Система управления воспитательным процессом как средство формирования толерантной личности в образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 09:45, дипломная работа

Описание работы

Российская гуманистическая культура, обладает значимым миротворческим потенциалом, который должен быть реализован в государственных масштабах, и особенно в педагогическом процессе. Школьные классы являются микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Для многих образовательных организаций это обстоятельство стало причиной сложных проблем. Межкультурному или толерантному взаимопониманию нужно учить. Поэтому, одной из задач воспитания становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы системы управления толерантной личности 9
Система воспитательного процесса в образовательной
организации на современном этапе 9
1.2 Формирование толерантной личности в рамках воспитательного процесса 15
Выводы 21
Глава 2. Структура и механизмы управления воспитательным процессом, ориентированным на формирование толерантной личности 23
2.1 Механизмы управления воспитательным процессом
по формированию толерантной личности 23
2.2 Анализ системы управления МАОУ гимназии № 83
города Тюмени по формированию толерантного воспитания 36
Выводы 54
Глава 3. Исследовательская часть 56
3.1 Разработка модели управления воспитательным процессом для формирования толерантной личности 56
3.2 Анализ результатов исследования 61
Заключение 69
Библиографический список

Файлы: 1 файл

План диплома.doc

— 261.79 Кб (Скачать файл)

·  педагогизацию воспитательной среды в поселке, неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями.

·  развитие общей и педагогической культуры учителей и воспитателя.

Кадровое обеспечение.

Администрация гимназии, классные руководители, педагог-организатор,  педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования.

Ожидаемые результаты.

Создание толерантной гимназической среды. Повышение социальной активности учащихся, как в гимназии, так и на уровне муниципалитета (создание и реализация новых социальных проектов, участие учеников гимназии  в масштабных социальных акциях и т. д.). Увеличение числа обучающихся, добившихся значительных успехов, в какой – либо сфере деятельности. В качестве ожидаемого результата мы выводим два показателя: нравственная позиция и нравственное поведение. 

Управление гимназией осуществляется учредителем, общим собранием трудового коллектива, Советом гимназии, педагогическим советом, Наблюдательным советом, родительским комитетом  гимназии, советом старшеклассников, директором гимназии на принципах открытости, демократичности, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Управление гимназией строится на основе сочетания принципов единоначалия и самоуправления.

Администрация  формирует образовательную философию, стимулирует профессиональный рост педагогов, организует систему мониторинга, внутришкольного контроля, координирует все внешние и внутренние связи.

Главная задача программы развития гимназии на следующий период – это систематический поиск путей по совершенствованию всей системы работы гимназии. Управление также нужно рассматривать как целенаправленное развитие.

Опираясь на анализ деятельности гимназии за отчётный период и задачи на новый учебный год, ежегодно корректируется и структура управления, соответствующая концепции развития гимназии. Управление рассматривается нами как социокультурное явление, основанное на законах человеческих отношений, обусловленных уровнем социальных связей, направленное на обеспечение организованности, упорядоченности, структурной целесообразности и гармоничности системы. 

На ежегодном аналитическом педагогическом совете формируется управленческая задача на следующий учебный год – задача № 1. На 2013 – 2014 учебный год она сформулирована следующим образом: «Управление средой образования в контексте повышения качества обученности учащихся».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Придя к выводу, что воспитание толерантности - важный фактор развития личности, мы считаем процесс воспитания толерантности центральным компонентом воспитательной системы, нацеленной на развитие толерантных качеств личности и, соответственно, разработанной базовой модели воспитания толерантной личности. Базовая модель воспитания толерантности включает в себя взаимосвязь следующих компонентов: цели, которая состоит в создании условий, помощи обучающимся для придания толерантности личностно-значимого смысла; содержания воспитания, в котором толерантность рассматривается как ценность, качество личности и принцип поведения; принципов воспитания толерантности и средств.

Функционирование и взаимодействие данных компонентов возможно при соблюдении условий, среди которых мы выделяем компетентность учителя в вопросе воспитания толерантности, содержание обучения и воспитания организацию толерантного пространства в образовательной среде и способы деятельности и технологии, способствующие развитию толерантных качеств личности. Все перечисленные условия тесно взаимосвязаны, тем не менее, мы отдаём приоритет в вопросе воспитания толерантности компетентности педагогических кадров, так как ни организация толерантного пространства, ни обновление содержания обучения и воспитания с позиций многокультурности и учёта плюрализма мнений и трактовок, ни внедрение технологий, способствующих толерантному взаимодействию, невозможны без высокой компетентности учителей и преподавателей.

В результате организации работы системы воспитательного процесса по предложенной модели формирования толерантности уровень толерантности во всех классах существенно повысился и в среднем стал соответствовать уровню ценностной толерантности, что свидетельствует о включении толерантности в систему личностных смыслов участниками эксперимента.

Данная модель системы управления воспитательным процессом позволила вывести структурированный метод воспитания толерантности, в котором этапы развития толерантных качеств личности в школе тесно взаимосвязаны и достигаются при соблюдении всех выделенных нами условий, учёте закономерностей развития толерантных качеств личности и последовательном решении поставленных перед педагогом задач.

Данная модель является основополагающим компонентом базовой модели воспитания толерантности, так как представляет собой подход к процессу воспитания, доказавший свою эффективность экспериментальным путём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Исследовательская часть.

3.1. Разработка модели управления воспитательным  процессом для формирования толерантной личности.

 

  Воспитание толерантности в современной школе следует рассматривать как социальную и педагогическую проблему, которую предстоит решать как окружающему нас обществу, так и педагогическому корпусу.

Становится актуальным вопрос создания и внедрения региональной модели формирования толерантных установок. На наш взгляд, модель системы внедрения и формирования толерантных установок должна быть следующей:

  1. Руководство и контроль.

  1. Программное и информационное обеспечение.

  1. Нормативная база.

Первый блок рассматривается как процесс создания определенных структур, отвечающих за данный вопрос: межведомственная комиссия по воспитанию толерантности, межведомственная комиссия по патриотике, правительственная комиссия по молодежной политике на уровне органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Далее создаются координационные центры толерантности при муниципалитетах и образовательных организациях. На уровне учреждений организуется работа советов по внедрению модели толерантности.

Второй блок включает в себя три компонента:

  1. Модульные программы.

  1. Система мероприятий.

  1. Лаборатория толерантности.

Модульные программы преследуют следующие цели: формирование толерантных установок обучающихся, организация курсовой подготовки классных руководителей и родителей, создание программы по обучению руководителей образовательных учреждений, учителей-предметников, классных руководителей.

Система мероприятий, обеспечивающих эффективность воспитания толерантности, включает четыре направления:

  1. Совершенствование содержания, форм, средств воспитания толерантности на региональном, муниципальном уровнях, в образовательных учреждениях.

  1. Повышение квалификации методистов органов управления образованием, руководителей образовательных организаций и их заместителей, руководителей методических объединений, учителей-предметников и классных руководителей.

  1. Формы организации работы с обучающимися.

Мы также считаем, что сложившаяся в образовательных организациях система мероприятий по формированию толерантности должна стать системой традиций. В школах города Тюмени подобная деятельность осуществляется в рамках различных проектов. Однако этого явно недостаточно. Так, например, возможно проведение ежегодного конкурс проектов по формированию толерантности.

В последние годы становится традиционным проведение 16 ноября дней толерантности. Наиболее распространенными формами внеучебной работы по воспитанию толерантности являются творческие мероприятия: фестивали культур, праздники и конкурсы, беседы на классных часах, исследовательские проекты. Менее распространены встречи с представителями диаспор, круглые столы, тренинги, конференции.

  1. Просветительская работа с родителями осуществляется через организацию курсов тематических собраний, лекториев, конкурсов и других мероприятий.

Возникает необходимость создания на базе учреждений высшего профессионального образования либо на базе ТОГИРРО лаборатории толерантности, которая практически могла бы оказывать методическую помощь педагогическому корпусу региона. В рамках лаборатории возможно создание банка данных программ, тренингов, игр, концентрация данные мониторинговых исследований и их анализ. Ключевой задачей лаборатории мы видим, выработку соответствующих рекомендаций, корректировку модульных программ, консультирование муниципальных методистов по воспитательной работе в вопросах выбора наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы.

Третий блок региональной модели нормативная база. Вся система деятельности по воспитанию толерантности в современном обществе должна основываться на нормативно-правовой базе это концепция формирования толерантности, региональная целевая программа, критерии уровня сформированности толерантности, методические рекомендации педагогам и родителям.

Предлагаемая модель, на наш взгляд, должна стать возможным катализатором в вопросах формирования толерантности в школьном возрасте, и в частности у старших школьников.

В своей опытно-экспериментальной работе мы опирались на разработанные педагогами концепции и программы воспитания толерантности в МАОУ гимназии № 83 города Тюмени. Результаты исследования показали, что на данном этапе развития нашего общества под толерантным поведением пока понимается некая декларируемая норма и практически отсутствует педагогическая толерантность в образовательных организациях, в семье, в самом обществе в целом. В педагогической деятельности преобладает авторитарный стиль, менее выражено свободное высказывание своего мнения учащимися, компромиссность. Модель толерантной воспитательной среды образовательной организации, представленная на рисунке 2                                                                                                                                        

Известно, что принцип толерантности является одним из основополагающих ментальных принципов цивилизованного демократического общества, в то же время уровень толерантности в российском обществе пока еще остается низким.

           

 

                                                                                                        Рис. 2.                                                                 

 

Модель толерантной воспитательной среды учреждения

Для решения намеченных нами социальных и педагогических проблем необходима целенаправленная работа по формированию толерантности в среде педагогов и обучающихся: повышение уровня квалификации всех менеджеров образования; массовое внедрение программ, тренингов по соответствующей подготовке классных руководителей и учителей; обязательное педагогическое и психологическое сопровождение семейного воспитания; совершенствование института классного руководства; использование в общеобразовательных школах, особенно в старших классах, педагогики сотрудничества как базовой составляющей.

Возникла необходимость объединить силы учащихся,  родителей и педагогов для  решения проблемы формирования толерантности как средства профилактики экстремизма, жестокости, агрессивности через  совместную деятельность. В результате коллегиальных обсуждений, приняв во внимание влияние на формирование толерантности всевозможных факторов, мы представили модель формирования толерантности обучающихся  ориентированную на общечеловеческие ценности, учитывающую специфику современного образования, имеющую направления деятельности и цель воспитания  толерантности. Модель формирования толерантности представлена на рисунке 3.

Информация о работе Система управления воспитательным процессом как средство формирования толерантной личности в образовательной организации