Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка
Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.
В работе с разновозрастным объединением дифференцированный
подход позволяет определить правильную дозировку психологических
и физических нагрузок на старших и младших участников
общей жизнедеятельности: проводить дела, в которых человек того
или иного возраста получает возможность для идентификации со
сверстниками; каждая возрастная группа осознает свою отличность
от других и одновременно общность с другими возрастными группами,
значимость для них, связанную, в частности, с теми интересами,
формами самовыражения, к которым более младшие или старшие
уже (или еще) не тянутся (или стесняются это демонстрировать),
хотя объективно они им все еще необходимы.
Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффективной
педагогической помощи личности и занимает промежуточное
положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом
и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Он
облегчает и упорядочивает деятельность руководителя, так как позволяет
разрабатывать содержание и формы воспитания не для каждого
члена коллектива в отдельности, что практически невозможно
(например, в условиях большой
наполняемости классов и
учителя), а для ≪категорий≫ людей, входящих в коллектив.
Эффективность дифференцированного подхода находится в прямой
зависимости от атмосферы творческого сотрудничества, доброжелательности,
гуманистической направленности и коллективных
ценностей, демократичности педагогического управления.
Гендерный подход
(гендерное измерение) - объективный родовой признак политической культуры, свойственной активной представительной демократии, суть которого - учет интересов обоих социально-половых групп общества. Суть нового подхода состоит в том, что нужны специальные меры, чтобы достичь гендерного равенства. "Настоящая стратегия основывается на том, чтобы интересы и опыт женщин, равно как и мужчин, стали неотъемлемым критерием при разработке общей концепции, при осуществлении, мониторинге и оценке общих направлений деятельности и программ во всех политических, экономических и общественных сферах с тем, чтобы и женщины и мужчины могли получать равную выгоду, а неравенство не укоренялось бы навсегда" - сказано в Докладе Экономического и Социального Совета (1997 года). Его реализация обеспечивает равенство между мужчинами и женщинами - гражданами общества. Осознание того, что явления, происходящие в обществе, по-разному влияют на мужское и женское население, вызывая неодинаковые их реакции - и есть гендерный подход. От военной политики до развития космической и косметической промышленности - все касается и мужчин и женщин: речь идет о разном возможном воздействии на две социально-половые группы общества тех или иных решений в стране. Пекинская платформа действий четко зафиксировала понятие интеграция гендерного измерения (ИГИ) как цель практической политики, как необходимость разработки специальных стратегий. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 г.) конституировала и кодифицировала ИГИ как гендерный подход, политику и процесс, которые должны проникнуть во все сферы общества, а не свестись к так называемому "женскому сектору". Гендерное равенство - основная цель интеграции гендерного измерения. Таким образом, в мире предприняты серьезные попытки теоретического обобщения мирового опыта по применению интеграции гендерного измерения (ИГИ).
25) Социальное воспитание в воспитательной организации как совокупность социального опыта ее членов, их образования и оказания им индивидуальной помощи.
Воспитательные организации - одна из разновидностей социальных
организаций, в которых наличествуют фиксированноечленство, а также системы власти, социальных
ролей и формальных позитивных и негативных
санкций Воспитательные организации - специальносоздаваемые государственные и негосударственные организации,
основной задачей которых является социальное воспитание определенных
возрастных групп населения.
Воспитательные организации могут быть охарактеризованы по
ряду относительно автономных параметров.
По принципу вхождения человека в воспитательную организацию
можно выделить обязательные (школы), добровольные (клубы,
детские и юношеские объединения и др.), принудительные (спецучреждения
для детей с антисоциальным поведением, психическими
и иными аномалиями).
По юридическому статусу воспитательные организации могут
быть государственными, общественными, коммерческими, конфессиональными,
частными.
По ведомственной принадлежности это организации Министерства
образования, других министерств (здравоохранения, обороны,
труда и социальной защиты и т.д.), профсоюзов, спортивных
союзов; по уровню подчиненности - федеральные, региональные,
муниципальные.
По степени открытости-закрытости: открытые (школы), интернатные,
закрытые (спецучреждения).
По длительности функционирования - постоянные и временные
(например, функционирующие во время каникул).
По половозрастному составу - однополые, одновозрастные, разнополые,
разновозрастные.
У всех воспитательных организаций общая задача - воспитание
человека, но решается она каждой из них несколько по-разному,
и роль их не только не одинакова, но и не равна. Через систему воспитательных организаций общество и государство
стремятся обеспечить равные возможности, с одной стороны,
для воспитания всего подрастающего поколения, а с другой
стороны, для реализации каждым своих позитивных потребностей,
способностей и интересов.
В процессе социализации детей, подростков, юношей воспитательные
организации играют двоякую роль.
С одной стороны, именно в них осуществляется
социальное воспитание как относительно
социально контролируемая социализация.
С другой стороны, они, как всякие человеческие
общности, влияют на своих членов
стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это
влияние по своему характеру не совпадает с ценностями и нормами,
культивируемыми в процессе социального воспитания.
Основными функциями воспитательных организаций в процессе
социализации можно считать следующие: приобщение человека к
культуре общества; создание условий для индивидуального развития
и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрастающих
поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в
соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной
социально-профессиональной структуре общества.
В процессе стихийной социализации воспитательная организация
как всякая социально-психологическая общность влияет
на входящих в нее людей в ходе реальной практики взаимодействия
ее членов, которая по своему содержанию, стилю и характеру
не идентична, а порой существенно расходится с декларируемыми
устремлениями воспитателей. Знания и опыт реальной жизни,
которые при этом стихийно получают воспитуемые, в большой
своей части оказываются ≪непрактичными≫ для взаимодействия
в воспитательной организации с точки зрения ее основной
функции - воспитания, но помогают адаптироваться в жизни общества.
На процесс самоизменения своих членов воспитательная организация
влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм организации
жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают
более или менее благоприятные возможности для развития человека,
удовлетворения им своих позитивных потребностей, способностей
и интересов. В то же время практика реальной жизни организации
влияет на вектор самоизменения (просоциальный, асоциальный,
антисоциальный).
В относительно социально контролируемой социализации воспитательные
организации играют ведущую роль, ибо именно в них
человек в большей или меньшей мере приобретает институциали-
зированные знания, нормы, опыт, т. е. именно в них осуществляется
социальное воспитание.
105
собности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно
ценные для общества, в котором он живет.
Иными словами, социальное воспитание представляет собой взращивание
человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных
позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.
Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных
и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в
то же время относительно автономных по содержанию, формам,
способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального
опыта детей, подростков, юношей, их образования и индивидуальной
помощи им.
Организация социального опыта осуществляется через организацию
быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов);
организацию взаимодействия членов организации, а также
обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных
группах и влияние на неформальные микрогруппы.
Социальный опыт - в широком смысле - единство различного
рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов
поведения, интериоризированных ценностных установок,
запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с
людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания,
самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное
образование, как основное, так и дополнительное); просвещение,
т. е. пропаганду и распространение культуры (неформальное
образование); стимулирование самообразования.
Индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия человеку
в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности
воспитательных организаций для его позитивного
самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения и т.д.;
стимулирования саморазвития.
Индивидуальная помощь - это сознательная попытка содействовать
человеку в приобретении знаний, установок и навыков, необходимых
для удовлетворения своих позитивных потребностей и
интересов и удовлетворения аналогичных потребностей других
людей; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений;
в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации
и самоутверждении; в развитии понимания и восприимчивости по
отношению к себе и к другим, к социальным проблемам; в развитии
чувства причастности к семье, группе, социуму; в выработке
стратегий адаптации и обособления в социуме.
106
Социальное
воспитание
ляемыи в специально созданных воспитательных
организациях, который помогает развить
возможности человека, включающие его спо-
Социальное воспитание можно рассматривать как процесс относительно
социально контролируемой социализации, осуществ-__ Естественно, что мера систематичности, интенсивности, характер,
содержание, формы и способы организации социального опыта,
образования и индивидуальной помощи непосредственно зависят
от возраста и пола воспитуемых, а также в определенной мере от их
этноконфессиональной и социально-культурной принадлежности.
Естественно также, что в различных типах воспитательных организаций
и в конкретных организациях объем и соотношение отдельных
составляющих (организации социального опыта, образования
и индивидуальной помощи) существенно различны. Различия
зависят как от типа организации, так и главным образом от ценностных
устремлений, установок и имплицитных концепций воспитания,
которые реализуют в своей деятельности работающие в них
педагоги. Последнее, в частности, определяет то, какое взаимодействие
реализуется в воспитательной организации.
Взаимодействие в процессе социального воспитания представляет
собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами
деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными
установками, отбор и усвоение которых имеет избирательный
характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально
дифференцировано, индивидуализировано и вариативно,
поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами
определенных этнических, социальных и социально-психологических
групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуют
во взаимоотношениях друг с другом тот тип социального поведения,
который одобряется в этих группах и имеет свою специфику.
В целом взаимодействие - диалог воспитателей и воспитуемых,
а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная
эффективность которого определяются тем, какие личности
в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями
и видят личность в каждом, с кем общаются.
Осуществляемое в процессе взаимодействия социальное воспитание
создает более или менее благоприятные условия и возможности
для овладения человеком позитивными социальными, духовными
и эмоциональными ценностями, а также для его самопознания,
самоопределения, самореализации, а в целом - для приобретения
опыта адаптации и обособления в обществе
26)Организация социального опыта
Индивидуальный социальный опыт представляет собой самобытный
синтез различного рода запечатленных ощущений и пережива-
О понятии ≪опыт≫ ний; знаний, умений, навыков; способов общения,
мышления и деятельности; стереотипов
поведения; интериоризированных ценностных ориентации и социальных
установок.
Социальный опыт человек приобретает на протяжении всей
жизни в процессе социализации, как стихийной, так и социально
контролируемой.
Возможности воспитания в относительно целенаправленном
приобретении человеком социального опыта довольно невелики.
Они ограничиваются тем, что может дать ему воспитательная организация:
ее быт, различные сферы жизнедеятельности, содержание,
формы и стиль взаимодействия между ее членами
Режим предусматривает усматривает определенную продолжительность и чередование различных
занятий, сна и отдыха, в том числе и отдых на свежем воздухе,
регулярность приема пищи, выполнение правил личной гигиены.
Я. А. Коменский, формулируя принцип природосообразности
воспитания, указывал на большую роль режима в жизни и эффективности