Система управления воспитательным процессом как средство формирования толерантной личности в образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 09:45, дипломная работа

Описание работы

Российская гуманистическая культура, обладает значимым миротворческим потенциалом, который должен быть реализован в государственных масштабах, и особенно в педагогическом процессе. Школьные классы являются микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Для многих образовательных организаций это обстоятельство стало причиной сложных проблем. Межкультурному или толерантному взаимопониманию нужно учить. Поэтому, одной из задач воспитания становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы системы управления толерантной личности 9
Система воспитательного процесса в образовательной
организации на современном этапе 9
1.2 Формирование толерантной личности в рамках воспитательного процесса 15
Выводы 21
Глава 2. Структура и механизмы управления воспитательным процессом, ориентированным на формирование толерантной личности 23
2.1 Механизмы управления воспитательным процессом
по формированию толерантной личности 23
2.2 Анализ системы управления МАОУ гимназии № 83
города Тюмени по формированию толерантного воспитания 36
Выводы 54
Глава 3. Исследовательская часть 56
3.1 Разработка модели управления воспитательным процессом для формирования толерантной личности 56
3.2 Анализ результатов исследования 61
Заключение 69
Библиографический список

Файлы: 1 файл

План диплома.doc

— 261.79 Кб (Скачать файл)

4.   Систематизировать формы работы с обучающимися    по формированию толерантности.

В ходе проведенного исследования использовались следующие методы: теоретического уровня -  анализ и синтез научной литературы по данному вопросу, сравнение, сопоставление, умозаключение; эмпирического уровня – наблюдение, анализ документации деятельности школы, анкетирование, педагогическое моделирование.

Научная новизна исследования состоит, во-первых, в проведении анализа

теоретико-методической основы системы управлении толерантной личностью, в результате которого показано влияние системы управления воспитательным процессом на формирование толерантности у обучающихся, во-вторых, в разработке модели управления воспитательным  процессом для формирования толерантной личности обучающихся.

Теоретическая значимость исследования:

1. Расширение представлений о комплексном характере толерантности отражающих их готовность к принятию других людей.

2. Анализ особенностей системы управления воспитательным процессом, составляющих необходимые предпосылки для успешного формирования толерантности, могут служить диагностическим и прогностическим целям.

Практическая значимость исследования:  описание направлений системы управления воспитательной работы по формированию толерантности личности.

Структура диплома. Диплом состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложения. 

Во введении отражается актуальность и изученность темы, сформулированы объект, предмет, цель, задачи исследования, определены методы, выделены научная новизна и практическая значимость, раскрыта структура диплома.

В первой главе рассматривается теоретико-методологические основы системы   управления толерантной личности, освещаются основные понятия, содержание и сущность процесса формирования толерантности, с раскрытием различных научных и методологических точек зрения, позиций.

Вторая глава является аналитической, содержит описание основных характеристик, особенностей тенденций и закономерностей системы управления воспитательным процессом по формированию толерантности.

Третья глава  представляет собой описание модели управления воспитательным  процессом для формирования толерантной личности,                                                       собственных взглядов по формированию толерантности с доказательствами и конкретными расчетами на базе аналитических данных второй главы.

Экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ гимназии № 83 города Тюмени.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы системы управления      толерантной личности

 

1.1. Система воспитательного процесса в образовательной организации на современном этапе

В педагогической литературе и практике с конца 80-х годов принято использовать понятие «воспитательная система». Научно доказано: если в любом деле процесс деятельности выстраивается на системной основе, то он приводит к положительному результату, соответствующему поставленным целям. Если системная организация процесса отсутствует, то никто не может утверждать, что получится в его окончательном результате и будет ли он соответствовать замыслу.

  В современных, общепринятых в научных кругах, представлениях, принято рассматривать личность, как самодостаточную цельную структуру, обладающую неким самосознанием. При этом предполагается наличие у личности определённого спектра качеств и характеристик, называемых человеческими. И всё существование личности сводится к наработке и усилению одних качеств, положительных по определению, и ослаблению, искоренению ряда других, называемых отрицательными. А баланс так называемых позитивных и негативных качеств и формирует необходимый  (и, тем не менее, весьма условный) уровень толерантности.

Так как список самих качеств, нарабатываемых личностью в процессе жизни, достаточно обширный, то и показатель толерантности будет у одной и той же личности изменяться в зависимости от изменения «вектора интереса» в направлении наработки того или иного качества. В зависимости от сопутствующих фоновых обстоятельств, чувство к одному и тому же объекту или событию может мгновенно измениться на противоположное по качеству. Аналогично прослеживается та же тенденция в направлении ментальных качеств. Стоит, к примеру, услышать в свой адрес негативное суждение или, наоборот, похвалу, как качество мысли по текущей теме, объекту существенно изменяется.

Сама организация воспитательного процесса и особенно той его части, которую называют воспитательной работой, примерно с 30-х годов прошлого века складывалась в большей мере стихийно по всем его компонентам — целеполаганию, содержанию, формам, методам работы. Получая общие рекомендации о том, что надо делать, и не зная, как это реализовать в каждой образовательной организации, практики испытывают затруднения с формированием и развитием воспитательных систем.

Складывавшаяся годами авторитарная система управления в обществе, также оказывала влияние и на работу педагогов. Воздействие на сознание ребенка производилось убеждением, внушением, упражнением, стимулированием, организацией коллективного мнения. Но все это организовывалось педагогом и исходило от него самого. Сохраняя цели и структуру каждого из указанных методов, необходимо использовать опосредованный способ влияния на сознание ребенка, а именно через организацию социального взаимодействия, т. е. установление коммуникативных связей между участниками образовательного процесса, путем какой-либо знаковой системы. В таком случае имеет место развитие идей А. С. Макаренко о педагогике параллельного действия в воспитательной работе.

Размещение основных воспитательных форм и методов во времени и пространстве носит неупорядоченный характер и зависит от случайностей и обстоятельств. Например, все воспитательные мероприятия планируются образовательной организацией на год и месяц. К ним приспосабливается вся деятельность ученических коллективов, а упорядоченность и последовательность, например, таких основных форм воспитания, как классные часы и классные собрания, не регулируется так, как это связано с учебными занятиями. Основные воспитательные формы — классный час и классное собрание являются для воспитательной работы тем же, чем урок является для учебной. Упорядочение воспитательной работы, ее систематичность через вышеуказанные формы способствует системной организации воспитания.       

Отсутствие мониторинга за воспитательным процессом и системного анализа результатов не позволяет объективно оценивать его эффективность. Рассматривая систему как средство достижения цели, необходимо вырабатывать конкретные критерии и показатели оценки эффективности (полезности) системы, уметь оценивать ее по критериям, чтобы своевременно вносить в процесс необходимые изменения. Основным показателем эффективности процесса является положительная динамика в изменениях уровня воспитанности обучающихся.

При этом образовательная организация использует такие технологии, которые способствуют развитию основных форм сознания: общественного, когда человек руководствуется мотивами общественного долга (альтруизм в основе поведения, поступка), и индивидуального, когда в основе поведения лежат личностные мотивы, сочетаемые с мотивами общественного долга. Научить ребенка сочетать личное с общественным, выстраивать поведение, направленное на понимание и принятие, на добро, уметь регулировать свое поведение в соответствии с выработанными в историко-культурном развитии человека нравственными нормами жизнедеятельности — в этом и состоит назначение воспитания как общественного явления.

 

 Приведем определения воспитательной системы, которые являются рабочими в теоретических исследованиях.

Воспитательная система объединяет комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между ее участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнедеятельности воспитательной системы [36, с. 404].

Воспитательная система образовательной организации— сложное психолого-социо-педагогическое образование, неравновесное, саморегулируемое и управляемое. Эта открытая система: она успешно взаимодействует с ближним и дальним социумом, осваивая его, сама становится мощным средством социализации. Воспитательная система школы имеет усложненную структуру, она состоит из компонентов, скрепленных системными связями. Соединение частей системы в единое целое и обеспечивается ее управленческим блоком [1, с. 7].

Поскольку данные определения имеют несколько расширенный, теоретический смысл, то, приближая их к моделируемой системе, мы пользуемся неким эквивалентом понятия «воспитательная система», обозначив воспитательный процесс как целостную систему. Поэтому, системообразующим элементом воспитательной системы можно считать не ведущий вид деятельности, а цели воспитания, а все остальное — средства, содержание, формы, методы, деятельность, внешняя и внутренняя среда, система отношений, организационные условия, обеспечивающие реализацию целей. Получаем схему: цель — результат, цель — результат... и так до бесконечности. В этом суть системности процесса. При этом различаются цели по субъекту управления (педагоги) и объекту управления (обучающиеся). Образовательная организация планирует педагогические цели, которые реализуются через цели деятельности детей. Поэтому для учеников первые (педагогические цели) являются скрытыми. Цели деятельности являются их выбором при грамотном педагогическом руководстве. Перевод педагогических целей в цели деятельности обучающихся составляет основу педагогического мастерства. Если в результате педагогической деятельности формируются качества личности, соответствующие воспитательным целям, которые стали проявляться в позиции, в поведении и поступках детей, то это и означает, что педагогический процесс эффективен, так как результаты соответствуют целям воспитания.

Итак, воспитательный процесс представляется воспитательной системой при наличии: целей воспитания, средств их реализации и измерителей, позволяющих оценивать эффективность системы. Такую организацию воспитательного процесса в образовательной организации можно назвать системной, что и означает наличие воспитательной системы или системы в воспитании.

Понятие «управление развитием воспитательной системы» вначале разделим на управление и развитие. Управление как целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня позволяет обеспечивать оптимальное функционирование и развитие управляемой системы и перевод ее на новый, качественно более высокий уровень (Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Т. К. Чекмарева). Управление процессом развития — это «непрерывная последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта...» (В. С. Лазарев и др.). Таким образом, мы приходим к выводу о том, что управление развитием системы — это внесение субъектом управления качественных изменений в переменные компоненты системы при достижении оптимального эффекта в развитии объекта управления.

Управление воспитательными системами осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и внутришкольном. Каждый уровень управления обладает своей спецификой.

На федеральном уровне определяются концептуальные основы воспитания на методологическом и теоретическом уровнях, находятся основные научные центры, способные выполнять эту задачу. Это РАН, РАО, общественно-государственные научные центры, в которых создаются фундаментальные научные основы. Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с научными организациями вырабатывает образовательную политику и стратегию развития образовательных и воспитательных систем. Оно обеспечивает подготовку педагогических кадров и финансирование системы образования в целом, способствует распространению передового педагогического опыта в масштабах страны.

На региональном уровне вырабатываются программные материалы и документы, позволяющие образовательным организациям выстраивать собственные концепции и программы воспитания. Организуется опытно экспериментальная и исследовательская работа в образовательных организациях, консалтинговая служба, ведется информационно-аналитическая работа, проводится мониторинг образовательного процесса и анализ его результатов, прогнозируется развитие воспитательных систем.

Таково основное назначение внешнего управления образовательными организациями, которое призвано способствовать развитию воспитательных систем в конкретных учебных заведениях. Рассмотрим следующий уровень управления. 

Управленческая деятельность образовательной организации строится в соответствии с функциями управления вышеуказанных уровней, которые в своей совокупности отражают специфику управленческого труда, его содержание, упорядоченность и системную целостность. Это информационно-аналитическая деятельность, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая и регулятивно-корреляционная. Указанные виды управленческой деятельности осуществляются на каждом этапе становления и развития воспитательной системы в образовательной организации.

Информация о работе Система управления воспитательным процессом как средство формирования толерантной личности в образовательной организации