Система управления воспитательным процессом как средство формирования толерантной личности в образовательной организации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 09:45, дипломная работа
Описание работы
Российская гуманистическая культура, обладает значимым миротворческим потенциалом, который должен быть реализован в государственных масштабах, и особенно в педагогическом процессе. Школьные классы являются микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Для многих образовательных организаций это обстоятельство стало причиной сложных проблем. Межкультурному или толерантному взаимопониманию нужно учить. Поэтому, одной из задач воспитания становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы системы управления толерантной личности 9 Система воспитательного процесса в образовательной организации на современном этапе 9 1.2 Формирование толерантной личности в рамках воспитательного процесса 15 Выводы 21 Глава 2. Структура и механизмы управления воспитательным процессом, ориентированным на формирование толерантной личности 23 2.1 Механизмы управления воспитательным процессом по формированию толерантной личности 23 2.2 Анализ системы управления МАОУ гимназии № 83 города Тюмени по формированию толерантного воспитания 36 Выводы 54 Глава 3. Исследовательская часть 56 3.1 Разработка модели управления воспитательным процессом для формирования толерантной личности 56 3.2 Анализ результатов исследования 61 Заключение 69 Библиографический список
Педагогическим коллективом разработан
практикум, ориентированный на формирование
толерантности учащихся, расширение их
межкультурной компетентности, приобретение
этнокультурного опыта, навыков позитивного
межэтнического взаимодействия. Он предполагает
овладение обучающимися наиболее устойчивыми
элементами повседневно-бытового материального
мира: еда, одежда, костюм, а также внешними
проявлениями культуры своего и других
народов. Важное место в практикуме отводится
внеклассным мероприятиям, посвященным
проблемам взаимодействия и коммуникации
членов образовательного сообщества.
Цели и
задачи программы воспитательной работы
гимназии
на
2011 – 2015 гг.
Воспитание в каждом ребенке
человечности, доброты, гражданственности,
творческого отношения к деятельности,
бережного, внимательного отношения к
окружающему миру, владение культурой
своего народа – вот ведущие ценности,
которыми должен руководствоваться, на
наш взгляд, педагогический коллектив
и которыми должна насыщаться воспитательная
система гимназии.
Воспитательная система гимназии
создается объединенными усилиями всех
участников образовательного процесса:
педагогами, детьми, родителями. Немаловажна
также роль социума, в котором функционирует
образовательное учреждение. В процессе
построения программы воспитательной
работы мы исходили из их взаимодействия
для достижения максимального эффекта
процесса воспитания.
Цель:
Создание оптимальных условий
для развития, саморазвития и самореализации
личности ребенка – личности психически
и физически здоровой, гуманной, толерантной,
духовной и свободной, социально мобильной,
востребованной в современном обществе.
Задачи:
- организация единого воспитательного
пространства, разумно сочетающего внешние
и внутренние условия воспитания обучающихся,
атмосферу школьной жизни, отношения между
членами микрогрупп;
- развитие самоуправления гимназистов,
предоставление им реальной возможности
участия в управлении образовательной
организацией, в деятельности творческих
и общественных объединений различной
направленности; содействие формированию
сознательного отношения учащихся к своей
жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью
окружающих людей;
- вовлечение учащихся в систему
дополнительного образования с целью
обеспечения самореализации личности;
- создание условий для участия
семей обучающихся в воспитательном процессе,
развития родительских общественных объединений,
повышения активности родительского сообщества;
Кроме того, привлечение родительской
общественности к участию в соуправлении
школой; воспитание учеников в духе демократии,
личностного достоинства, уважения прав
человека, гражданственности, патриотизма.
Принципы воспитательной
работы:
Личностно-ориентированные:
целостное развитие (физическое,
интеллектуальное, духовное); психологический
комфорт (атмосфера раскрепощенности,
уважения, успешности, достижения поставленной
цели); адаптивность (“Школа – мой дом!”).
Культурно-ориентированные:
смысловое отношение к окружающему
миру; опора на культуру как на основу
мировоззрения; толерантность; целостная
картина мира.
Деятельностно-ориентированные:
овладение деятельностью (целеполагание,
контроль, опора на самостоятельное развитие);
креативность.
Приоритетные направления воспитательной
работы гимназии:
Формирование личности воспитанника.
Поскольку в центр программы воспитательной
работы мы поставили ученика и ориентировали
программу на создание оптимальных условий
для формирования полноценной личности
выпускника гимназии, основное внимание
следует уделить, на наш взгляд, следующим
характеристикам личности:
Интеллект.
Информационная база знаний,
полученных в результате обучения в гимназии,
должна сопровождаться рядом мыслительных
способностей:
критичностью, гибкостью, способностью
к рефлексии, самостоятельностью, широтой
и глубиной мышления, способностью самостоятельно
получать новые знания, находить им применение,
способность овладевать универсальными
умениями и действиями (УУД), пользоваться
ими в учебной и внеучебной деятельности.
Креативность.
В современном, постоянно изменяющемся
мире нетворческой личности найти свое
место очень сложно. Каждый воспитанник
нашей гимназии должен иметь возможность
проявить свои природные способности,
творческий потенциал, уметь находить
нестандартные решения жизненных ситуаций,
быть восприимчив к новизне, оригинальности.
Педагогический коллектив гимназии
уделяет особое внимание стимулированию
детской активности, творчеству.
Нравственные ценности.
Изучение общепринятых норм
поведения в мире, в стране, в образовательной
организации, культурных ценностей исторического
прошлого обеспечивают внешнюю нормированность
нравственного поведения обучающегося.
Формирование внутренней этической нормированности
осуществляется посредством выработки
рефлексивного отношения к себе в соответствии
с этическими идеалами: гуманизмом, патриотизмом,
интернационализмом, честностью, справедливостью,
ответственностью, уважением к окружающим
людям, чувством собственного достоинства,
милосердием. Особое внимание, на наш взгляд,
следует уделять национальной культуре,
традициям русского народа.
Коммуникативность.
В связи
с необходимостью адаптации к изменяющимся
условиям социума, выпускник школы должен
обладать следующими коммуникативными
навыками:
готовностью к сотрудничеству;
способностью к пониманию другой личности,
к сопереживанию; готовностью оказать
помощь; доброжелательностью; тактом.
Здоровье.
Мы видим задачу гимназии, в
связи с вышеперечисленным, в профилактической
работе, в формировании у учеников следующих
установок:
потребности в здоровом образе
жизни; неприятия негативного влияния
окружающих; умения управлять своими эмоциями,
здоровьем (психическим, физическим); стремления
к укреплению, совершенствованию своего
здоровья.
Саморегуляция поведения.
Важной характеристикой личности
является способность обучающегося к
саморегуляции поведенческих реакций,
к самоорганизации своей жизни, умение
планировать свою и чужую деятельность,
иметь и отстаивать свои убеждения, реализовывать
свои проекты. Для этого необходимо сформировать
следующие качества личности: целеустремленность,
инициативность, организованность, ответственность,
самостоятельность, чувство долга, дисциплинированность,
самоконтроль.
Поддержание, укрепление и формирование
традиций гимназии.
Данное
направление воспитательной работы призвано
осуществлять культурно-ориентированные
принципы воспитательной системы. Целостное
представление об окружающем мире обучающиеся
получают через переживание и участие
в особых традиционных моментах школьной
жизни, позволяющее формировать гражданина,
семьянина, товарища. Гордость за свою
гимназию, как и за свою семью, воспитывает
дух патриотизма, стимулирует учеников
и педагогов к формированию новых традиций,
к совместному творчеству.
Традиционными в гимназии являются
следующие праздники, КТД:
Торжественная линейка «Здравствуй,
школа!» (День Знаний) Праздник для первоклассников
«Посвящение в ученики» КТД «День самоуправления»
Праздник сюрпризов «Спасибо Вам, учителя!»
Предметные недели. «День толерантности»
Театрализованные новогодние праздники
КТД «День Святого Валентина» КТД «Нам
дороги эти позабыть нельзя!..» (День Победы).
Праздник последнего звонка “Звени, звонок,
вещай судьбы начало!”.
Создание условий для творчества
педагогов и учащихся.
Личности творческой, способной
к принятию нестандартных решений, поиску
нетрадиционного выхода из ситуации легче
найти свое место в современном обществе.
Реализацию данного направления системы
воспитательной работы мы видим в соблюдении
следующих условий:
учет индивидуальных способностей
каждого обучающегося; учет возрастных
периодов для развития потенциальных
способностей к значимым видам деятельности;
предметное самоопределение обучающихся
с целью пробы себя в различных видах деятельности;
опора на конкурентность в учебно-воспитательном
процессе (олимпиады, конкурсы, смотры
и т. д.); учет социального заказа общества;
творчество педагогов – залог успешного
формирования творчества учащихся гимназии.
Данное направление воспитательной
работы является ключевым для всей системы
воспитательной работы. Формирование
системы самоуправления гимназистов “Кузница
кадров”. Качество учебно-воспитательного
процесса в гимназии зависит, в первую
очередь, от заинтересованности и компетентности
педагогического состава. Каждый классный
руководитель и каждый учитель-предметник
должен понимать всю важность системного
подхода к воспитанию гимназистов, должен
обладать следующими характеристиками:
установкой на деятельность в инновационном
режиме; умением анализировать воспитательный
процесс, находить пути его оптимизации;
умением проектировать и реализовывать
воспитательные цели; умением осваивать
свой опыт через рефлексию и обобщать
его, пользоваться обобщенным опытом коллег;
способностью к самовыражению.
Естественным нам кажется и
активное участие педагогов в работе предметных
методических объединениях, в работе методического
объединения классных руководителей.
Направления деятельности методического
объединения классных руководителей:
обобщение и распространение опыта классных
руководителей; повышение компетентности,
педагогического мастерства педагогов;
проблемный семинар.
Этапы
реализации Программы
№
п/п
Наименование
Содержание этапа
Сроки
1.
Информационно-аналитический
· анализ воспитательной деятельности
школы
· выявление проблем;
· определение приоритетных
направлений развития.
2011
2.
Проектировочный
· разработка Концепции «Школа
толерантности»
· разработка Программы
2012
3.
Внедренческий
· внедрение и комплексное использование
в воспитательном процессе современных
технологий;
· реализация воспитательных
и комплексно-целевых программ и проектов;
· совершенствование воспитательного
пространства и содержания воспитания;
· сбор данных мониторинга воспитательного
процесса.
2012 - 2014
4.
Корректировочный
· анализ данных мониторинга;
· корректировка тактических
задач по каждому из приоритетных направлений;
· внесение изменений в содержание
программ, проектов.
2011 - 2015
5.
Аналитико-обобщающий
· анализ результатов реализации
Программы «Школа толерантности»;
· систематизация полученных
данных;
· формулирование проблем и
перспектив развития.
2015
Реализация системы воспитательной
работы предполагает:
· формирование ведущих интегративных
качеств личности;
· непрерывную педагогическую
диагностику, постепенно переходящую
в самодиагностику, самопознание;
· практическую деятельность
педагогов и воспитанников;
· содержание просвещения в
области гуманитарной культуры;
· оптимальное сочетание индивидуального
воспитания, воспитания в коллективе и
самовоспитания;