Система управления воспитательным процессом как средство формирования толерантной личности в образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 09:45, дипломная работа

Описание работы

Российская гуманистическая культура, обладает значимым миротворческим потенциалом, который должен быть реализован в государственных масштабах, и особенно в педагогическом процессе. Школьные классы являются микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Для многих образовательных организаций это обстоятельство стало причиной сложных проблем. Межкультурному или толерантному взаимопониманию нужно учить. Поэтому, одной из задач воспитания становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы системы управления толерантной личности 9
Система воспитательного процесса в образовательной
организации на современном этапе 9
1.2 Формирование толерантной личности в рамках воспитательного процесса 15
Выводы 21
Глава 2. Структура и механизмы управления воспитательным процессом, ориентированным на формирование толерантной личности 23
2.1 Механизмы управления воспитательным процессом
по формированию толерантной личности 23
2.2 Анализ системы управления МАОУ гимназии № 83
города Тюмени по формированию толерантного воспитания 36
Выводы 54
Глава 3. Исследовательская часть 56
3.1 Разработка модели управления воспитательным процессом для формирования толерантной личности 56
3.2 Анализ результатов исследования 61
Заключение 69
Библиографический список

Файлы: 1 файл

План диплома.doc

— 261.79 Кб (Скачать файл)

Полученные результаты подтверждают гипотезу, что позитивная динамика формирования толерантности подростков, посещающих специальные тренинговые занятия, может быть обеспечена, если

1) систематизировать управленческие решения по межкультурному взаимопониманию и взаимодействию, планировать воспитательные программы с привлечением узких специалистов.

2) использовать педагогические методы, вызывающие рефлексию подростков

3) реализовать следующие принципы групповой работы: добровольность, конфиденциальность, обеспечение психологической безопасности участников группы.

 

Заключение

Толерантность - это сложное многомерное, многоаспектное явление, которое характеризуется системностью, субъектностью, предметностью и контекстностью. Обретение личностного смысла толерантности - отправная точка развития толерантных качеств  личности и одна из основных задач воспитания толерантности, целью которой является не только включение толерантности как ценности в систему мотивационно-смысловых отношений личности, но и трансформация её в принцип деятельности.

Данная цель достижима при реализации базовой модели воспитания толерантности, компонентами которой также являются содержание воспитательного процесса, принципы и средства воспитания. Модель воспитания толерантности эффективно функционирует при соблюдении условий воспитания толерантных качеств личности, к которым относятся многокультурность содержания образовательного процесса, толерантное пространство, обеспечивающее толерантное взаимодействие субъектов образовательного процесса, способы деятельности и технологии, направленные на развитие толерантных качеств личности, и компетентность учителя и преподавателя в вопросе воспитания толерантности.

Описанная базовая модель воспитания толерантности доказала свою эффективность в ходе эксперимента, который позволил вывести определённые закономерности, позволившие существенно повысить уровень толерантности воспитанников. Суть данных закономерностей заключается в том, что взаимодействие субъектов воспитательного процесса в рамках системы воспитания толерантности приводит к включению данного понятия в мотивационно-смысловые отношения воспитанников, повышая их уровень толерантности до ценностного. Трансформация толерантности как ценности в принцип деятельности личности, основываясь на включении толерантности в смысловые установки, происходит в процессе личностно-значимой для воспитанника деятельности. Решаемые в процессе воспитания педагогом задачи (включая алгоритм воспитательных действий на основе эмоционального переживания), адекватные этапам развития толерантной личности, представляют собой структурированный метод воспитания толерантной личности, который способствует достижению цели воспитания толерантности, как в старших классах школы, так и в вузе.

Таким образом, в ходе исследования подтверждена гипотеза, решены все поставленные задачи и достигнута цель: создана базовая модель воспитания толерантности в школе, функционирование которой обеспечивается структурированным методом воспитания толерантной личности.

Модель воспитания толерантности доказала свою эффективность не только на уровне всей гимназии, но и на уровне организации учебно-воспитательного процесса по отдельному предмету. Помимо использования материалов в организации учебно-воспитательного процесса в рамках учебного плана, результаты исследования могут найти применение в организации внеучебной общественной деятельности, поэтому можно констатировать, что модель воспитания толерантности может быть применена для перехода учебных заведений от стихийно-эмпирического к системному и научно-обоснованному подходу к развитию толерантных качеств обучающихся.

Использование результатов исследования и методических материалов возможно для проектирования учебных курсов и семинаров повышения квалификации педагогов по вопросам воспитания толерантности и формирования гражданского мышления.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Абакумова И. В. Образовательный процесс как пространство взаимодействия толерантных и личностно- смысловых отношений.-Ростов-на-Дону, 2012.- 18 с.

  1. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2010. С.7.

  1. Аджиева Е.М. Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Сб. науч. – метод. ст. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – с. 85-99.

  1. Алферов А.Д., Педагогическая психология. Совместная деятельность учителя с учащимися.- Ростов-на-Дону, 2011- 272 с.

  1. Баскакова Е.В. Психологические исследования и диагностика толерантного сознания на экспериментальных площадках Москвы//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С.К.Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. – с. 251-268.

  1. Белинская Е.П., Этническая социализация подростка. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – с. 208 (Серия «Библиотека школьного психолога»).

  1. Болотина Т.В. Толерантность // Граждановедение (Приложение к Учительской газете), 2011.- № 3. -С. 5-8.

  1. Бондырева С.К. Толерантное сознание: проблемы формирования и воспитания.//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С.К.Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – с. 31-40.

  1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность ( Введение в проблему).-М.-Воронеж, 2009.- 240с.

  1. Бюзелева Г.В., Шелемова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М., 2010

  1. Воробьёва О.А. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. -М.: Просвещение, 2013.- 76 с.

  1. Воробьёва И.А. Феномен толерантности в контексте педагогического взаимодействия. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2010. - 23 с.

  1. Грива О.А. Пути воспитания толерантной личности в поликультурном обществе.//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С.К.Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. – с. 244-251.

  1. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении).//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С.К.Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – с. 31-40.

  1. Декларация принципов толерантности // Учительская газета, 2009. № 35. -С. 20-21.

  1. Загвязинский В.И., Амонашвили Ш.А., Закирова А.Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического образования //Педагогика, 2009.-№ 9.

  1. Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки. ( К постановке проблемы исследования).- М., 2010- 33 с.

  1. Исламшин Р.А., Габдулхаков В.Ф. Методические принципы формирования толерантного сознания учащихся и их особенности в национально-региональных условиях.//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С.К.Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. – с. 193-209.

  1. Ионина B.C. Формирование толерантности как средство устранения внутриличностных конфликтов. Ростов-на-Дону, Автореф. дисс. канд. пед. наук.-2010,- 22 с.

  1. Иоффе А.Н. Многообразие понимания толерантности. М., ИД «Камерон», 2009

  1. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М.: Академический проект, 2011. - 176 с.

  1. Кочергина З.А. Современные дискуссии по проблеме толерантности.//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С.К.Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. – с. 40-50.

  1. Кречетникова А.В., Нарыгин А.А., Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений. Методические рекомендации, 2010

  1. Лабунская В.А. Социально-психологические презентации толерантного межличностного общения. Научно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: РГУ, 2012.

  1. Лабунская В.А. Основы толерантного педагогического общения. Курс лекций.- Ростов-на-Дону, 2010.- с.50

  1. Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность: Сб. статей. М. 2009 с.10-35

  1. Магомедова Е. Толерантность как принцип культуры. Дисс.канд.филос.наук.- Ростов-на-Дону, 2010.- 133 е.- С.52-53.

  1. Магомедова Е. Толерантность как принцип культуры. Дисс.канд.филос.наук.- Ростов-на-Дону, 2011, 133 е.- С.52-53.

  1.  Машарова М.А. Личность и проблемы учебной деятельности // Сб. науч. ст. по педагогике и психологии. 2010. - Вып.2 - С.44-60.

  1.  Михайлов М.Г. Формирование толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности. Автореф. Дис.канд. пед. наук. -Тамбов, 2010.- 32 с.

  1. Моложавенко В.Л., Гаврилюк Н.П. Итоговая государственная аттестация и защита выпускной квалификационной работы. Методическое пособие для слушателей по дополнительной профессиональной образовательной «Менеджмент в образовании», 2014.

  1. Мубинова З.Ф. Педагогика этничности и толерантности. Теория, практика, проблемы.- Уфа, 2009.- 136 с.

  1. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528с.

  1. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г. Асмолов. М.: Смысл, 2010. 255 с.

  1. Оллпорт Г. Толерантная личность.- Век толерантности.- М.,2009, Вып. 6.

  1. Павленко В.Н. Развитие толерантности: теоретический и эмпирический аспекты // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: Материалы Международной научной конференции 18-20 сент. 2003 г./Отв. ред. В.В.Гриценко. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2009. – с. 404.

  1. Панина Л.И. Воспитание этнической толерантности у страшеклассников в региональной социокультурной среде. Автореф. дис.канд. пед. наук.- Оренбург, 2010.- 21 с.

  1. Попова О.Н. Формирование у школьников культуры межличностных отношений. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2009. - 22 с.

  1. Пчелинцева И.Г. Построение толерантной среды в образовательном пространстве высшего учебного заведения: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2009. 332 с.

  1. Риэрдон Б. Толерантность дорога к миру. - М., 2011.- 304 с.

Информация о работе Система управления воспитательным процессом как средство формирования толерантной личности в образовательной организации