Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:48, дипломная работа
Цель и гипотеза исследования определяют ряд логически обусловленных шагов, которые можно сформулировать следующие задачи исследования: 1. Дать теоретический анализ сущности семейного неблагополучия и девиантного поведения. 2. Систематизировать существующие подходы к коррекции девиантного поведения детей из и их реабилитации.3. Определение социально-психологических факторов семейного неблагополучия и риска возникновения девиантного поведения детей из неблагополучных семей. 4. Разработка системы ранней социально-психологической диагностики семейного неблагополучия и девиантного поведения детей из неблагополучных семей.
5. Предложить некоторые пути решения проблемы семейного неблагополучия и девиантного поведения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………
1.1 Микросоциальный фактор и семья в этиологии девиации………...
1.2 Неблагополучная семья: генезис, причины и типологии…………
1.3 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки…………………………………………
1.4 Научно-практические подходы к исследованию неблагополучных семей различных типов…………………………………………………………………
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ………………………………………………
2.1 Социально-психологическая диагностика неблагополучной семьи…………………………………………………………………
2.2 Социально-психологическая дезадаптация детей как условие семейного неблагополучия и появления девиантного поведения…………………………………………………………….
2.3 Социально-психологическая технология коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
2. Система ранней социально-
3. Использование в учебно-
Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения, в конце прилагается список используемой литературы по данной проблематике и приложения.
Основное содержание работы. Во введении обосновывается актуальность исследования, формируется гипотеза, цель исследования и задачи работы, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы, рассматриваются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе "Проблема
семейного неблагополучия и ее решения
в научной литературе" изложены
материалы анализа социально-
Во второй главе "Экспериментальное
социально-психологическое
В заключении приводятся выводы по проведенному исследованию на основе анализа результатов полученных в ходе эксперимента.
I. ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Микросоциальный фактор и семья в этиологии девиации
Первые попытки научного
объяснения девиантного поведения
пришлись на пору развития медицинских
и других естественнонаучных дисциплин.
Со времен теории "врожденного преступника"
Ч. Ломброзо биологизаторские и криминологические
теории приобрели множество
Несостоятельность биологизаторских
концепций заставила ученых искать
источники девиации в других факторах.
В конце XIX века начинает формироваться
социологический подход к объяснению
причин преступности. Одним из первых
объяснений было дано Э. Дюркгеймом в
его теории «аномии», посвященной '
исследованиям сущности самоубийства,
которые выявили рост числа самоубийств
в период социальных кризисов и потрясений,
что указывало на социальные корни
этого явления. Затем последовали
теория Р. Мертона о девиации как
следствии рассогласования
Необходимо отметить, что
сложность и многогранность явления
девиантного поведения
Но наиболее значительный вклад в развитие научных знаний о причинно-следственных связях девиантного поведения и факторов его вызывающих внесла психологическая наука.
Особое место среди
психологических теорий девиантного
поведения занимают исследования психоаналитической
ориентации, которые открыли новые
возможности и перспективы для
изучения глубинных неосознаваемых
мотивов девиации. Особое внимание
уделяется определенным психологическим
характеристикам личности девиантов,
в частности, агрессивности, формирование
которой связывается с
Изучению природы девиации
и выявлению факторов ее вызывающих,
посвящены исследования представителей
и других западных психологических
школ. Так, А. Бандура и его последователи
А. Басе, Л. Берковец считают агрессию
результатом искаженного
Другими подходами к изучению девиации являются экологический подход, рассматривающий отклонения в поведении как результат неблагоприятного воздействия между ребенком и социальной средой; психодидактический подход, который акцентирует роль учебных неудач ребенка в развитии отклонений (P.Hallahan, Y. Kauffman); гуманистический подход, определяющий отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами в сложившихся условиях воспитания, невозможностью найти смысл и условия для самореализации [2, с.47].
Большое множество и разнообразие форм отклоняющегося поведения обусловило попытки классифицировать их. Одним из таких подходов является эмпирический. Сущность это подхода заключается в чисто эмпирической, феноменологической классификации, где каждый поведенческий симптомокомплекс имеет свое название [3, с.13]. Сходной является теория множественности факторов (М. и Э. Гюк), которая в качестве причин девиантного поведения рассматривает до 200 различных факторов (социальное неравенство, урбанизация, НТР, миграция и др.).
Существуют разнообразные взаимосвязанные факторы, обусловливающие генезис девиантного поведения, но втакого рода классификациях невозможно выделить единых критериев ни для раскрытия типов отклонений в психическом развитии, ни для различения причин и следствий этих отклонений.
Ю. А. Клейберг предлагает следующую
классификацию этих факторов: индивидный
фактор, действующий на уровне психобиологических
предпосылок девиантного
Совокупное влияние этих
факторов, а также каждого из них
в отдельности, проявляется соответственно
уровням человеческого
В освоении индивидом системы социальных ценностей и норм данного общества особенно велика роль первичной социализации, важнейшим и основным агентом которой является семья, как первичная микрогруппа, в которую человек оказывается включенным с момента рождения.
В психологии и педагогике социальная среда рассматривается как условие, формирующее личность, т.е. субъективно переживаемая человеком объективная реальность. Что касается проблемы социализации личности, то здесь требуется учет не только общих детерминант, но и других, обусловливающих этот процесс факторов, в частности, ее микросреды.
Человек, в силу своей
временной и пространственной ограниченности,
не в состоянии вступать во всю
совокупность общественных отношений
и подвергаться воздействию всей
сложнейшей социальной системы. Он испытывает
влияние лишь определенной ее части,
в которую оказывается
Понятие социализации впервые стало разрабатываться в конце 40-х - начале 50-х годов XIX века в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Деллэрда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и др. В дальнейшем, в конце 60-х - начале 70-х годов проблемы социализации стали предметом изучения практически всех западных психологических школ: бихевиоризма и необихевиоризма, неофрейдизма, теории когнитивного диссонанса, символического интеракционизма [5, с.32].
Несколько позже, со второй половины 60-х годов, процесс социализации личности стал интересовать и отечественную науку. Появились работы на эту тему ведущих социальных психологов И.С. Кона «Социология личности» (1967), Е.С. Кузьмина «Основы социальной психологии» (1967), Б.Д. Парыгина «Социальная психология как наука» (1967), B.C. Мерлина «Становление индивидуальности и социализация индивида» (1970), Б.Г. Ананьева «О психических эффектах социализации» (1971) и др.
Позднее появились труды
Г.М. Андреевой «Социальная
Первоначально проблема социализации изучалась как односторонний процесс развития личности.
Исследователи, стоявшие у
истоков теории социального развития
(Г. Тард, Т. Парсонс, Т. Шибутани, Э. Эриксон
и др.), полагали, что социализация
представляет собой лишь аккумулирование
индивидом социальных ролей, норм и
ценностей того общества, к которому
он принадлежит - путем подражания (Г.
Тард), «вбирания» в себя общих ценностей
в процессе общения со значимыми
другими (Т. Парсонс) социальной средой,
приспособление (Б.Д. Парыгин). Представители
бихевиоризма и необихевиоризма (Б.
Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура, В. Уолтере
и др.) рассматривают социализацию
как процесс социального
Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения