Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:48, дипломная работа

Описание работы

Цель и гипотеза исследования определяют ряд логически обусловленных шагов, которые можно сформулировать следующие задачи исследования: 1. Дать теоретический анализ сущности семейного неблагополучия и девиантного поведения. 2. Систематизировать существующие подходы к коррекции девиантного поведения детей из и их реабилитации.3. Определение социально-психологических факторов семейного неблагополучия и риска возникновения девиантного поведения детей из неблагополучных семей. 4. Разработка системы ранней социально-психологической диагностики семейного неблагополучия и девиантного поведения детей из неблагополучных семей.
5. Предложить некоторые пути решения проблемы семейного неблагополучия и девиантного поведения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………
1.1 Микросоциальный фактор и семья в этиологии девиации………...
1.2 Неблагополучная семья: генезис, причины и типологии…………
1.3 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки…………………………………………
1.4 Научно-практические подходы к исследованию неблагополучных семей различных типов…………………………………………………………………

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ………………………………………………
2.1 Социально-психологическая диагностика неблагополучной семьи…………………………………………………………………
2.2 Социально-психологическая дезадаптация детей как условие семейного неблагополучия и появления девиантного поведения…………………………………………………………….
2.3 Социально-психологическая технология коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

ОСНОВНОЙ ДИПЛОМ 1.docx

— 251.54 Кб (Скачать файл)

Качественный  анализ результатов второй экспериментальной  группы.

Два человека наотрез  отказались рисовать семью.

В трех случаях себя рисовали отдельно от всей семьи.

Максим М. нарисовал всех членов семьи кроме себя без кистей рук, можно интерпретировать как  боязнь физического наказания. Этот вывод подтвердился в процессе дальнейшей работы с ребенком и его родителями.

В результате лишь у одного ребенка из этой группы не было обнаружено видимых проблем в семье.

Качественный  анализ результатов третьей экспериментальной  группы.

В одном случае было выявлено очень строгое отношение  родителей к ребенку (их изображение  было намного больше, чем изображение  самого ребенка и его брата).

В двух случаях ребенок  не нарисовал себя, это может говорить об отчужденности ребенка и, может  быть, даже о его микро социальной депривации.

Ермек К. себя и сестру изобразил в два раза больше, чем своих родителей, причем мать нарисовал в последнюю очередь, т.е. ребенок сознательно отделяет и уменьшает родителей, видимо не желая, признавать свою зависимость от них.

У 60% рисунков дети были отделены от остальных членов семьи животными, предметами, либо же отдалены на значительное расстояние, что может свидетельствовать  о неблагоприятной обстановке в  семье, отчужденности ребенка, недостаточном  внимании к нему родителей.

Лишь один испытуемый из этой категории изобразил достаточно благополучную семью, где он держит за руку отца, а мать и сестра стоят  рядом.

Таким образом, в этой группе наблюдается лишь 10% с благоприятным  психологическим климатом. Прослеживается достаточно четкая взаимосвязь между  уровнем школьнойдезадаптации и  состоянием семейных отношений.

Для уточнения полученных результатов мы провели исследования типов воспитания во всех группах  по методике А.Я. Варга, В.В. Столина. Результаты приведены в Табл.4.

 

Таблица 4. Преобладание того или иного типа воспитания в обследуемых  группах (в%).

 

Тип воспитания

1 группа

2 группа

3 группа

«кооперация»

60

-

-

«симбиоз»

20

29

50

«авторитарная гиперсоциализация»

20

14

10

«инфантилизация»

-

57

40


 

Из этой таблицы  видно, что в первой контрольной  группе преобладает тип воспитания «кооперация» - сознательно желательный  образ родительского отношения. Т.е. родитель заинтересован в делах  и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность  ребенка, старается быть с ним  на равных. Родитель доверяет своему ребенку, пытается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

В остальных 40% случаев, несмотря на преобладание таких  типов воспитания как «Симбиоз»  и «Авторитарная гиперсоциализация», на втором месте с большим отрывом  присутствует «Кооперация».

Во второй группе, напротив, «Кооперация» отсутствует, преобладает  в 57% случаев тип воспитания «Маленький неудачник», т.е. в родительском отношении  имеются стремления инфантилизировать  ребенка, предписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для других влияний. Родитель своему ребенку не доверяет, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Вполне естественно, что при таком отношении к  ребенку со стороны родителей  падает его самооценка, повышается тревожность и агрессивность  – как защитная реакция на недоверие, контроль и неверие в его способности. Ребенок, которому каждый день дают понять очень значимые для него люди –  родители, что он не способен учиться, ничего не умеет и ничего не достигнет  в жизни, не может учиться хорошо, даже имея необходимые для этого  способности. Его как бы программируют  на неуспех. Раз и навсегда решив, что их ребенок «неудачник», родители не уделяют должного внимания его  развитию и обучению, но считают  своим долгом ругать за каждый проступок, за каждую плохую оценку. Все это  приводит к дезадаптации ребенка  в школе.

В третьей группе преобладает тип воспитания «Симбиоз», т.е. родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно  эта тенденция описывается так  – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить  все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей  жизни. Родитель постоянно ощущает  тревогу за ребенка, ребенок кажется  ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда  ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей  воле родитель не предоставляет своему ребенку самостоятельности никогда.

Подобнаягиперопека  приводит к тому, что ребенок не в состоянии принимать самостоятельные  решения. Попустительство и вседозволенность формируют безответственность, затрудняют развитие произвольности в поведении. Все это на фоне сниженного интеллектуального развития также ведет к школьной дезадаптации, но без таких ярких проявлений, как во второй группе.

Итак, одна из главных  причин дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Если ребенок  приходит в школу из семьи, где  он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, непринятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я»  лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с  несформированным чувством «мы» или  в семьях, где родителей от детей  отделяет стена отвержения, безразличия.

 

 

2.3 Социально-психологическаятехнология коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей

 

 

Девиантное поведение  регулируется различными социальными  институтами. Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой  системы играет в ней связующую  роль и отличается выраженной гуманистической  направленностью. Психологическая  помощь имеет два ведущих направления. Это психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая  интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).

Психопрофилактика – это система предупредительных  мер, связанных с устранением  внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

Основываясь на результатах проведенного исследования, попробуем определить основные принципы психопрофилактикидезадаптации:

1. Комплексный и системный  подход к диагностике, профилактике  и коррекции.

2. Учет возрастных индивидуально-личностных  особенностей ребенка и специфики  социально-педагогической ситуации  развития ребенка.

3. Опора на положительное  в личности ребенка и ориентация  на гармонизацию ее развития.

4. Единство и взаимодополняемость  психологических и педагогических  методов.

Результаты  нашего исследования показали, что  причины дезадаптации независимо от уровня интеллектуального развития ребенка, что тоже немаловажно, кроются  прежде всего в структуре семейных отношений. В связи с этим для  профилактики дезадаптации прежде всего  необходимо проводить работу по подготовке детей к школе, обращая особое внимание на развитие навыков общения  и общей социальной культуры.

Если все  же дезадаптация имеет место, следует  определить ее причины для того, чтобы выбрать правильное направление  коррекционной работы. Как мы уже  говорили, причины эти могут быть сложны и многообразны. Исходя из причин будут и разные проявления дезадаптации:

1. Неприспособленность к деятельности, причинами которой являются недостаточное  интеллектуальное и психомоторное  развитие ребенка, отсутствие  помощи со стороны родителей  и учителей. В качестве коррекционных  мероприятий могут выступать  специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить  причины нарушений учебных навыков  и рекомендации родителям.

2. Неспособность произвольно управлять  своим поведением.причиной является  неправильное воспитание в семье  (отсутствие внешних норм, ограничений). В качестве коррекции – работа с семьей; самоанализ поведения учителя с целью предотвратить возможное неправильное поведение.

3. Неспособность принять темп жизни  (чаще встречается у соматически  больных детей с задержками  развития, слабым типом нервной  системы). Причины: неправильное  воспитание в семье (по типу  авторитарной гиперсоциализации)  или игнорирование взрослыми  индивидуальных особенностей детей.  Для исправления ситуации необходима  работа, прежде всего с семьей, определение оптимального режима  нагрузки ученика.

4. невроз, или «фобия школы», - неумение  разрешить противоречие между  семейными и школьными «мы». Причины:  ребенок не может выйти за  границы семейной общности –  семья не выпускает его (чаще  это у детей, родители которых  бессознательно используют их  для решения своих проблем). Необходима  в качестве коррекционного мероприятия  семейная терапия или групповые  занятия для детей в сочетании  с групповыми занятиями их  родителей.

Примерная программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей

Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где  ему хорошо и интересно;

Коррекция взаимоотношений  в семье, формирование у родителей  позиции доверия к школе;

Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.

Задачи:

Оказать своевременную психолого  – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной  ситуации.

Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих  возможности для реализации личностного  потенциала;

Способствовать повышению  психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и  всех работников школы);

Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.

Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.

Перемены, происходящие в  нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся  поведением и разработку действенной  системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер  социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения  детей и подростков, а также  роли образовательных институтов в  решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Существующая на сегодня  система мер профилактики девиантного  поведения неэффективна. Причины:

  • приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;
  • низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;
  • осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;
  • бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

  • выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
  • научно-методич<span

Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения