близким взрослым, частые смены лиц, заботящихся о ребенке (дефицит эмоциональ-ной привязанности). Привязанность определяется как система эмоциональных взаимодействий между матерью и ребенком, которые развиваются наиболее интенсивно в первые два-три года жизни ребенка, и служат для образования «эффективного ядра» личности, в состав которого входят базисные чувства безопасности, правила общения, способность и взаимодействие, эмпатия и ранее усвоенные запреты. Аномальные формы эмоционального взаимодействия с маленьким ребенком часто встречаются в семьях, причем они весьма широко распространены и, как правило, воспроизводятся в новом поколении. Для детей с ранним опытом жизни в семье факторами наибольшего риска развития психических отклонений являются история предшествующего насилия, плохого обращения и незащищенности, отягощенное переживанием разлуки даже с такой неблагополучной семьей. С возрастом важное значение приобретает наличие длительного и частого общения с социально положительными родственниками, в частности, с отцом. Отсутствие такой возможности, особенно у мальчиков, может вызвать возникновение трудностей в поведении. Непременной составляющей депривации является безнадзорность и девиантное поведение.

Педагогический  фактор. Очень важным фактором риска появления отклоняющего поведения у детей являются неправильные методы воспитания, используемые родителями. Ведущие отечественные исследователи А. И. Захаров, А. С. Спиваковская [23. с.49] выделяют следующие типичные ошибки в воспитании: непонимание личностного развития детей; неприятие детей; несоответствие ожиданий родителей возможностям ребенка; негибкость в отношениях; неравномерность отношений родителей в различные годы жизни детей; непоследовательность в отношении с детьми; несогласованность отношений между родителями; тревожность; доминантность; гиперсоциальность; недоверие к возможностям детей; недостаточная отзывчивость, нечуткость родителей; противоречивость. С. А. Беличева предлагает различать следующие воспитательные стили, пред-ставляющие собой опасность возникновения отклонений в развитии и поведении ребенка: импульсивно-снисходительный; позиция круговой обороны; демонстративный стиль; жестоко-авторитарный стиль; увещевательный стиль; воспитание по типу «кумир семьи»; непоследо-вательный стиль [24. с.125].

Важное значение имеет  последовательность применяемых дисциплинарных воздействий. Эффективность дисциплины зависит от времени реакции; последовательности и принципиальности дисциплинарных требований; качества отношений между родителями и детьми; баланса одобрений и наказаний.

Гиперопека. Характерными чертами гиперопеки является: избыточный контакт c ребенком, слишком длинный период ухода, подавление не-зависимого поведения, неразрешение заниматься физической работой, ограничение социальных связей, выбор круга общения, избыточный надзор. Причинами гиперопеки могут быть: 1) пережитые трудности зачатия или осложнения природах, хронические или опасные для жизни заболевания в младенчестве; 2) факторы, связанные с детством самой матери,— недостаток тепла и любви в семье; 3) группа факторов, связанных с семейными отношениями. Неблагополучные отношения с мужем мать может компенсировать в «избыточной» любви к ребенку; 4) гиперопека может возникать как реакция на враждебное отношение к ребенку, неприятие; 5) гиперопека как следствие психических нарушений у матери.

Особенности личности родителей. Выделяются следующие неблагоприятные черты личности родителей, являющиеся фактором риска: сензитивность, тревожность, доминантность, эгоцентричность, гиперсоциальность. Исследования показывают, что эмоциональные трудности или проблемы поведения встречаются чаще у детей, чьи родители страдают хронически депрессивными или невротическими заболеваниями, а также с патологическими чертами личности. Здесь выделяются следующие факторы: 1) генетические; 2) психические нарушения у родителей влияют на внутрисемейные отношения (раздражительность, замкнутость, бред, галлюцинации и др. нарушают уход за детьми); 3) влияние процессов подражания и идентификации; 4) психические заболевания повышают вероятность разрыва брака и семьи, что вызывает эмоциональные и поведенческие нарушения у детей. Выбор тех или иных методов воспитания и стиль внутрисемейного общения в значительной степени зависят от характерологических особенностей, уровня образования и культуры родителей.

Физические  наказания в качестве методов воспитания, могут использоваться в семьях по следующим причинам: 1) родители сами происхождением из неблагополучной семьи; 2) физические наказания могут быть семейной традицией нескольких поколений.

В семьях, для  которых характерно криминальное поведение родителей, отмечается резко повышенная частота ссор и разногласий, в результате неблагополучная супружеская жизнь родителей и конфликт между ними приводит к формированию нарушений у детей. Риск асоциального поведения повышается, если родители разводятся или расходятся, но не в том случае, если один из родителей умирает. Разлады и дисгармония в семье, а не ее распад как таковой ведут к асоциальному поведению. Характер взаимоотношений и стиль родительского поведения болееважен для развития ребенка, чем факт наличия одного или обоих родителей.

Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения