Шпаргалка по "Социальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка

Описание работы

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.

Файлы: 1 файл

соц пед.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

не только их доступность для жителей конкретного региона, поселения, но и избирательность и интенсивность их использования

определенными половозрастными и социально-профессиональными

группами населения. Это позволяет в некоторой мере опираться

на эти источники информации, использовать и интегрировать

транслируемую ими информацию, организуя познание в той

или иной общности людей.

Организация просвещения в жизнедеятельности общностей вос-

питуемых может быть успешной при учете уровня информированности

субъектов познания в различных областях знания; их познавательных

и иных интересов; наличия у них установки на познание

и ее конкретной ориентации на те или иные отрасли знания; ожиданий,

имеющихся у них относительно познания в той или иной

воспитательной организации.

Представления обо всем вышеназванном позволяют отбирать

информацию и дифференцировать ее дозы и способы подачи, стимулировать

интерес к познанию с помощью сообщения сведений,

экстраординарных для конкретных людей и групп, которые могут

быть им необходимы или могут их заинтересовать в связи с их возрастом,

интересами, конкретными обстоятельствами жизни.

Чтобы быть эффективным, просвещение в воспитательной организации

должно быть проблемным. Это достигается постановкой

перед воспитуемыми проблем, которые связаны с их возрастными

задачами, актуальными или потенциальными ситуациями их

жизни.

Информационная насыщенность и проблемность познания создают

возможность не только для удовлетворения имеющихся у

воспитуемых интересов, но и для возникновения новых, а также для

переориентации интересов. Переориентация бывает необходимой

не только в случае бедности интересов, но и когда они односторон-

ни (хотя и достаточно глубоки).

Переориентация интересов становится возможной, когда перед

человеком или группой ставится определенная актуальная альтернатива,

которая внешне соответствует имеющимся у них интересам,

а фактически требует от них для своего разрешения приобретения

знаний, проявления интересов, дотоле для них незначимых

и нехарактерных. Это расхождение обнаруживается, когда участники

уже увлеклись процессом поиска решения альтернативы.

Эффективность просвещения в воспитательных организациях в

большой мере зависит от того, насколько широко и успешно в нем

используются групповые формы организации процесса познания.

Это связано с избирательностью восприятия и усвоения информации

человеком. Избирательность определяется как личностными

свойствами человека, так и влиянием его ближайшего круга общения.

Источником той или иной человеческой мысли могут быть жизнедеятельность,

СМК, объективная действительность, субъективные переживания. Но развитие мысли, как правило, происходит в

общении. В общении с другими людьми рождаются сомнения, потребность

разделить мысль, обосновать правоту этой мысли. Как

остроумно заметил крупнейший психолог XX в. Жан Пиаже, ≪сами

себе мы охотно верим на слово, и только в процессе общения возникает

необходимость в проверке и подтверждении мысли≫. Совместная

интеллектуальная работа в группе предоставляет для этого

возможности, а также развивает у человека умение планировать

ход решения проблем, умение высказывать и обосновывать свои

мнения, продуктивно спорить.

Просвещение через группу необходимо для человека, ибо истинной

сферой жизни любой идеи является не изолированное индивидуальное

сознание, а диалог. Оставаясь в индивидуальном сознании,

идея вырождается и умирает. Идея возникает, формируется,

развивается и находит словесное выражение, т. е. живет ≪только

вступая в существенные диалогические отношения с другими чужими

идеями. Человеческая мысль становится подлинною мыслью,

воплощенной в чужом голосе, т. е. в чужом, выраженном в слове,

сознании. В точке этого контакта голосов-сознаний и рождается и

живет идея≫ (М. М. Бахтин).

Стимулирование

СамообразованияВ современном обществе самообразование все более и более

становится одним из важных условий развития личности и ее жизненного успеха. Оно же гарантирует от интеллектуального

вырождения. Как справедливо

заметил еще в XIX в. американский литератор К. Н. Боуви, ≪немногие умы гибнут от износа, по большей

части они ржавеют от неупотребления≫.

Для того чтобы человек заинтересовался проблемой самообразования,

чтобы у него появилось желание им заниматься, необходимо,

чтобы в жизнедеятельности воспитательной организации

были созданы такие условия, такие ситуации, в которых человек

либо увидел и осознал несоответствие между своими знаниями и

знаниями партнеров, либо обнаружил невозможность или неэффективность

решения возрастных задач, либо столкнулся с несоответствием

требований организации и своими знаниями. В результате

у человека может появиться сначала интерес к самообразованию,

а потом и более или менее стойкая установка на его реализацию.

Появление установки на самообразование зависит во многом

от влияния окружающих людей: направленности семейного общения,

ориентации коллектива и микрогрупп, целенаправленного

влияния педагогов. В воспитательной организации установка на

самообразование формируется с помощью соответствующей разъяснительной

работы, когда ее членам раскрывают значение самообразования

в их жизни сегодня и завтра, показывают возможности

для самообразования и его способы. Формирование установки на самообразование в процессе жизнедеятельности

воспитательной организации может осуществляться

в том случае, если ее различные сферы, в первую очередь сфера

познания, насыщены делами, требующими от воспитуемых различных

знаний, стимулирующими возникновение интересов и самостоятельного

поиска знаний для их удовлетворения. Полезно, чтобы

подобные дела были окрашены в тона соревнования: кто знает

больше, кто знает лучше, кто узнает такое, что ≪все ахнут≫, и т. п.

Примером подобного дела в первичном коллективе подростков

или старшеклассников может быть конкурс на лучшее знание научно-

популярной или научно-фантастической литературы. Увлечение

такой литературой достаточно массово, поэтому многие охотно

примут участие в конкурсе.

Установка на самообразование требует определения сферы или

сфер и способов его реализации. А для этого необходимо, чтобы

воспитуемые получали представление о том, как можно организовать

свою работу по самообразованию, как составить его программу,

где найти источники соответствующей информации, как

пользоваться компьютерными сетями, каталогами и справочными

изданиями и т. д.

≪Человек вступает в общество как равноправный член с тем

снаряжением, которое он частью пронес через пожар юности из

детской страны, частью выковал перед тем, как стать взрослым≫

(В.Е.Смирнов). И сегодня более, чем  вчера, а завтра более, чем

сегодня, важно, чтобы человек хотел и умел постоянно пополнять

и совершенствовать свое интеллектуальное снаряжение.

 

28) Индивидуальная  помощь: решение возрастных задач,преодаление  опасностей возраста.

Индивидуальная помощь человеку в воспитательной организации

становится необходимой и должна оказываться тогда, ко-

Характер индивиду- г д а У н е г о в о з н и к а ю т проблемы в решении

альной помоши возрастных задач и при столкновениях с опасностями

возраста. (О тех и о других речь шла

в главе 3.) Более или менее успешное решение возрастных задач,

избегание возрастных опасностей во многом определяют жизнь человека

и его развитие.

Достаточно условно можно выделить группы возрастных задач

- естественно-культурные, социально-культурные  и социально-

психологические, а также источники опасностей - семью, общество

сверстников, воспитательные организации.

В соответствии в выделенными тремя группами возрастных задач

можно до некоторой степени конкретизировать, в решении

каких проблем человеку может понадобиться индивидуальная

помощь, которую ему могут оказать в воспитательной организации.

155

В процессе решения естественно-культурных задач индивидуальная

помощь может стать необходимой при возникновении у

человека таких проблем, как укрепление здоровья, развитие своих

физических задатков, чтобы в возможной степени соответствовать

норме возрастного физического развития; познание своего тела,

принятие его и происходящих с ним изменений; осознание относительности

норм маскулинности - фемининности и соответственно

минимизации переживаний, связанных с собственным ≪соответствием

≫ этим нормам; усвоение полоролевого поведения, владение

соответствующими нормами, этикетом и символикой.

В процессе решения социально-культурных задач индивидуальная

помощь будет полезной при появлении проблем, связанных с

осознанием и развитием своих способностей, умений, установок,

ценностей; с приобретением знаний, умений, которые необходимы

человеку для удовлетворения собственных позитивных потребностей;

с овладением способами взаимодействия с людьми, с развитием

или коррекцией необходимых установок; с пониманием проблем

семьи, других групп членства, социума, восприимчивостью

к ним.

В процессе решения социально-психологических задач индивидуальная

помощь становится необходимой в случае возникновения

у человека проблем, связанных с самопознанием и самопринятием;

определением себя в актуальной жизни, самореализацией

и самоутверждением, а также определением своих перспектив;

с развитием понимания и восприимчивости по отношению к

себе и к другим; с адаптацией к реальным условиям жизни; с установлением

позитивных просоциальных взаимоотношений с окружающими,

особенно со значимыми лицами; с предотвращением,

минимизацией, разрешением внутриличностных и межличностных

конфликтов.

В детстве, отрочестве, юности наиболее типичными и серьезными

источниками опасности для ребенка, подростка, юноши можно

считать семью, общество сверстников, воспитательные организации.

Возможное или реальное столкновение с различными опасностями

может породить многочисленные проблемы, часть которых

могут быть в какой-то мере решены в случае оказания индивидуальной

помощи человеку педагогами.

Наиболее типичные опасности, исходящие от семьи, порождают

такие проблемы, как ощущение заброшенности или сопротивление

гиперопеке; неприятие родителей или одного из них (либо в

связи с их личностными свойствами, либо из-за их стиля жизни,

либо стиля отношения к детям); агрессивность к родителям и (или)

окружающим; низкий уровень самоуважения, неприятие самого

себя; неготовность к обучению, нежелание учиться; использование

антисоциальных и- саморазрушительных способов приспособления

к родителям или способов компенсации и самоутверждения.

156

Общество сверстников благодаря исходящим от него опасностям

может породить проблемы, частично аналогичные тем, о которых

шла речь выше, а также ряд специфических проблем: про-

социальной адаптации в обществе сверстников; использования антисоциальных

и саморазрушительных способов приспособления к

обществу сверстников, противоправных форм самоутверждения;

полоролевого кризиса; отвержения группой сверстников при отсутствии

других групп членства, ощущения одиночества; сексуального

и иных видов насилия. (Часть этих проблем может порождаться у

ребенка, подростка, юноши как следствие контактов с антисоциальными

или криминальными взрослыми.)

Воспитательные организации как социально-психологические

группы сверстников скрывают в себе соответствующие опасности и

порождают у детей, подростков, юношей соответствующие проблемы.

Воспитательным организациям, как таковым, свойственны

специфические опасности, порождающие свой ряд проблем: конфликтности

со взрослыми, агрессивности по отношению к ним; эгрес-

сивного (избегающего) поведения по отношению к жизнедеятельности

организаций; внутриличностных конфликтов, порождаемых

неуспехами в значимой для человека или для значимых лиц сферах

жизнедеятельности; потери ощущения самоценности, низкого самоуважения,

неприятия себя; отсутствия или потери перспектив.

Приведенный перечень проблем, в решении которых человеку

может быть оказана индивидуальная помощь в воспитательных

организациях, во-первых, неполон, а во-вторых, содержательно

эти проблемы имеют половозрастную специфику. И то и другое

изучено недостаточно, особенно половозрастная специфика.

Особенно плохо разработана методика оказания индивидуальной

помощи. Фактически пока можно назвать лишь самые общие

способы этой работы: индивидуальные и групповые беседы, создание

специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных

организаций; работа со значимыми лицами; переориентация индивидуальных

и групповых интересов; тренинги и ролевые игры; рекомендация

для чтения специальной литературы; привлечение специалистов-

психологов и некоторые другие.

Индивидуальная помощь детям, подросткам, юношам в воспитательной

организации может дать положительный эффект при

наличии и соблюдении ряда условий.

Во-первых, наличия у педагогов и других работников сферы

социального воспитания установки на необходимость оказания индивидуальной

помощи, а также определенного уровня психолого-

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной педагогике"