Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:48, дипломная работа
Цель и гипотеза исследования определяют ряд логически обусловленных шагов, которые можно сформулировать следующие задачи исследования: 1. Дать теоретический анализ сущности семейного неблагополучия и девиантного поведения. 2. Систематизировать существующие подходы к коррекции девиантного поведения детей из и их реабилитации.3. Определение социально-психологических факторов семейного неблагополучия и риска возникновения девиантного поведения детей из неблагополучных семей. 4. Разработка системы ранней социально-психологической диагностики семейного неблагополучия и девиантного поведения детей из неблагополучных семей.
5. Предложить некоторые пути решения проблемы семейного неблагополучия и девиантного поведения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………
1.1 Микросоциальный фактор и семья в этиологии девиации………...
1.2 Неблагополучная семья: генезис, причины и типологии…………
1.3 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки…………………………………………
1.4 Научно-практические подходы к исследованию неблагополучных семей различных типов…………………………………………………………………
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ………………………………………………
2.1 Социально-психологическая диагностика неблагополучной семьи…………………………………………………………………
2.2 Социально-психологическая дезадаптация детей как условие семейного неблагополучия и появления девиантного поведения…………………………………………………………….
2.3 Социально-психологическая технология коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Качественный анализ результатов второй экспериментальной группы.
Два человека наотрез отказались рисовать семью.
В трех случаях себя рисовали отдельно от всей семьи.
Максим М. нарисовал всех членов семьи кроме себя без кистей рук, можно интерпретировать как боязнь физического наказания. Этот вывод подтвердился в процессе дальнейшей работы с ребенком и его родителями.
В результате лишь у одного ребенка из этой группы не было обнаружено видимых проблем в семье.
Качественный
анализ результатов третьей
В одном случае было выявлено очень строгое отношение родителей к ребенку (их изображение было намного больше, чем изображение самого ребенка и его брата).
В двух случаях ребенок не нарисовал себя, это может говорить об отчужденности ребенка и, может быть, даже о его микро социальной депривации.
Ермек К. себя и сестру изобразил в два раза больше, чем своих родителей, причем мать нарисовал в последнюю очередь, т.е. ребенок сознательно отделяет и уменьшает родителей, видимо не желая, признавать свою зависимость от них.
У 60% рисунков дети были отделены от остальных членов семьи животными, предметами, либо же отдалены на значительное расстояние, что может свидетельствовать о неблагоприятной обстановке в семье, отчужденности ребенка, недостаточном внимании к нему родителей.
Лишь один испытуемый из этой категории изобразил достаточно благополучную семью, где он держит за руку отца, а мать и сестра стоят рядом.
Таким образом, в этой группе наблюдается лишь 10% с благоприятным психологическим климатом. Прослеживается достаточно четкая взаимосвязь между уровнем школьнойдезадаптации и состоянием семейных отношений.
Для уточнения полученных результатов мы провели исследования типов воспитания во всех группах по методике А.Я. Варга, В.В. Столина. Результаты приведены в Табл.4.
Таблица 4. Преобладание того или иного типа воспитания в обследуемых группах (в%).
Тип воспитания |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
«кооперация» |
60 |
- |
- |
«симбиоз» |
20 |
29 |
50 |
«авторитарная гиперсоциализация» |
20 |
14 |
10 |
«инфантилизация» |
- |
57 |
40 |
Из этой таблицы видно, что в первой контрольной группе преобладает тип воспитания «кооперация» - сознательно желательный образ родительского отношения. Т.е. родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет своему ребенку, пытается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
В остальных 40%
случаев, несмотря на преобладание таких
типов воспитания как «Симбиоз»
и «Авторитарная
Во второй группе, напротив, «Кооперация» отсутствует, преобладает в 57% случаев тип воспитания «Маленький неудачник», т.е. в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, предписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для других влияний. Родитель своему ребенку не доверяет, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Вполне естественно, что при таком отношении к ребенку со стороны родителей падает его самооценка, повышается тревожность и агрессивность – как защитная реакция на недоверие, контроль и неверие в его способности. Ребенок, которому каждый день дают понять очень значимые для него люди – родители, что он не способен учиться, ничего не умеет и ничего не достигнет в жизни, не может учиться хорошо, даже имея необходимые для этого способности. Его как бы программируют на неуспех. Раз и навсегда решив, что их ребенок «неудачник», родители не уделяют должного внимания его развитию и обучению, но считают своим долгом ругать за каждый проступок, за каждую плохую оценку. Все это приводит к дезадаптации ребенка в школе.
В третьей группе
преобладает тип воспитания «Симбиоз»,
т.е. родитель стремится к симбиотическим
отношениям с ребенком. Содержательно
эта тенденция описывается так
– родитель ощущает себя с ребенком
единым целым, стремится удовлетворить
все потребности ребенка, оградить
его от трудностей и неприятностей
жизни. Родитель постоянно ощущает
тревогу за ребенка, ребенок кажется
ему маленьким и беззащитным.
Тревога родителя повышается, когда
ребенок начинает автономизироваться
в силу обстоятельств, т.к. по своей
воле родитель не предоставляет своему
ребенку самостоятельности
Подобнаягиперопека
приводит к тому, что ребенок не
в состоянии принимать
Итак, одна из главных причин дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, непринятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.
2.3 Социально-
Девиантное поведение регулируется различными социальными институтами. Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Психологическая помощь имеет два ведущих направления. Это психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).
Психопрофилактика
– это система
Основываясь на результатах проведенного исследования, попробуем определить основные принципы психопрофилактикидезадаптации:
1. Комплексный и системный
подход к диагностике,
2. Учет возрастных индивидуально-
3. Опора на положительное
в личности ребенка и
4. Единство и
Результаты нашего исследования показали, что причины дезадаптации независимо от уровня интеллектуального развития ребенка, что тоже немаловажно, кроются прежде всего в структуре семейных отношений. В связи с этим для профилактики дезадаптации прежде всего необходимо проводить работу по подготовке детей к школе, обращая особое внимание на развитие навыков общения и общей социальной культуры.
Если все же дезадаптация имеет место, следует определить ее причины для того, чтобы выбрать правильное направление коррекционной работы. Как мы уже говорили, причины эти могут быть сложны и многообразны. Исходя из причин будут и разные проявления дезадаптации:
1.
Неприспособленность к
2.
Неспособность произвольно
3.
Неспособность принять темп
4.
невроз, или «фобия школы», - неумение
разрешить противоречие между
семейными и школьными «мы». Причины:
ребенок не может выйти за
границы семейной общности –
семья не выпускает его (чаще
это у детей, родители которых
бессознательно используют их
для решения своих проблем). Необходима
в качестве коррекционного
Примерная программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей
Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;
Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;
Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.
Задачи:
Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);
Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.
Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.
Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:
Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:
Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения