Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 09:45, дипломная работа
Российская гуманистическая культура, обладает значимым миротворческим потенциалом, который должен быть реализован в государственных масштабах, и особенно в педагогическом процессе. Школьные классы являются микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Для многих образовательных организаций это обстоятельство стало причиной сложных проблем. Межкультурному или толерантному взаимопониманию нужно учить. Поэтому, одной из задач воспитания становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы системы управления толерантной личности 9
Система воспитательного процесса в образовательной
организации на современном этапе 9
1.2 Формирование толерантной личности в рамках воспитательного процесса 15
Выводы 21
Глава 2. Структура и механизмы управления воспитательным процессом, ориентированным на формирование толерантной личности 23
2.1 Механизмы управления воспитательным процессом
по формированию толерантной личности 23
2.2 Анализ системы управления МАОУ гимназии № 83
города Тюмени по формированию толерантного воспитания 36
Выводы 54
Глава 3. Исследовательская часть 56
3.1 Разработка модели управления воспитательным процессом для формирования толерантной личности 56
3.2 Анализ результатов исследования 61
Заключение 69
Библиографический список
Рассмотрим основные составляющие и ключевые аспекты системы управления воспитательным процессом в МАОУ гимназии № 83 города Тюмени ориентированные на формирование толерантной личности.
Цель и задачи деятельности педагогического коллектива определены в Уставе гимназии, в программе развития гимназии и в основной образовательной программе гимназии. Цели воспитательной деятельности со своими детьми классный руководитель ставит исходя из характеристики класса, специфики межличностных отношений, структуры классного коллектива. Классному руководителю следует помнить, что непосредственным результатом воспитательного процесса является не мифическое «повышение уровня воспитанности» класса, а реальное изменение отношений в коллективе.
Анализ учебно-воспитательного процесса;
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Гимназия как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в гимназическом сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Таким образом, проблема толерантности относится к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых как в гимназии, так и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Современный обучающийся должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Педагогический коллектив гимназии представляет свою практическую работу по формированию толерантной среды в гимназии. Живая повседневная жизнь гимназии полна событиями. События, вокруг которых вращается весь гимназический мир, лежат в основе воспитательных программ. В гимназии действует система воспитательных программ, которая отражает уровни и направления воспитательной деятельности.
Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность и другие асоциальные характкристики. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей и семью все чаще проникают и в школу. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей по формированию толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей.
Педагогический коллектив гимназии рассматривает толерантность в контексте таких понятий как: признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом человеке именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличаться от меня. Принятие – это умение видеть другого человека изнутри, способность взглянуть на мир его одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другого.
В настоящее время в нашей гимназии обучаются дети - представители 8 национальностей. Это позволяет назвать нашу гимназию многонациональной (немцы, грузины, армяне, казахи, татары, чеченцы, ингуши, русские). Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Так в гимназии традиционно проходят музыкальные фестивали.
Для воспитания толерантности педагоги гимназии работают не столько над проблемой расширения и углубления знаний, обучающихся о других культурах, сколько над проблемой отношения ребенка к другим культурам вообще.
Решающим фактором воспитания в школьнике толерантности, как нам кажется, являются встречи подростка с иными культурами в специально, педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной непосредственно для него. Процесс формирования толерантной позиции детей с наибольшей эффективностью будет проходить в рамках гуманистической воспитательной системы гимназии с ее открытостью внешней социокультурной среде, с ее направленностью на освоение данной среды, с предлагаемыми ею вариантами общения и деятельности в среде: с ее ценностными ориентирами, которые задают отношения, возникающие в процессе межкультурного диалога. В нашей гимназии проходят встречи с иностранными представителями: германии, франции, америки, казахстана и др. На этих встречах ребята общаются в непринужденной обстановке с представителями различных культур, носителями языка, знакомятся с их обычаями, музыкальными инструментами, одеждой и т.д.
Также, наш педагогический коллектив использует в практике ситуации непосредственных встреч детей с представителями иных культур, организуемых во внешкольной среде, во время туристических поездок.
Организовываются встречи гимназистов с иными культурами и заочно на классных часах, с помощью мультимедийных презентаций, вертуальных экскурсий с соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей. Но сама по себе встреча с иной культурой вовсе не обязательно приводит к положительным изменениям в сознании подростка. Очень важно, чтобы ребенок шел от знакомства с иной культурой и попыток понять иную культуру к осознанию проблематичности собственного понимания иных культур. Педагогам необходимо пробудить сомнение ребенка в адекватности своего понимания. Данный шаг очень важен. Он заставляет детей впервые взглянуть на собственное восприятие других культур, выявить социальные стереотипы, которыми он до сих пор пользовался.
Осознание школьниками проблематичности личного понимания других культур является предпосылкой следующего шага педагогов - организации групповой коммуникации по поводу иной культуры. Здесь важно, чтобы ребята были сосредоточены на поиске сходств разнообразных культур, а не их отличий, чтобы выявлялись их положительные аспекты, а не отрицательные, чтобы понимание и оправдание превалировало над оценкой и осуждением.
Наконец, педагоги гимназии организуют осмысление школьниками своих действий в процессе межкультурного диалога, своих ощущений, своей позиции, помогают выразить их в словесной форме, в ответах на вопросы анкет, в сочинениях-размышлениях. Для положительных результатов воспитания толерантности большое значение имеют методы и приемы, организационные формы занятий. Это этические беседы, диспуты, обсуждение книг, телепередач, анкетирование, тестирование, анализ ситуаций, решение этических задач, практические занятия. На классных часах используются также факты из жизни классного коллектива, самих детей и их близких. Чтобы пробудить интерес детей к проблемам общения, воспитать навыки культурного поведения, проводятся тренинги общения (“Что мне в тебе нравится?”, “Чей это портрет?”, “Ассоциации”, “Мнения” «Принимайте других такими…», «Разрешение конфликтов мирным путем», «Беру ответственность на себя» и т. д).
Наряду с коллективными формами работы используются индивидуальные и групповые, особенно в тех случаях, когда рассматриваемый вопрос так или иначе имеет отношение к небольшой группе учащихся, затрагивает факты, требующие доверительного индивидуального разговора.