Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:48, дипломная работа

Описание работы

Цель и гипотеза исследования определяют ряд логически обусловленных шагов, которые можно сформулировать следующие задачи исследования: 1. Дать теоретический анализ сущности семейного неблагополучия и девиантного поведения. 2. Систематизировать существующие подходы к коррекции девиантного поведения детей из и их реабилитации.3. Определение социально-психологических факторов семейного неблагополучия и риска возникновения девиантного поведения детей из неблагополучных семей. 4. Разработка системы ранней социально-психологической диагностики семейного неблагополучия и девиантного поведения детей из неблагополучных семей.
5. Предложить некоторые пути решения проблемы семейного неблагополучия и девиантного поведения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………
1.1 Микросоциальный фактор и семья в этиологии девиации………...
1.2 Неблагополучная семья: генезис, причины и типологии…………
1.3 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки…………………………………………
1.4 Научно-практические подходы к исследованию неблагополучных семей различных типов…………………………………………………………………

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ………………………………………………
2.1 Социально-психологическая диагностика неблагополучной семьи…………………………………………………………………
2.2 Социально-психологическая дезадаптация детей как условие семейного неблагополучия и появления девиантного поведения…………………………………………………………….
2.3 Социально-психологическая технология коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

ОСНОВНОЙ ДИПЛОМ 1.docx

— 251.54 Кб (Скачать файл)

Материалы статистики, специальные исследования позволяют сделать вывод, что условиями для вступления на путь деморализации подростков является их социальная обездоленность, алкоголизация, развращающее влияние семьи, ближайшего окружения, сексуальные домогательства, в том числе и родственников, прямая сексуальная агрессия в форме изнасилования. Среди девочек многие страдают нервно-психическими расстройствами. Их возникновение объясняется влиянием неблагоприятных социальных факторов, общей незрелостью психической структуры подростка, неравномерностью развития организма, что вызывает патологию влечений, повышенную сексуальность, а также последствия наследственно-пораженной психической организации, которая выступает в качестве внутренней предпосылки.

 

 

1.4 Научно-практические подходы к исследованию неблагополучных семей различных типов

 

 

Семейное воспитание –  это управляемая система взаимоотношений  родителей с детьми, и ведущая  роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы  взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального  поведения и в большинстве  своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.[29, с.44]

 

Система принципов семейного  воспитания:

 

  • Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
  • Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.

 

  • Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
  • Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
  • Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.
  • Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
  • Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
  • Оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

 

Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического  воздействия, как правило, ведет  к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом.

Ошибки семейного воспитания исправить гораздо труднее, чем  обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический  характер. Особенно трудно поправимы  и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание. Неблагополучие в семье должно предупреждаться  задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики.

Социальные педагоги в  работе с неблагополучными семьями  должны:

  • содействовать нормализации отношений в семье;
  • защищать права ребенка и создавать условия для благоприятного развития его личности.

В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности социального педагога с семьями. В настоящее время  социальными педагогами активно  используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему детско-родительских отношений.

Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной  педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется не столько  на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки  зрения педагогики и психологии способы  воспитания.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом  неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной  ситуации необходима помощь внешних  сил (пособия, разовые выплаты и  т.п.).

Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка  лежат в области общения, в  личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в  преодолении барьеров общения и причин его нарушений [30, с.76]

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей  специальных знаний о ребенке  или своей семье. Объект диагностики  – семья, дети и подростки с  нарушениями общения.

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается  в проведении психотерапии (лечении  больного и адаптации здоровых членов семьи к проблемам больного).

Влияние неправильного воспитания в неблагополучных семьях на поведение  и характер ребенка представлено в Таблице 1.

 

Таблица 1. Влияние неправильного  воспитания в неблагополучных семьях

 

Типы неправильного воспитания

Словесная характеристика

Способ обращения с детьми

Последствия

Гиперпротекция

«Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему»

Ограничение его самостоятельности

Замедленная социализация, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность.

Условия повышенной моральной  ответственности

«Не хочу иметь такого ребенка» 

Никогда не хвалят, отсутствие системы поощрения, часто ругают

Подавление желаний, неуверенность  в себе, страх

Условия эмоционального отвержения

«Ненавижу всех детей» «Не  стану из-за них расстраиваться»

Отчуждение, избежание контактов, жесткие поступки

Агрессивность, замкнутость, замедленное эмоциональное развитие.

Гипопротекция

«Делай, что хочешь, только оставь меня в покое»

Отсутствие внимания и  интереса к увлечениям и переживаниям детей 

Агрессия, асоциальное поведение

Условия жестких взаимоотношений

«Ты мне надоел, от тебя все  мои несчастья»

Частые показания, побои

Высокий уровень агрессивности, серьезные нарушения межличностных  отношений


 

Основные типы воспитания в семьях с алкогольной зависимостью и необходимое педагогическое воздействие (Таблица 2)

 

Таблица 2. Основные типы воспитания в семьях с алкогольной зависимостью

Тип воспитания

Характеристика

Возможная помощь педагогов и семьи

«Герой семьи»

Сверхответственность, контроль за ситуацией в семье, заниженная самооценка, чувство одиночества.

Убеждать, что не стоит  приносит в жертву семье свои занятия  в кружке, общение с друзьями. Учить радовать себя, развивать психическую  гибкость, помогать распознавать добрые чувства. Поощрять успехи, быть рядом после неудач.

«Возмутитель спокойствия» («козел отпущения») 

Непоседа, синдром детской  гиперактивности, неосознанно вбирает  в себя все несчастья семьи  и показывает их миру. В психологическом  портрете чувство отверженности. 

Напоминать ребенку, что  вы недовольны определенными моментами  его поведения, внутреннему переживанию. Четко и ясно называйте ему  правила поведения, объясняйте, почему поступать надо так, а не иначе. Хвалите  его за любой поступок. Попробуйте поставить его в позицию лидера. Помогайте ему выразить свои чувства.

«Талисман» 

Юморист вжился в роль шута горохового, раздвоенный психопатический  портрет: клоун и страх, гнев, стыд. Неуверенность в себе. 

Надо учить открыто, выражать свои чувства, помочь найти друга, индивидуальное внимание, доверие, объяснить ребенку, что нормально испытывать гнев, печаль, негодование.

«Потерянный ребенок» («девочка – сущий ангел»)

Любит помогать оказавшимся  в беде. Не по годам самостоятельна, не жалуется, не рассказывает о проблемах. Чересчур тихая и положительная. Когда ситуация дома накаляется, –  преображается, появляется ярость. Хочется  родительской любви. 

Необходимо дать почувствовать, что она принадлежит к группе, классу и не занимает важного места  в коллективе. Нельзя принуждать ребенка  жить в «куче». Поощряйте ребенка. Побеспокойтесь, чтобы были занятия  по душе: работа или игра для ребенка; рассказывайте об успехах другим, показывайте рисунки, поделки.


 

Алгоритм взаимодействия социального педагога с неблагополучной  семьей (при условии заинтересованности обеих сторон) в Таблице 3.

 

Таблица 3. Алгоритм взаимодействия социального педагога с неблагополучной  семьей

Этапы

Средства

Получение первичной информации о семье и об отношении к  воспитанию.

Наблюдение. Анкетирование. Тестирование. Беседа.

Выявление реальных возможностей улучшения обстановки в семье. 

Анкетирование. Беседа.

Установление контакта с  родителями, другими членами семьи, которые могут повлиять на обстановку в семье. 

Консультации. Тренинг. Тренинговые  упражнения.

Разработка конкретного  поэтапного плана совместных действий в преодолении недостатков семейного  воспитания.

Консультации. Совместные планирования, беседы, дневники.

Прогнозирование позитивных результатов взаимодействия для  ребенка, его родителей, членов семьи. 

Беседы. Обсуждения литературы

Согласование воспитательных действий семьи, школы, их периодическая  корректировка, анализ и контроль. 

Консилиум. Наблюдение. Беседы. Анкетирование.

Демонстрация положительных  сдвигов, даже не очень существенных, эмоциональная поддержка родителей. 

Беседа. Тестирование.

Координация действий школы, административных органов по защите прав ребенка в случае необходимости. 

Письма, ходатайства.


 

Примечание: Обязательное проявление в отношениях с родителями, членами  семьи тактичности, доброжелательности, налаживание конструктивных отношений.

 

Основные  виды неблагополучных семейных отношений

 

Деструктивная семья – отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.

 

Распадающаяся семья – характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи.

 

Распавшаяся семья – семья, в которой один из родителей

 

Неполная семья – отсутствие одного из родителей.

 

Ригидная псевдосолидарная семья – отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняется все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм.

 

Изучив, специфику жизни  и воспитания ребенка в семье  вынуждены, заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители – дети», «родители – школа». В режиме этой задачи выделяем два аспекта

 

1. Корректировка воспитания  в отдельных семьях.

2. Работа с неблагополучными  семьями.

 

Методы коррекционной  работы с неблагополучными семьями  представлены в таблице 4.

Таблица 4. Методы коррекционной  работы с неблагополучными семьями

 

УБЕЖДЕНИЕ разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:

ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.


 

 

Направления и формы работы с неблагополучными семьями представлены в Таблице 5.

Таблица 5. Направления и  формы работы с неблагополучными семьями

Направления работы с неблагополучной  семьей 

Формы работа с неблагополучной  семьей.

Диагностика семейного неблагополучия. 

наблюдения специалистов;

анкетирование детей и  родителей;

опросники;

тесты;

интервью узких специалистов;

мини-консилиумы;

тренинги;

анализ документов;

анализ продуктов детского творчества;

анализ документации паспортно-визовой службы;

сбор списков неблагополучных семей;

составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);

протоколы СКДН; РКДН;

заявки семьи на оказание помощи;

анализ состояния здоровья детей; анализ развития, успеваемости.

Индивидуальная помощь неблагополучной  семье. 

советы по преодолению сложных жизненных ситуации;

консультации специалистов;

семейная терапия;

индивидуальные беседы;

индивидуальный социальный патронаж семей;

психотерапия;

родительские собрания на дому.

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей. 

группы риска;

спортивные группы;

тренинговые группы;

консультирование;

семейные вечера.

Профилактика семейного  неблагополучия. 

родительский всеобуч;

ознакомление с психолого-педагогической литературой;

обобщение, обогащение и  осмысление успешного воспитательного опыта родителей;

семинары для учителей и родителей;

лектории для подростков;

устройство на работу;

летний лагерь;

летняя площадка; дополнительные занятия в помощь ребенку в  учебе.

Помощь общества неблагополучным  семьям. 

институт приемной семьи;

институт молодой семьи;

детские приюты;

акции милосердия;

акция помоги пойти учиться;

материальная поддержка;

привлечение спонсорской  помощи;

обмен одеждой, бывшей в употреблении;

лишение родительских прав.

Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения