Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 09:45, дипломная работа
Российская гуманистическая культура, обладает значимым миротворческим потенциалом, который должен быть реализован в государственных масштабах, и особенно в педагогическом процессе. Школьные классы являются микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Для многих образовательных организаций это обстоятельство стало причиной сложных проблем. Межкультурному или толерантному взаимопониманию нужно учить. Поэтому, одной из задач воспитания становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы системы управления толерантной личности 9
Система воспитательного процесса в образовательной
организации на современном этапе 9
1.2 Формирование толерантной личности в рамках воспитательного процесса 15
Выводы 21
Глава 2. Структура и механизмы управления воспитательным процессом, ориентированным на формирование толерантной личности 23
2.1 Механизмы управления воспитательным процессом
по формированию толерантной личности 23
2.2 Анализ системы управления МАОУ гимназии № 83
города Тюмени по формированию толерантного воспитания 36
Выводы 54
Глава 3. Исследовательская часть 56
3.1 Разработка модели управления воспитательным процессом для формирования толерантной личности 56
3.2 Анализ результатов исследования 61
Заключение 69
Библиографический список
Согласно концепции модернизации Российского образования именно обновление воспитательного процесса – содержание и структура, материальная база, организационно-экономические и управленческие механизмы, статус будущего специалиста – должны сыграть ведущую роль в обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Развитию толерантности обучающихся в первую очередь способствуют педагогические условия, так как многие из них в той или иной
степени подвластны организаторам, поддаются решению и регулируются.
При формировании мультикультурной толерантности следует учитывать всю систему учебно-воспитательной работы в образовательной организации, все педагогические средства, так или иначе влияющие на формирование толерантности. Важными оказываются знания индивидуальных особенностей обучающихся, их стратификационный статус, особенности воспитания в семье, уровень притязаний и другое; необходимо учитывать национальный и этнический состав, причины проблем и конфликтов, возникающих между учащимися, культурные особенности социума и другое [40].
Педагогические условия представляют собой совокупность объективных возможностей содержания обучения и воспитания, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающих успешность достижения поставленной задачи. В теории воспитания условия рассматриваются как среда, в которой протекают те или иные педагогические процессы.
К числу собственно педагогических условий развития мультикультурной толерантности обучающихся, опирающихся на учет всех факторов и модернизацию содержания и структуры профессионального образования, мы отнесли следующие:
1. Развитие межпредметных связей и отношений в направлении обеспечения непрерывного становления и развития толерантных качеств личности учеников.
Систематические межпредметные и метапредметные связи при изучении учебных предметов, направленных на формирование мультикультурной толерантности, обеспечивают интегрированный характер учебной деятельности, приближая ее к содержанию и способам, моделирующим реальную обстановку в обществе.
В направлении становления мультикультурной толерантности учащихся образовательной организации межпредметные связи следует рассматривать как систему работы педагога и ученика, при которой в процессе овладения знаниями, умениями, формировании толерантного сознания, мировоззрения используется содержание смежных дисциплин с целью более прочного усвоения программного материала.
Благодаря такому построению образовательного процесса, знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируются их убеждения, толерантное сознание и устойчивость поведенческих норм в условиях толерантной среды.
2. Организация активной
Задача процесса воспитания в образовательной организации– развитие у учащихся интеллекта, креативности, умения обучаться. Обучение как и воспитание, призвано внести вклад в формирование активной, думающей и толерантной личности, стремящейся к образованию и самообразованию.
Наиболее эффективными при формировании мультикультурной толерантности учащихся являются когнитивные методы, первичная цель которых – познание объекта, и креативные методы, направленные на создание обучающимися образовательной продукции, то есть креативного результата. Среди них особый интерес для формирования толерантной личности представляют:
Метод эвристического исследования; метод эвристических вопросов; метод эвристического наблюдения; метод гипотез; нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем сопоставления различных комбинаций известных и неизвестных элементов, что способствует развитию умений менять точку зрения, быть активным; метод инверсии или метод обращения – применение принципиально противоположной альтернативы решения, когда стереотипные приемы оказываются бесполезными и другое.
Не менее важным видом эвристических методов обучения являются организационные методы, к которым можно отнести: методы целеполагания; методы планирования; методы создания образовательных программ.
Особое значение имеет углубление проблемного обучения, основывающегося на закономерностях творческого познания, моделирования проблемной ситуации в коммуникативной сфере или учебной деятельности. Проблемное обучение стимулирует диалектическое мышление, развивает способности проблематизировать все, что связано с предметом деятельности, облегчает видение им сфер деятельности на стыке наук и отраслей. Усвоение толерантного поведения происходит наиболее успешно не тогда, когда педагогами просто преподносится материал, а когда изучение начинается с изложения проблемной ситуации (указание на определенную практическую задачу и отсутствие или недостаточность средств ее решения, то есть с формулировки диалектического противоречия) и с выдвижения проблемы (с постановки познавательной задачи, с формулировки формально-логического противоречия). Затем может быть показан процесс разрешения этого противоречия, путь становления, генезис информации, получение которой снимает проблему.
3. Опора на личностно-
Наиболее приоритетным из направлений признается создание личностно-ориентированной ситуации в обучении. Это особая педагогическая среда, обусловленная ценностными и когнитивными факторами. При этом следует учесть, что личностно-ориентированное обучение продуцирует психологическую свободу обучающегося, а также вырабатывает иную систему ценностей. В целом, создается ситуация, при которой обучающийся может рассчитать свои силы и действия, а также развить собственные творческие ресурсы. Как показывает опыт, обучающиеся могут осознанно решать задачи по самопознанию, самодиагностированию, саморазвитию уже на второй ступени системы обучения. Кроме того, происходит превращение полученных знаний в личностно значимые, необходимые для активного взаимодействия с другими людьми.
К дидактическим условиям формирования толерантной среды мы относим использование в образовательном процессе технологи: развивающего обучения, обучение в сотрудничестве; метод проектов; открытое образование; индивидуальный стиль обучения и другое.
4. Компетентность преподавателя в культурологической сфере.
Преподаватели, работающие над развитием мультикультурной толерантности гимназистов, должны сами иметь глубокие знания и широкую эрудицию в культурологической сфере, уметь сотрудничать с окружающими, владеть инновационной тактикой и стратегией, методами решения творческих задач, быть толерантным.
В связи с этим, на наш взгляд, современный преподаватель считается компетентным в данном вопросе только в том случае, если он обладает разными видами профессиональной компетентности:
– специальная компетентность – владение собственно профессионально-педагогической деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие, умение работать с компьютером, с оргтехникой;
– социальная компетентность – владение
кооперативной профессиональной деятельностью,
сотрудничеством, приемами профессионально-
– личная компетентность – владение приемами личного самовыражения и саморазвития,
способность находить нестандартные решения (креативность), способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;
– индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, стремление к повышению качества своей работы;
– экстремальная профессиональная компетентность – готовность и способность к быстрой и адекватной модификации своей профессионально-педагогической деятельности при возникновении новых обстоятельств, к работе во внезапно усложнившихся условиях.
Названные виды профессиональной компетентности означают по сути дела зрелость преподавателя в его способности не только быть толерантным, но и воспитывать толерантную личность. В связи с этим, педагогическим образовательным организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку учителей, в процессе обучения необходимо формировать вышеуказанные компетенции и осуществлять их мониторинг.
5. Гуманистическая
Развитие толерантности школьников связано с процессом гуманизации образовательной среды. Гуманистическая направленность образовательной среды предполагает, что независимо от изучаемых дисциплин ребенок становится в центре процесса обучения, то есть происходит «очеловечивание» образования. Здесь главная задача заключается в формировании у обучающихся гуманистических ценностей, общей чертой которых является то, что все они приобретают свой статус в результате их оценки по критерию «человечность или античеловечность». Существуют следующие области гуманистических ценностей: экзистенциальные, социальные, политические, нравственные, эстетические и другие. Каждая из них непосредственно связанна с жизнедеятельностью человека. В плане формирования мультикультурной толерантности ключевыми являются также ценности самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между субъектами образования, максимальной реализации своих возможностей, восприятии нового опыта, способности на осознанный и ответственный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях.
6. Субъект-субъектный характер взаимодействия в системе «ученик-педагог». Развивая субъект-субъектные отношения между педагогами и обучающимися, реально можно способствовать тому, чтобы уже в процессе обучения в школе ребенок смог выбирать ориентиры для формирования собственных отношений к своей деятельности, к себе, к другим.
7. Эргономический принцип в
Эргономический принцип предполагает хорошую материально-техническую обеспеченность организации педагогического процесса, а также, первую очередь создание оптимальных условий профессионального обучения для увеличения его производительности, улучшения его качества и обеспечения необходимых условий для сохранения сил, здоровья и работоспособности обучающихся, то есть сохранение морально-психологического климата, толерантных взаимоотношений в любом коллективе.