Система управления воспитательным процессом как средство формирования толерантной личности в образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 09:45, дипломная работа

Описание работы

Российская гуманистическая культура, обладает значимым миротворческим потенциалом, который должен быть реализован в государственных масштабах, и особенно в педагогическом процессе. Школьные классы являются микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Для многих образовательных организаций это обстоятельство стало причиной сложных проблем. Межкультурному или толерантному взаимопониманию нужно учить. Поэтому, одной из задач воспитания становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы системы управления толерантной личности 9
Система воспитательного процесса в образовательной
организации на современном этапе 9
1.2 Формирование толерантной личности в рамках воспитательного процесса 15
Выводы 21
Глава 2. Структура и механизмы управления воспитательным процессом, ориентированным на формирование толерантной личности 23
2.1 Механизмы управления воспитательным процессом
по формированию толерантной личности 23
2.2 Анализ системы управления МАОУ гимназии № 83
города Тюмени по формированию толерантного воспитания 36
Выводы 54
Глава 3. Исследовательская часть 56
3.1 Разработка модели управления воспитательным процессом для формирования толерантной личности 56
3.2 Анализ результатов исследования 61
Заключение 69
Библиографический список

Файлы: 1 файл

План диплома.doc

— 261.79 Кб (Скачать файл)
  1.  Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ВЛАДОС, 2010. - 256 с.

  1. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2011. – с. 192 – (Методика воспитательной работы).

  1. Рюмшина Л. И. Развитие ценностного отношения учителей к толерантному педагогическому общению.- Ростов-на-Дону, 2012.- 30 с.

  1. Садохин А.П. Толерантное сознание: сущность и особенности.//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С.К.Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. – с. 20-30.

  1. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников. Автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 2011. - 22 с.

  1. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. 2-е изд.- М.: Генезис, 2010. -112 с.

  1. Таланов В. Образование и культура толерантности // Высшее образование в России, 2009 № 3. - С. 150- 152.

  1. Толерантность: теоретические подходы и методики обучения основам толерантного поведения: Сборник методических материалов/ под ред. д. и. н. А. Б. Суслова, Д. П. Поносова / Пермь: Издаталь И. Максарова, 2012. – 134с.

  1. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) // Сборник научно-методических статей. М.: Московский психолого-социальный институт, 2013. - 368 с.

  1. 221. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2012. -№ 7.- С. 3—12.

  1. Толерантность как главный принцип взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Северодвинск, 2009. - 60 с.

  1.  Толерантность: объединяем усилия // Материалы конференции. М.: Летний сад, 2010. - 136 с.

  1.  Толерантность: взгляд, поиск, решение. М.: Вербум- М, 2013.- 168 с.

  1. Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия // Воспитание школьников. -2009.- № 3.- С. 30-41.

  1. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе. СПб.: КАРО, 2013. - 128 с.

  1. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем.- М.: Генезис.- 2012.- 336 с.

  1. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий // Социологические исследования, 2009. № 1. -С. 45-53.

  1. Хотинец В.Ю. Позитивная этническая идентичность и толерантность // Этнотолерантность: философские, психологические и культурологические аспекты. Ижевск, изд-во Удмуртский университет, 2012. с. 66 – 106

  1. Черникова И.С. Междисциплинарные объединения учащихся как средство формирования толерантности личности в полиэтнической среде лицея. Автореф. дис. канд. пед. наук.- Ставрополь, 2010.- 24 с.

  1.  Шевченко Л.П. Формирование толерантной личности на основе изучения культуры родного края: проблемы формирования толерантного сознания личности школьника средствами региональной культуры.- М. 2011.

  1. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. – М.:, 2009 г., с 57-58.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Результаты анкетирования  «Толерантность в образовании»

Всего проанкетировано  71 ученик 9- 10 классов

МАОУ гимназии №  83 города Тюмени

 

. Пол:     мужской    28   

                женский     43

 

1. Знаете  ли Вы, что Конституция РФ (Основной  закон России) закрепляет равенство  всех людей, независимо от пола, расы, национальности и др.?

1.да; 65

2.нет, так как никогда не читал(а) Конституцию;2

3.нет, никогда не обращал(а) на это внимание;3

4.мне все равно, что там написано;0

5.затрудняюсь ответить.1

Откуда вы получили знания, которые помогли вам ответить на данный вопрос?

1.школа;24

2.родители;6

3.средства массовой информации;24

4.самообразование;10

5.соседи рассказывали;-

6.от друзей;-

7.затрудняюсь ответить.7

2. Ксенофобия  – это:

1.боязнь Ксенона;-

2.нетерпимость (плохое, несправедливое  отношение) к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания;23

3.заболевание, при котором часто  снятся ночные кошмары;6

4.боязнь потерять свою национальную  культуру;9

5.затрудняюсь ответить.33

Откуда вы получили знания, которые помогли вам ответить на данный вопрос?

1.школа/ВУЗ;16

2.родители;-

3.средства массовой информации;4

4.самообразование;3

5.соседи рассказывали;-

6.от друзей;2

7.затрудняюсь ответить.46

3. Толерантность  – это:

1.редкое заболевание глаз;-

2.смирение и непротивление злу;-

3.уважительное отношение к людям  другой национальности, взглядов, вероисповедания  и др.;66

4.процесс разрушения национальных  культур и замещение их однородной "попсой";-

5.затрудняюсь ответить.5

Откуда вы получили знания, которые помогли вам ответить на данный вопрос?

1.школа/ВУЗ;52

2.родители;2

3.средства массовой информации;9

4.самообразование;2

5.соседи рассказывали;-

6.от друзей;-

7.затрудняюсь ответить.6

4. Как  вы считаете, националист – это  тот, кто:

1.нарушает правила дорожного  движения за границей;-

2.считает представителей своей  национальности лучше всех других  людей;45

3.досконально знает свою национальную  культуру;9

4.пишет книги о достоинствах  и недостатках представителей  своей национальности;1

5.затрудняюсь ответить.16

Откуда вы получили знания, которые помогли вам ответить на данный вопрос?

1.школа/ВУЗ;18

2.родители;2

3.средства массовой информации;9

4.самообразование;14

5.соседи рассказывали;-

6.от друзей;5

7.затрудняюсь ответить.23

5. Мигранты  и беженцы - это в первую очередь:

1.люди, готовые на все ради  переезда;-

2.преступники, скрывающиеся в бегах;1

3.люди, вынужденные по политическим  или экономическим причинам покинуть  свое постоянное место жительство;66

4.попрошайки на улицах;1

5.затрудняюсь ответить.3

Откуда вы получили знания, которые помогли вам ответить на данный вопрос?

1.школа/ВУЗ;33

2.родители; 5

3.средства массовой информации;19

4.самообразование;7

5.соседи рассказывали;-

6.от друзей;2

7.затрудняюсь ответить.5

6. Жители  Кавказа - это, в первую очередь:

1.торговцы на рынках;-

2.весельчаки, любящие хорошее вино;6

3.сотни народов, населяющие Кавказ;59

4.злобные, постоянно воюющие бородатые  террористы;4

5.затрудняюсь ответить.2

 

Откуда вы получили знания, которые помогли вам ответить на данный вопрос?

1.школа/ВУЗ;31

2.родители;-

3.средства массовой информации;15

4.самообразование;18

5.соседи рассказывали;-

6.от друзей;2

7.затрудняюсь ответить.5

  1. Поддерживаете ли вы практику  лиции проверять документы на улице у людей неславянской внешности?

1.– да,  это нужно делать  обязательно;21

2.- да, нужно проверять документы  у всех  подряд;4

3.- нет, это не приемлемо, ни в  каких условиях;13

4.- мне все равно; 22

5.- в некоторых случаях 11

      6. - иное _-_________________________________

8. Как Вы обычно относитесь  к тому, что в Вашем доме / городе  живут люди другой национальности  или религии:

1.это плохо 4

2.это хорошо, т.к можем узнать о них много нового;19

   У них можно чему-то  научиться;

3.мне все равно 20

, кто живет в моем доме;

 Я не могу им запретить;

Я не знаю, кто живет в моем доме;

4.затрудняюсь ответить.27

9. К Вам  когда-нибудь относились хуже, чем  к другим людям по какому-либо  признаку?

1.никогда;42

2.да, по национальному признаку;-

3.да, по имущественному признаку;4

4.да, по другим признакам 8

5.затрудняюсь ответить.17

10. Вы когда-нибудь проявляли  нетерпимость к представителям  какого-либо меньшинства?

1.никогда;48

2.да, по национальному признаку;2

3.да, по имущественному признаку;-

4.да, по другим признакам;5

5.затрудняюсь ответить.16

11. Поддерживаете  ли вы организации, которые выступают  против миграции и за «Россию  для  русских»?

1.полностью поддерживаю и готов  быть членом такой организации;12

2.вообще согласен, но вступать в организацию не хочу;12

3.не поддерживаю такую позицию 32

4.считаю, что такие организации  надо запретить 5

5.иное 14

12. Вы сталкивались со случаями  унижения достоинства человека  из-за его национальности или  вероисповедания?

1.да, наблюдал лично;4

2.да, испытал на себе;2

3.да, слышал от знакомых;10

4.да, читал в газете;11

5.да, видел по телевизору;19

6.нет, не сталкивался;25

7.никогда не обращал внимания.-

13. По  вашему мнению, существует ли  в вашем районе нетерпимое  отношение к людям другой национальности  и вероисповедания?

1.да, и это большая проблема;-

2.да, но встречается редко и  не является проблемой;8

3.нет, у нас ко всем относятся  одинаково хорошо; 22

4.нет, у нас ко всем относятся  одинаково плохо;-

5.я не хочу об этом думать;-

6.не знаю.37

14. Встречали ли вы следующие  проявления нетерпимости: (можно выбрать любое количество ответов)

            Да, встречал

1.распространение фашистской символики  в виде листовок, плакатов, надписей;1

2.фашистская литература;-

3.митинги, сборы и др. публичные  выступления националистов, фашистов;5

4.публикации в прессе, оскорбительные  для какой-либо национальности  или религии;12

5.прямое физическое насилие (избиение  и т.п.);-

       6. Нет, не встречал.53

15. Считаешь  ли ты деятельность молодежных  антифашистских организаций полезной?

1.да, они борются с неонацизмом  и неофашизмом;10

2.да, они дают молодежи возможность  выразить свою позицию;15

3.да, они могут влиять на принятие  властями решений;7

4.нет, не считаю 34

5.иное 5

16. В каких антифашистских действиях  вы готовы принять участие?

1.в уличной акции 7

2.в семинаре или дискуссии 10

3.в подписании обращения к  властям 8

4.в проведение этого опроса  среди друзей 18

5.иное 28

Эта анкета для тебя:

1. бессмысленна; 13                                                        4.- невероятно скучна;8

2. полезна для меня;   24                                               5. иное 5 ( мне это не надо)

3. полезна для организаторов этого исследования;21



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Карта наблюдения за проявлением признаков нетерпимости среди школьников

 

Школа___ Класс____ Дата__

 

nil

Симптомы

нетерпимости

Формы

проявления

Регистрация наличия симптомов

Общее

количество

1

2

3

4

5

1

Словесное выражение     нетерпимости

Как ученики называют друг друга, или обращаются  друг  к другу: по именам пли используют    унизительные клички с расовым, этническим или   другим   оттенком? Пишут ли эти клички на книгах, на стенах    школы, на улице?

   

2

Стереотипы

Прибегают ли  ученики к оскорбительным     обобщениям, говоря о других расовых и этнических группах? Рассказывают ли они «этнические» анекдоты?

   

3

Насмешки

Пытаются ли ученики смутить кого-то, привлекая внимание к   этническим   особенностям, условиям жизни?

   

4

Предубеждения

Считают ли учащиеся, что определенные группы людей менее способны или ценны для   общества,   чем другие,   в  силу  их расового, этнического происхождения?

   

5

Поиск   «козла отпущения»

Пытаются ли ученики свалить вину за проигрыш в соревновании, за неприятное происшествие      на кого-то    из    одноклассников? Связано ли это с этнической, расовой  принадлежностью этих ребят?

   

6

Дискриминация

Есть ли в классе ученик, которого постоянно никто не хочет брать   в   команду? Связано ли это с этническими, расовыми особенностями этого ученика или только с его личными качествами?

   

7

Остракизм (бойкот)

Возникают ли в классе ситуации, когда с каким-то одним или несколькими учениками не разговаривают, не принимают их в игры, совместную деятельность?

   

8

Осквернение религиозных и нравственных идеалов

Высмеивают ли ученики веру, одежду, традиции представителей различных этнических групп?

   

9

Преследования

Пытаются ли ученики постоянно ставить кого-то в неудобное положение, бывают ли при этом угрозы в адрес представителей различных этнических групп?

   

10

Насилие

Подвергались ли представители различных этнических групп физическому насилию со стороны других детей?

   

 

 

Примечание. Данная карта оставлена по критериям нетерпимости, предложенным Бетти Э. Риэрдон, карта может быть заполнена со слов классного руководителя, который хорошо знает данный классный коллектив. Тогда это нужно указать: «Карта составлена со слов классного руководителя» [7].

 


Главн

 

 

 

 

Приложение 3

Модель толерантной школьной среды

Толерантная личность

 

 

Формируется через сферы

Сфера общественно-полезной деятельности

Сфера взаимодействия

Сфера познавательной деятельности

Сфера управления и соуправления

Сфера досуга

с семьей

с социумом

учащихся

педагогов

Организация и проведение профессио-нальных проб

Создание и деятельность семейного клуба «Добро»

Создание и деятельность Совета социальных партнеров

Применение  технологии дискуссий в урочной и внеурочной деятельности

Организация работы проблемной группы «Формирование толерантной личности»

Создание службы примирения

Создание школьной традиции – КТД «Все равные-все разные»

Организация и проведение социальных практик

Введение новых семейных школьных праздников

Создание программы социального взаимодействия

Реализация серии классных часов «Уроки доброты» в 1-4 классах в рамках программы Т. Губкиной «В плену вечных вопросов»

ПДС «Создание и обновление толерантной образовательной среды»

Создание Школы толерантности при Гражданском клубе

Фестиваль «Созвездие XXI века»

Организация и проведение учебных практик

Программа родительского просвещения «В мире с собой и окружающими»

Установление договорных отношений с социальными партнерами

Реализация новой профилактической программы «Уроки толерантности» в 5-9 классах

Проведение курсовой подготовки на базе школы «Формирование толерантности и культуры общения учащихся и педагога»

Управляющий совет

Школьные традиции

Волонтерское движение

Индивидуальная работа с семьей и консультации

 

Создание и реализация новых социально- культурных проектов

Педагогический совет

Коллективно творческие дела

Тимуровское движение

   

Создание объединения дополнительного образования детей по исследованию проблемы толерантности

Тематические педагогические советы

Родительский комитет

Творческие детские проекты

Вожатский отряд

   

Уроки с использованием современных образовательных технологий

   

Выпуск школьной газеты

Социально-культурные проекты

   

Проектная деятельность учащихся; Исследовательская деятельность учащихся

   

Деятельность музейной комнаты


 

 

Приложение 4

План реализации проекта на 2011-2015 годы

1. Сфера познавательной  деятельности учащихся

Мероприятие, действие

Сроки

Ответственный

Планируемый результат

Реализация воспитательной программы Г. К. Селевко «Самосовершенствование личности»

2011-2015

Классные руководители

Формирование самоактуализирующейся личности учащегося

Создание и проведение серии классных часов «Уроки доброты» в 1-4 классах в рамках реализации программы Т. Губкиной «В плену вечных вопросов»

2011-2012

Классные руководители

Формирование толерантной культуры

Профилактическая программа «Уроки толерантности» в 5-9 классах

2011-2012

Классные руководители

Формирование толерантной культуры

Реализация гражданского компонента на уроках

Ежегодно

Заместитель директора по УВР

Формирование граждан-ской компетентности учащихся

Конкурс детских проектов «Любимый уголок школы»

2011-2012

Заместитель директора по ВР

Повышение уровня комфортности школьной среды

Конкурс детских проектов «Школьная территория»

2012-2013

Заместитель директора по ВР

Повышение уровня комфортности школьной среды

Общешкольная конференция «Наши достижения»

Ежегодно

Май

Директор

Председатель Управляющего совета

Подведение итогов деятельности школы и учащихся за год


 

 

Сфера познавательной деятельности педагогов

Мероприятие, действие

Сроки

Ответственный

Планируемый результат

Педсовет «Толерантное пространство в образовательном процессе»

2011-2012

Заместитель директора по ВР

Формирование активной гражданской позиции и толерантной культуры педагогов

Педсовет «Воспитательные технологии для формирования толерантности»

2012-2013

Заместитель директора по ВР

Формирование активной гражданской позиции и толерантной культуры педагогов

Методический семинар «Техно-логии диспута и дискуссионной площадки для воспитания толерантной культуры»

2011-2012

Заместитель директора по УВР

Формирование умения проведения диспута и дискуссионной площадки

Педсовет «Толерантное поведение – норма жизни»

2012-2013

Заместитель директора по ВР

Формирование активной гражданской позиции и толерантной культуры педагогов

Методический семинар-практикум «Практикумы и тренинги для учащихся по улучшению взаимоотношений»

2012-2013

Заместитель директора по ВР

Педагог-психолог

Формирование умений по проведению практикумов и тренингов с учащимися

Педсовет «Толерантное поведение приходит на смену конфликтам»

2013-2014

Педагог-психолог

Формирование активной гражданской позиции и толерантной культуры педагогов

Методический семинар-практикум «Способы разрешения педагогически сложных и конфликтных ситуаций»

2013-2014

Педагог-психолог

Разрешение профессии-ональных проблем по воспитанию и форми-рованию культуры толе-рантности субъектов образования

Педагогический совет «Толерантность как основа гражданственности»

2014-2015

Заместитель директора по ВР

Формирование активной гражданской позиции и толерантной культуры педагогов

Организация деятельности проблемной группы «Формирование толерантной личности»

2011-2012

Заместитель директора по УВР

Разрешение профессии-ональных проблем по воспитанию и форми-рованию культуры толе-рантности субъектов образования

ПДС «Создание и обновление толерантной образовательной среды»

2011-2012

Заместитель директора по УВР

Разрешение профессии-ональных проблем по  формированию толерантной среды

Организация методических семинаров для педагогов школы и воспитателей детского сада:

- «Современные  образова-тельные технологии»;

- «Современные  воспитательные технологии»;

- «Новые  формы организации образовательного  процесса»;

- «Обновление  содержания образования в рамках  ФГТ и ФГОС».

 

 

 

2011-2012

 

2012-2013

 

2013-2014

 

2014-2015

Заместитель директора по УВР,

Заведующая детским садом

Повышение профессионального мастерства, разрешение затруднений педагогов в области применения современных технологий, обновления содержания образования по формированию толерантной культуры

Информация о работе Система управления воспитательным процессом как средство формирования толерантной личности в образовательной организации