Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:48, дипломная работа
Цель и гипотеза исследования определяют ряд логически обусловленных шагов, которые можно сформулировать следующие задачи исследования: 1. Дать теоретический анализ сущности семейного неблагополучия и девиантного поведения. 2. Систематизировать существующие подходы к коррекции девиантного поведения детей из и их реабилитации.3. Определение социально-психологических факторов семейного неблагополучия и риска возникновения девиантного поведения детей из неблагополучных семей. 4. Разработка системы ранней социально-психологической диагностики семейного неблагополучия и девиантного поведения детей из неблагополучных семей.
5. Предложить некоторые пути решения проблемы семейного неблагополучия и девиантного поведения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………
1.1 Микросоциальный фактор и семья в этиологии девиации………...
1.2 Неблагополучная семья: генезис, причины и типологии…………
1.3 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки…………………………………………
1.4 Научно-практические подходы к исследованию неблагополучных семей различных типов…………………………………………………………………
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ………………………………………………
2.1 Социально-психологическая диагностика неблагополучной семьи…………………………………………………………………
2.2 Социально-психологическая дезадаптация детей как условие семейного неблагополучия и появления девиантного поведения…………………………………………………………….
2.3 Социально-психологическая технология коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Таким образом, педагогическая социология обладает специфическим научно-методическим потенциалом, позволяющим социологам активно включаться в решение проблем, связанных с неблагополучными семьями и воспитанием детей.
Дефекты воспитания это и
есть первейший, главнейший показатель
неблагополучной семьи ни материальные,
ни бытовые, ни престижные показатели
не характеризуют степень
Основная задача социального работника в работе с неблагополучной семьей и состоит в том, что социальные работники должны находить способы помочь семье взять на себя личную ответственность за осуществление перемен к лучшему. Помочь семье или отдельному ее члену узнать, в каких пределах они могут действовать, добиваясь результата, и что нужно для того, чтобы расширить эти пределы.
В неблагополучных семьях
складываются отношения, отрицательно
влияющие на развитие личности ребенка,
нарушающие его права, лишающие защиты.
Неблагополучные семьи в
Раннее выявление
П.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-
2.1.Социально-психологическая диагностика неблагополучной семьи
Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в поведении детей. На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным.
Характеристика социально-
Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение, интересы, характер общения со взрослыми и детьми.
В связи с этим психодиагностический
инструментарий, представленный во втором
разделе главы I, включает методики,
ориентированные на диагностикунеблагополучной
семьи,социально-
Так, как критерием благополучия
или неблагополучия семьи может
служить ее воздействие на детей,
стиль отношения к ребенку, к
его здоровью, желание и возможность
родителей создать оптимальные
условия для его развития, то целью,
опытно-эксперементальной
выявить особенности внутрисемейных
отношений между родителями и
детьмиразработать и
дать оценку эффективности программы мероприятий.
Объектомисследования выступают неблагополучные семьи и дети с девиантным поведением.
Предмет исследования - социально-психологические особенности детей с девиантным поведением из неблагополучных семей.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что социально-психологические особенности девиантных детей и подростков из неблагополучных семей, выражающиеся в протестном характере поведения, дистанцировании и негативизме по отношению к взрослым членам семьи, утративших свою социализирующую функцию, требуют наличия эффективного связующего звена в системе отношений «семья - ребенок». Методы исследования определялись поставленными задачами и гипотезой исследования и включали; комплекс общенаучных методов исследования, а также специальные социально-психологические методы. Среди них: изучение и анализ литературы и официальных документов, экспертные оценки, наблюдение, опросы, методы выявления внутрисемейных отношений, методика – опросник Е. Шафер «Поведение родителей и отношение детей к ним», тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС).методы выявления внутрисемейных отношений, тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС),методика исследования интеллекта Д. Векслера, опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. Решение поставленных задач предусматривает социально-психологический эксперимент, который включает в себя четыре этапа: организационный, диагностический, формирующий, сравнительный.
I этап – организационный
В исследовании приняли участие учащиеся средней школы № 5 им.М.Ауэзоваг.Аркалык.
Отбор испытуемых осуществлялся по индивидуальным характеристикам классных руководителей учащихся.
В выборку вошли 33 ученика в возрасте от 7 до 10 лет – условно назовем группа «1» и их семьи – группа «2», в которую вошли 33 респондента (28 матерей и 5 отцов) в возрасте 27 – 30 лет. Всего же исследовалось 15 семей.
Таким образом, в каждой группе было по 33 испытуемых, причем каждому испытуемому – старшекласснику из группы «1» соответствовал испытуемый – родитель из группы «2». Где было необходимо, диагностические мероприятия проводились в целом по семье.
В исследовании использовались методы для выявления внутрисемейных отношений между родителями и для определения влияния на воспитание ребенка в семье.
Для выявления типа неблагополучной семьи было проведено социальное обследование семей, для этого составлялись социальные карты семей., одновременно был определен состав семьи;
Опрос родителей и детей направленного на определение характера отношений между родителями и детьми;
Изучение взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту проводилось с помощью анкеты;
Данное исследование проводится с помощью анкеты, для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы: 1 – доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность прийти на помощь, 5 – сотрудничество. Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки: 1 – несогласие, 2 – равнодушие, 3 – частые конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность.
Для выявления влияния семьи на воспитание ребенка использовалась методика – опросник Е. Шафер «Поведение родителей и отношение детей к ним».
Опросник создан Е. Шафером в 1965 г. Эта методика базируется на положении о том, что воспитательное воздействие родителей (по мнению подростков) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных:
принятие – эмоциональное отвержение
психологический контроль – психологическая автономия
скрытый контроль – открытый контроль
Под принятием здесь
В результате использования
опросника на выборке чехословацкой
молодежи он был значительно переработан
и адаптирован к социо-
Критерии оценки отношений между родителями и старшеклассниками следующие:
POZ – позитивный интерес:
Прежде всего, психологическое
принятие родителей подростки
видят в относительно
DIR – директивность:
HOS – враждебность: Враждебность
родителей в отношениях с
AUT – автономность: Автономность
родителей в отношениях с
NED – непоследовательность:
Непоследовательность
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС), применяемый с целью выявления особенностей внутрисемейных отношений. Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г.
Для выполнения теста ребенку
даются стандартный лист бумаги для
рисования (формат А-4), карандаши и
ластик. Инструкция испытуемому: «Пожалуйста,
нарисуй свою семью так, чтобы
каждый член семьи, и ты были чем–то
заняты». Содержательными
Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения