Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:26, шпаргалка
1 Первобытное общество
Воспитание возникло с появлением человека.2-3 млн лет тому назад. В истории педагогики выделяются следующие концепии воспитания: эволюционно-биологическая – воспитат деят-ть людей в первобытном обществе похожа на инстинктивную заботу животных о своем потомстве; психологическая- в-е происходит от бессознательных инстинктов подражания взрослым; трудовая –передача трудового опыта лежит в основе возникновения и развития воспитания.
1 Первобытное общество Воспитание возникло с появлением человека.2-3 млн лет тому назад. В истории педагогики выделяются следующие концепии воспитания: эволюционно-биологическая – воспитат деят-ть людей в первобытном обществе похожа на инстинктивную заботу животных о своем потомстве; психологическая- в-е происходит от бессознательных инстинктов подражания взрослым; трудовая –передача трудового опыта лежит в основе возникновения и развития воспитания. В-е не носило спец организованного хар-ра. Дети принадлежали всему роду, пользовались неограниченной свободой, наказание детей отсутствовало. примерно в 8 тыс до н.э. возникает семья и домашнее-семейная форма в-я. Дети воспитываются на примере родителей. Формы и методы в-я носят примитивный х-р (показ. Механтческий повтор, игра). Позднее в-е д-й из различных соц слоев носит дифференцированный х-р. Период детства длится до 9-11 лет. К концу первобытнообщиного периода появл дома молодежи для передачи опыта подрастающему поколению. В домах молодежи дети осваивали нормы поведения «табу», получали навыки ведения хозяйства, знакомились с мифами племени. В период матриархата женщины воспитывали мальчиков девочек совместно примерно до 7 лет, после этого воспит мальчиков занимались мужчины, девочками женщины. По достижению возраста 10-15 лет подростки проходили обряд инициации-приобретение статуса взрослого.
Средние века: 3 периода: 5-10в раннее Средневековье; 11-13в –развитое Средневековье; 14-16в – позднее Средневековье (эпоха Возрождения, ренессанс). Возникновение среднев образ-я традиционно связывается с развитием церковной культуры и ее ролью в общ-ве, она отвергала античную образоват традицию. Значит вклад в развитие пед мысли раннего Средневековья («темные века») внесла схоластика –тип религиозной философии, центральная проблема которой –соотношение светского знания и христианской веры. Способствовала повышению статуса образованного человека, определяла содержание и методы средневекового образования. Церковь вела борьбу против античной культуры, школы исчезли. Грамотных людей было очень мало (подпись крест). предпринимались попытки создания школ как церковной так и светской властью. общество ученых, собравшихся при дворе Карла Великого стали называть Академией (связано Каролингское возрождение –расцвет культуры, лит-ры..). В Европе сложилось несколько типов школ: монастырские, основанные монашескими орденами. (давалось элементарное образ-е началао грамоты, счета, пение,, сроки обучения не устанавливались, как и возраст; 2 Приходские (по указу К Великого). Низшая ступень образования, для детей из беднейших слоев населения. Цель-религиозно-нравственное в-е; 3 Соборные(епископальные, кафедральные) школы-повышенное образ-е, дети из привилегированных сословий. обучали «семи свободным искусствам», включали 2 уровня: начальный (грамматика, диалектика, риторика). Высший уровень (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). обучение носило ярко выраженный религиозно-мистический хар-р. С 12в появл первые городские школы, открывались на базе приходских, гильдейских и цеховых школ. . школы стали сами определять программы обучения и назначать учителей. возникли первые университеты на базе кафедральных школ (болонский). Университеты имели 4 факультета: артистический, теологический. медицинский, юридический. преподаватели создавали объединения по предметам-факультеты, во главе-деканы. Избирали ректора. Основные формы обучения лекция, диспут
20 Школа и пед мысль в России в 18в. Отмечаются значит экономич политич культурные изменения. Петр 1 подчинил церковь светской власти, образ-е перешло в руки гос-ва. Царь-реформатор придал организации обр-я проф направленность: повсеместно стали открываться общедоступные гос начальные цифирные школы, русские школы, гарнизонныеи адмиралтейские школы для обучения солдат и матросов, горнозаводские школы для подготовки квалифиц мастеров и рабочих. Открылись школы математич и навигационных наук, преобразована в морскую академию в 1715. московская инженерная школа, петербургская школа, хирургическая школа идр. Создается сеть новых духовных школ – архиерические школы. Через год после смерти петра1 открывается академия наук, а школы , открытые при петре 1 стали закрываться или подвергаться серьезным изменениям. Например, цифирные школы слились с гарнизонными и архиерейскими. Начинает складываться идеал дворянского в-я, опыт домашнего в-я детей дворян. В 1732г в С_П открывается кадетский корпус, открывается Московский кадетскмй корпус. Огромное событие- Московский университе в 1755при непосредственном участии Ломоносова. реформы обучения, начатые Петром продолжила Екатерина2. попытка создания гос сис-мы образ-я. помогали Бецкой, Янкович. Во 2пол 18в-школьная реформа, издаются первые учебники «Начертание естественной истории», «Краткое рук-во к геометрии»и др.
26 И.Г.Песталоцци Швейцарский педагог, всю свою жизнь посвятил делу народ образ-я., желание облегчить участь крест детей. Разработал теорию элемент образ-я от простого к сложному. Основные положения пед теории: постоянное развитие природных способностей ч-ка, их соверш-е; гармоническое развитие сил и способностей; центр в-я – нравственное формирование ребенка (выделил 3 осноовные задачи: в-е моральных качеств; выработка нравств. навыков через добрые и полезные дела; формиров нравств сознания и убеждения). Нравств в-е тесносвязано с религиозным в-ем, был сторонником естеств религии; основа развития способностей – упраж-я. Физ в-е должно начинаться с самого раннего дет-ва, оно не толькл развивает, но и готовит его к труду, формирует трудовые умения. Физ в-е осущ в непрерывной связи с трудовым и нравств в-ем. Ему принадлежит идея воспитывающего обучения. Целью – «возбуждение» ума детей к активной деят-ти. чувственное восприятие вещей и явлений окруж мира, огромное знач-е наглядности. Он разработал основы частных методик начального образ-я. Основные труды: «Лингардт и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня», «Что дает метод уму и сердцу», «Письмо другу о пребывании в столице» и др. Основные элементы любых знаний: форма, число, слово. Элементарное обуч-е: умение измерять, считать, развитие речи р-ка.
23 Ф.И.Янкович и А.Н.Радищев Необходимость разработки нового проекта. Для этого был вызван Ф.И.Янкович, имевший опыт проведения школьной реформы в Австро-Венгрии. Стал главным идеологом реформы и разработал документы по ее реализации. 1782 Екат « утвердила «План к установлению нар училищ в Российской империи», предусматривавший создание школы для третьего сословия –народное училище. предлагал создать 3 типа нар училищ (малые, средние и главные). Однако, принятый комиссией «Устав нар училищам в Рос империи» утвердил школьную сис-му в виде главных училищ и малых училищ (села). планировалось подготовить учителей и издать новую учебную лит-ру. Им были изданы: «Букварь», «Прописи и для них рук-во по чистописанию», «Всемирная история», подготовлены карты, атласы , наглядные пособия. Российская школа получает первые учебники «Начертания естественной истории», «Краткое рук-во к геометрии» и др. основным учеб пособием – книга «О должностях ч-ка и гражданина», в кот изложена гос позиция на в-е уч-ся. Цель достижение человеком благополучия. Имела 2 варианта% для учителей и для уч-ся. В 1 –метод рекомендации учителям, во 2- обязанности уч-ся.
35 К.Д.Ушинский Основоположник народной школы в России; сис-ма подготовки учителей; начальные школы; связь школы с жизнью. Под народностью У. понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими природными условиями. Идеи нар в-я: в-е созданное народом; критика реакционн немец пед-ки; развитие патриотизма, любви к Родине; родной язык –лучшее выражение народности; чувство нац гордости, чувство долга перед Родиной; народ творчество. Дид взгляды: учет возраст особенностей; учет психологич и индивид особ-й. Задачи в-я: умственное; нравственное; трудовое; личностное. Методы обучения: классно-урочная сис-ма; виды учеб занятий; целевая установка урока; перемена занятий; разнообразие методов; самостоят р-та; объяснительное чтение; развитие речи, сознательность, логика, систематич упр-я. Ель в-я: формирование гармонич лич-ти. «Дитя мыслит формами, красками. Звуками ощущениями вообще…. Работы: «Человек как предмет в-я» (самый большой труд), «О пользе пед лит-ры», «О народности в оществ в-нии», «Родное слово», «Дет мир» и т.д.
33 Чернышевский Н.Г. Добролюбов Н.А.Ч. Известный ркусский писатель, публицист, вождь революционной демократии в России. После окончания Петербургского университета работает в Саратовской гимназии, а затем –редактором журнала «Современник». В научных работах – уделял внимание вопросам образ-я, в-я и школьного обуч-я. В работах-основные положения рев демократич пед-ки, в них давался ответ на такие проблемы, как: цель и задачи в-я и образ-я; проблемы всестороннего развития личности и разделение труда умств и физического; роль насдедственности и среды в формировании личности; биологическое и социальное в развития ч-ка; содержание и методы общеобразоват школы; идейные и дидактич принципы построения школьного учебника. Пед взгляды: критиковал школу за низкий уровень школьного обучения, схоластические методы преподавания; выступал за всесторонне женское образ-е; считал, что нравственность невозможно наследовать и что в-е ч-ка обусловлено соц средой; убежден, что поведение ч-ка во многоим зависит от темперамента, но темперамент не может обуславливать хар-р; проявление заботы к лич-ти ученика. Добро-ов рус рев демократ, критик и публицист. В годы учебы в Петербурге сблизился с Чер-им и стал активн сотрудником ж «Соврем-ик». Его статьи были посвящены проблемам образ-я, в-я –ж «Дет в-е» и «Соврем-к». рассматривал основные проблемы пед-ки и школы с материалистич позиций. Верил в могуществ силу в-я, боролся против расистких теорий. За подлинную науку, как основу мировоззрения уч-ся. Рассматривал и процессы психич развития. Считал, что психологи не может развиваться без знаний физиологии. Все это создало научную основудля изучения развития памяти, мышления, ума, речи и тд. Убедительно показал вред авторитарного в-я, раскрыл принцип гуманизма и народности, выступил против телесного наказания 53. Януш Корчак. Польский педагог, дет писатель, общ деят-ль. Член правления общ-ва «Помощь сиротам» 1912г –возглавил «Дом сирот» (30лет). Работа «Как любить реб-ка». Варшавский дет приют «Наш дом», преподавал в институте пед-ки. В годы 2 мировой войны пытался сохранить «Дом сирот». Он остался верен своим детям и погиб вместе с ними. На месте их смерти стоит камень «Януш Корчак и дети». созданная им социально-пед концепция опиралась на широкий научный фундамент, она была результатом синтеза комплекса наук о ч-ке, от медицины и биологии до философии и истории культуры. Изучал реб-ка от рождения до юности, выявлял зависимость тех или иных проявлений д-й от особенностей окруж их среды. Целью в-я – полное, свободное и гармоничное развитие, развитие внутр сил и способности каждого реб-ка, формиров личности, облад самостоятельностью и чувством собств достоинства. работы: «Дети улицы», «Дети гостиной», «Право реб-ка на уважение», «Каким путем». Концепция разумного в-я: бескорыстное, конкретное и диалектическое видение реб-ка, изучение его; метод в-я –ослабл отрицат и развитие положит черт хар-ра реб-ка; задача- развитие стремления к самовоспитанию, привитие навыков самопознания, самообладания, самостоят-ти.
49 Школа и пед-ка в Зап Европе в конце 19в.Идет интенсивная разработка школьн закон-ва. в 30г во Франции- школьные инспекции. В Великобритании процесс выработки школьного закон-ва затянулся В 60-70г был разработан свод законов об общих принципах школьной сис-мы -Акт Форстера. Актуален вопрос о взаимоотношении гос-ва и Церкви. Хотя изучение религии в Англии не было обязате, в школьной практике этот предмет преподавался повсеместно. 1850- принятие закона Фаллу, лишь в 80 г закон был отменен, что способствовала ослаблению влияния Церкви на школы. Нац сис-мы школьн образ-я имели дуалистич хар-р, т.е между ступенями образ-я не было преемственности. Доступ в среднюю школу был затруднен для представителей низших сословий. Из-за высокой платы за обуч-е. выросла численность грамотного населения. В конце19в неграмотность в Пруссии -3%, Франции-!5%, в Англии -18%. Развив сис-ма среднего образ-я. В Англии основной тип средней школы-граматич-я. В сис-ме британского образ-я – публичные школы-школы-интернаты для детей из состоят семей. В Пруссии –два типа школ: гимназия (класич-е образ-е) и реальное уч-ще (естеств научный уклон). 1859 в результате реформы Бетмана –Гольвена были установлены 3 типа сред учеб зав-й: гимназия классич направ-я, реальное уч-ще и школа смешанного типа (соврем образ-е и лат язык). Во Франции –два типа сред школы: лицеи и коллежи. Разница в источнике финансирования. Предпочтение отдавалось классич школе. Крупным достижением нац образоват сис-м –создание гос жен уч завед-й. Т.о в конце 19в создаются нац сис-мы обр-я. 47 Школа и пед-ка в Зап Европе во 2-й половине 20в. Период крупных реформ. 1 этап 60-70г: расширен контингент обучаемых в нач сред и высш школе, структуры школ преобразованы в единую всеобщую. Однако в развитых странах стало наблюдаться сниж-е кач-ва образ-я. 2этап реформирования 70-80г: центр звено сис-мы –наука –тех-ка-ч-к-пр-во; формиров целостной гибкой перманент сис-мы; модернизация уч мат базы, обновление содерж образ-я(компьютер-я, пед технологии..); массовая профессионализация обуч-ся на базе достаточно высокого уровня общеобразоват подготовки; демократизация и гуманиз-я; повышение фундаментальности; активизация работц уч зав-й в кач-ве социокульт центров. Сегодня повсюду в мире сред школа-как важнейшее звено в сис-ме непрерывн образ-я. Модернизация содерж-я образ-я осущ прежде всего в области естественно-матем наук, тк повысился престиж этих дисциплин, они стали обязательны для всех. В Велик-ии Законом о реформе образ-я 1988 –введено обязат преподавание естеств научн дисциплин для всех. В Европе большое вним-е- экологич образ-ю; естеств технич образ-ю (знания по инфор-ке и соврем технологиям), введен курс изучения компьютеров. Информат-ка стала неотъемлемым элементом обуч-я во всех европ странах. Происходит пересмотр содерж-я гуманитарного образ-я, т.к знание языков необход условие жизни ч-ка в общ-ве. Включаются новые предметы: экономич и соц , социология, педагогика. Поликультурное образ-е (миграция, пополнение школ детьми выходцев из-за рубежа). Проблема –перегрузка уч-ся. Важным ср-вом уменьшения уч нагрузки школьников явл создание интегрированных
|
2 Рабовладельческое общество Системы воспитания: Римская, Афинская, Спартанская. Первая школа – в Спарте (Лакония); суровая сис-ма в-я, цель-полное подчинение личности интересам соц группы. Обучение в школе (досуг)-агела 7-14л –азы чтения, грамоты, счета. Интеллектуальное воспитание сводилось к минимуму. Первоочередное внимание на физическое в-е и закалку. На 2 этапе (15-20 лет) к обучению грамоте добавлялись пение и музыка, религиозные танцы. В 16 лет юношей подвергали суровому испытанию (криптии-массовые убийства рабов)) у алтаря богини Артемиды. Педаном - учитель 16лет –Палестра(пятиборье);
Эфебия-школа воинского
8 Пед идеи гуманистов. В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обуч-я – как добровольного, сознат и радостного процесса. (идея- связь обучения с жизнью, значение личности учителя). Свои идеи гуманисты пытались реализовать в созданных ими школах . Школа «Дом радости» Витторино де Фельтре, мальчики и девочки получали среднее образование. Большое вним-е физич развитию, развитию физ и духсил чел-ка. Идеи гум-ма проникли из Италии во Францию. Франсуа Рабле франц писатель гуманист, роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» в кот дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое образ-е и проивопоставил ему гуманистич в-е –развитие самостоятельности, мышления, творчества и активности. . он был сторонником наглядности, жизненности обучения, советовал связать обучение с окруж действительностью. Ведущее место отводится филологическому в-ю, большое знач-е –нравств в-ю. Томазо Кампанелла итальянский гуманист эпохи Возрождения, 27 лет провел в тюрьме, где создал десятки трактатов в том числе «Город солнца». В утопии рисуется образец общества экономич и политич равенства, представлена сис-ма в-я детей. До 2л дети оставались на попечении матери, после чего начиналось общест в-е под руководством наставников, назначенных гос-вом. основополагающее знач-е труду, остается в нем и религия. Связывает обуч-е с жизнью, выступает за энциклопедизм обр-я, возврат к природе. Томас Мор англ гуманист, выдвинул мысль в-я молод поколения в процессе труд деят-ти Свои взгляды на обра-е и в-е изложил в сочинении «Утопия», расказ о вымышленном гос-ве,где частной собств не существует. Все дети получают одинаковое обра-е и приобщаются к труду. Обучение ремеслу осуществл дрма. Каждый выбирает род занятийсообразно сприродными наклонностями. Выдвинул ряд идей: преподавание на родном языке, необходимость пожизненного обр-я и самообразования, соединения обучения с трудом, разностороннему развитию лич-ти. Большое знач-е нравст и физич в-ю. 15 Ж,Ж. Руссо Яркий представитель французского просвещения. Из множества работ можно выделить три, представляющие его философско –пед взгляды. «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми», «Рассуждения о науках и искусствах», «Эмиль, или О воспитании». Задачу в-я видел в в-ии человека. По убеждению Руссо необходимо воспитыв прежде всего человека, а не солдата, чиновника, ученого». Дал портрет совершенного человека: разум мудреца, силой атлета, трудолюбием, невосприимчивостью к дурному влиянию и т.д. человек получает в-е под воздействием 3 сил: природы, вещей и людей (помогают раскрытию задатков). Он предложил в-е ребенка на лоне природы, вдали от общ-ва. В труде «Эмиль…» заложена возрастная периодизация и сис-ма в-я.: младенчество от0до2лет (физическое в-е, забота о здоровье ребенка); детство 2-12л (в-е органов чувств, наблюдение за природой, познание окруж мира, накопление личного опыта); отрочество 12-15л (умственное в-е; изучение предметов, имеющих практич ценность); юность 15-22г (нравственное и религ-е в-е – в-е добрых чувств, суждений, воли, открытые идеи бога. К 22г в-е закончено , он начинает самостоят жизнь, обзаводится семьей Его модель в-я утопична
19 Школа и пед мысль в России в 17в.Возрастает роль образ-я, укрепляется позиция положит отношения к его западному образцу.в начальном обучении изменений нет. Обуч-е осущ в семье, у мастеров грамоты, в школах при монастырях и в церквях. православные братства постепенно стали создавать после элементарных средние и высшие школы. Жизнь братских школ была выдержана в в религио-церковном духе. Выпускник школы Львовского братства Петр Могила в Киеве основал в 1615г Киево-Могилянский коллегиум, кот суждено будет стать академией. Это было первое высшее учебное заведение на Руси, имело 3 отделения: младшее, среднее, старшее. Важным событием для России стало открытие в 1687г в Москве Славяно-греко-латинской академии, организованной по образцу Киево_могилянской. Инициатором и вдохновителем ее создания был С.Полоцкий. в академии изучалось богословие, и светские науки. известными выпускниками академии были Ломоносов, магницкий. Во 2пол 17в обозначились 4 подхода к в-ю и обучению: латино (греко)фильский. Византийско-русский, славяно-греко-латинский, старообрядческий. Наиболее известным памятником пед мысли –«Домострой», в кот содержатся поучения относительно религиозной жизни, нравств религиоз в-я, подготовки реб-ка к жизни и к обучению грамоте.
27 И.Ф.Герберт Немецкий педагог, считал педагогику самостоят наукой. Научные труды: «Эстетическое представление о мире как главная задача в-я», «Общая пед-ка, выведенная из цели в-я», «О вос-ии при общ содействии», «Учебник по психологии», «Первые лекции по пед-ке». Ввел понятие воспитыв обучения. Задачи восп обучения: стимуляция к наблюдению и размышлению (эмпирический и умозрительный интересы); развитие восприятия прекрасного (эстетич интерес); в-е симпатии к людям, чувства общественности; формиров религиозного мировосприятия. Нес вклад в развитие дидактики-разработал учение о ступенях обучения. На 1 ступени-первонач ознакомл уч-ся с новым материалом(наглядность); на 2- установление связи новых представлений с уже имеющимися в процессе свободной беседы; на 3- в новом материале выделяются главные положения. На 4 – в процессе выполнения упр-й вырабатывается навык. Роль- нравств в-ю, принадлежит религия. К нравств тесно примыкает управление. (ср-ва управ-я угроза, приказ, надзор, запрет, наказания).
24 М.В.Ломоносов 18 в – висторию как век Просвещения, попытка создания гос сис-мы, открываются свет учеб заведения. 1725г в Пет-ге учреждается Академия наук. Создаются 2 учеб заведения университет и гимназия. В 1750г руководит работой ун-та и созданной при нем гимназией Ломоносов. Подготовил устав гимназии, правила поведения гимназистов, разработал учеб план, издал ряд учеб пособий по гуманит и естественно научным дисциплинам: «Риторика» 1 научный труд по грамматике рус языка, «Российская грамматика», «Древняя российская история». Однако деят-ть Лом-ва натолкнулась на мощное противодействие иностран профессоров, засевших в Академии. Возобладала точка зрения, что в Пет-ге ун-тет не надобен, и к середине 18 в они пришли в упадок. Но Л не оставил идею создания ун-та и заручившись поддержкой графа Шувалова составил план созданияуниверситета и программу преподавания. Ун-тет был открыт в 1755г в составе 3 фак-тов( философский, юридич, медицин). Отступил от заподноевропейской традиции: в его структуре отсутствовал богословский вак-тет. общеобразоват подготовка осущ в первые 3 года обуч-я, стадия специализации занимала 4г. Функционировали 2 гимназии –для дворян и разночинцев, ввел классно-урочную сис-му, установил принципы и метод обуч-я. присутствовал демократизм: правом поступления обладали представители всех сословий (кроме креп кр-ян). Обуч-е первоначально было бесплатным, позже ввелась плате. Однако ун-тет не пользовался популярностью(отсутствие преподавателей, неопределенность программ обуч-я..). понадобилось 50 лет, чтобы Московский ун-тет встал на ноги. 37 К.С Калиновский На тер Бел-си действовали утвержд в 1863г «Временные правила для народ школ в ряде губерний» Бел-сь была одной из окраин Рос. империи. Единств высш учеб заведением был Гора-Горецкий институт. Демократич культ-ра развив под влиянием идей Белинск, Чернаш, Добролюб. Среди них можно назвать по праву Калиновского (беларус). Он отсечает, что роль в-я в формиров личности огромна. Отмечает, что крест-нин способен заниматься не только физич трудом, но и интеллект-ым. Пишет, что наука и просвещение это важные факторы обществ развития. Школа должна быть общедоступной (бесплатной). Обучение должно быть на родном языке. Мораль должна быть направлена на освобождение ч-ка от духовного и физ рабства. Патриотизм важнейшее нравств кач-во наряду с гуманностью.
А.Богданович. Исходя из своего пед опыта, считает, что необходимо развивать наблюдательность р-ка. Призывает-обучение на ярких премерах. Рекомендует- систематич повторение пройденного. Залог упешного обуч-я в в реализации принципа сознат-ти и активности. Принцип возр особенностей. Утверждал, что пр-цип «Каков учитель, такова и школа» требует от уч-ля широкой эрудиции, творчески использов методы обучения, знать природу р-ка. Большое вн-е семейн в-ю, считал должно быть направлено на развитие умств способностей, чувств, здоровья, приспособление к труду. Патриотич в-е. Наилучшее ср-во в-я –народ пед-ка.
Пед мысль в Б-си в 19 –нач20в Обострилась классовая борьба. На террит России имеет место реформа !861г, отменяется крепостное право, наблюдается разнообразие учеб заведений: мужские, женские, духовные семинарии, народ училища и др кот оставляли желать лучшего. На тер Б-си до конца 19в действовали утвержд в 1863г «Временные правила для народ школ в ряде губерний». Б-сь была одной из окраин Рос империи. Единств высшим учебн заведением был Гора-Горецкий институт. Демократич культура развивалась под влиянием идей Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Среди них можно назвать по праву Калиновского (беларус)
41 Д.Дьюи предложил реформировать сис-му школьного образ-я. предложил модель школы, из кот должны были выходить люди со значит творческим потенциалом, умеющие жить и приспосабливаться к условиям быстро меняющегося мира. провозгласил примат уч-ка: уч-к сам решает, чему и как учиться, озадачивает учителя вопросами. Пед-ка Дьюи основывается на демократич традиции и развивает ее. В ее основу положен ряд тезисов: реб-к исходная точка, центр всего; развитие реб-ка, его рост –мерило процесса обуч-я и в-я; все предметы преподавания длжны служить росту реб-ка, они лишь инструменты; лич-ть и хар-р реб-ка важнее школьных предметов; целью обуч-я не знание, а выявление лич-ти; кол-во и кач-во обуч-я определ не программами, а самим ребенком. Впервые пед концепция –применение в школе-лаборатории при Чикагском университете. При планировании работы считал необходимым учитывать импульсы естеств роста реб-ка: социальный (стремление к общению); конструктивный (стремл-е к созиданию и движению в игре); исследоват (тяга к узнаванию нового); экспрессивный (стремление к самовыражению). Вед. Роль – обществ предметам (25%), 10% -чтению и письму; ольшое вним-е естествознанию и ручному труду. Значит место-игры, экскурсии, импрвизация, домоводство. Большое вним-е – семейному в-ю.
43.Строит-во совет сис-мы 1917 -1945. В результате Февр рев-ции был свергнут царизм. Вооруж народ избрал совер рабочих и солдат депутатов, втоже время было создано Врем прав-во, кот выражало интересы буржуазии. Врем прав-во не приняла закона об изменениях в сис-ме школ. Сохранялась сис-ма бюрократич управ-я, не повышалась з/п учителям, преподавался закон божий. ВП не заботилось о расширении сети нач школ и дошк уч-й. проводила антинарод политику в области просвещения и в-я, тормозило реформу школ. первые шаги предприняли большевики. Май 1917 Ленин объявил требования полного равноправия женщин, организации охраны мет-ва и младенч-ва, общ дошк в-я. Крупская «Школьная муниципальная программа» акцентировала вним-е на вопросах организации и содерж-я в-я д-й в д/у. участвовала в создании д/с для рабочих Пет-да. Апрель 1917- большой гос комитет по народ образ-ю, в кот входили различ общ организации, представитель Петрогр совета раб-х. комитет разработал законопроект о единой сис-ме нар образ-я, в кот входили: мат-я школа; нач 4-х годичная школа; высшее нач училище; средняя школа в виде гимназий; высшая школа. Этот проект не решал всех вопросов нар образ-я. Закон божий не исключался из учеб планов, а объявлялся не обязат предметом. Вводил изучение родного языка только в нач классах. В составе ком-та работала несколько комиссий, в том числе и комиссия по дошк образ-ю. май 1918 –совмест обуч-е мальч и дев-к; 1919 – декрет «О ликвидации безграмотности»; Совет защиты детей; тяжеое положение школ; разруха; «О фонде дет питания»; лесные школы»; «Декларация прав народов России; Народ комиссариат по делам национальностей; 1920 наркомпрос опубликовал учеб план совет школы; открытие яслей и д/с; дошк в-е включ в единую сис-му народ просвещения; задачи дошк общ в-я; краткосрочные курсы для подготовки восп-й из среды работниц фабрик и заводов; открыт дошк отдел при Москов универ-те; институт дошк в-я в Петер-ге; общ-во «Друг детей». 1921-1930. вопрос о необходимости подъема куьтуры. Школьная сис-ма: 1 ступень-4 кл (8-12л); школа-семилетка(8-15); школа-девятилетка(8-17). После семилетки-техникум. 1924 8-9кл стали профес. Возникли рабочие факультеты, они стали основным типом общеобраз школы. Возникли новые типы школ, кот готовили детей рабочих и кр-ян к произ труду. Открывались 4-х годичные школы фабрично-заводск ученичеств. На селе крестьянские школы с 3-х летним обучеием. Усиливалась роль второй ступени в создании пролет интеллигенции, в подготовке постапл контингента в Вузы. Новые единые учеб планы для школ 2 ст-ни. 1928 –постановление о введении десятилетнего обуч-я в школе; появл учеб комплекс программы; изменяется содерж-е образ-я; появл школы с уклонами; появл такие формы учеб работы : дальтон план. 1931-1941 1941-1945
58 Школа и просвещ-е в Белор-ии во 2-й половине 19в.Белоруссия входила в состав Российской империи. На территории Бел –Виленский университет крупнейший вуз в западных землях Рос империи. В нач 60г - 567 уч зав-й всех типов, в том числе 1вуз, 12 средних и 45 неполных средних школ, 45 частных и гос женских училищ, 21 духов уч-ще и свыше 400 нач школ. Сеть учеб завед-й в бел губерниях отличалось разнообразием типов школ (классические и реальные мужские гимназии, жен гимназии, духов семинарии, муж и жен прогимназии, уездные двухклассные уч-ща, приходские одноклассные уч-ща, духовные уч-ща, церковноприходские школы), неравномерным распеределением их по территории, большим процентом отсева уч-ся из-за тяжелого мат положения. В результате реформы в Виленском учеб округе сеть школ значит расширилась. открываются учительские семинарии:Молодечненская, Полоцкая, Несвижская, Свисловичская и др. первоначально семинарии имели 2-х лет срок обучения, с 1870 –трехлетний. Образоват программа- закон божий, основы пед-ки, рус и церковнославянский языки, основы геометрии, черчениеисторию, рус географию, чистописание, пение, музыку, ремесла. После окончания- не менее 4 лет учителем. В случае отказа вернуть деньги за обуч-е. 1887г «Циркуляр о кухаркиных детях». Число уч-ся недворянского происхождения в классич гимназиях уменьшается. Сост-ие сред школы-критике:слабое преподавание, отсутствие преемственности уч программ. На тер Бел – 80% неграмотного населения. В нач образ –церковные школы, далеко не все заканчивали ее. Необходимость школьных реформ становится очевидной. |
4 Пед мысльДревняя Греция В 4 в до н.э складываются философ школы. Одна из самых известных –пифагорейская. Было хорошо поставлено обучение и в-е молодежи. Пифагорейцы предложили возраст периодизацию развития чел-ка, в основу кот положили цифру 7. Огромное влияние на развитие пед мысли- греч философ Демокрит. Особое место-вопросы в-я личности. Выдвинул принцип природосообразности в-я. Отводил большую роль окруж среде, положит. примеру взрослых, труду, упр-ям в нравств поступках. В кач-ве метода в-я допускал принуждение. Сократ в своей практич деят-ти широко использовал диалог с учеником. Полагал, что истина познается в споре. Основатель эвристич метода обучения. Дал определение некот этических понятий «добро», «справедливость». Платон, ученик Сократа основал философскую школу –Академию. Содержание обучения: мате-ка, риторика, астрономия, естествознание идр. Выдвинул и обосновал идею создания го школ(в-е д-й под контролем гос-ва и в интересах). Сис-ма в-я по Платону: новорожденных вскармливают кормилицы в гос домах; с 3 до 6- воспитательницы, занятия проводятся на площадках вблизи храмов;с 7 до 20л –посещение гос школ. Аристотель ученик Платона, создал «Ликей». Ряд сочинений по метафизике, логике. Основоположник эстетич учения, ораторского иск-ва. Большое вним-е нравст в-ю. создал возр периодизацию: от0до7 –в-е в семье; от7-14 –в-е под контролем гос-ва(умств и физ в-е); 14-21 умств, нравст, эстетич в-е. душа чел-ка -3 части, выполняет ф-ции-растит, животную(ощущения, ч-ва), разумную. Факторы: внешние, внутренние 10 Др Русь до 13в. В практике в-я у др славян сохр традиции первобытнообщинной эпохи. Дети включались уже с раннего возраста в различ виды деят-ти. Наблюдалось различие в воспит мал-в и дев-к., сохранился обряд инициации. С разделением на различные соц слои в-е в каждом из них стало носить специфич хар-р. сформировался свой идеал. Первоначально в-е осущ в семье, значит роль-матери. В 6-9в у славян уже существовала такая форма обуч-я, как ученичество.. На в-е оказывало языческое мировоззрение (поклонялись богам), народ обряды и праздники, устное нар твор-во. Распространению письм-сти ра Руси содействовало возникновение славян азбуки, кот создали в 863г братья Кирилл и Мефодий, и принятие христианства (988). В 10-11в письменность становится достоянием всех слоев населения. В киевский период (10-13в) происходит становление древнерусской народности и государственности, меняются подходы к в-ю. Теперь оно во многом зависит от влияния церкви и христ мировоззрения. Примером для подражания становились «жития святых», пения, проповеди. Кроме в-я, получаемого в семье от родителей или приглашенного священника, дети могли получить элементарное обр-е. обучаясь у мастеров грамоты (монахи, светские лица).Они-песнопениям, арифмет действиям. Первые школы – 988г в Киеве. потом в Новгороде, Муроме и т.д. Образ-е более высокого уровня могли получить самостоятельно посредством чтения книг и общения с дух-м лицом или в дворцовых школах. Памятники пед лит-ры: «Изборник Святослава» 1073, в нем излагаются элементы знаний «семь свободных ис-в», христианские идеи), «Поучения князя Владимира Мономаха детям» 12в свод правил нравственного поведения, «Повесть временных лет», «Проповедь Иоанна Златоуста» 14 Пед теория Джона Локка Английский философ и педагог, вошел в историю как автор эмпирико-сенсуалистской концепции в-я. (основной философский труд «Опыт о человеческом разуме», идея о решающей роли в-я в формировании личности человека и о значении среды в процессе в-я. ) Цель в-я – подготовка джентельменов., «делового человека» буржуазного общ-ва. Данная программа органически сочетает несколько аспектов: физическое в-е, воспитание души(нравственное), образование (умственное) и религиозное в-е. Задача: создание здорового духа в здоровом теле и дисциплины духа. Начинать формирование личности следует с заботы об укреплении его здоровья. Пед сис-ма изложена в двух трактатах: «Некоторые мысли о воспитании» и «О пользовании разумом». Главными ср-ми в-я – положит пример, среда, окружение ребенка. Особое место – формированию устойчивых привычек с детства; развитию у уч-ся способностей к самостоят мышлению. Предлагает обширную программу обучения: чтение, письмо, родной язык, с/х, астрономия, география, рисование, верховая езда ит.д.
17 К.А. Гельвеций Французский философ. Книга «О ч-ке, его умств способностях и его в-нии» термин в-я трактовал широко, подразумевая совокупность всех условий жизни индивида. Во взглядах – 4 основные идеи: врожденное равенство всех людей; личный интерес-движущая сила индивидуального развития; в-е –направляющая сила в развитии интересов; полит сис-ма определяет хар-р в-я. По Гельвецию. Ч-к-продукт среды, от рождения он ни глуп, ни умен, ни зол, ни добр. Он лишь невежестен и невоспитан. благосостояние любого общ-ва зависит от талантов его граждан, кот в свою очередь зависят от в-я. Идеал ч-ка по Гельвецию –атеист, свободный от предрассудков, умеющий соединять личное счастье с благоденствием нации. 18 Д.Дидро Представитель французского просвещения. Критиковал современную сис-му образ-я, настаивал на принципе доступности, обязательности и бесплатности обучения. Подчеркивал огромную роль в-я в жизни общ-ва.. был сторонником реального обр-я, полагая, что в школе необходимо расширять объем преподавания мат-ки, физики, астрономии, химии за счет сокращения преподавания древних языков.. он был убежден в том, что дети бедняков. Привыкшие с ранних лет к труду учатся серьезнее и прилежнее, чем дети богатых. им было предложено 3 типа учебных зав-й: нач школа – средняя школа –университет. Разработал «План университета для Российского прав-ва». Написал ряд заметок «О школе для молодых девиц». Большое знач-е – к хорошим учебникам, высокие требования к учителю.
28 Ф.А.Дистервег Нем педагог- вопросами обучения и в-я внач школе. Основные труды: «Руковод-во к образ-ю немец учителей» (1835), «О высшем принципе в-я». «О природосообразности культуросообразности в обучении», «Воспитыв обуч-е – обуч в-е», «Принцип элемент обучения», «О самосознании учителя» и др. основные положения пед теории: в-е – общечеловеческим; необходимо развивать ч-ка в реб-ке; природосообразность в-я; культуроссобразность в-я; самодеятельность (активность, инициатива); учет возр особенностей; обучение должно быть развивающим. Три ступени возраст развития детей: ступень чувств, ступень памяти, ступень ума. От 6 до 9лет. – физ деят-ть, сенсорное восприятие, рук-во чувствен познанием, игровая деят-ть, любовь к сказкам. От 9-14 –развитие памяти. накопление представлений об окруж мире; сущность пед влияния; приобретение необходимых учеб навыков; развитие абстракт мышления. От 14-16 –усилеие деят-ти рассудка, формиров начал разума; сущность пед влияния; развитие сил мышления; принципов убеждений, идеалов. В вос-нии и обуч-ии – важную роль учителю. Призывал наставников заниматься самообразованием, осущ самостоят поиск идей. Задача школы -в-е гуманных и сознат граждан. Дидактич взгляды: идея развив и воспитыв обучения; прочность усвоения знаний; глубокое понимание предмета; постепенность и последоват усвоения знаний; своевременность повторения трудных мест; заучивание только существенного; наглядность обуч-я; от частного к общему; от простого к сложному; самодеят-ть учеников.
29 Школьн сис-ма в России и Бел 19в 19 в ознаменовались
реформации в области образ-я.
1802г-Министерство народ
32 Школа и просвещение в Бел-си в 1-й половине 19в Школьная политика в Бел-си характериз двумя особенностями:терпимым отношениям к сложившейся сис-ме образ-я и постепенное внедрение российской сис-мы образ-я.1802 –реформа образ-я России. Большая часть бел губерний вошла в состав Виленского учеб округа. ставилась цель создать приходские уч-ща, уездные уч-ща, гимназии. 1805г -1гимназия в Свислоче (граф Тышкевич). 1812г –иезуитская академия в Полоцк. 1820г иезуитские заведения закрыты. Школы отдавались под госпитали, казармы. В 20г -4 гимназии, 38 училищ, более 100 приходских школ. Кол-во школ росло крайне медленно. После подавления восстания в 1831 г был закрыт Вилленский университет, как рассадник польского влияния.. закрывались школы католических орденов, преподавание велось на русском языке. Отчетливо прослеживалась русификация. 1840 –запрещено употребл слова «Беларусь». 40г –закрываются женские школы при монастырях, открываются светские женские пансионы, в кот обуч воспитанницы из богатых семей. Попытки пофобраз-я, окрыв агрономические курсы.
34 Н.И.Пирогов выдающийся ученый-хирург, деятель нар образ-я. Пед статья «Вопросы жизни» принесла ему широкую известность. Назначен попечителем Одесского, а затем Киевского учеб округа. Выступал с критикой сословности и утилитаризма образ-я, догматич методов образ-я. Предлагал сис-му образ-я, кот должна состоять их 4 ступеней: нач школа, прогимназия классич и реальная, университет, высшая школа. В ст-е обосновал свой идеал нравств ч-ка, выступал в защиту всеобщего образ-я. Возмущался, что родители не считались со склонностями своих детей, забывали о том, что надо прежде всегообеспечить развитие лич-ти, сформиров нравств убеждения, необходимые для вступления ч-ка в самост жизнь. Важная роль общего образ-я. Основой в-я нравств образ-я –христиан религию и настаивал на необходимости религ в-я д-й с самого раннего дет-ва. Для преоразав-я общ жизни Росси он видел только один путь – в-е. первонач ступенью в-я считал сем в-е, с кот начинает формиров нравств ч-к, той ступенью, на кот строиться дальнейшее школьное образ-е. подверг резкой критике постановку христ женского в-я, настаивал, чтобы мать была окружена особым вниманием со стороны общ-ва. Поставил вопрос «каково должно быть направление вопитат раб-ты с детьми дошк воз-та в семье?». Дал ответ: в процессе сем в-я мать должна им дать основы реального образ-я, широко использовать при этом игры. Обязательно- обучение на родном языке. Был протии гувернеров. большое знач-е – вниманию р-ка, о средствах его развития. Для развития мышления нужна не только наглядность, но с и слово. Содействовал оживлению пед советов, развитию творч инициативы. Отрицательно относился к физ наказаниям (ст «Нужно ли сечь детей»). Но со временем приходит к выводу, что детей нужно наказывать, но только по решению попечит совета.его статьи: «школа и жизнь», «образ-е 44. А.С Макаренко. –теория кол-ва в учении «Принцип параллельных действий». Кол-в по Мак-ко – соц живой организм, кот потому и организм, что в нем есть органы, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то есть просто толпа. Признаки кол-ва: соц значимая цель, обществ полезная; органы самоуправления; связь с др соц институтами и группами; деят-ть направлен на достижение цели. Теория кол-ва: 1. закон жизни дет кол-ва –это движение, остановка-смерть кол-ва; 2. разработал принцип перспектив линий в развитии кол-ва (ближайшая, средняя и далекая перспектива); 3. принцип параллельного действия, в коллективе есть актив, воспит-ль может повлиять на реб-ка сам, восп-ль влияет на кол-в; восп-ль влияет на актив, а он на реб-ка (параллельные льни); 4 игра, соревнов-я, традиции в развитии кол-ва (большие и малые), в-е в кол-ве, для кол-ва, через кол-в, с личностью мы дела не имеем; 5 разработал этапы развития дет кол-ва: этап первонач сплочения группы, требования предъявляет педагог; стадия выделения актива; когда актив предъявляет к себе более высокие требования, к чем остальным членам кол-ва. 1920г –«Трудовая колония им М.Горького для несовершеннолетних нарушителей. Основной вид труда : с/х, слесарный. швейный, столяр мастерские. 1 июня 1927г –«Коммуна» им. Ф.Э. Держинского (1928-1935). В коммуне пром труд – фотоаппараты , электросверла; 1920 -1928 –руковод колонии им. М.Горького Труды: «Книга для родителей», «Флаги на башнях», «Проблемы школ совет в-я» и др.
45. Развитие сис-мы нар образ-я 1941-1992. в борьбе против оккупантов были открыты нач «народ» школы, в кот дети получали самые необход знания. Действовали подпольные комсом орган-ции, учителя и ученики в тылу врага вели агитац работу. В зонах парт действий образовались партизанские лесные школы. Занятия проводились по программам наркома образ-я БССР. Многие учителя эвакуировались в тыл, где работали в школах, Вузах, на военных заводах. В послевоенн годы 1945-1961 восстанавлив дет дошк учрежд-я, решались задачи укрепления мат базы, подготовки кадров. Особое вним-е укреплению здоровья д-й. 1949 – постанов-е «Приказ о мерах по расширению дет дошк учр-й и род домов и улучшение их раб-ты». Плата за содерж-е в д/с и яслях для низкооплачиваемых и одиноких матерей снижалась на 50%. 1959 –постановление, где отмечалось, что организации обязались предоставлять женщинам до и после родов дополнит отпуск без сохран з/п до 3мес, сохранялся трудов стаж (не позднее 1г). 1959 г –вопрос о создании единого комплексного дет учр-я ясельного и дошк возр-та, кот далжны были вестись по новым типовым проектам. 60-80г. 1966 - постановление «О мерах дальнейшего улучшения раб-ты школы». 1972- всеобщее среднее обязат образ-е. 1974 –«Основы закон-ва СССр о народ образ-ии»(основные принципы ). Развитие сис-мы профтех обуч-я; рост кол-ва групп продленного дня; введено звание «Народ учитель СССР». 1984 Реформы школы (равнивание школы и сис-мы профтех образ-я). Стал вопрос о систематич обуч-ии детей с 6 лет. 1980 –пед-ка сотруд-ва (Шаталов, Ильин идр). !990г «Закон о языках» осн язык бел яз. 1991 З об обр-и 39 Движение за реформу 20в В нач 20в в зарубеж пед-ке прослежив два основных теч-я: пед традиционализм и реформатор пед-ка, или новое в-е. Представители традиционализма Дюркгейм, Наторп, Рассел, Уайтхед. Чтобы учитель успешно воспитывал подчеркивал представитель традиционализма Э.Шпрагер ему необходимо учитывать тип лич-и ученика. Он выделил 6 типов лич-и: экономич-й, теорет-й, эстет-й, социальный, полит-й, религ-й. Маритен полагал, что основной целью в-я явл формиров такого кач-ва как христ человеколюбие. Уайтхед создал оригинальную теорию «ритма в обучении», в кот он исходил из того, что различные учеб предметы и методы их преподавания должны соответ определ периодам интеллект развития уч-ся. Получает развитие альтернат течение в пед-ке – реформатор пед-ка. Его отлич негатитивное отношение к старой школе, углубленный интерес к лич-ти реб-ка. Концепции реформат пед-ки: 1 свободного в-я :Э.Кей, М. Монтессори –стимулиров реб-ка к самовосп-ю через организацию среды; 2 Прагматизм (США) Д.Дьюи, У.Килпатрик- обуч-е через деят-ть. Самореализ-ция лич-ти в русле удовлетворения ее прагматич интересов. 3 Эксперимент пед-ка (Европа) Мейман, Бине, О.Декроли и др –всесторонне изучение д-й и совершенствов пед процесса на основе данных экспериметов; 4 Пед-ка действия (Германия) ВЛай –в-е и обуч-е на основе принципа действия; 5 Пед-ка лич-ти (Германия) Э.Вебер, Э.Линде -формиров лич-ти на основе высокоразвитой умств деят-ти; 6 Функцион пед-ка (Франция, Швейцария) С.Френе, Э.Клапаред –использов игры, игровых методик в обуч-ии и в-ии; 7.Трудовая школа |
3 В-е в Древней Греции
9 Реформация и контрреформация
12 Идеи нов времени Я.А.Коменский. В 16-17 в пед-ка и школьное дело развиваются в условиях перехода от феодолизма к капитализму. Растет общее недовольство состоянием образования. Наметились предпосылки выделения педагогики в самостоят науку. (,Фрэнсис Бэкон считал освоение сил природы путем последовательных экспериментов, принцип природособразности. Вольфганг Ратке –обучение на родном языке, предложил методику обучения чтению и письму. Я.А.Коменский (1592-1670) Основные пед труды: «Пансофия», «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках» 1 энциклопедия для детей. Основные задачи в-я: научное образ-е; нравственность; религиозность. Сис-ма школьного образ-я, возр периодизация: от 0 до 6 лет- материнская школа, в-е в семье; от 6-12л «школа родного языка. Овладение знаниями об окруж мире на родном языке через изучение географии..; религиозное в-е; ознакомл с ремеслами. 12-18 – «Латинская школа» или гимназия. Изучение семи свободных наук. 18-24 Академия. Овладение пансофизическими знаниями. Дидактич принципы: успешность обучения (от простого к сложному.); легкость обучения(с раннего воз-та, не перегружать); основательность обучения(взаимосвязь. закрепление); быстрота (кратко, ясно,занятия в классе один преподаватель); наглядность(наблюдение, использов чувств восприятия); посдедов-ть, систематичность; прочность усвоение знаний: самост-ть и активность. Пед идеи: урок, как форма обучения; организация учебного года, школьной недели, расписание занятий; преподавание одного учителя в классе; обучение на родном языке; целенаправленное в-е; обуч-е всего юн-ва. Ступени познания: чувственное познание; обобщение, абстракция, научное знание; осмысление, проверка практикой, мудрость. принцип природосообразности-природа едина, в ней гармония и порядок.
25 Классики зап европ пед-ки 19в В наиболее экономич развитых странах Европы и США происходит становление нац сис-мы образ-я. Складываются они как дуалистические, не имеющие сущ связи между массовой нач школой и немногочисл учеб заведениями. Характерно придание психологизации учебновоспитат процессу, пропаганда идеи права на образ-е всех общ классов, обязат образ-я, укрепление позиции церкви, возникновение высших нач школ. организация рук-ва школьным делом происходит при взаимодействии двух тенденций: централизации: Франция. Пруссия) и децентрализации (Англия, США). Частично огаосударствление среднего образ-я, начиная с 1860г кредитование школ. Складывается сис-ма обязательного и бесплатного обучения (США 50г 19в, Англия -1870г). Среднее образ-е было в основном доступно для имущих. основным типом для Англии были грамматич школы, а публичные школы были доступны лишь для богатых. В Пруссии – два основных типа школ :гимназия и городская школа, во Франции – лицеи и колледжи.
21 И.И.Бецкой В эпоху правления Екат-ны 2 –попытка создания гос сис-мы образ-я. План создания в России гос сис-мы образ-я она поручилаИ.И.Бецкому европейски обрзованному ч-ку. В 1762 был вызван из-за границы и назначен президентом Академии художеств. Участвовал в создании сис-мы воспитат учреждений. Представил на рассмотрение документ «Генер учреждение о вос-ии обоего пола юношества», в кот изложил свои взгляды на в-е молодого поколения, сложившиеся под влиянием идей французских просветителей. Суть – нужны законопослушные преданные монарху подданные. С раннегшо детства воспитыв любовь к отечеству, трудолюбию. Носителем этого должен стать воспитатель. В-е должно осущ не в семье, а в закрытых учеб заведениях, созданных по сословному принципу. Надеялся создать новую породу людей (гуманных дворян, купцов и т.д). с этой целью в 60-70г в москве и Петербурге создается сис-ма закрытых учеб воспитат учреждений для детей от 5-6 до 17-20л сословного хар-ра (кадетские корпуса-для дворян, училища для лиц третьего сословия. Особое вним-е женскому образ-ю. был открыт 1 женский воспитат образоват учреждение Смольный институт благород девиц.. было открыто отделение для девушек мещанок. 4 года обучения: младший класс (6-9лет)-рус яз, ин яз, рисование, танцы, музыка и рукоделие. 2класс (9-12лет) добавлялись история и география. 3 кл (12-15лет) –изучение словесных наук. 4кл (15-18) –обучение светскому этикету. Теория Бецкого натолкнулась на отсуттствие подготовленных учителей. нехватку учебников.
36 Л.Н. Толстой Не окончил Казанский университет. Сблизился с сотрудниками «Современника». Много сил отдает школе, основанной им в Ясной поляне. Для крест детей. . критиковал современ школу, противовопоставил свою сис-му в-я, основанную на уважнии лич-ти. борежное отношение педагогов к лич-ти реб-ка. Считал не допустимым лишь ограничиться лишь вос-ием. Не возражал против в-я вообще, но был против муштры, формализма, зубрежки. Ребенок родился на свет вполне удовлетворяя тем требования безусловной гармонии в отношениях правды, красоты и добра, кот мы носим в себе. Большая любовь Тостого к детям. На этих принципах строится вся учебно-воспитат работа в Ясной Поляне: гуманизм, свобода, учет воли реб-ка. Эти благород порывы негативно отразились на деят-ти , режиме работы Я.П школы: отсутствие четкого расписания, программы режима дня, занятия проводились в основном в виде собеседования с детьми. разработал содержание обуч-я д-й грамоте. Книги «Азбука». «Новая азбука», «Книги для чтения»
29 Пед мысль в России и Бел в 19в Получил известность «Трактат о воспитании» Бестужева.. в 40г интеллигенция – на западников (заимствов зарубеж пед идей) и славянофилов си-ма дожна строиться с учетом нац самобытности рус народа) Представителями данного течения были Белинский и Герцен. В литерат наследии известная русская критика Белинского значит место занимают вопрсы в-я. Такие проблемы как: биологическое и социальное в ч-ке; личность и общ-во; общ среда и всестороннее развитие ч-ка. Раскрыались Белинским не только в философии, обществ политич, но и в пед аспекте. Центральное место в сис-ме психолого-пед-из воззрений бел-го занимала проблема личности. Подвергая сокрушит критике рутинную практику в-я, казенную школу и педагогику порожденную феодально-крепостным строем Б-ий разрабатывал революционно-демократич программу в-я ч-ка, борца против самодержавия и крепостнич-ва, борца за перестроение общ-ва на новых разумных началах. Герцен в ряде своих сочинений «Былое и дума», «Кто виноват, «Опыт бесед с молодыми людьмиразвивал наряду с Бел-им революционно-демократич идею. Стержневой едеей пед воззрений явл мысль о необходимости создания новой сис-мы в-я, кот формировала бы у подраст поколения материалистич и атеистич мировоззрение, воспитывала бы убежденного и сознательного борца за соц рев-цию, переустройство общ-ва. В свете этой идеи Герценом рассматривались вопросы содержания и методов обучения. Борец против авторитарного в-я. В тоже время критически относился к теории свободного в-я.
31 А.И.Герцен Сочинения «Былое и дума» , «Кто виноват». Рассматривал вопросы содержания и методов обучения. Борец против авторитарного обуч-я, в то же время критически относился к терии свободного в-я. Пед взгляды: выступал против религии в в-ии и обуч-ии; считал, что только народ явл носителем лучших нац качеств; главной задачей в-я видел формиров гуманистич и свободной личности; критиковал крепостнич сис-му в-я. Но не поддерживал западную сис-му в-я; критиковал Руссо за теорию «свободного в-я»; особое вним-е умств образ-. И материалистич мировоззрению; полагал, что естеств науки обладают большими возможностями; образ-е должно соответств развитию у детей самостоят мышления; выступал против насилия над детьми, подавления дет воли, положит относился к поддержанию дисциплины; необходимое условие нравств в-я считал здоровую семейную обстановку и правильные отношения между детьми и вос-ми.
40 Штайнер австрийский философ и пед-г, разработал методологич основы вальдорфской пед-ки. 1 школа – в Штутгарте, эстетич и трудовая направленность обуч-я, уважение к лич-ти реб-ка. Идеал Вальд школы – в-е цельного, гармонично развитого человека, ее основная задача- научить детей учиться у жизни, не загружать память детей, развивать способности, чув-ва уч-ся, худ вкус и т.д. Ключевая фигура в школе – учитель, подготовке кот уделяется особое вним-е, т.к он преподает с 1 по8 кл все предметы. Весь процесс обуч-я построен таким образом, чтобы гармонично развивать интеллект, волю, чувства. Первые 2 ч занятий – развитию интеллекта, изучались основные предметы -мат-ка, физ-ка, лит-ра, биология и др. Преподавались методом погружения –блоками продолжительностью несколько недель. След 2 ч посвящались изучен-ю предметов худ эстетич цикла: музыке, живописи, ин яз, физкультуре и т.д. Последние 2 ч отводились на ручной труд. В школе отсутствовали оценки успеваемости, не было директора, его функции – между Конференцией по рук-ву и Правлением школы (родители). Еще одна особенность – тесная связь с родителями, они активные участники, класс руковод знает положение в семье каждого школьника. С 60г 20в начинается новый этап развития вальдорфской педагогики.
46. В.А Сухомлинский. Опыт работы сельской школы, обобщенный им в статьях и книгах: «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором школы». Создал оригинальную целостную сис-му, основанную на признании личности реб-ка высшей ценностью в-я и образ-я. Разрабатывал пути соединения физического и умственного труда школьников. С/х труд- считал, как основное ср-во развития лич-ти. центральной для Сух-го стала проблема ком. В-я, в кот он видел ср-во формиров-я мыслящей лич-ти. утверждал гуманистич пед-ку, возвышающую чел-ка над кол-вом. В воспитание включил категории этики: долг, честь, достоинство, добро, справедливость, свобода. Стремился к созданию высоконравств школьного кол-ва, в кот не возникает вопроса о наказаниях, царит атмосфера взаимопонимания. Большое вним-е эстетич в-ю. взгляды Сух-го на в-е (доверие и уважение к лич-ти ребка, ограничение сферы влияния кол-ва на личность, в-е без наказания, признание самоценности, наповторимости каждой лич-ти. в-е свободы выбора)
50 Вопросы дошк образ-я на страницах периодич печати. В нач 19в начинает издаваться ряд печатных изданий: «Минский листок», «Северо-западный край»,»Наша доля», «Наша нива». Педагогич издания: «Голос учителя», «Белорусский учитель», «Бел вестник». «Пед дело», журнал «Народ образ-е в Виленском учеб округе»
47 Школа и педагогика в зап европе во 2-й половине 20в курсов. (объединяющий материал из естеств и гаманитарных наук). Школьная сис-ма большинства европейских стран имеет следующую структуру: начальная школа-неполная средняя школа- полная средняя школа. По завершении нач и неолного сред образ-я уч-ся распределяются по 3 основным учеб потокам: полная общеобразоват школа академич уровня, кот ориентирует школьников на поступление в унив-т; средняя школа с упором на подготовку к обучению в техническом вузе; проф учеб заведения. Особая роль в США –независимым школам, кот явл «кузницами» элиты соврем общ-ва. Высокая плата за обуч-е, жесткий отбор. Воспитывает разностороннего человека. Среди негосударств школ занимают особое место школы, цель которых –помочь школьникам преодолеть отставание в учебе. Особое место – клерикальные школы, внимание уделяется изучению основополагающих принципов Церкви. финансирование дят-ти уч заведений в каждой стране решается по-своему. Большие изменения произошли в системе высшего образ-я, принцип доступности высшего образ-я прочно укрепился, это необходимое условие достижения желаемого социального статуса. Однако следует отметить наличие элитарного сектора (непросто поступить сред классу)Гарвард, Стэнфорд, Колумбийский; Великобритании –Оксфорд). Расширяется вечернее и заочное обучение. широкую популярность – дистанционное образ-е –самая перспектив форма подготовки и переподготовки специалистов. Оно дешевле, чем традиционное. Имеет ряд особенностей: гибкость- в удобном месте, удобное время, удобном темпе; модульность. Параллельность (без отрыва от пр-ва); дальнодействие, асинхронность (по удобному расписанию); массовость, социальность, использование компьютерных технологий
|
5 В-е в Древнем Риме. В 3 в до н.э в Риме существовала смешанная греко-римская культура. Греч образ-е почиталось в качестве эталона, греч учителя преподавали в школах. Римляне отвергли спорт и палестру, предпочитая конные состязания и бои гладиаторов. Римская сис-ма в-я носила более приземленный практич хар-р. Девочки-в семье, мальчики-в-е под наблюдением отца. С 7 до 12 лет в тривиальных школах изучали грамоту, счет, законы Рима. Плата за обучение была небольшой, что делало их доступными для широких слоев населения. С 12-15-грамматические школы (латинские, греческие). Эти школы были частными, имели более основат программу обучения, ученики изучали латынь, греч язык, основы римского права, риторику, мат-ку. Преобладала лекционная сис-ма и просто диктовка материала. Большое вним-е заучиванию наизусть. отсутствовало физ в-е, не преподавались музыка, пение и танцы.15-18 лет риторские школы. Отличались высокой платой за обучение, элитарным характером, насыщенной программой образования. В основу обучения положено преподавание основ ораторского иск-ва. Параллельно давался свод знаний по философии, истории, праву, астрономии. С 16 лет воинская подготовка в легионах. В риме установился устойчивый школьный курс, т.н семь свободных искусств (тривиум и квадриум). Пед мысль др Рима нашла отражение в трудах Цицерона, Сенеки, Плутарха., где были высказаны ценные мысли о содержании образования. Особое место занимает Марк Квинтилиан, кот известен как автор первого трактата по педагогике «Об образовании оратора» 11 Пед мысль в Беларуси 9-18в. Б-я находилась в составе разных гос полит образований, выделяются след этапы в развитии просвещения и образ-я: Период с 9-13в; .Эпоха ВКЛ; Эпоха РП. 9-13в – взаимодействие двух культур: языческой и христианской. Огромное влияние-нар пед-ка по средствам песен, сказок, пословиц, поговорок. У детей воспитыв бережное отношение к природе, уважение к старшим, труду, родной земле. важным фактором-появление городов Полоцк, Туров, Брест, Витебск и др. потребность в образованных людях ощущал гос аппарат, торговля, дипломатия. В больших городах школы открывались при княжеских дворах, церквях и монастырях. Большую роль –произведения религиозно-поучительского хар-ра. Автором книг- Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкая. Эпоха ВКЛ –формируется бел народность, распространение письменности, рукописные памятники «Пинская грамота». «Оршанское рукописное Евангелие». «Хроника Быховца» и др. Огромное влияние оаказало книгопечатание Ф Скарыны, его последователи С.Будный, Тяпинский. Получили развитие религиозные школы: протестанские, католические, православные. Ы в 1569 г ВКЛ становится частью РП. На развитие образ-я влияли религиозные и политич события (религиоз уния, католич экспансия. Во 2 пол 16-18в –разные школы: протестанские(лютеранские, кальвениские, арианские),при протестанских общинах. Особенность – в обучении родного языка. Арианские школы, были 2 видов: начальной или гимназийского типа. Учебный план очень насыщен. Давали обучение достаточное для поступления в университет. )повышенного типа Виленская и Слуцкая). Православные братские школы-при церковных братствах (Виленская, Могилевская, Брестская, Минская, гродненская, Оршанская и др.). Школы руководствов Уставом братства» и «Уставом школы». В процессе обучения использов. элементы классно-урочной сис-мы, дисциплина строгая, обучение бесплатное, пропуск занятий без уважит причин не допускался. Братства имели типографии, печаталичь учебники. Униатские школы- в результате заключения унии между католической и православной школами. (1-в Бресте. Потом в Новогрудке ..) были низшего и высшего типа. Обучение на бел языке (риторика, право, философия, богословие, история) Пиарские школы в нач 18в (коллегиумы, уездные училища, конвикты). Ориентировались на иезуитскую сис-му образ-я. Учебный план насыщен религия, христианская мораль, латинский, французский, греческий, немецкий, лит-ра и т.д. обучение на польском языке. Иезуитские школы в конце 16в. Иезуитская академия была открыта в Вильно, в Полоцке, Бресте, гродно ит.д. были 2 типов: низшие школы и коллегии. Коллегия –из 5 классов. Получали хорошее образование, владели латинския, греческим, древнерусским языками. Обучение было бесплатным. Существовали и другие католические школы: монастырские, кафедральные, епархиальные.
13 Школьное образ-е в Зап Европе Школы классич типа. Укрепление принципа сословности образ-я, что привело к снижению интеллектуального потенциала. На образ-е –вляние движений, как пиетизм и филонтропизм. Пиетизм-религ движение17всреди состоят части немец бюргеров. Основные полож-я: отрицание обрядности религии, радостей жизни; культ нравств самоусовершенств и религиозности; опора на христианское учение, о природной греховности ч-ка; строгость дисциплины и подавление дет самосознания; соц зло –результат неправильного в-я; в-е любви к природе; пропаганда аскетич образа жизни; приоритет реальных знаний; наглядность и активность обучения; обучение на родном языке (Франкле, Землер). Филонтропизм_ пед движение. Не соглашались с неуважит отношениями к детям, религиозной нетерпимостью, неосноват подготовкой учителей. Цель: подготовка достойных членов общества, приобретение собств счастья. Реформирование школы и в-я. Основные положения: введение в учебные планы реальных дисциплин, ин языков; использов наглядности; использов активных методов обучения, самост деят-ть; патриотич и нравст в-е; межконфессиональная терпимость; ручной труд, как ср-во в-я; учет и изучение дет психологии. Создали новый тип учебных заведений –филонтропию (пропагандировали Базедов, Зальцман, Кампе)
22 Н.И.Новиков Писатель, журналист, книгоиздатель, издатель сатирич журналов, первый русский дет журнал» Дет чтение для сердца и разума». Основное пед сочинение – «О вос-ии и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний». Пед программа изложена в статьях «О раннем начале учения детей», «Об эстетич воспитании» идр. Первым в России стал использовать термин «педагогика» для обозначения науки о восп-ии. Цель в-я – образовать д-й счастливыми людьми и полезными гражданами». Пед взгляды отличались последовательностью, самобытностью. Был сторонником гуманного отношения к детям, уважения к лич-ти реб-ка. Был протии физич наказаний. Выделял три аспекта в-я: физическое, нравт-е и умств-е, кот рассматривал в тесной взаимосвязи. Большую роль- семье. Считал, что обстоят-ва семейного в-я могут оказать как положит так и отрицат воздействие на личность реб-ка. Руководствовался мнением, что в-е, образ-е , развитие –вечные категории, сопрвождающие ч-ка на протяжении всей жизни.
30 В.Г.Белинский Отстаивал идею создания подлинно нац сис-мы просвещения. Особую ценность представляют его взгляды на нравств в-е (убеждающий пример). Отстаивал принципы материалистич философии; выступал против церкви и религиозного в-я; определил гуманистич и демократич подходы к образ-ю и в-ю; выступал за гармонич в-е личности(нравств, физич, умств); противоположно сословно-проф обучению выдвигал иделог общеч в-е; боролся за приближение науки к жизни; выступал за расширение школьного образ-я(гуманит науки); выступал против догматич обуч-я; много внимания смейному в-ю, осуждал родителей не уделяющим должного внимания собств детям. Его пед взгляды нашли отражение в след публикациях: «О дет книгах», «Письма к Гогото» и др.
60 П.Ф.Каптерев один из организаторов 1 съезда по сем-иу в-ю. 1 Всероссийск съезда по пед психологии. Не сразу понял историч знач-е Велик Окт соц рев-ции, но постепенно оценил преобразов-я в области нар просвещения. В Острожске- пед курсы по подготовке учителей. Его работы: Дидактич очерки», «Пед процесс», «История русск пед-ки». Заслуга-попытка создать психологич обоснован дидактику. Разрабатывал дидактич проблемы, как цель и задачи обуч-я, выбор предметов учеб курса и их распределение, методы обуч-я. Выступал за создание единой школьной сис-мы, доступной для всех слоев народа, первым шагом считал преобраз начальной школы. Недостатком- утверждение автономности пед-ки и школы, независимости их от политики. Вклад в сем-ное в-е. его работы: «Задачи и основы сем в-я», «О природе дет-й», «О дет играх и развл-иях», «Энцик-дия сем в-я». Дал историю сем в-я в России, выделив ее отрицат и положит черты. Внимание – в-ю патриотизма, трудолюбия. Нравств качеств. Одна из отрицат черт- прверженность к телесным наказаниям. Сем в-е следует сочетать с обществ. в дет саду и школах. Идея народности в-я. Разработанная Ушинским. Активно содействовал развитию отеч теории дошк в-я, отвечающей потребностям России. опровергал мнение, что фребель будто бы был основателем дошк в-я, что над развитием дошк образ-я работали не только немцы, но и другие народы. Теории дет садов надо разрабатывать применительно к нац потребностям народов. д/с считал 1 ступенью общ в-я. Впервые сделал попытку, как должна усложняться воспитат работа в д/с в соответ с возр особенностями. Главным предметом занятий –игры. 42 С.Френе франц пед-г, им была создана «пед тех-ка», предусмати оригин способы обучения. Разработал оригин методику обуч-я родному языку. основным методом-книжно-вербальный метод. Приемы-заучив наизусть, дословное запоминание, имитация речи учителя. Вводит «свободные тексты» -небольшие сочинения. Для детей-ср-вом самовыражения. Для учителя- ср-вом изучения лич-ти уч-ся. Другим ср-вом в-я и обцч-я –были школьные типографии, непременный атрибут школы. Алгоритм работы: дети писали «свобод тексты», лучшие из них отбирались учителем, дополнялись и набирались школьниками на печатном станке, затем подшивались как пособя и использ как пособия. Противник использования учебников в нач школе: учеб-ки исключают возможность индивидуализации обуч-я; навязывают детям не свойственную им логику взрослых; тормозят развитие у детей самостоят-ти. в качестве альтернативы – систему работы по карточкам (фишкам). Все карточки систематизировались по темам. Большое внимание –четкому планированию учебному процессу. Дети работали по индивид недельным планам. Они разрабатывались школьниками на основе плана учит-ля. Отказался от оценок. Считал, что оценка не может служить надежным и точным критерием знаний реб-ка. Процветала сис-ма классификации –установление порядкового номера уч-ся в классе в соответствии с его учеб успехами. Использовался метод положит подкрепления. В школах- школьный кооператив (ведение хоз деят-ти, самообслужив-я), т.е концепция открытой школы. Создание в обучении проблемных ситуаций.
55. М.Монтессори, итальянский педагог, разработала пед сис-му обуч-я и в-я для детей от 3до 12. Создала лдошк учреждения для детей – Дома ребенка. Опыт работы – в книге «Метод научной педагогики». Главное в пед-ке –вера в ребенка. Учебно-воспит учрежд-е (Д/с, на ч школа) –представл собой лабораторию, где открывается возможность изучения психич жизни реб-ка. Создается обстановка, условия для познания окруж мира и т.д. учитель наблюдатель-экспериментатор, кот планируеь учеб ситуации, дид материалы. Была противнице классно-урочной сис-мы. Отказалась от парт, заменив их столиками и стульчиками. Каждый реб-к располагался на занятии так, как было ему удобно. Вместо классов-разновозраст группы (25-30). основная форма обуч-я –самостоят индивид занятия. Коллективно-музык, гимнастич, по о обслужив труду. основой обуч-я должно стать сенсорное в-е, кот она предлагала осущ с помощью спец организ развив среды и занятий с дидактич материалами, тренировавшими зрение, слух, осязание. При этом задача приобретения знаний отходила на второй план, главным-упражнение «активности». Вним-е – религиоз в-ю. М одновременно лишает детсво свойственной ребенку деят-тигры, отрицает активную роль педагога. Однако надо отметить новизну и оригинальность ее взглядов.
48 Сис-ма образ-я и пед мысль в РБ Принимаются основополагающие документы, направленные на становление и развитие нац сис-мы образ-я. «Закон об образ-ии в РБ» 1991, «Закон о правах реб-ка 1993,»Концепция реформы школы образ-я», «Концепция в-я д-й и уч-ся молодежи в РБ». Принципы политики: приоритетность образ-я; обязат общего базового образ-я; осущ перехода к обязат общему сред образ-ю; доступность образ-я, на конкурсной основе; преемственность и непрерывность уровней и ступеней образ-я; нац культ основа образ-я; приоритет общечеловеч ценностей, гуманистич хар-р. Дополнит образ-е: внешкольное в-е и обуч-е; повышение квалификации и переподготовки кадров. Основ принципы сред образ-я: гуманизация; развивающий хар-р образ-я; дифференциация и индивид обуч-я; демократизация; део-диологизация. Нац сис-ма образ-я вкл: участников образ процесса; образоват стандарты и разработки на их основе, учеб планы и программы; учрежд-я образ-я и др организации; гос органы управ-я. Уровни образ-я: дошкол-е; общее базовое; общее среднее; проф тех; среднее спец; высшее; послевузовское. Структура общеобраз школы: нач школа 14кл; базовая 5-9; средняя 10-11. Типы новых учеб заведений: гимназии, лицеи, колледжи, высшие проф тех уч-ща.
51 Хар-ка типовых программ дошк образ-я. |