Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка
Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.
не только их доступность для жителей конкретного региона, поселения, но и избирательность и интенсивность их использования
определенными половозрастными и социально-профессиональными
группами населения. Это позволяет в некоторой мере опираться
на эти источники информации, использовать и интегрировать
транслируемую ими информацию, организуя познание в той
или иной общности людей.
Организация просвещения в жизнедеятельности общностей вос-
питуемых может быть успешной при учете уровня информированности
субъектов познания в различных областях знания; их познавательных
и иных интересов; наличия у них установки на познание
и ее конкретной ориентации на те или иные отрасли знания; ожиданий,
имеющихся у них относительно познания в той или иной
воспитательной организации.
Представления обо всем вышеназванном позволяют отбирать
информацию и дифференцировать ее дозы и способы подачи, стимулировать
интерес к познанию с помощью сообщения сведений,
экстраординарных для конкретных людей и групп, которые могут
быть им необходимы или могут их заинтересовать в связи с их возрастом,
интересами, конкретными обстоятельствами жизни.
Чтобы быть эффективным, просвещение в воспитательной организации
должно быть проблемным. Это достигается постановкой
перед воспитуемыми проблем, которые связаны с их возрастными
задачами, актуальными или потенциальными ситуациями их
жизни.
Информационная насыщенность и проблемность познания создают
возможность не только для удовлетворения имеющихся у
воспитуемых интересов, но и для возникновения новых, а также для
переориентации интересов. Переориентация бывает необходимой
не только в случае бедности интересов, но и когда они односторон-
ни (хотя и достаточно глубоки).
Переориентация интересов становится возможной, когда перед
человеком или группой ставится определенная актуальная альтернатива,
которая внешне соответствует имеющимся у них интересам,
а фактически требует от них для своего разрешения приобретения
знаний, проявления интересов, дотоле для них незначимых
и нехарактерных. Это расхождение обнаруживается, когда участники
уже увлеклись процессом поиска решения альтернативы.
Эффективность просвещения в воспитательных организациях в
большой мере зависит от того, насколько широко и успешно в нем
используются групповые формы организации процесса познания.
Это связано с избирательностью восприятия и усвоения информации
человеком. Избирательность определяется как личностными
свойствами человека, так и влиянием его ближайшего круга общения.
Источником той или иной человеческой мысли могут быть жизнедеятельность,
СМК, объективная действительность, субъективные переживания. Но развитие мысли, как правило, происходит в
общении. В общении с другими людьми рождаются сомнения, потребность
разделить мысль, обосновать правоту этой мысли. Как
остроумно заметил крупнейший психолог XX в. Жан Пиаже, ≪сами
себе мы охотно верим на слово, и только в процессе общения возникает
необходимость в проверке и подтверждении мысли≫. Совместная
интеллектуальная работа в группе предоставляет для этого
возможности, а также развивает у человека умение планировать
ход решения проблем, умение высказывать и обосновывать свои
мнения, продуктивно спорить.
Просвещение через группу необходимо для человека, ибо истинной
сферой жизни любой идеи является не изолированное индивидуальное
сознание, а диалог. Оставаясь в индивидуальном сознании,
идея вырождается и умирает. Идея возникает, формируется,
развивается и находит словесное выражение, т. е. живет ≪только
вступая в существенные диалогические отношения с другими чужими
идеями. Человеческая мысль становится подлинною мыслью,
воплощенной в чужом голосе, т. е. в чужом, выраженном в слове,
сознании. В точке этого контакта голосов-сознаний и рождается и
живет идея≫ (М. М. Бахтин).
Стимулирование
СамообразованияВ современном обществе самообразование все более и более
становится одним из важных условий развития личности и ее жизненного успеха. Оно же гарантирует от интеллектуального
вырождения. Как справедливо
заметил еще в XIX в. американский литератор К. Н. Боуви, ≪немногие умы гибнут от износа, по большей
части они ржавеют от неупотребления≫.
Для того чтобы человек заинтересовался проблемой самообразования,
чтобы у него появилось желание им заниматься, необходимо,
чтобы в жизнедеятельности воспитательной организации
были созданы такие условия, такие ситуации, в которых человек
либо увидел и осознал несоответствие между своими знаниями и
знаниями партнеров, либо обнаружил невозможность или неэффективность
решения возрастных задач, либо столкнулся с несоответствием
требований организации и своими знаниями. В результате
у человека может появиться сначала интерес к самообразованию,
а потом и более или менее стойкая установка на его реализацию.
Появление установки на самообразование зависит во многом
от влияния окружающих людей: направленности семейного общения,
ориентации коллектива и микрогрупп, целенаправленного
влияния педагогов. В воспитательной организации установка на
самообразование формируется с помощью соответствующей разъяснительной
работы, когда ее членам раскрывают значение самообразования
в их жизни сегодня и завтра, показывают возможности
для самообразования и его способы. Формирование установки на самообразование в процессе жизнедеятельности
воспитательной организации может осуществляться
в том случае, если ее различные сферы, в первую очередь сфера
познания, насыщены делами, требующими от воспитуемых различных
знаний, стимулирующими возникновение интересов и самостоятельного
поиска знаний для их удовлетворения. Полезно, чтобы
подобные дела были окрашены в тона соревнования: кто знает
больше, кто знает лучше, кто узнает такое, что ≪все ахнут≫, и т. п.
Примером подобного дела в первичном коллективе подростков
или старшеклассников может быть конкурс на лучшее знание научно-
популярной или научно-фантастической литературы. Увлечение
такой литературой достаточно массово, поэтому многие охотно
примут участие в конкурсе.
Установка на самообразование требует определения сферы или
сфер и способов его реализации. А для этого необходимо, чтобы
воспитуемые получали представление о том, как можно организовать
свою работу по самообразованию, как составить его программу,
где найти источники соответствующей информации, как
пользоваться компьютерными сетями, каталогами и справочными
изданиями и т. д.
≪Человек вступает в общество как равноправный член с тем
снаряжением, которое он частью пронес через пожар юности из
детской страны, частью выковал перед тем, как стать взрослым≫
(В.Е.Смирнов). И сегодня более, чем вчера, а завтра более, чем
сегодня, важно, чтобы человек хотел и умел постоянно пополнять
и совершенствовать свое интеллектуальное снаряжение.
28) Индивидуальная
помощь: решение возрастных задач,
Индивидуальная помощь человеку в воспитательной организации
становится необходимой и должна оказываться тогда, ко-
Характер индивиду- г д а У н е г о в о з н и к а ю т проблемы в решении
альной помоши возрастных задач и при столкновениях с опасностями
возраста. (О тех и о других речь шла
в главе 3.) Более или менее успешное решение возрастных задач,
избегание возрастных опасностей во многом определяют жизнь человека
и его развитие.
Достаточно условно можно выделить группы возрастных задач
- естественно-культурные, социально-культурные и социально-
психологические, а также источники опасностей - семью, общество
сверстников, воспитательные организации.
В соответствии в выделенными тремя группами возрастных задач
можно до некоторой степени конкретизировать, в решении
каких проблем человеку может понадобиться индивидуальная
помощь, которую ему могут оказать в воспитательной организации.
155
В процессе решения естественно-культурных задач индивидуальная
помощь может стать необходимой при возникновении у
человека таких проблем, как укрепление здоровья, развитие своих
физических задатков, чтобы в возможной степени соответствовать
норме возрастного физического развития; познание своего тела,
принятие его и происходящих с ним изменений; осознание относительности
норм маскулинности - фемининности и соответственно
минимизации переживаний, связанных с собственным ≪соответствием
≫ этим нормам; усвоение полоролевого поведения, владение
соответствующими нормами, этикетом и символикой.
В процессе решения социально-культурных задач индивидуальная
помощь будет полезной при появлении проблем, связанных с
осознанием и развитием своих способностей, умений, установок,
ценностей; с приобретением знаний, умений, которые необходимы
человеку для удовлетворения собственных позитивных потребностей;
с овладением способами взаимодействия с людьми, с развитием
или коррекцией необходимых установок; с пониманием проблем
семьи, других групп членства, социума, восприимчивостью
к ним.
В процессе решения социально-психологических задач индивидуальная
помощь становится необходимой в случае возникновения
у человека проблем, связанных с самопознанием и самопринятием;
определением себя в актуальной жизни, самореализацией
и самоутверждением, а также определением своих перспектив;
с развитием понимания и восприимчивости по отношению к
себе и к другим; с адаптацией к реальным условиям жизни; с установлением
позитивных просоциальных взаимоотношений с окружающими,
особенно со значимыми лицами; с предотвращением,
минимизацией, разрешением внутриличностных и межличностных
конфликтов.
В детстве, отрочестве, юности наиболее типичными и серьезными
источниками опасности для ребенка, подростка, юноши можно
считать семью, общество сверстников, воспитательные организации.
Возможное или реальное столкновение с различными опасностями
может породить многочисленные проблемы, часть которых
могут быть в какой-то мере решены в случае оказания индивидуальной
помощи человеку педагогами.
Наиболее типичные опасности, исходящие от семьи, порождают
такие проблемы, как ощущение заброшенности или сопротивление
гиперопеке; неприятие родителей или одного из них (либо в
связи с их личностными свойствами, либо из-за их стиля жизни,
либо стиля отношения к детям); агрессивность к родителям и (или)
окружающим; низкий уровень самоуважения, неприятие самого
себя; неготовность к обучению, нежелание учиться; использование
антисоциальных и- саморазрушительных способов приспособления
к родителям или способов компенсации и самоутверждения.
156
Общество сверстников благодаря исходящим от него опасностям
может породить проблемы, частично аналогичные тем, о которых
шла речь выше, а также ряд специфических проблем: про-
социальной адаптации в обществе сверстников; использования антисоциальных
и саморазрушительных способов приспособления к
обществу сверстников, противоправных форм самоутверждения;
полоролевого кризиса; отвержения группой сверстников при отсутствии
других групп членства, ощущения одиночества; сексуального
и иных видов насилия. (Часть этих проблем может порождаться у
ребенка, подростка, юноши как следствие контактов с антисоциальными
или криминальными взрослыми.)
Воспитательные организации как социально-психологические
группы сверстников скрывают в себе соответствующие опасности и
порождают у детей, подростков, юношей соответствующие проблемы.
Воспитательным организациям, как таковым, свойственны
специфические опасности, порождающие свой ряд проблем: конфликтности
со взрослыми, агрессивности по отношению к ним; эгрес-
сивного (избегающего) поведения по отношению к жизнедеятельности
организаций; внутриличностных конфликтов, порождаемых
неуспехами в значимой для человека или для значимых лиц сферах
жизнедеятельности; потери ощущения самоценности, низкого самоуважения,
неприятия себя; отсутствия или потери перспектив.
Приведенный перечень проблем, в решении которых человеку
может быть оказана индивидуальная помощь в воспитательных
организациях, во-первых, неполон, а во-вторых, содержательно
эти проблемы имеют половозрастную специфику. И то и другое
изучено недостаточно, особенно половозрастная специфика.
Особенно плохо разработана методика оказания индивидуальной
помощи. Фактически пока можно назвать лишь самые общие
способы этой работы: индивидуальные и групповые беседы, создание
специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных
организаций; работа со значимыми лицами; переориентация индивидуальных
и групповых интересов; тренинги и ролевые игры; рекомендация
для чтения специальной литературы; привлечение специалистов-
психологов и некоторые другие.
Индивидуальная помощь детям, подросткам, юношам в воспитательной
организации может дать положительный эффект при
наличии и соблюдении ряда условий.
Во-первых, наличия у педагогов и других работников сферы
социального воспитания установки на необходимость оказания индивидуальной
помощи, а также определенного уровня психолого-