Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:48, дипломная работа

Описание работы

Цель и гипотеза исследования определяют ряд логически обусловленных шагов, которые можно сформулировать следующие задачи исследования: 1. Дать теоретический анализ сущности семейного неблагополучия и девиантного поведения. 2. Систематизировать существующие подходы к коррекции девиантного поведения детей из и их реабилитации.3. Определение социально-психологических факторов семейного неблагополучия и риска возникновения девиантного поведения детей из неблагополучных семей. 4. Разработка системы ранней социально-психологической диагностики семейного неблагополучия и девиантного поведения детей из неблагополучных семей.
5. Предложить некоторые пути решения проблемы семейного неблагополучия и девиантного поведения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………
1.1 Микросоциальный фактор и семья в этиологии девиации………...
1.2 Неблагополучная семья: генезис, причины и типологии…………
1.3 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки…………………………………………
1.4 Научно-практические подходы к исследованию неблагополучных семей различных типов…………………………………………………………………

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ………………………………………………
2.1 Социально-психологическая диагностика неблагополучной семьи…………………………………………………………………
2.2 Социально-психологическая дезадаптация детей как условие семейного неблагополучия и появления девиантного поведения…………………………………………………………….
2.3 Социально-психологическая технология коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

ОСНОВНОЙ ДИПЛОМ 1.docx

— 251.54 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, педагогическая социология обладает специфическим  научно-методическим потенциалом, позволяющим  социологам активно включаться в  решение проблем, связанных с  неблагополучными семьями и воспитанием  детей.

Дефекты воспитания это и  есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношения к ребенку.

Основная задача социального  работника в работе с неблагополучной  семьей и состоит в том, что  социальные работники должны находить способы помочь семье взять на себя личную ответственность за осуществление  перемен к лучшему. Помочь семье  или отдельному ее члену узнать, в каких пределах они могут  действовать, добиваясь результата, и что нужно для того, чтобы  расширить эти пределы.

В неблагополучных семьях складываются отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка, нарушающие его права, лишающие защиты. Неблагополучные семьи в большинстве  своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в  неблагополучных семьях, нуждаются  в защите и поддержке со стороны  педагогов.

Раннее выявление неблагополучных  семей способствует эффективности  коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на социально-педагогическую поддержку неблагополучных семей  и воспитание детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ     ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

 

2.1.Социально-психологическая диагностика неблагополучной семьи

 

 

Нарушение семейных отношений  и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в поведении детей. На сегодняшний  день такое печальное явление  нашей действительности, как социально-неблагополучная  семья, стало явлением весьма распространенным.

Характеристика социально-неблагополучных  семей очень разнообразна. Это  семьи, где:

 

  • родители ведут аморальный образ жизни (проституция, тунеядство, алкоголизм, уклонение от воспитания детей);
  • родители жестоко обращаются с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие);
  • родители отсутствуют, а воспитанием занимаются другие лица
  • попечители (низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, безработица).
  • проблемы супружеских взаимоотношений

 

Значительные нарушения  в эмоциональных контактах с  близкими людьми являются серьезной  травмой, приводящей к нарушению  физического, психического и эмоционального развития. Показателем семейного  неблагополучия являются сами дети: их поведение, интересы, характер общения  со взрослыми и детьми.

В связи с этим психодиагностический инструментарий, представленный во втором разделе главы I, включает методики, ориентированные на диагностикунеблагополучной семьи,социально-психологическая дезадаптация детей как условие семейного неблагополучия и появления девиантного поведения, социально-психологическая технология коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей.Следует отметить, что представленные в данном разделе исследовательские методики не охватывают всю палитру имеющихся диагностических средств и носят экспериментально-поисковый характер.

Так, как критерием благополучия или неблагополучия семьи может  служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку, к  его здоровью, желание и возможность  родителей создать оптимальные  условия для его развития, то целью, опытно-эксперементальной работы является: социально-психологических особенностей неблагополучных семей, приводящих к девиантному поведению подростковДля достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

выявить особенности внутрисемейных отношений между родителями и  детьмиразработать и интегрировать  программу мероприятий, направленных на социально-педагогическую поддержку  неблагополучных семьей

дать оценку эффективности  программы мероприятий.

Объектомисследования выступают неблагополучные семьи и дети с девиантным поведением.

Предмет исследования - социально-психологические особенности детей с девиантным поведением из неблагополучных семей.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что социально-психологические особенности девиантных детей и подростков из неблагополучных семей, выражающиеся в протестном характере поведения, дистанцировании и негативизме по отношению к взрослым членам семьи, утративших свою социализирующую функцию, требуют наличия эффективного связующего звена в системе отношений «семья - ребенок». Методы исследования определялись поставленными задачами и гипотезой исследования и включали; комплекс общенаучных методов исследования, а также специальные социально-психологические методы. Среди них: изучение и анализ литературы и официальных документов, экспертные оценки, наблюдение, опросы, методы  выявления внутрисемейных отношений, методика – опросник Е. Шафер «Поведение родителей и отношение детей к ним», тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС).методы  выявления внутрисемейных отношений, тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС),методика исследования интеллекта Д. Векслера, опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. Решение поставленных задач предусматривает социально-психологический эксперимент, который включает в себя четыре этапа: организационный, диагностический, формирующий, сравнительный.

 

I этап – организационный

 

В исследовании приняли участие  учащиеся средней школы № 5 им.М.Ауэзоваг.Аркалык.

Отбор испытуемых осуществлялся  по индивидуальным характеристикам  классных руководителей учащихся.

В выборку вошли 33 ученика  в возрасте от 7 до 10 лет – условно  назовем группа «1» и их семьи  – группа «2», в которую вошли 33 респондента (28 матерей и 5 отцов) в  возрасте 27 – 30 лет. Всего же исследовалось 15 семей.

Таким образом, в каждой группе было по 33 испытуемых, причем каждому  испытуемому – старшекласснику  из группы «1» соответствовал испытуемый – родитель из группы «2». Где было необходимо, диагностические мероприятия  проводились в целом по семье.

В исследовании использовались методы для выявления внутрисемейных отношений между родителями и  для определения влияния на воспитание ребенка в семье.

Для выявления типа неблагополучной  семьи было проведено социальное обследование семей, для этого составлялись социальные карты семей., одновременно был определен состав семьи;

Опрос родителей и детей  направленного на определение характера  отношений между родителями и детьми;

Изучение взаимоотношения  детей и взрослых, проявляемые  в быту проводилось с помощью анкеты;

Данное исследование проводится с помощью анкеты, для семьи. В  качестве критериев позитивных взаимоотношений  мы выделили следующие факторы: 1 –  доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность прийти на помощь, 5 –  сотрудничество. Для выявления негативного  отношения в качестве критериев  определили следующие признаки: 1 –  несогласие, 2 – равнодушие, 3 – частые конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность.

Для выявления влияния  семьи на воспитание ребенка использовалась методика – опросник Е. Шафер «Поведение родителей и отношение детей к ним».

Опросник создан Е. Шафером  в 1965 г. Эта методика базируется на положении  о том, что воспитательное воздействие  родителей (по мнению подростков) можно  охарактеризовать при помощи трех факторных переменных:

принятие – эмоциональное отвержение

психологический контроль – психологическая автономия

скрытый контроль – открытый контроль

Под принятием здесь подразумевается, безусловно, положительное отношение  к ребенку вне зависимости  от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное  же отвержение рассматривается как  отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство подростками, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

В результате использования  опросника на выборке чехословацкой  молодежи он был значительно переработан  и адаптирован к социо-культурным условиям Э. Матейчиком и П. Ржичаном. Модифицированный вариант опросника  был предложен авторами в 1983 г. В  результате международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В.М. Бехтерева с  Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13–18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации, и является весьма полезной для отражения тех факторов семейного воспитания, которые оказываются скрытыми от психологов (педагогов), так и от самих родителей.

 

Критерии оценки отношений  между родителями и старшеклассниками  следующие:

 

POZ – позитивный интерес:  Прежде всего, психологическое  принятие родителей подростки  видят в относительно критическом  подходе к ним. Подростки часто  испытывают необходимость в помощи  и поддержке родителей, в большинстве  случаев принимают их мнение, склонны соглашаться с ними. Такие  формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству,  отрицаются. В тоже время подростки  не ждут от родителей чрезмерного  конформизма, вплоть до тенденции  «идти на поводу». Тем не  менее, просто компетентное поведение,  дружеский способ общения и  нормальные эмоциональные контакты  оказываются недостаточными для  того, чтобы подросток мог утверждать, что родители испытывают по  отношению к нему позитивный  интерес. Они стремятся к сверхопеке  сильного, взрослого и самостоятельного  человека.

 

DIR – директивность: Директивность  родителей подростки видят в  навязывании им чувства вины  по отношению к ним, их декларациям  и постоянным напоминаниям о  том, что «они жертвует всем  ради них», полностью берут на  себя ответственность за все,  что сделали, делают, и будут  делать. Родители как бы утверждаются  в изначальной зависимости их  статуса и оценки, окружающих  от соответствия подростка «эталону  ребенка», исключаяпри этом возможность  других вариантов самовыражения.  Таким образом, родители стремятся  любым способом пресечь неправильное  поведение подростка, чтобы «не  ударить в грязь лицом». Простые  же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие  положительные эмоциональные отношения,  отрицательно коррелируют с директивной  формой взаимодействия родителей  и подростков.

 

HOS – враждебность: Враждебность  родителей в отношениях с подростками  характеризуется ее агрессивностью  и чрезмерной строгостью в  межличностных отношениях. Ориентировка  родителей исключительно на себя, их самолюбие, излишнее самоутверждение,  как правило, исключают принятие  подростка. Он воспринимается, прежде  всего, как соперник, которого  необходимо подавить, дабы утвердить  свою значимость. Так, эмоциональная  холодность к подростку маскируется  и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование этикету  и даже подчиненность ему. В  то же время, могут наблюдаться  ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике  в адрес подростка и окружающих, целью, которой является стремление  унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным образом, на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу подростка.

 

AUT – автономность: Автономность  родителей в отношениях с сыном  понимается им как диктат, полное  упоение властью, даже некоторая  маниакальность в этом отношении,  не признающая никаких вариаций. Родители при этом не воспринимают  подростка как личность, со своими  чувствами, мыслями, представлениями  и побуждениями, они являют собой  «слепую» силу и власти амбиций,  которой все, невзирая ни на  что, обязаны подчиняться. При  этом адаптивная форма авторитета  родителей, основанная на доверии  и уважении, а также приемлемые  формы жесткости и резкости (когда  они учитывают ситуацию), оказываются  нехарактерными для автономных  родителей в отношениях с подростками.

 

NED – непоследовательность: Непоследовательность проводимой  родителей линии воспитания оценивается  подростками как некое чередование  (в зависимости от степени информативной  значимости) таких психологических  тенденций, как господство силы  и амбиций и покорность (в адаптивных  формах), деликатность и сверхальтруизм  и недоверчивая подозрительность. Причем необходимо отметить, что  все они имеют тенденцию к  экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).

 

Тест «Кинетический рисунок  семьи» (КРС), применяемый с целью  выявления особенностей внутрисемейных отношений. Тест разработан Р. Бернсом  и С. Кауфманом в 1972 г.

Для выполнения теста ребенку  даются стандартный лист бумаги для  рисования (формат А-4), карандаши и  ластик. Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы  каждый член семьи, и ты были чем–то заняты». Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение, соотношение людей на рисунке, качество изображений: размеры, штриховка, красочность, положение объектов на листе и  т.д.

Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения