Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:48, дипломная работа
Цель и гипотеза исследования определяют ряд логически обусловленных шагов, которые можно сформулировать следующие задачи исследования: 1. Дать теоретический анализ сущности семейного неблагополучия и девиантного поведения. 2. Систематизировать существующие подходы к коррекции девиантного поведения детей из и их реабилитации.3. Определение социально-психологических факторов семейного неблагополучия и риска возникновения девиантного поведения детей из неблагополучных семей. 4. Разработка системы ранней социально-психологической диагностики семейного неблагополучия и девиантного поведения детей из неблагополучных семей.
5. Предложить некоторые пути решения проблемы семейного неблагополучия и девиантного поведения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………
1.1 Микросоциальный фактор и семья в этиологии девиации………...
1.2 Неблагополучная семья: генезис, причины и типологии…………
1.3 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки…………………………………………
1.4 Научно-практические подходы к исследованию неблагополучных семей различных типов…………………………………………………………………
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ………………………………………………
2.1 Социально-психологическая диагностика неблагополучной семьи…………………………………………………………………
2.2 Социально-психологическая дезадаптация детей как условие семейного неблагополучия и появления девиантного поведения…………………………………………………………….
2.3 Социально-психологическая технология коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
II этап – диагностический
Социальное обследование
семей показало, что не обеспечивается
возможное полноценное
В результате опроса родителей
и детей направленного на определение
характера отношений между
Отношение родителей к детям:
Грубость родителей. Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности единства требований к ребенку со стороны взрослых членов семьи, неверное применение наказания и поощрения, жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание – 10 (30,3%) и др.
Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом – их безответственным отношением к воспитанию детей – 9 (27,2%)
Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др. 11 (33,3%)
Конфликты семье – 3 (9,1%)
Хорошие взаимоотношения – 0 (0,00%)
Результаты опроса детей (Рисунок 5)
Рисунок 5 – Результаты опроса детей
Выявленное отношение родителей к детям, как правило, влекут за собой отрицательные проявления и способствуют возникновению у ребенка чувства беспечности, безнаказанности, развивают слабоволие, влекут к безответственности в выполнении правил поведения. Известно, что воздействие на старшеклассника осуществляется успешно в нравственно здоровой, сплоченной семье.
Отношение детей к родителям:
Отрицательные эмоции. Грубость родителям, проявление невнимательности, непослушание, проявление эгоизма и жестокости по отношению к родителям – 13 (39,3%)
Трудность в воспитании. Употребление алкоголя, наркотиков, аморальное поведение, плохая успеваемость – 8 (24,2%)
Хулиганистые выходки – драки, воровство – 3 (9,1%)
Бродяжничество – частое продолжительное отсутствие дома, прогулы в школе – 7 (21,1)%
Примерные дети – учатся хорошо, заботятся о родителях, примерное поведение – 2 (6,1%)
Результаты опроса родителей (Рисунок 6)
Рисунок 6 – Результаты опроса родителей
Итак, опрос родителей и детей позволил сделать вывод, о том, что в семьях взаимоотношения детей и родителей конструктивный характер. Как относятся родители к подросткам, так же и они к ним. Проведенный опрос доказывает, что отрицательный пример родителей влияет на воспитание детей. Вместе с тем можно сказать, что не все дети поддаются отрицательному влиянию родителей, такие дети имеют свои взгляды на жизнь, таких оказалось два человека.
Особенности взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту выявлялись с помощью анкеты, для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы:
1 – доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность прийти на помощь, 5 – сотрудничество.
Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки: 1 – несогласие, 2 – равнодушие, 3 – частые конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность.
По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями.
После подводим итоги, складываем отмеченные цифры. Итоговый показатель – сумма – может колебаться от 0 (самая неблагополучная) до 10 (наиболее положительная оценка). Подробное описание по каждой семье представлено в приложении К.
Таким образом, у 53% (01, 02, 05, 06,
08, 11, 12, 14) семей взаимоотношения
носят неустойчивый характер, т.е. они
могут быть и негативными и
позитивными в зависимости от
ситуации. У 40% (03, 04, 07, 09, 13, 15) семей взаимоотношения
характеризуются как
Следовательно, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
7% семей (06) – абсолютно неблагополучные семьи
40% (03, 04, 07, 09, 13, 15) – скорее неблагополучные
53% (01, 02, 05, 06, 08, 11, 12, 14) – переходные
0% семей – абсолютно благополучные семьи.
Полученные данные наглядно изображены в виде диаграммы (Рисунок 7).
Рисунок 7 – Семейные взаимоотношения детей и взрослых в быту
2.2 Социально-
Для более глубокого понимания
проблемы важно рассмотреть соотношение
понятий социально-
В процессе
социально-психологической
Исходя из данных оснований,
происходит изменение установки
на самоутверждение, индивид приобретает
необходимые знания, умения и навыки.
Все это и определяет сущность
его социально-психологической
Рассматривая дезадаптацию
личности на социально-психологическом
уровне, авторы выделяют три основные
разновидности
а)устойчивая
ситуативная
б)
в) общая
устойчивая
Основу дезадаптированного
поведения составляет конфликт, а
под его влиянием постепенно формируется
неадекватное реагирование на условия
и требования среды в форме
тех или иных отклонений в поведении
как реакция на систематически, постоянно
провоцирующие факторы, справиться
с которыми ребенок не может. Началом
является дезориентация ребенка: он
теряется, не знает как ему поступить
в данной ситуации, выполнить данное
непосильное требование, и он либо
никак не реагирует, либо реагирует
первым попавшимся способом. Таким
образом, на начальной стадии ребенок
как бы дестабилизирован. Через некоторое
время эта растерянность
Факторами дезадаптации выступают
вытеснение ребенка из ситуации личностного
роста, развития и пренебрежение
его стремлением к
1. Методика исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC).
Интеллектуальный тест для
детей (
Ответы испытуемого на задания субтестов численно оцениваются в соответствии с содержательными критериями вербальныхсубтестов; с содержательными и скоростными критериями – для невербальных.
Итоговые интеллектуальные показатели по испытуемому вычисляются с помощью нормативных таблиц. В каждую возрастную группу входят испытуемые, возраст которых различается не более чем на 4 месяца.
Оценки по отдельнымсубтестам переводятся в 20-ти балльные шкалы, что позволяет произвести их сравнительный анализ. Определяется сумма вербальных и невербальных оценок и итоговые показатели методики, т.е. определяется вербальный, невербальный и общий показатели IQ.
Общий показатель IQ методики является индикатором общего интеллекта, т.е. сложноинтегрированного качества психики, обеспечивающего индивиду успешность поведения в различных ситуациях и эффективность различных видов деятельности.
За оценкой вербального
показателя стоит вербальный интеллект,
как интегральное образование и
одновременно подструктура общего интеллекта,
функционирование, которой осуществляется
в вербально логической форме
с преимущественной опорой на знания.
Уровень и структура
Невербальный показатель отражает состояние невербального интеллекта, т.е. интегрального образования и подструктуры общего интеллекта, деятельность которого связана не столько со знаниями, сколько со сформировавшимися на их основе умениями индивида и особенностями его психофизических, сенсомоторных, перцептивных характеристик.
Субтест 1. «Осведомленность». Направлен на выявление и измерение общего объема и уровня относительно простых знаний и, тем самым, направленности и широты познавательности интересов, степени развития основных интеллектуальных функций (память, мышление). Успешность выполнения теста напрямую зависит от образования испытуемого, его общей культуры. Оценка за этот тест характеризует испытуемого с точки зрения его образованности и является особенно прогностичной в отношении вербального и общего IQ.
Субтест 2. «Понятливость». Включает в себя ряд вопросов из различных областей социального поведения человека и направлен на выявление умений строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл.
Субтест 3. «Арифметический».
Требует от испытуемого продемонстрировать
высокую концентрированность
Субтест 4. «Сходство». Направлен
на выявление и измерение
Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения