Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:48, дипломная работа

Описание работы

Цель и гипотеза исследования определяют ряд логически обусловленных шагов, которые можно сформулировать следующие задачи исследования: 1. Дать теоретический анализ сущности семейного неблагополучия и девиантного поведения. 2. Систематизировать существующие подходы к коррекции девиантного поведения детей из и их реабилитации.3. Определение социально-психологических факторов семейного неблагополучия и риска возникновения девиантного поведения детей из неблагополучных семей. 4. Разработка системы ранней социально-психологической диагностики семейного неблагополучия и девиантного поведения детей из неблагополучных семей.
5. Предложить некоторые пути решения проблемы семейного неблагополучия и девиантного поведения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………
1.1 Микросоциальный фактор и семья в этиологии девиации………...
1.2 Неблагополучная семья: генезис, причины и типологии…………
1.3 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки…………………………………………
1.4 Научно-практические подходы к исследованию неблагополучных семей различных типов…………………………………………………………………

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ………………………………………………
2.1 Социально-психологическая диагностика неблагополучной семьи…………………………………………………………………
2.2 Социально-психологическая дезадаптация детей как условие семейного неблагополучия и появления девиантного поведения…………………………………………………………….
2.3 Социально-психологическая технология коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

ОСНОВНОЙ ДИПЛОМ 1.docx

— 251.54 Кб (Скачать файл)

Значительно позднее социализация стала рассматриваться как более  сложный процесс, представляющий собой  не только социальное научение, но и  активное воспроизводство вещественных отношений. Г.М. Андреева дает следующее  определение: «Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной  стороны, усвоение индивидом социального  опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с  другой стороны - процесс активного  воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения  в социальную среду» (Андреева, 1997). В.В. Новиков определил социализацию личности как «сложное социально-психологическое  явление, которое представляет собой  одновременно и процесс, и отношение, и способ, и результат становления  личности в общении и деятельности» (Новиков, 1998).

Б.Ф. Ломов следующим образом  пишет о сущности социализации: «С одной стороны, личность все более  включается в систему общественных отношений, ее связи с людьми и  разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и  только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Эта сторона  личности часто определяется как  ее социализация. С другой стороны, приобщаясь к различным сторонам жизни общества, личность вместе с  тем приобретает и все большую  самостоятельность, относительную  автономность, т.е. развитие в обществе включает процесс индивидуализации» (Ломов, 1984). Последний аспект социализации, касающийся индивидуализации и автономизацгм  личности, подчеркивает Ю.А. Клейберг, выделяя его в качестве основной характеристики успешной социализации личности: «... главным критерием социализированной личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности, проявляющееся в реализации социального в индивидуальном, что и обеспечивает реальное социокультурное воспроизводство человека и общества. Сознание, освоение и даже реализация индивидом социального опыта выражается в степени ее социальной зрелости, занятия индивидом новой социальной позиции» (Клейберг, 2001).

Другим важным теоретическим  вопросом, который необходимо отметить, является соотношение биологического, психологического и социального  в структуре социализации. Популярные в прошлом биологизаторские концепции  наследованной предрасположенности  социального поведения (Ч. Ламброзо, Уильям X.Шелдон, Э. Кречмер, А. Хутон, А. Дриль и др.) не нашли своего подтверждения. Как пишет Н. Смелзер, «хотя людям  свойственны такие генетически  обусловленные рефлексы, как моргание, хватание и сосание, по всей видимости, в их генах не запрограммированы схожие виды поведения» [6, с.97]. Т.е. наследованные, врожденные свойства выступают как предпосылки формирования личности. Б.Г. Ананьев выделял следующие факторы, совокупно влияющие на процесс социализации: наследственность, влияние среды, воспитание и собственная практическая деятельность человека [7, с.59]. При этом социальные факторы играют ведущую роль в усвоении индивидом социального опыта.

Подтверждением тому является то, что на характер социализации личности оказывает значительное влияние  такие характеристики, как принадлежность к определенному классу общества, культуре, этносу, расе, субкультуре, т.е. факторы социокультурного характера.

Слоевая социализация определяет разнородность стилей поведения  в данной культуре, когда в чем-то одинаковые условия жизни отдельного слоя формируют и специфическую  ценностную структуру, что и ведет  к формированию относительно гомогенных, однородных субкультур, выделяющихся формой и способом социализации [8, с.26].

Так, исследования, проведенные  в США в конце 60-х - начале 70-х  годов XX века показали, что классовые  различия в значительной степени  определяет уровень конформизма. Родители из средних слоев имеют более  гибкое отношение к авторитету и  власти, в семьях рабочих внушают  детям готовность к подчинению и  послушанию. Отмечалось также влияние  религии и расы. Матери в семьях католиков в большей степени  поощряют конформизм, чем в семьях протестантов. Исследования показали также склонность детей из бедных негритянских районов к нонконформизму (Сильверстайн, Крэй, 1975). Здесь, по-видимому, переплетаются социально-экономические, классовые и последствия межрасовых отношений [9, с.121].

Таким образом, характер социализации определяется, в первую очередь, социальными  условиями существования личности. С.А. Беличева определяет эти условия как «общесоциальные детерминанты - те социально-экономические, идеологические, культурные, национальные условия жизни общества и отдельных общественных групп, которые как бы создают общий фон, на котором идет формирование личности, что в конечном счете определяет условия жизнедеятельности ближайшего окружения индивида.

Общесоциальные детерминанты и институты социализации (семья, школа, друзья и т.д.) являются как  бы носителями внешней системы многообразных  социальных норм идеологических, политических, этнических, правовых и общественных, коллективных, групповых ценностно-нормативных  предписаний, выполняющих функции  внешних регуляторов поведения  индивида, которые в процессе социализации должны быть переведены в систему внутренней регуляции» [10, с.61].

В то же время необходимо отметить относительность определения  некоторых социальных факторов как  негативных, неизбежно обусловливающих  появление девиации в поведении.

К. Левин считал, что: «...описание ситуации должно быть скорее субъективным, чем объективным, т. е. ситуация должна описываться с позиции индивида, поведение которого исследуется, нежели с позиции наблюдателя...» [11, с.76]. . Т. Шибутани, показал, что поведение человека обусловлено не столько внешним окружением, сколько его интерпретацией этого окружения. Исследования, проводимые под руководством Д. Магнуссона, в частности, руководствуется положением, согласно которому влияние ситуации опосредуются «воспринимающими когнитивными системами индивида» [12, с.30]. А.Н. Леонтьев ввел понятие личностного смысла, понимаемого как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в них. Д.Н. Узнадзе считал, что реакция индивида обусловливается, в первую очередь, установкой, как целостным психологическим состоянием индивида «формирующейся под воздействием предшествующего опыта». В.Н. Мясищев в концепции отношений личности предложил понятие значимой ситуации, подчеркнув при этом уязвимость личности к определенным факторам среды [13, с.34].

Таким образом, можно сделать  вывод, что эффективность воздействия  на личность со стороны социальной среды будет существенным образом  зависеть от того, насколько те или  иные воздействия соответствуют  субъективному внутреннему миру личности, каким образом они будут  преломляться, трансформироваться, взаимодействовать  соответственно этим внутренним условиям. «Внутренние, психологические факторы, будучи детерминированы конкретными  социальными условиями бытия  индивида, приобретают относительную  самостоятельность и могут оказывать  обратное (дезинтеграционное, дезадаптивное) влияние на его поведение, характеризующее  соответствующие поступки и действия индивида» [14, с.29].

Для объяснения природы асоциального поведения несовершеннолетних чрезвычайно  важным, оказывается, выяснить какие  социально-психологические механизмы  участвуют в усвоении социального  опыта, интериоризации различных социальных групповых норм, ценностей и превращение  их во внутренние поведенческие регуляторы.

Большое внимание исследованию социально-психологических механизмов социализации отводится в зарубежной социальной психологии.

Роль, ролевое научение имеют  в концепции символического интеракционизма  Дж. Мида значение ключевого понятия, раскрывающего процесс социализации. С ролями связано как освоение, так и осуществление основных социальных функций и обязанностей индивида. Принятие и интериоризация роли, по его мнению, составляют сущность социализации. Интериоризацич, усвоение многообразных социальных ролей  является фундаментом, на котором строится и утверждается личность. Механизм принятия и усвоения роли в концепции  Дж. Мида стали объектом изучения современных  американских психологов Д. Хорке, Д. Джексома, Л. Колберга, Г. Кемпера. Ими были рассмотрены  такие механизмы как предписания, социальные ожидания-экспектации, санкции, поощрения и наказания, контроль, стремление к достижениям, референтные  группы, подражание, идентификация [15, с.36].

С.А. Беличева на основе соотношения  когнитивного и аффективного аспектов мотивации поведения, разделяет  социально психологические механизмы  социализации на осознаваемые и неосознаваемые. К неосознаваемым механизмам относятся  внушение, психологическое заражение, подражание, идентификация. С.А. Беличева отмечает, что «в чистом виде неосознаваемые механизмы могут быть представлены лишь у детей, когда социальный компонент, сознание, самосознание еще не сформированы, и в силу этого ребенок не способен осознать и выработать оценочное  отношение к групповым нормам и предписаниям, а также тем  видам социально-психологических  воздействий, которые он испытывает со стороны ближайшего окружения». Кроме того, необходим ряд условий, благодаря которым становится возможным  действие неосознаваемых механизмов на личность. К таким условиям относится  «эффект доверия» к лицу, оказывающему внушающее действие, либо вызывающего  желание подражать, стремление идентифицироваться с ним, положительная эмоциональная  окраска и повышенная внушаемость  индивида [16, с.].

Внушение представляет собой  особый вид эмоционально -волевого целенаправленного воздействия  одного человека на другого или группу людей.

 

 

          1.2 Неблагополучная семья: генезис,  причины и типологии

 

 

Экономические, социальные трудности, политические конфликты  и общая нестабильность жизни  общества приводят к усложнению тех  проблем, которые стоят перед  семьей. Даже в странах, относящихся  к благополучным и стабильным, наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного  насилия, увеличение доли населения, сознательно  выбравшего одиночество в качестве приемлемого стиля жизни.

Причины семейного неблагополучия вызваны причинами макросоциального, мезасоциального и микросоциального характера.

Дестабилизирующее влияние оказывают:

  • Миграция населения.
  • Урбанизация.
  • Нравственно-психологическая неподготовленность молодых людей вступающих в брак.
  • Недостаточная обоснованность этого решения.
  • Социальная незрелость.
  • Малая ответственность за семью и детей.
  • Экономическая и психологическая самостоятельности женщин.

 

Неблагополучие в семейных отношениях, кризисная ситуация может  возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих  бытовое и экономическое положение  супружеской пары, без вмешательства  родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживается расхождение во взглядах, возникает молчаливый протест, ссоры, ощущение обманчивости и упреки[17, с.44]. Чаще всего это связано с кризисным периодом в развитии супружеских отношений.

Семья группы риска –  это та категория семей, которая  в силу определенных обстоятельств  своей жизни более других категорий  подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи и поддержки семьям данной категории необходимо четко представлять себе контингент таких семей и  их психологическую характеристику.

Основные причины попадания  семей в группу риска являются обстоятельства жизни этих семей:

  • пьянство одного или обоих родителей;

 

  • их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.);

 

  • устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

 

  • сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;

 

  • убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;

 

  • отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);

 

  • оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

 

Анализ условий жизни  таких семей и детей показывает, что невозможно выделить одну главную  причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют  сочетание многих неблагоприятных  условий, которые делают невозможным  дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий  жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения  в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям[18, с.39].

У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так  и в личностном развитии. Им присуща  одна характерная черта – нарушение  социализации в широком смысле слова:

 

  • отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом,

 

  • неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам,

 

  • гиперактивность, воровство, лживость,

 

  • потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность,

Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения