Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:48, дипломная работа

Описание работы

Цель и гипотеза исследования определяют ряд логически обусловленных шагов, которые можно сформулировать следующие задачи исследования: 1. Дать теоретический анализ сущности семейного неблагополучия и девиантного поведения. 2. Систематизировать существующие подходы к коррекции девиантного поведения детей из и их реабилитации.3. Определение социально-психологических факторов семейного неблагополучия и риска возникновения девиантного поведения детей из неблагополучных семей. 4. Разработка системы ранней социально-психологической диагностики семейного неблагополучия и девиантного поведения детей из неблагополучных семей.
5. Предложить некоторые пути решения проблемы семейного неблагополучия и девиантного поведения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………
1.1 Микросоциальный фактор и семья в этиологии девиации………...
1.2 Неблагополучная семья: генезис, причины и типологии…………
1.3 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки…………………………………………
1.4 Научно-практические подходы к исследованию неблагополучных семей различных типов…………………………………………………………………

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ………………………………………………
2.1 Социально-психологическая диагностика неблагополучной семьи…………………………………………………………………
2.2 Социально-психологическая дезадаптация детей как условие семейного неблагополучия и появления девиантного поведения…………………………………………………………….
2.3 Социально-психологическая технология коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

ОСНОВНОЙ ДИПЛОМ 1.docx

— 251.54 Кб (Скачать файл)

 

II этап – диагностический

 

Социальное обследование семей показало, что не обеспечивается возможное полноценное воспитание и обучение, не осуществляется необходимый  надзор в пяти семьях (33,3%). В трех семьях (20,0%) создана обстановка, которая  отрицательно влияет на психологическое  состояние ребенка и его обучение. Имеют место глубокие конфликты  между членами семьи – две  семьи (13,3%). Члены семьи злоупотребляют алкоголем, наркотиками в четырех  семьях (6,7%) и ведут антиобщественный образ жизни в одной семье (6,7%). Из всех обследуемых семей выявлено семь семей полных (46,6%), неполных пять, что составляет 33,3% от всех обследуемых семей и многодетных три семьи (20%).

 

В результате опроса родителей  и детей направленного на определение  характера отношений между родителями и детьми выделены характерные отношения  в семьях:

 

Отношение родителей к  детям:

 

Грубость родителей. Нарушение  меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности единства требований к ребенку со стороны взрослых членов семьи, неверное применение наказания  и поощрения, жестокое отношение  к ребенку, подавление его личности, физическое наказание – 10 (30,3%) и  др.

 

Безнадзорность, вызванная  в одном случае занятостью родителей, в другом – их безответственным отношением к воспитанию детей – 9 (27,2%)

 

Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др. 11 (33,3%)

 

Конфликты семье – 3 (9,1%)

 

Хорошие взаимоотношения  – 0 (0,00%)

 

Результаты опроса детей (Рисунок 5)

 

 

Рисунок 5 – Результаты опроса детей

Выявленное отношение  родителей к детям, как правило, влекут за собой отрицательные проявления и способствуют возникновению у  ребенка чувства беспечности, безнаказанности, развивают слабоволие, влекут к безответственности в выполнении правил поведения. Известно, что воздействие на старшеклассника  осуществляется успешно в нравственно  здоровой, сплоченной семье.

 

Отношение детей к родителям:

 

Отрицательные эмоции. Грубость родителям, проявление невнимательности, непослушание, проявление эгоизма и  жестокости по отношению к родителям – 13 (39,3%)

Трудность в воспитании. Употребление алкоголя, наркотиков, аморальное поведение, плохая успеваемость – 8 (24,2%)

Хулиганистые выходки  – драки, воровство – 3 (9,1%)

Бродяжничество – частое продолжительное отсутствие дома, прогулы в школе – 7 (21,1)%

Примерные дети – учатся хорошо, заботятся о родителях, примерное  поведение – 2 (6,1%)

 

Результаты опроса родителей (Рисунок 6)

 

 

Рисунок 6 – Результаты опроса родителей

Итак, опрос родителей и детей позволил сделать вывод, о том, что в семьях взаимоотношения детей и родителей конструктивный характер. Как относятся родители к подросткам, так же и они к ним. Проведенный опрос доказывает, что отрицательный пример родителей влияет на воспитание детей. Вместе с тем можно сказать, что не все дети поддаются отрицательному влиянию родителей, такие дети имеют свои взгляды на жизнь, таких оказалось два человека.

 

Особенности взаимоотношения  детей и взрослых, проявляемые  в быту выявлялись с помощью анкеты, для семьи. В качестве критериев  позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы:

 

1 – доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность прийти  на помощь, 5 – сотрудничество.

 

Для выявления негативного  отношения в качестве критериев  определили следующие признаки: 1 –  несогласие, 2 – равнодушие, 3 – частые конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность.

 

По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений  между детьми и родителями.

 

После подводим итоги, складываем отмеченные цифры. Итоговый показатель – сумма – может колебаться от 0 (самая неблагополучная) до 10 (наиболее положительная оценка). Подробное  описание по каждой семье представлено в приложении К.

 

Таким образом, у 53% (01, 02, 05, 06, 08, 11, 12, 14) семей взаимоотношения  носят неустойчивый характер, т.е. они  могут быть и негативными и  позитивными в зависимости от ситуации. У 40% (03, 04, 07, 09, 13, 15) семей взаимоотношения  характеризуются как позитивные, стабильные. У 7% (10) семей взаимоотношения  негативные.

 

Следовательно, на основании  полученных данных можно сделать  следующие выводы:

 

7% семей (06) – абсолютно  неблагополучные семьи

40% (03, 04, 07, 09, 13, 15) – скорее  неблагополучные

53% (01, 02, 05, 06, 08, 11, 12, 14) – переходные

0% семей – абсолютно  благополучные семьи.

 

Полученные данные наглядно изображены в виде диаграммы (Рисунок 7).

 

 

Рисунок 7 – Семейные взаимоотношения  детей и взрослых в быту

 

 

2.2 Социально-психологическаядезадаптация детей как условие семейного неблагополучия и появления девиантного поведения

 

Для более глубокого понимания  проблемы важно рассмотреть соотношение  понятий социально-психологической  адаптации и социально- психологической  дезадаптации. Если понятие социально-психологической  адаптации отражает явления включенности взаимодействия и интеграции с общностью  и самоопределения в ней, а  социально-психологическая адаптация  личности заключается в оптимальной  реализации внутренних возможностей человека и его личностного потенциала в социально значимой деятельности, в способности, сохраняя себя как  личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования, то социально-психологическая дезадаптация рассматривается большинством авторов (Б.Н.Алмазов,1991;С.А.Беличева,1994; Т.Г.Дичев,1976; С.Раттер,1987) как процесс нарушения  гомеостатического равновесия личности и среды, как нарушение приспособления индивида в силу действия тех или  иных причин; как нарушение, обусловленное "несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающему требованию социальной среды; как неспособность  личности адаптироваться к собственным  потребностям и притязаниям.

     В процессе  социально-психологической адаптации  изменяется и внутренний мир  человека: появляются новые представления,  знания о деятельности, которой  он занимается, в результате чего  происходит самокоррекция и самоопределение  личности. Претерпевают изменения  и самооценка личности, которая  связана с новой деятельностью  субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ "Я", рефлексия, "Я-концепция", оценка себя в сравнении с другими.

Исходя из данных оснований, происходит изменение установки  на самоутверждение, индивид приобретает  необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социально-психологической адаптации  к социуму, успешность ее протекания.

Рассматривая дезадаптацию личности на социально-психологическом  уровне, авторы выделяют три основные разновидности дезадаптированности  личности(Р.Б.Березин, 1968; А.А.Налгаджян,1968):

     а)устойчивая  ситуативная дезадаптированность,  которая имеет место тогда,  когда личность не находит  путей и средств адаптации  в определенных социальных ситуациях  (например, в составе тех или  иных малых групп), хотя предпринимает  такие попытки -это состояние  можно соотнести с состоянием неэффективной адаптации;

     б) временнаядезадаптированность, которая устраняется с помощью  адекватных адаптивных мероприятиях, социальных и внутрипсихических  действий, что соответствует неустойчивой адаптации.

     в) общая  устойчивая дезадаптированность,  являющаяся состоянием фрустрированности,  наличие которого активизирует  становление патологическими защитные  механизмы.

Основу дезадаптированного поведения составляет конфликт, а  под его влиянием постепенно формируется  неадекватное реагирование на условия  и требования среды в форме  тех или иных отклонений в поведении  как реакция на систематически, постоянно  провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок не может. Началом  является дезориентация ребенка: он теряется, не знает как ему поступить  в данной ситуации, выполнить данное непосильное требование, и он либо никак не реагирует, либо реагирует  первым попавшимся способом. Таким  образом, на начальной стадии ребенок  как бы дестабилизирован. Через некоторое  время эта растерянность пройдет  и он успокоится; если такие проявления дестабилизации повторяются довольно часто, то это приводит ребенка к  возникновению стойкого внутреннего (недовольство собой, своим положением) и внешнего (по отношению к среде) конфликта, который ведет к устойчивому  психологическому дискомфорту и, как  результат такого состояния, к дезадаптивному поведению.

Факторами дезадаптации выступают  вытеснение ребенка из ситуации личностного  роста, развития и пренебрежение  его стремлением к самоутверждению  и самореализации общественно приветствуемым способом.  Следствием дезадаптации является психологическая изоляция в сфере общения с утратой чувства принадлежности к присущей ей культуре и переходом на микросредовые ценности и установки. [31, с.67]

1. Методика исследования  интеллекта у детей Д. Векслера (WISC).

Интеллектуальный тест для  детей (WechslerintelligenceScaleforChildren, WISC) опубликован Д. Векслером в 1949 году. Является надежным, научно-обоснованным и апробированным в школьной и медицинской практике психодиагностическим инструментом. Представляет собой совокупность разнородных интеллектуальных заданий, оцениваемых в результате единым показателем. Тест WISC состоит из 12 субтестов. Субтесты образуют вербальную и невербальную подгруппу. Испытуемому сначала предлагаются для решения все вербальные, а затем – все невербальные субтесты.

Ответы испытуемого на задания субтестов численно оцениваются  в соответствии с содержательными  критериями вербальныхсубтестов; с  содержательными и скоростными  критериями – для невербальных.

Итоговые интеллектуальные показатели по испытуемому вычисляются  с помощью нормативных таблиц. В каждую возрастную группу входят испытуемые, возраст которых различается  не более чем на 4 месяца.

Оценки по отдельнымсубтестам переводятся в 20-ти балльные шкалы, что позволяет произвести их сравнительный  анализ. Определяется сумма вербальных и невербальных оценок и итоговые показатели методики, т.е. определяется вербальный, невербальный и общий  показатели IQ.

Общий показатель IQ методики является индикатором общего интеллекта, т.е. сложноинтегрированного качества психики, обеспечивающего индивиду успешность поведения в различных ситуациях и эффективность различных видов деятельности.

За оценкой вербального  показателя стоит вербальный интеллект, как интегральное образование и  одновременно подструктура общего интеллекта, функционирование, которой осуществляется в вербально логической форме  с преимущественной опорой на знания. Уровень и структура вербального  интеллекта теснейшим образом связаны  с полученным образованием, многообразием  индивидуального жизненного опыта, всей совокупностью условий социализации человека. Вербальные субтесты в целом  наиболее тесно коррелируют с  критерием общей культуры и академической  успеваемостью.

Невербальный показатель отражает состояние невербального  интеллекта, т.е. интегрального образования  и подструктуры общего интеллекта, деятельность которого связана не столько  со знаниями, сколько со сформировавшимися  на их основе умениями индивида и особенностями  его психофизических, сенсомоторных, перцептивных характеристик.

Субтест 1. «Осведомленность». Направлен на выявление и измерение  общего объема и уровня относительно простых знаний и, тем самым, направленности и широты познавательности интересов, степени развития основных интеллектуальных функций (память, мышление). Успешность выполнения теста напрямую зависит  от образования испытуемого, его  общей культуры. Оценка за этот тест характеризует испытуемого с  точки зрения его образованности и является особенно прогностичной  в отношении вербального и  общего IQ.

Субтест 2. «Понятливость». Включает в себя ряд вопросов из различных  областей социального поведения  человека и направлен на выявление  умений строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл.

Субтест 3. «Арифметический». Требует от испытуемого продемонстрировать высокую концентрированность произвольного  внимания, сообразительность, четкость оперирования числовым материалом.

Субтест 4. «Сходство». Направлен  на выявление и измерение способностей к логическому обобщению и  степени развития этих способностей. Фактически «сходство» является упрощенным вариантом методики сравнения понятий. Отыскание общих существенных признаков  понятий требует высокой степени  абстрагирования, способностей к классификации, сравнению и упорядочиванию, развитию понятийного мышления.

Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения