Система управления воспитательным процессом как средство формирования толерантной личности в образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 09:45, дипломная работа

Описание работы

Российская гуманистическая культура, обладает значимым миротворческим потенциалом, который должен быть реализован в государственных масштабах, и особенно в педагогическом процессе. Школьные классы являются микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Для многих образовательных организаций это обстоятельство стало причиной сложных проблем. Межкультурному или толерантному взаимопониманию нужно учить. Поэтому, одной из задач воспитания становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы системы управления толерантной личности 9
Система воспитательного процесса в образовательной
организации на современном этапе 9
1.2 Формирование толерантной личности в рамках воспитательного процесса 15
Выводы 21
Глава 2. Структура и механизмы управления воспитательным процессом, ориентированным на формирование толерантной личности 23
2.1 Механизмы управления воспитательным процессом
по формированию толерантной личности 23
2.2 Анализ системы управления МАОУ гимназии № 83
города Тюмени по формированию толерантного воспитания 36
Выводы 54
Глава 3. Исследовательская часть 56
3.1 Разработка модели управления воспитательным процессом для формирования толерантной личности 56
3.2 Анализ результатов исследования 61
Заключение 69
Библиографический список

Файлы: 1 файл

План диплома.doc

— 261.79 Кб (Скачать файл)

 

 

Мониторинговая деятельность

Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий

Периодичность

Ответственные

Культура толерантности и развитие гражданской компетентности

Уровень сформирован-ности гражданственности учащихся

Опросник

Ежегодно

апрель

Классные руководители

Уровень сформирован-ности нравственных ценностей учащихся

Методика Н. Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

Ежегодно

апрель

Классные руководители

Уровень общественной активности учащихся

Методика определения общественной активности учащихся Е.Н.Степанова

Ежегодно

апрель

Заместитель директора по ВР

Уровень тревожности и агрессивности учащихся

 

Раз в полугодие

Классные руководители

Уровень сформированности толерантной культуры учащихся и педагогов

Опросник

Ежегодно

апрель

Классные руководители

Демократизация школьной среды

Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе

Методика М. И. Рожкова

Ежегодно

апрель

Классные руководители

Уровень развития деятельности Управляющего совета

Аналитическая справка

Ежегодно

Июнь

Председатель Управляющего совета

Организация социально-позитивной деятельности

Количество проектов, участвующих в конкурсах социальных проектов

Статистическая отчетность

Ежегодно

июнь

Зам. директора по ВР, Управляю-щий совет       

Количество реализован-ных социальных проектов учащихся в школе

Отчеты по проектам

Ежегодно

июнь

Зам. директора по ВР, Управляю-щий совет       

Уровень удовлетворен-ности КТД и ключевыми делами

Анкетирование

Ежегодно

апрель

Зам. директора по ВР  

Степень выполненности договоров социального партнерства

Статистические данные

Ежегодно

Июнь

Администрация

Удовлетворенность жизнедеятельностью школы

Уровень удовлетворенности школой учащихся

Методика А. А. Андреева

Ежегодно

апрель

Классные руководители

Уровень удовлетворенности школой педагогов

Методика А. А. Андреева

Ежегодно

апрель

Заместитель директора по ВР

Уровень удовлетворенности школой родителей

Методика Е. Н. Степанова

Ежегодно

апрель

Классные руководители

Уровень удовлетворенности деятельностью социальных партнеров

Опросник

Ежегодно

Июнь

Директор


 

 

Управление реализацией проекта

Управление проектом  осуществляется педагогическим советом, директором, заместителем директора по УВР,  заместителем директора по ВР, экспертно-методическим советом и временными творческими коллективами, классными руководителями, педагогами школьной службы. Руководителем проекта является заместитель директора по ВР. Участники образовательного процесса: учащиеся, педагоги, родители.

Руководители

Функциональные обязанности

Педагогический совет

    1. Принимает решение к утверждению: проекта, промежуточных результатов, итоговых результатов

Директор

1. Утверждает проект, промежуточные  и итоговые результаты реализации  проекта

2. Организует и курирует  деятельность органов государственно-общественного  управления школой

3. Утверждает нормативно-правовую  базу

4. Обеспечивает стратегическое  управление реализацией проекта

5. Создает материально-финансовые  условия для реализации проекта

Заместитель директора по УВР

1. Организует курсовую  подготовку по формированию толерантной  культуры

2. Организует деятельность  по реализации гражданского компонента  предметных рабочих программ

3. Выявляет, обобщает и  распространяет опыт педагогов  по внедрению современных образовательных  технологий

4. Проводит методические  мероприятия

5. Организует конкурсы  и смотры, педагогическую конференцию

Заместитель директора по ВР

1.  Осуществляет общее  руководство проектом. Обеспечивает  планирование, организацию, контроль  и анализ по реализации  поставленных  задач по реализации проекта.

2. Организует и консультирует  деятельность органов ученического  самоуправления в школе

3. Разрабатывает совместно  с Гражданским клубом нормативно-правовую  базу органов ученического самоуправления

4. Оказывает методическую  и консультационную помощь классным  руководителям  и Гражданскому  клубу

5. Курирует деятельность  школьной службы примирения.

6. Организует конкурсы  и смотры, общешкольную конференцию «Наши достижения»

7. Выявляет, обобщает и  распространяет опыт классных  руководителей для  начинающих  педагогов. 

Экспертно-методический совет

1. Проводит экспертизу  нормативно-правовой базы по реализации  проекта

2. Заслушивает и обсуждает  сообщения ответственных лиц  по ходу реализации проекта

3. Оказывает консультационно-методическую  помощь

Временные творческие коллективы

  1. Осуществляют проведение конкурсов, смотров

Классные руководители

      1. Осуществляют деятельность по реализации проекта на уровне классов.
      2. Организуют деятельность ученического самоуправления в классе.
      3. Осуществляют индивидуальные программы по профилактике агрессивности, безнадзорности и правонарушений среди учащихся.

Педагоги школьной службы

1. Организуют социально-педагогическое, валеологическое и психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса и реализации программы

2. Оказывают консультативно-методическую  помощь  педагогам и учащимся


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Приложение 5

Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

(Г.У. Солдатова, О.А.  Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения: 

 

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

           

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

           

Если друг предал, надо отомстить ему

           

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

           

В споре может быть правильной только одна точка зрения

           

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

           

Нормально   считать,  что  твой  народ лучше, чем все остальные

           

С неопрятными людьми неприятно общаться

           

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

           

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

           

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

           

Беженцам   надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

           

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

           

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

           

Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука»

           

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

           

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

           

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

           

Беспорядок меня очень раздражает

           

Любые   религиозные   течения   имеют право на существование

           

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

           

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

           

Обработка результатов

 
Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» 1 балл, «полностью согласен» — 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» 6 баллов, «полностью согласен» — 1 балл). Затем полученные баллы суммируются. 
Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22 
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19. 

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням: 
22-60 — низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. 
61-99 — средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. 
100-132 — высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования). 
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

  1. Этническая толерантность: 2,4, 7, 11, 14, 18, 21.
  2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
  3. Толерантность как черта личности: 3,5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субщкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.




 

 

ое меню

Присутственные дни

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Система управления воспитательным процессом как средство формирования толерантной личности в образовательной организации