Система управления воспитательным процессом как средство формирования толерантной личности в образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 09:45, дипломная работа

Описание работы

Российская гуманистическая культура, обладает значимым миротворческим потенциалом, который должен быть реализован в государственных масштабах, и особенно в педагогическом процессе. Школьные классы являются микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Для многих образовательных организаций это обстоятельство стало причиной сложных проблем. Межкультурному или толерантному взаимопониманию нужно учить. Поэтому, одной из задач воспитания становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы системы управления толерантной личности 9
Система воспитательного процесса в образовательной
организации на современном этапе 9
1.2 Формирование толерантной личности в рамках воспитательного процесса 15
Выводы 21
Глава 2. Структура и механизмы управления воспитательным процессом, ориентированным на формирование толерантной личности 23
2.1 Механизмы управления воспитательным процессом
по формированию толерантной личности 23
2.2 Анализ системы управления МАОУ гимназии № 83
города Тюмени по формированию толерантного воспитания 36
Выводы 54
Глава 3. Исследовательская часть 56
3.1 Разработка модели управления воспитательным процессом для формирования толерантной личности 56
3.2 Анализ результатов исследования 61
Заключение 69
Библиографический список

Файлы: 1 файл

План диплома.doc

— 261.79 Кб (Скачать файл)

Глава 2. Структура и механизмы  управления воспитательным процессом, ориентированным на формирование толерантной личности

 

2.1. Механизмы управления воспитательным процессом по формированию толерантной личности

 

Одной из важнейших задач системы образования и воспитания является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности с уважением относиться к людям разных национальностей, воспринимать взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Несмотря на все принимаемые меры, формирование толерантности, особенно у старшеклассников остается сложной проблемой для современной системы образования. В сознании россиян категория толерантности формируется очень медленно, поэтому возникает необходимость принятия специальных мер учебного, воспитательного и культурно-образовательного характера: ведение целенаправленной работы по формированию толерантности в самом современном российском обществе вообще и в педагогическом сообществе в частности. Толерантность школьников в значительной степени формируется толерантным поведением взрослых. Вот почему важно говорить о толерантности в педагогическом сообществе. Сегодня возникла проблема разработки учебников, научно-методических рекомендаций, специальных программ, тренингов, игр по подготовке учителей к работе по воспитанию толерантности обучающихся, составлению практических сборников педагогических ситуаций для родителей и учителей с вариантами решения проблем, рекомендациями психологов. В связи, с чем одной из задач педагогики толерантности является организация работы по переподготовке педагогических кадров: руководителей образовательных учреждений, педагогов, всех, кто имеет отношение к образованию в целях развития у них профессионально необходимых качеств и личностных свойств, специальных умений. В российской системе образования преобладает Матричная модель управления, при которой значительно укрепились позиции горизонтальной ветви в структуре управления, появились резервы обновления всей системы работы.

 Во-первых, на лицо интенсивная психологизация процесса управления, создающая атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена профессионального коллектива.

Во-вторых, переход от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества позволил создать корпоративный стиль управления, учитывающий индивидуальные качества человека и личностно-ориентированный подход к его деятельности по достижению максимальных результатов.

В-третьих, такое управление обеспечивает возможность развития каждой личности, совмещения мотивации руководителя и педагогов, которые и создали условия для образовательной организации не только развивающей, но и развивающейся.

В-четвёртых, огромную роль в развитии стала выполнять внутришкольная среда, культура, персональная ответственность каждого за общий результат. Именно внутришкольная среда способствует развитию профессиональных качеств, что в итоге создаёт оптимальный психолого-педагогический комфорт для всех участников учебно-воспитательного процесса.

Данная концепция управления явилась итогом ряда методических теоретических и практических исследований, проводимых силами педагогического коллектива гимназии при организации научно-методической и экспериментальной работы.

Целью управленческой системы является совершенствование процесса принятия решений на всех уровнях управления  (родители – ученики – педагоги).

Управление процессом воспитания строится по следующим направлениям:

1.  Совместная работа с методическим советом и учебно-методическим центром.

2.  Административная работа:

·  знакомство с опытом воспитательной работы школ города;

·  обмен опытом;

·  школьное методическое объединение классных руководителей;

·  повышение квалификации классных руководителей – учёба, семинары.

3.  Сбор информации:

·  педагогическое наблюдение;

·  анкетирование, диагностика, мониторинг;

·  анализ собранной информации.

4.  Планирование:

·  разработка планов и программ, направленных на развитие учащихся, повышение их уровня воспитанности;

·  подбор форм и методов в соответствии с собранной и отработанной информацией.

5.  Контроль и коррекция: анализ и оценка планов и программ воспитательной  работы (педагогические советы, заседания методических объединений  классных руководителей, совещание при директоре, завуче).

Методическая работа в рамках воспитательной работы строится в направлении:

·  методическая работа классных руководителей;

·  методическая работа педагогов дополнительного образования;

Воспитательная деятельность включает следующее:

·  дополнительное образование;

·  совершенствование работы классных руководителей;

·  экскурсионная работа;

·  развитие ученического самоуправления;

·  общешкольные праздники, конкурсы, вечера;

·  создание безопасных условий жизнедеятельности учащихся;

·  работу с родителями;

Систему самоуправления воспитательной деятельностью образуют следующие подсистемы:

·  методическое объединение  классных руководителей;

·  творческие группы учителей по направлениям;

· управляющий совет;

·  библиотека.

Высшим коллективным органом детского самоуправления является общее собрание обучающихся.

Важнейшие управленческие решения по проблемам воспитания принимаются на заседаниях педагогических советов, совещаниях при директоре, заседаниях  управляющего совета, родительских собраниях классов,  методических  объединениях  классных руководителей. Полный анализ состояния воспитательной работы проводится на итоговом августовском педагогическом совете.

Целесообразность принятия программы воспитательной работы  обусловлена необходимостью перепроектировать систему воспитательной работы  в соответствии с новыми тенденциями гуманизации образования, сформулированными в ряде нормативных документов:

·  Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года

·  Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.

Разработка и принятие программы воспитательной работы обусловлены также реализацией программы развития, в которой определены приоритеты всех направлений преобразования  школьной жизни.

Концепция воспитательной программы

Психологическая и педагогическая деятельность:

1. Психолого-педагогические  тренинги.

 2. Индивидуальные и групповые консультации.

3. Индивидуальные и групповые  занятия.

Аналитическая и методическая деятельность:

1. Работа методического  кабинета.

2. Защита мини-проектов.

3. Анализ личностного  роста детей и взрослых.

4. Анализ результатов  работы

 

Воспитательная деятельность:

1. Система классных часов.

2. Годовой цикл традиционных  дел.

3. Школа пропагандистов  толерантности.



4. Творческие конкурсы.

1. Система классных часов.

2. Годовой цикл традиционных  дел.

3. Школа пропагандистов  толерантности.

4. Творческие конкурсы.

Обучающая и учебная деятельность:

1. Интеграция в урок.

2. Творческие конкурсы.



3. Семинары.

1. Интеграция в урок.

2. Творческие конкурсы.

3. Семинары.

 

  Ключевыми понятиями данной моделируемой подсистемы являются: мир, культура мира (культура свободы и всеобщего уважения, утверждающая права человека); права и свободы человека; толерантность как умение жить в мире непохожих идей и людей; равенство; справедливость; гражданственность; Отечество; общество; демократия; личностный рост (развитие гуманистических ценностей, отношений личности к миру, к людям, к самому себе); самоопределение личности (осознание человеком своего места в жизни, обществе); самореализация (наиболее полное использование способностей, талантов и возможностей человека); духовность (общечеловеческая исходная потребность в ориентации на высшие ценности); креативность (творческое преобразование мира и себя).

Ценностно-ориентированное ядро активного центра.

«Воспитание толерантности» – это направление деятельности воспитательного процесса, которое реализует следующие  цели:

-  воспитание личности в духе культуры мира и ненасилия, толерантности, взаимопонимания и сотрудничества, в духе уважения демократии, прав и свобод человека;

-  обучение навыкам конструктивного разрешения конфликтов, преодоления противоречий и достижения компромисса.

«Воспитание толерантности» – это подсистема воспитательной работы, в котором наиболее значимыми ценностями являются такие, как индивидуальность, терпимость, сотрудничество, доверие, гражданственность, демократичность, свободомыслие, правовая культура.

Деятельность, общение и отношения строятся на следующих принципах:

- Принцип индивидуальности. Создать условия для реализации  личностного роста, самореализации  и самоопределения личности. Каждый  участник учебно-воспитательного  процесса должен быть самим  собой, обрести свой гражданско-нравственный  образ.

- Принцип свободы выбора. Развить умение и навыки свободы  выбора цели, содержания, форм и  способов организации жизнедеятельности  человека и гражданина.

- Принцип творчества и  успеха. Определить и развивать  индивидуальные творческие способности  личности, стимулировать процесс  самосовершенствования.

-Принцип доверия, поддержки  и сотрудничества. Принципиально  отказаться от авторитарных методов  формирования личности. Установить  атмосферу доверия и доброжелательности, которая поможет самореализации  и самоутверждению и педагога, и ребенка.

Механизм функционирования воспитательной подсистемы.

Воспитательная подсистема выполняет следующие функции:

- формирует правовую культуру  молодого поколения и готовит  учащихся к жизни в демократическом  обществе;

- способствует развитию  личности, способной к сотрудничеству  с людьми разных мировоззрений, наций, религий, умеющей реализовать  право свободного выбора взглядов  и убеждений;

- развивает навыки самообразования, самовоспитания, творческое и ответственное  отношение к любой деятельности, практичность мышления, гуманистическое  отношение к людям и природе;

-  формирует у учащихся стремление изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело и доводить его до конца.

Реализация целей, задач и перечисленных функций воспитательной подсистемы возможна при осуществлении таких педагогических условий, как:

Информация о работе Система управления воспитательным процессом как средство формирования толерантной личности в образовательной организации