Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:48, дипломная работа
Цель и гипотеза исследования определяют ряд логически обусловленных шагов, которые можно сформулировать следующие задачи исследования: 1. Дать теоретический анализ сущности семейного неблагополучия и девиантного поведения. 2. Систематизировать существующие подходы к коррекции девиантного поведения детей из и их реабилитации.3. Определение социально-психологических факторов семейного неблагополучия и риска возникновения девиантного поведения детей из неблагополучных семей. 4. Разработка системы ранней социально-психологической диагностики семейного неблагополучия и девиантного поведения детей из неблагополучных семей.
5. Предложить некоторые пути решения проблемы семейного неблагополучия и девиантного поведения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………
1.1 Микросоциальный фактор и семья в этиологии девиации………...
1.2 Неблагополучная семья: генезис, причины и типологии…………
1.3 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки…………………………………………
1.4 Научно-практические подходы к исследованию неблагополучных семей различных типов…………………………………………………………………
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ………………………………………………
2.1 Социально-психологическая диагностика неблагополучной семьи…………………………………………………………………
2.2 Социально-психологическая дезадаптация детей как условие семейного неблагополучия и появления девиантного поведения…………………………………………………………….
2.3 Социально-психологическая технология коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Материалы статистики, специальные исследования позволяют сделать вывод, что условиями для вступления на путь деморализации подростков является их социальная обездоленность, алкоголизация, развращающее влияние семьи, ближайшего окружения, сексуальные домогательства, в том числе и родственников, прямая сексуальная агрессия в форме изнасилования. Среди девочек многие страдают нервно-психическими расстройствами. Их возникновение объясняется влиянием неблагоприятных социальных факторов, общей незрелостью психической структуры подростка, неравномерностью развития организма, что вызывает патологию влечений, повышенную сексуальность, а также последствия наследственно-пораженной психической организации, которая выступает в качестве внутренней предпосылки.
1.4 Научно-практические подходы к исследованию неблагополучных семей различных типов
Семейное воспитание –
это управляемая система
Система принципов семейного воспитания:
Неправильный выбор форм,
методов и средств
Ошибки семейного воспитания исправить гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание. Неблагополучие в семье должно предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики.
Социальные педагоги в работе с неблагополучными семьями должны:
В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности социального педагога с семьями. В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему детско-родительских отношений.
Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Социальная модель используется
в тех случаях, когда семейные
трудности являются результатом
неблагоприятных жизненных
Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений [30, с.76]
Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики – семья, дети и подростки с нарушениями общения.
Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечении больного и адаптации здоровых членов семьи к проблемам больного).
Влияние неправильного воспитания в неблагополучных семьях на поведение и характер ребенка представлено в Таблице 1.
Таблица 1. Влияние неправильного воспитания в неблагополучных семьях
Типы неправильного воспитания |
Словесная характеристика |
Способ обращения с детьми |
Последствия |
Гиперпротекция |
«Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему» |
Ограничение его самостоятельности |
Замедленная социализация, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность. |
Условия повышенной моральной ответственности |
«Не хочу иметь такого ребенка» |
Никогда не хвалят, отсутствие системы поощрения, часто ругают |
Подавление желаний, неуверенность в себе, страх |
Условия эмоционального отвержения |
«Ненавижу всех детей» «Не стану из-за них расстраиваться» |
Отчуждение, избежание контактов, жесткие поступки |
Агрессивность, замкнутость,
замедленное эмоциональное |
Гипопротекция |
«Делай, что хочешь, только оставь меня в покое» |
Отсутствие внимания и интереса к увлечениям и переживаниям детей |
Агрессия, асоциальное поведение |
Условия жестких взаимоотношений |
«Ты мне надоел, от тебя все мои несчастья» |
Частые показания, побои |
Высокий уровень агрессивности,
серьезные нарушения |
Основные типы воспитания в семьях с алкогольной зависимостью и необходимое педагогическое воздействие (Таблица 2)
Таблица 2. Основные типы воспитания в семьях с алкогольной зависимостью
Тип воспитания |
Характеристика |
Возможная помощь педагогов и семьи |
«Герой семьи» |
Сверхответственность, контроль за ситуацией в семье, заниженная самооценка, чувство одиночества. |
Убеждать, что не стоит приносит в жертву семье свои занятия в кружке, общение с друзьями. Учить радовать себя, развивать психическую гибкость, помогать распознавать добрые чувства. Поощрять успехи, быть рядом после неудач. |
«Возмутитель спокойствия» («козел отпущения») |
Непоседа, синдром детской гиперактивности, неосознанно вбирает в себя все несчастья семьи и показывает их миру. В психологическом портрете чувство отверженности. |
Напоминать ребенку, что
вы недовольны определенными моментами
его поведения, внутреннему переживанию.
Четко и ясно называйте ему
правила поведения, объясняйте, почему
поступать надо так, а не иначе. Хвалите
его за любой поступок. Попробуйте
поставить его в позицию |
«Талисман» |
Юморист вжился в роль шута горохового, раздвоенный психопатический портрет: клоун и страх, гнев, стыд. Неуверенность в себе. |
Надо учить открыто, выражать свои чувства, помочь найти друга, индивидуальное внимание, доверие, объяснить ребенку, что нормально испытывать гнев, печаль, негодование. |
«Потерянный ребенок» («девочка – сущий ангел») |
Любит помогать оказавшимся в беде. Не по годам самостоятельна, не жалуется, не рассказывает о проблемах. Чересчур тихая и положительная. Когда ситуация дома накаляется, – преображается, появляется ярость. Хочется родительской любви. |
Необходимо дать почувствовать, что она принадлежит к группе, классу и не занимает важного места в коллективе. Нельзя принуждать ребенка жить в «куче». Поощряйте ребенка. Побеспокойтесь, чтобы были занятия по душе: работа или игра для ребенка; рассказывайте об успехах другим, показывайте рисунки, поделки. |
Алгоритм взаимодействия
социального педагога с неблагополучной
семьей (при условии
Таблица 3. Алгоритм взаимодействия социального педагога с неблагополучной семьей
Этапы |
Средства |
Получение первичной информации о семье и об отношении к воспитанию. |
Наблюдение. Анкетирование. Тестирование. Беседа. |
Выявление реальных возможностей улучшения обстановки в семье. |
Анкетирование. Беседа. |
Установление контакта с родителями, другими членами семьи, которые могут повлиять на обстановку в семье. |
Консультации. Тренинг. Тренинговые упражнения. |
Разработка конкретного
поэтапного плана совместных действий
в преодолении недостатков |
Консультации. Совместные планирования, беседы, дневники. |
Прогнозирование позитивных результатов взаимодействия для ребенка, его родителей, членов семьи. |
Беседы. Обсуждения литературы |
Согласование воспитательных действий семьи, школы, их периодическая корректировка, анализ и контроль. |
Консилиум. Наблюдение. Беседы. Анкетирование. |
Демонстрация положительных
сдвигов, даже не очень существенных,
эмоциональная поддержка |
Беседа. Тестирование. |
Координация действий школы, административных органов по защите прав ребенка в случае необходимости. |
Письма, ходатайства. |
Примечание: Обязательное проявление в отношениях с родителями, членами семьи тактичности, доброжелательности, налаживание конструктивных отношений.
Основные виды неблагополучных семейных отношений
Деструктивная семья – отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.
Распадающаяся семья – характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи.
Распавшаяся семья – семья, в которой один из родителей
Неполная семья – отсутствие одного из родителей.
Ригидная псевдосолидарная семья – отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняется все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм.
Изучив, специфику жизни и воспитания ребенка в семье вынуждены, заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители – дети», «родители – школа». В режиме этой задачи выделяем два аспекта
1. Корректировка воспитания в отдельных семьях.
2. Работа с неблагополучными семьями.
Методы коррекционной работы с неблагополучными семьями представлены в таблице 4.
Таблица 4. Методы коррекционной работы с неблагополучными семьями
УБЕЖДЕНИЕ разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка; |
МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным; |
ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы: |
ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ это часто отсутствует в неблагополучных семьях; |
НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств. |
Направления и формы работы с неблагополучными семьями представлены в Таблице 5.
Таблица 5. Направления и формы работы с неблагополучными семьями
Направления работы с неблагополучной семьей |
Формы работа с неблагополучной семьей. |
Диагностика семейного неблагополучия. |
наблюдения специалистов; анкетирование детей и родителей; опросники; тесты; интервью узких специалистов; мини-консилиумы; тренинги; анализ документов; анализ продуктов детского творчества; анализ документации паспортно-визовой службы; сбор списков неблагополучных семей; составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона); протоколы СКДН; РКДН; заявки семьи на оказание помощи; анализ состояния здоровья детей; анализ развития, успеваемости. |
Индивидуальная помощь неблагополучной семье. |
советы по преодолению сложных жизненных ситуации; консультации специалистов; семейная терапия; индивидуальные беседы; индивидуальный социальный патронаж семей; психотерапия; родительские собрания на дому. |
Групповая работа с родителями из неблагополучных семей. |
группы риска; спортивные группы; тренинговые группы; консультирование; семейные вечера. |
Профилактика семейного неблагополучия. |
родительский всеобуч; ознакомление с психолого- обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей; семинары для учителей и родителей; лектории для подростков; устройство на работу; летний лагерь; летняя площадка; дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе. |
Помощь общества неблагополучным семьям. |
институт приемной семьи; институт молодой семьи; детские приюты; акции милосердия; акция помоги пойти учиться; материальная поддержка; привлечение спонсорской помощи; обмен одеждой, бывшей в употреблении; лишение родительских прав. |
Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения