Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка
Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.
деятельности воспитательных организаций. Вслед за ним
очень многие крупные теоретики и педагоги-практики уделяли режиму
огромное внимание. В частности, А. С. Макаренко, считая режим
воспитательной организации одним из важнейших средств воспитания,
отмечал, что он должен обладать рядом необходимых для
его эффективности параметров: целесообразностью, точностью, общностью
и определенностью (в той же работе ≪Методика организации
воспитательного процесса≫, а также во многих других работах).
Целесообразность режима заключается в обоснованности и логике
его элементов и требований, понятных каждому и способствующих
функционированию, эффективности и защищенности членов
организации. Он определяется типом организации, условиями
ее жизни, составом членов и отчасти или в большой мере воспитательной
системой, сложившейся в организации.
Точность режима - строгое соблюдение норм времени, пунктуальность
выполнения его установлений, что приучает членов
организации к четкому организованному поведению и своевременному
выполнению различных дел и обязанностей и т. д.
Общность режима означает выполнение его норм и предписаний
всеми членами организации определенного возраста.
Определенность режима состоит в точном и конкретном распределении
времени в течение дня, недели и более длительных отрезков
времени, что создает некоторое постоянство элементов жизни и ритма
функционирования организации в целом и ее членов в частности.__
Важным элементом быта воспитательной организации является
этикет - совокупность правил поведения, регулирующих внешние
Этикет проявления человеческих отношении.
В воспитательной организации этикет
включает в себя нормы обращения ее членов друг с другом, старших
с младшими и наоборот, общие правила дисциплины - учебной,
рекреационной, бытовой, правила разрешения конфликтов,
правила пользования помещениями и оборудованием, соблюдения
и поддержания чистоты и порядка1.
В этикет входят те требования внешней культуры человека и нормы,
необходимые для нормального функционирования воспитательной
организации, которые приобретают характер более или менее
строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых
имеют особое значение определенные формы поведения. В конечном
счете отдельные характеристики этикета становятся ритуалами,
традиционными для конкретной воспитательной организации.
Некоторые традиции, сложившиеся в конкретной воспитательной
организации, также становятся элементами ее быта.
Традиция - формы и установления жизни,
идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся
в воспитательной организации в течение олительного времени
и передаваемые от одного поколения ее членов последующим.
Традиции воспитательной организации не сводятся к наиболее
стереотипным своим разновидностям, таким, как упоминавшийся
выше ритуал или обычай. Они распространяются на гораздо более
широкую область явлений. Традиции могут сложиться в различных
сферах жизнедеятельности организации, в стиле педагогического
руководства и т. д.
Для традиции характерны: бережное отношение к сложившемуся
ранее укладу жизни организации; внимание не только к содержанию
жизни и поведения, но и к их внешнему оформлению и проявлению.
Жизнеспособность той или иной традиции зависит от ее поддержания
и развития новыми поколениями членов организации.
Пренебрежение традициями приводит к нарушению преемственности
в жизни организации. В то же время слепое преклонение
перед традициями порождает консерватизм и застой в жизни организации, которые становятся тормозом ее развития, культивируя
изживший себя уклад жизни и те или иные его компоненты.
Самообслуживание - это систематическая работа членов организации
по поддержанию и улучшению бытовых условий своей жизни. Содержание работы по самообслуживанию зависит от типа организации и объективных условии, в которых
она функционирует, а также от возраста воспитанников.
В наиболее общем виде самообслуживание включает в себя: поддерживание
в чистоте и порядке помещений, уход за оборудованием
и инвентарем; посильный ремонт помещений, оборудования и
инвентаря; участие в организации приема пищи и в уборке посуды;
изготовление наглядных пособий, спортивного и иного инвентаря,
предметов оформления помещений, реквизита для проводимых мероприятий.
Одежда - важный элемент быта, ибо определяет настроение
членов организации и удобство их участия в жизни организации.
Особую роль одежда приобретает в интернатных
и закрытых воспитательных организациях, где от нее зависит и здоровье воспитанников, и их
физическое и эстетическое развитие.
В некоторых типах воспитательных организаций, например:
спортивных, клубных, скаутских и др., одежда (если это форма или
ее элементы) имеет не только функциональное значение, но и символическое
(обозначая принадлежность к организации).
В наиболее общем виде взаимодействие можно рассматривать
как организацию совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющую им реализовать какую-либо
общую для них работу. Содержательной основой взаимодействия являются ценности интеллектуальные, экспрессивные, инструментальные, социальные, которые признаны таковыми обществом и
(или) организацией, в которой осуществляется взаимодействие,
а также ценности, рассматриваемые таковыми членами конкретного
коллектива. Эти ценности специфичны для каждой сферы жизнедеятельности
(познания, спорта, общения и т. д.).
Организуется взаимодействие в контактных группах - в коллективе,
в микрогруппах, входящих в его состав; между группами -
в воспитательных организациях, а также в различных формах массового
взаимодействия, когда в него вовлекаются большая группа
членов организации либо специально собираемые дети, подростки,
юноши для организации их взаимодействия на базе какой-либо
организации (так называемая толпа).
27) Образование: систематическое обучение, просвещение и стимулирование самообразования в процессе жизнидеятельности воспитательной организации
Образование - средство трансляции культуры, овладевая которым
человек не только адаптируется к условиям постоянно меняющегося социума, но и становится способным к
неадаптивной активности, позволяющей выходить
за пределы заданного, развивать собственную суоъектностъ и приумножать потенциал мировой цивилизации
(В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов).
Авторы приведенного выше определения образования выделяют
ряд его культурно-гуманистических функций:
развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих
человеку преодолевать жизненные препятствия;
формирование характера и моральной ответственности в ситуациях
адаптирования к социальной и природной сферам;
обеспечение возможностей для личностного и профессионального
роста и для осуществления самореализации;
овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-
нравственной свободы, личной автономии и
счастья;
создание условий для саморазвития творческой индивидуальности
и раскрытия духовных потенций.
Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное
образование, как основное, так и дополнительное); просвещение, т. е. пропаганду и распространение культуры (неформальное
образование); стимулирование самообразования.
Обучение - широкое взаимодействие между обучающими и обучающимися,
способ осуществления педагогического процесса с цельюразвития личности посредством организации
усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности (В. А. Сластенин и др.).
С точки зрения социальной педагогики обучение как составную
часть социального воспитания кратко можно охарактеризовать
рядом положений, разработанных эстонским педагогом
X. Й. Лийметсом.
Для того чтобы обучение было воспитанием, подчеркивал
X. Й. Лийметс, оно должно:
проходить в единстве руководства учителя и самодеятельности
учащихся;
проводиться по возможности в единстве учета индивидуального
развития каждого ученика и развития коллектива;
осуществляться в единстве перспективы успеха и возможности
неудачи;
входить в систему жизнедеятельности учащихся и коллектива.
В процессе обучения на развитие личности влияют: содержание
образования, методы обучения, используемые организационные
формы, отношения между участниками процесса обучения. ≪При
планировании процесса обучения, - особо отмечал X. Й. Лийметс,
- учитель (любой обучающий. - А. М.), если он хочет ориентироваться
на развитие личности учащегося, не должен ограничиваться
задачами, которые вытекают только из содержания предмета.
Он обязательно должен оценивать осуществляемые в процессе
усвоения (содержания. - А. М.) деятельность и общение
учащихся как факторы развития личности.
Из приобретенных знаний многое скоро позабудется, некоторые
знания неизбежно устареют и потеряют свое значение. Постоянную
же ценность имеют те психические новообразования, которые
сформировались в ходе усвоения этих знаний, даже позабытых или
уже ненужных. Это и есть тот сдвиг в развитии, изменения в результате
обучения, не совпадающие с содержанием обучения, о котором
писал Л. С. Выготский≫.
Х.Й. Лийметс считал, что уровни овладения учащимся содержанием
образования можно последовательно характеризовать как:
первичную ориентировку в определенном учебном материале,
которая заключается в понимании объяснений учителя
или учебного текста, в усвоении новых понятий и охвате
структуры сообщения;
151
также общение с окружающими людьми (как в неформальных, так
и в формальных группах).
Последнее - очень эффективный способ познания. Обмен информацией
в общении характеризуется высоким уровнем понимания,
низкой избыточностью информации, экономией затрат времени.
Образно говоря, общение можно назвать портативным средством
трансляции информации.
В процессе и в результате познания этими и другими путями у
человека образуется как бы два слоя знания - наличное и так называемая
криптогноза (от греч. kryptos - тайный, скрытый и gnosis -
знание). Криптогноза отличается от наличного знания тем, что ее
накопление и использование происходят с помощью неосознаваемых
и интуитивных процессов (В. Р. Ирина, А. А. Новиков).
Организация просвещения в процессе социального воспитания
становится эффективной при соблюдении ряда условий.
Поскольку жизнь человека протекает в определенном социальном
контексте, постольку важно иметь в виду источники информации,
не только их доступность для жителей конкретного региона,
152
Просвещение никами которого выступают СМК, жизнедеятельность
воспитательных организаций, а
понимание связей и системности знаний, которое заключается
в установлении ассоциативных связей различного уровня;
владение предметом, выражающееся в гибком применении
усвоенных знаний при ориентировке в определенной области
действительности, в быстром переносе усвоенных понятий и
закономерностей для объяснения аналогичных явлений в
других областях жизни.
Гибкое применение знаний и способность к переносу их из одной
ситуации в другие предполагают не только четкое понимание
и прочное усвоение знаний, но и наличие установки на то, что
знания изменчивы; способность придавать этим знаниям практическую
ценность; творческое владение знаниями.
Очень важное значение в процессе обучения имеет осознание и
овладение учащимися способами познания, умение проверять пути
мышления, надежность его методов, умение отказываться ради
истины от своих прежних недостаточных знаний, от предвзятости.
Эффективное обучение предполагает: ясность и четкость понятий,
которыми оперирует человек; определенность и конкретность
мышления; умение видеть неопределенность и находить ее причины;
осознание связей между предметами и явлениями, а также действительных
тенденций в развитии процессов; способность предвидеть
развитие событий на основе анализа наличных тенденций
(Б. М. Бим-Бад).
Просвещение Человек познает окружающую действительность не только через
целенаправленное обучение, но и чеоез поосвешение. источниками которого выступают СМК, жизнедеятельность
воспитательных организаций, атакже общение с окружающими людьми (как в неформальных, так
и в формальных группах).
Последнее - очень эффективный способ познания. Обмен информацией
в общении характеризуется высоким уровнем понимания,
низкой избыточностью информации, экономией затрат времени.
Образно говоря, общение можно назвать портативным средством
трансляции информации.
В процессе и в результате познания этими и другими путями у
человека образуется как бы два слоя знания - наличное и так называемая
криптогноза (от греч. kryptos - тайный, скрытый и gnosis -
знание). Криптогноза отличается от наличного знания тем, что ее
накопление и использование происходят с помощью неосознаваемых
и интуитивных процессов (В. Р. Ирина, А. А. Новиков).
Организация просвещения в процессе социального воспитания
становится эффективной при соблюдении ряда условий.
Поскольку жизнь человека протекает в определенном социальном
контексте, постольку важно иметь в виду источники информации,