Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:48, дипломная работа
Цель и гипотеза исследования определяют ряд логически обусловленных шагов, которые можно сформулировать следующие задачи исследования: 1. Дать теоретический анализ сущности семейного неблагополучия и девиантного поведения. 2. Систематизировать существующие подходы к коррекции девиантного поведения детей из и их реабилитации.3. Определение социально-психологических факторов семейного неблагополучия и риска возникновения девиантного поведения детей из неблагополучных семей. 4. Разработка системы ранней социально-психологической диагностики семейного неблагополучия и девиантного поведения детей из неблагополучных семей.
5. Предложить некоторые пути решения проблемы семейного неблагополучия и девиантного поведения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………
1.1 Микросоциальный фактор и семья в этиологии девиации………...
1.2 Неблагополучная семья: генезис, причины и типологии…………
1.3 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки…………………………………………
1.4 Научно-практические подходы к исследованию неблагополучных семей различных типов…………………………………………………………………
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ………………………………………………
2.1 Социально-психологическая диагностика неблагополучной семьи…………………………………………………………………
2.2 Социально-психологическая дезадаптация детей как условие семейного неблагополучия и появления девиантного поведения…………………………………………………………….
2.3 Социально-психологическая технология коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Значительно позднее социализация
стала рассматриваться как
Б.Ф. Ломов следующим образом пишет о сущности социализации: «С одной стороны, личность все более включается в систему общественных отношений, ее связи с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Эта сторона личности часто определяется как ее социализация. С другой стороны, приобщаясь к различным сторонам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. развитие в обществе включает процесс индивидуализации» (Ломов, 1984). Последний аспект социализации, касающийся индивидуализации и автономизацгм личности, подчеркивает Ю.А. Клейберг, выделяя его в качестве основной характеристики успешной социализации личности: «... главным критерием социализированной личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности, проявляющееся в реализации социального в индивидуальном, что и обеспечивает реальное социокультурное воспроизводство человека и общества. Сознание, освоение и даже реализация индивидом социального опыта выражается в степени ее социальной зрелости, занятия индивидом новой социальной позиции» (Клейберг, 2001).
Другим важным теоретическим
вопросом, который необходимо отметить,
является соотношение биологического,
психологического и социального
в структуре социализации. Популярные
в прошлом биологизаторские концепции
наследованной
Подтверждением тому является то, что на характер социализации личности оказывает значительное влияние такие характеристики, как принадлежность к определенному классу общества, культуре, этносу, расе, субкультуре, т.е. факторы социокультурного характера.
Слоевая социализация определяет разнородность стилей поведения в данной культуре, когда в чем-то одинаковые условия жизни отдельного слоя формируют и специфическую ценностную структуру, что и ведет к формированию относительно гомогенных, однородных субкультур, выделяющихся формой и способом социализации [8, с.26].
Так, исследования, проведенные
в США в конце 60-х - начале 70-х
годов XX века показали, что классовые
различия в значительной степени
определяет уровень конформизма. Родители
из средних слоев имеют более
гибкое отношение к авторитету и
власти, в семьях рабочих внушают
детям готовность к подчинению и
послушанию. Отмечалось также влияние
религии и расы. Матери в семьях
католиков в большей степени
поощряют конформизм, чем в семьях
протестантов. Исследования показали
также склонность детей из бедных
негритянских районов к нонконформизму
(Сильверстайн, Крэй, 1975). Здесь, по-видимому,
переплетаются социально-
Таким образом, характер социализации
определяется, в первую очередь, социальными
условиями существования
Общесоциальные детерминанты
и институты социализации (семья,
школа, друзья и т.д.) являются как
бы носителями внешней системы многообразных
социальных норм идеологических, политических,
этнических, правовых и общественных,
коллективных, групповых ценностно-
В то же время необходимо отметить относительность определения некоторых социальных факторов как негативных, неизбежно обусловливающих появление девиации в поведении.
К. Левин считал, что: «...описание
ситуации должно быть скорее субъективным,
чем объективным, т. е. ситуация должна
описываться с позиции
Таким образом, можно сделать
вывод, что эффективность воздействия
на личность со стороны социальной
среды будет существенным образом
зависеть от того, насколько те или
иные воздействия соответствуют
субъективному внутреннему миру
личности, каким образом они будут
преломляться, трансформироваться, взаимодействовать
соответственно этим внутренним условиям.
«Внутренние, психологические факторы,
будучи детерминированы конкретными
социальными условиями бытия
индивида, приобретают относительную
самостоятельность и могут
Для объяснения природы асоциального
поведения несовершеннолетних чрезвычайно
важным, оказывается, выяснить какие
социально-психологические
Большое внимание исследованию
социально-психологических
Роль, ролевое научение имеют
в концепции символического интеракционизма
Дж. Мида значение ключевого понятия,
раскрывающего процесс
С.А. Беличева на основе соотношения
когнитивного и аффективного аспектов
мотивации поведения, разделяет
социально психологические
Внушение представляет собой особый вид эмоционально -волевого целенаправленного воздействия одного человека на другого или группу людей.
1.2 Неблагополучная семья:
Экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность жизни общества приводят к усложнению тех проблем, которые стоят перед семьей. Даже в странах, относящихся к благополучным и стабильным, наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия, увеличение доли населения, сознательно выбравшего одиночество в качестве приемлемого стиля жизни.
Причины семейного неблагополучия
вызваны причинами
Дестабилизирующее влияние оказывают:
Неблагополучие в семейных
отношениях, кризисная ситуация может
возникнуть и без влияния каких-либо
внешних факторов, обусловливающих
бытовое и экономическое
Семья группы риска – это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Для решения вопросов оказания
психологической и социально-
Основные причины попадания семей в группу риска являются обстоятельства жизни этих семей:
Анализ условий жизни
таких семей и детей
Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям[18, с.39].
У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова:
Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения