Система управления воспитательным процессом как средство формирования толерантной личности в образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 09:45, дипломная работа

Описание работы

Российская гуманистическая культура, обладает значимым миротворческим потенциалом, который должен быть реализован в государственных масштабах, и особенно в педагогическом процессе. Школьные классы являются микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Для многих образовательных организаций это обстоятельство стало причиной сложных проблем. Межкультурному или толерантному взаимопониманию нужно учить. Поэтому, одной из задач воспитания становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы системы управления толерантной личности 9
Система воспитательного процесса в образовательной
организации на современном этапе 9
1.2 Формирование толерантной личности в рамках воспитательного процесса 15
Выводы 21
Глава 2. Структура и механизмы управления воспитательным процессом, ориентированным на формирование толерантной личности 23
2.1 Механизмы управления воспитательным процессом
по формированию толерантной личности 23
2.2 Анализ системы управления МАОУ гимназии № 83
города Тюмени по формированию толерантного воспитания 36
Выводы 54
Глава 3. Исследовательская часть 56
3.1 Разработка модели управления воспитательным процессом для формирования толерантной личности 56
3.2 Анализ результатов исследования 61
Заключение 69
Библиографический список

Файлы: 1 файл

План диплома.doc

— 261.79 Кб (Скачать файл)

1. Обеспечение готовности  личности учащегося и педагога  к самовыражению:

2.  Формирование позитивной Я-концепции личности ребенка и взрослого;

3. Актуализация потребности в самореализации и самоутверждении;

4.  Обеспечение формирования умений у педагогов и учащихся в самопознании, самостроительстве и самовыражении, способности быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в  гимназии;

5. Внесение корректив в формы и методы педагогической работы, направленной на противодействие влияниям, вызывающим чувство страха, отчуждения, агрессии, национального превосходства, желания насилия, превосходства по отношению к окружающим.

Формирование среды, содействующей развитию толерантной личности педагога и учащегося включает:

1.  Создание доброжелательного, нравственного и эмоционального комфортного климата школы; содействие развитию у учащихся и педагогов чувства защищенности;

2.  Обеспечение условий для свободы выбора в различных видах жизнедеятельности детей и взрослых, для реализации своих творческих и интеллектуальных способностей;

3.  Развитие информационной системы по проблемам толерантности, вскрывающей культурные, социальные, экономические, политические, религиозные источники нетерпимости, насилия и отчуждения;

4.  Анализ форм и методов (создание новых) формирования независимого мышления детей и взрослых и выработка критического осмысления суждений, основанных на моральных общечеловеческих ценностях;

5.  Разработка квалификационного стандарта специалиста (пропагандист идей толерантности, конфликтолог, миротворец), проведение курсов обучения, повышения педагогического мастерства, разработка и использование новых технологий по обучению толерантности;

6.  Моделирование и построение воспитательных систем учебных классов по формированию толерантных установок и развитию гражданской активности;

7.  Создание системы мониторинга за изменениями в личностном росте детей и взрослых.

При  составлении программы воспитательной работы администрация гимназии опиралась на структуру концепции воспитательной системы:

 

 

Структура концепции воспитательной системы:

Характеристика социума

 

Разочарование взрослых в результатах политической и экономической перестройки: разрушение основ гражданско-нравственного воспитания детей, семейных воспитательных традиций, конфликтный тип общения детей и взрослых, влияние социальных «болезней» на образовательную среду.

Механизм развития личности

 

Воспитание гражданина России (образованность, толерантность, компетентность, нравственное и физическое здоровье, ответственность, предприимчивость, миролюбие).

Концептуальное теоретическое обоснование

 

Педагогика ненасилия. Общечеловеческие ценности. Гражданственность. Гуманизация. Демократизация. Права и свободы. Стандартизация – выработка единого содержания и критериев оценки. Стратификация – осознание себя с точки зрения своих способностей, возможностей, потребностей.

Цели и задачи

 

Цель: воспитание гражданско-нравственной личности.

Задачи: разработать и внедрить в педагогическую практику образ воспитательной системы «Дети и взрослые – сограждане в меняющемся мире».

Ведущие методы работы

 

Метод проектов, психолого-педагогические тренинги, образовательные спецкурсы, факультативы, семинары, Советы, традиции.

Образ школы

 

Проекты:

-  «Толерантность – школа жизни»,

-  «Я – гражданин России»,

-  «Молодежь против наркотиков».

Микроклимат – проект – сотрудничество

Этапы построения воспитательной системы школы

 

Подготовка (рождение идеи), планирование.

Реализация

Анализ и коррекция.

Рождение новой идеи.

Механизм личностного роста

 

Мотив – цель – деятельность

Делай как я – делай со мной – давай подумаем вместе, как сделать.

Планируемый результат

 

Личностный рост, компетентность взрослых и детей.


 

 

Ни одна образовательная организация на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-направленном учреждении, если ограничится лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если не научит детей ценить и развивать свою собственную уникальную личность и уважать и восхищаться неповторимостью личности другой.

Объектом, субъектом, предметом воздействия и результатом деятельности любой образовательной организации, является личность выпускника, формирующаяся и развивающаяся в условиях  внутришкольного и внешкольного пространства, испытывающих постоянное воздействие макросоциума.

 Системы воспитания – создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации толерантной личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

Для эффективной реализации данной цели воспитания необходимо определиться с базовым тезисом. Мы считаем, что основой правильного воспитания является опора на нравственные ценности, выработанные опытом предшествующих поколений, овладение культурой своего народа, терпимость и толерантность по отношению к представителям других культур, взаимное уважение и принятие.

Основной механизм воспитания – образовательное воспитательное пространство, центральным структурным элементом которого является система отношений внутри пространства, морально-психологическая атмосфера, требования и эталоны поведения, принятые в образовательной организации. И здесь воспитывает сама среда воспитательного процесса:

система отношений между педагогами и детьми; система отношений внутри ученического и педагогического коллективов; отношения между микросоциумами (группами педагогов и (или) учащихся, объединенных общими ценностями, целью, совместной деятельностью).

Значимость того или иного микросоциума определяется тем, насколько велико его воздействие на формирование ценностных установок ребенка, его мнений, убеждений.

Следующим структурным элементом воспитательного пространства на наш взгляд, является система внутренних и внешних условий, направленных на развитие, саморазвитие и самореализацию ученика как личности.

Внутренние условия: ученическое самоуправление; система работы классных руководителей, эффективность деятельности методического объединения классных руководителей; социально-психологическое сопровождение воспитательного процесса; построение образовательного пространства на основе интеграции обучения, развития и воспитания с приоритетом последнего; система традиций.

К внешним условиям мы относим сотрудничество с социокультурными, образовательными и спортивными организациями города, в рамках которого обучающиеся приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире.

Реализуется данная задача через все структурные подразделения, каждое из которых выполняет соответствующую миссию для достижения оптимальных конечных результатов.

Вся система мер, направленных на развитие управленческих  связей, способствует гармонизации взаимоотношений между участниками образовательного процесса.

Схематически реализация поставленной управленческой задачи отображена на рисунке 1.

Рис.1.

 

Структура процесса управления гимназии

 

Главным результатом управленческих процессов является тот факт, что все кардинальные изменения, инновации, преобразования, создание планов, формулирование целей и задач решаются и утверждаются коллегиально, с учётом как общих интересов, так и конкретной личности. А это способствует естественному и эффективному развитию всей работы образовательной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2   Анализ  системы управления МАОУ гимназии  № 83 города Тюмени по формированию  толерантного воспитания

 

Актуальность проблемы формирования толерантности в нашем обществе сегодня не вызывает сомнений. Сложности общественного развития в большей степени обусловлены отсутствием развитого правового, демократического сознания. Ценности толерантности являются краеугольным камнем этого сознания, поэтому дальнейшее движение общества по пути демократии и свободы невозможно без создания системы, которая бы воспитывала ценности толерантности подрастающего поколения. Когда мы опрашивали администрацию и педагогов МАОУ гимназии  № 83 города Тюмени о наличии системы в организации учебной и внеучебной работы по формированию толерантности личности, то все (100%) отвечают положительно: да, такая система есть. На тот же вопрос — о наличии системы воспитания (как синоним «воспитательная система») лишь 2% отвечают уверенно «да»; 3% «да», но неуверенно, и 95% не могут сказать, что в  образовательной организации воспитание строится системно, т. е. то, что имеют в виду, когда говорят о воспитательной системе. Естественно, отвечающие сравнивают организацию учебного и воспитательного процессов интуитивно, и они хотели бы понимать в учебном заведении систему и в воспитании. Почему же надежды на построение воспитательной системы не сбываются?

Как обычно, причины заключаются в разных обстоятельствах. Во-первых, наукой не разработаны в достаточной степени механизмы реализации системного подхода к воспитанию как к целостному процессу и четкие ориентиры управления развитием воспитательных систем. Подтверждением может служить то, что воспитательные системы выстраиваются в тех учреждениях, в которых директора школ обладают воображением, развитым творческим мышлением и имеют возможность самореализоваться при поддержке органам образования, дополнительном научном обеспечении, постоянном самообразовании. Из опубликованных материалов известно, что таких руководителей образовательных организаций в России не более 1—2%. Можно конечно предположить, что на самом деле таких руководителей и школ больше, но все равно их меньше половины. Но дело не только в конкретных научных разработках. Все зависит еще и от общегосударственной политики в области системы воспитания.

Во-вторых современный школьник должен уметь правильно воспринимать, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в обществе, не нанося вреда и не ущемляя права окружающих людей. Результаты анкетирования «Толерантность в образовании»,  проведенного в МАОУ гимназии № 83 города Тюмени (71 участник), показывают: 27% респондентов считают, что в местности, где они проживают, существует нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания, 28% не знают о такой проблеме, 36% отмечают, что ко всем относятся хорошо, 8% высказали мнение, что ко всем людям относятся плохо (приложение 1).

Кроме того, в современных условиях возникает необходимость формирования у обучающихся образовательных организаций чувства собственного достоинства и толерантности по отношению к самому себе, что рассматривается нами как необходимое условие толерантности по отношению к другим. В ходе анкетирования на вопрос «к Вам когда-нибудь относились хуже, чем к другим людям по какому-либо признаку?» 62% ответили отрицательно, 19% сталкивались с подобными проблемами.

Остается важной для подростков так же проблема «границ» толерантности. В обществе существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, а с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления [7]. Преступники, представители сексуальных меньшинств, наркоманы, ВИЧ-больные и  многие другие нестандартные люди, несомненно, являются «иными» в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы терпимыми и снисходительными в таких случаях? Из 71 опрошенного обучающегося личную нетерпимость к представителям какого-либо меньшинства проявляли 17% опрошенных, никогда не были агрессивны в этом 62%. Однако 21% не смогли ответить отрицательно на этот вопрос. В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? 53% опрошенных, так или иначе, сталкивались в своей жизни с проявлением нетерпимости. Таким образом, проблема границ толерантности — это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, равнодушием подрастающего поколения.

Информация о работе Система управления воспитательным процессом как средство формирования толерантной личности в образовательной организации