МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«ТЮМЕНСКИЙ
государственный НЕФТЕГАЗОВЫЙ университет»
Гуманитарный институт
Кафедра теории и методики
профессионального образования
Допустить к защите
в ГАК
Заведующий кафедрой
теории и методики
профессионального образования,
д. пед. наук, профессор
В.Л. Моложавенко
«___»_________________ 20__ г.
Шнейдер Ирина Николаевна
«Система управления
воспитательным процессом как средство
формирования толерантной личности в
образовательной организации»
Выпускная квалификационная
работа
Научный руководитель
доцент, к.пед.н.
____________ /Толстоухова И.В./
Автор работы
____________ /Шнейдер И.Н./
Рецензент
к.пед.н.
____________ /Мальцева С.С./
Тюмень, 2014
Содержание
Введение
3
Глава 1. Теоретико-методологические
основы системы управления толерантной
личности
9
- Система воспитательного процесса
в образовательной
организации на современном
этапе
9
1.2 Формирование толерантной
личности в рамках воспитательного
процесса
15
Выводы
21
Глава 2. Структура и механизмы управления воспитательным
процессом, ориентированным на формирование
толерантной личности
23
2.1 Механизмы управления воспитательным
процессом
по формированию толерантной
личности
23
2.2 Анализ системы управления
МАОУ гимназии № 83
города Тюмени по формированию
толерантного воспитания
36
Выводы
54
Глава 3. Исследовательская
часть
56
3.1 Разработка модели управления
воспитательным процессом для формирования
толерантной личности
56
3.2 Анализ результатов исследования
61
Заключение
69
Библиографический
список
71 |
Приложения
77 |
Введение
Современные всеобщие изменения
в культуре, экономике и политике предельно
обостряют вопросы, связанные с отношением
человека к «другому», «иному», «чужому».
Сосуществование государств с разными
политическими системами и с разными национально-культурными
традициями, обострение религиозных противоречий
выдвигают проблему толерантности как
центральную в начале третьего тысячелетия.
Все эти процессы в полной мере обнаруживаются
в Российской Федерации. Специфические
процессы здесь имеют миграции, связанные
не только с передвижениями русских из
бывших национальных республик, но и с
«великими перенаселениями» людей других
национальностей.
Затруднительно происходит
и формирование новых и утверждение старых
этноструктур в автономных республиках,
областях, сопровождающееся порой межэтническими
конфликтами, ростом сепаратизма и другими
явлениями, угрожающими безопасности
страны. Именно в связи со всем этим, в
России особую важность и смысл приобретает
установка общества и государства на расширение
и углубление деятельности по формированию
толерантного сознания и поведения, по
воспитанию веротерпимости, миролюбия,
непримиримости к экстремизму. И особенно
актуальна данная проблема в организации
воспитания подрастающего поколения.
Реальное положение в стране,
значимость задач, ответственность за
будущее и особенности социального положения
подрастающего поколения делают проблему
формирования толерантного сознания и
развертывания межкультурных, межэтнических
отношений остроактуальной и весьма значимой,
хотя и чрезвычайно сложной, особенно
в связи с предъявлением высоких требований
к способам и уровням её решения. Решение
новых задач, появившихся в современном
обществе, требует новых подходов к организации
образовательного процесса, его направленности
на решение проблем воспитания и развития
человека, не только обладающего комплексом
знаний, навыков и т.д., но способного к
широкому общению, в том числе в многонациональной
среде, в духе гуманистических традиций
и идей. Именно поэтому система управления
воспитательным процессом в образовательных
организациях нуждается в корректировке
и детальной ориентации воспитательного
процесса на формирование толерантной
личности.
Российский ребенок, жизнедеятельность
которого с первых месяцев и лет протекает
в семье конкретного этноса, воспитывается
в рамках одной, сугубо национальной культуры,
а общение в социальной среде и обучение
в школе с каждой из культур составляет
с одной стороны,
его уникальность и индивидуальность,
а с другой стороны, поликультурную направленность
его личности, ее толерантность. Поэтому
постановка проблемы организации толерантного
воспитания в условиях поликультурной
России является, по нашему мнению, актуальной
и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную
и политическую значимость. Для нашего
исследования важно такое понимание толерантности,
которое предусматривает, с одной стороны,
позитивное отношение к самому себе, чувство
собственного достоинства, способность
к самопознанию, самосовершенствованию,
с другой - активное отношение к другим,
уважение разных взглядов, мнений. Необходимость
решения имеющихся проблем привела нас
к поиску новых подходов к воспитанию
толерантных качеств личности, разработки
и апробации новых технологий в виде личностно-значимой
темы программы курса «Школа толерантности»
как одного из условий формирования толерантных
установок личности.
Российская гуманистическая
культура, обладает значимым миротворческим
потенциалом, который должен быть реализован
в государственных масштабах, и особенно
в педагогическом процессе. Школьные классы
являются микрокосмом культурного многообразия,
и требование взаимопонимания становится
объективным источником для формирования
толерантности. Для многих образовательных
организаций это обстоятельство стало
причиной сложных проблем. Межкультурному
или толерантному взаимопониманию нужно
учить. Поэтому, одной из задач воспитания
становится совершенствование содержания,
организации толерантного воспитания,
изучение природы толерантности, равно
как и способов толерантного взаимодействия.
Теоретико-методологическую
основу исследования составили:
• философские определения
основных категорий исследования: «толерантный
диалог», «толерантное образовательное
пространство» «смысл толерантности»,
«толерантное взаимодействие» М. Бахтина,
Б. Поршнева, М. Бубера, К. Лоренца, Э. Фромма,
М. Когана, Дж. Остина, И. Кона, О. Дробницкого,
Р. Апресяна и др. Понятие "толерантность"
рассматривается как историко - философская
категория в работах В. Соловьева, Л.Фейербаха,
М. Бубера, С. Франкла, М. Бахтина, В. Библера,
В. Золотухина, Б. Хомякова, Б. Емельянова,
Н. Кругловой, С. Скворцова, В. Лекторского,
как социально-философский феномен толерантность
рассматривают М. Уолцер, П. Николсон, Ю.
Красин, как культурную универсалию Е.
Магомедова, этническую проблему Р. Валитова,
О. Газман.
• Теоретические исследования
в области психологии Г. Блумера, Н. Мольденгауэра,
Г. Солдатовой, Л. Шайгеровой, О. Шаровой;
проблема толерантного взаимодействия
В. Маралова, В. Ситарова; идеи субъектности,
личностно - деятельностного подхода,
субъект - субъектного взаимодействия
К. Абульхановой-Славской, А. Асмолова,
И. Абакумовой, Д. Богоявленской, Л. Божовича,
И. Дубровина, И. Зимней, В. Зинченко, А.
Леонтьева, В. Слободчикова. Аспекты толерантного
воспитания нашли отражение в работах
С. Бондыревой, С. Братченко, В. Лекторского.
• Гуманно-личностный подход
как общая основа технологии личностно-ориентированного
образования К. Роджерса, М. Бахтина, В.
Библера, Т. Шацкого, П. Блонского, педагогов-новаторов
Ш. Амонашвили, Е. Ильина, С. Лысенковой,
В. Шаталова.
• Теория личностно-ориентированного
образования ученых ростовской школы
А.Алферова, Е. Бондаревской, Т. Власовой,
А. Данилюка, Г. Карповой, Н. Карповой, В.
Фоменко, Р. Чумичевой, В. Шогана.
Значимость и актуальность
работы мы видим в том, что исследуется
относительно слабо изученная позитивная
сторона поиска педагогических механизмов
организации формирования толерантности
у обучающихся.
Недостаточность
теоретической и практической разработанности
проблемы в этом направлении обусловили
выбор темы данного исследования. Исследование
посвящено изучению воспитательного процесса
в образовательной организации на современном
этапе образования и проблеме формирования
толерантности личности обучающихся.
В качестве рабочего определения толерантности
будем использовать определение толерантности,
которое дает С.К. Бондырева: «Толерантность–
это особое отношения, которые формируются
(как и всякое другое отношение) на основании
оценки некоего объекта (чаще – другого
индивида) благодаря постоянной связи
с объектом» [9, с.5]
Лебедева Н.М. под этнической
толерантностью понимает «отсутствие
негативного отношения к иной этнической
культуре, а точнее - наличие позитивного
образа иной культуры при сохранении позитивного
восприятия своей собственной» [27, с. 10].
Цель исследования: Разработка модели системы
управления воспитательным процессом
ориентированной на формирование толерантной
личности обучающихся образовательной
организации.
Гипотеза исследования: Внедрение
модели организации системы управления
воспитательным процессом, ориентированной
на формирование толерантности, будет
способствовать формированию толерантной
личность обучающихся.
Объект
исследования: Система управления воспитательным
процессом по формированию личности.
Предмет
исследования: Процесс формирования толерантной
личности в МАОУ гимназии № 83 города Тюмени.
Задачи
исследования:
1. Изучить теоретико-методологические
основы системы управления толерантной
личности.
2. Исследовать
структуру и механизмы управления
воспитательным процессом, ориентированным
на формирование толерантной
личности.
3. Изучить образовательное
пространство гимназии: анализ
программы воспитательной работы гимназии.