Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 16:17, дипломная работа
Актуальность исследования. Проблемы социального воспитания детей год от года становятся все актуальнее. Помимо стандартных государственных организаций, предназначенных для этой цели (школ, детских садов), существуют еще и так называемые «кружки по интересам», в основном частные и оплачиваемые отдельно (музыкальные школы, изо- и танцевальные студии и т. п). Кроме того, в последнее время появилось большое количество дошкольных развивающих центров, где за умеренную плату педагоги обещают научить ребенка адаптироваться к окружающему миру, существовать в коллективе, разбудить его скрытые таланты и возможности, решить многие из проблем социального воспитания.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития в социально педагогической литературе 8
1.1Характеристика понятий социального воспитания, социального развития в процессе воспитания дошкольников 8
1.2Специфика социального развития и социализации детей в процессе воспитания игровой деятельности 13
1.3Формы и методы работы социального педагога по социальному воспитанию детей дошкольного возраста как ведущего фактора социального развития 30
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Эмпирическое исследование социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития детей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Проведение исследования и анализ получены результатов
2.3Рекомендации социального педагога родителям и педагогам по обеспечению процесса социального воспитания дошкольников в процессе игры
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Дипломная работа
Социальное воспитание ребенка как ведущий фактор социального развития
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития в социально педагогической литературе 8
1.1Характеристика понятий социального воспитания, социального развития в процессе воспитания дошкольников 8
1.2Специфика социального развития и социализации детей в процессе воспитания игровой деятельности 13
1.3Формы и методы работы социального педагога по социальному воспитанию детей дошкольного возраста как ведущего фактора социального развития 30
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Эмпирическое исследование социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития детей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Проведение исследования и анализ получены результатов
2.3Рекомендации социального педагога родителям и педагогам по обеспечению процесса социального воспитания дошкольников в процессе игры
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Проблемы социального воспитания детей год от года становятся все актуальнее. Помимо стандартных государственных организаций, предназначенных для этой цели (школ, детских садов), существуют еще и так называемые «кружки по интересам», в основном частные и оплачиваемые отдельно (музыкальные школы, изо- и танцевальные студии и т. п). Кроме того, в последнее время появилось большое количество дошкольных развивающих центров, где за умеренную плату педагоги обещают научить ребенка адаптироваться к окружающему миру, существовать в коллективе, разбудить его скрытые таланты и возможности, решить многие из проблем социального воспитания.
В настоящее время можно отметить, что в России происходят глубокие трансформационные процессы в сферах экономической жизни и социально-человеческих отношений, в процессе чего восстановление, развитие и обогащение общечеловеческих ценностей во всех сферах духовной культуры общества и, в первую очередь, в сфере образования и воспитания, становятся актуальными в свете проблем реформирования отечественной системы обучения и воспитания детей. К формирующейся личности предъявляются особые требования, так как только социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом, могут успешно адаптироваться в реальной окружающей среде. Поэтому уже с дошкольного возраста необходима целенаправленная организация социального воспитания детей, которая предполагает развитие у них социальных качеств, приобщение к социуму, приобретение ими социального опыта и общения в окружающей среде.
Социальное воспитание детей – интегративный процесс, направленный на усвоение ими знаний о нормах и правилах социального поведения на улице, в обществе, усвоение социального опыта и общечеловеческих и национально-этнических ценностей; формирования социальных качеств, которые проявляются в их поведении; социальной активности в семье и в детской и окружающей среде, в повседневной жизни. Как педагогическое явление социальное воспитание предполагает согласованное участие в этом процессе детского сада, семьи и культурного пространства на основе полноценного использования воспитательных средств и потенциала личности самого ребенка.
Проблеме приобщения ребенка к социальному миру, развития его социальной компетентности, социальной активности и осознания ребенком самого себя в системе «я и окружающая среда» посвящены работы многих ученых философов, психологов и педагогов - изучением проблемы социального воспитания ребенка занимались исследователи еще с дореволюционных времен в различных направлениях:
• историко-фольклорное, составной частью которого были традиции русского календаря, духовной и практической жизни народа (А.Л.Афанасьев, Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский, Н.И.Костомаров, А.А.Потебня, И.П.Сахаров, И.М.Снегирев, А.В.Терещенко и др.);
• духовно-нравственное воспитание на объектах среды (П.П.Блонский, С.И.Гессен, П.Ф.Каптерев, В.В.Зеньковский, С.Т.Шацкий, В.И.Шульгин, Л.К.Шлегер);
• разумная организация внешней среды, стимулирующая развитие ребенка-дошкольника (Е.Н.Водовозова, Е.И.Конради, Л.А.Михайловская, А.С.Симанович, Н.И.Сенрютина, Е.И.Тихеева).
В дальнейшем, вопрос социального воспитание детей рассматривалось в трудах П.Ф.Каптерева, Н.И.Пирогова, С.Т.Шацкого, МВ.Крупениной, В.В.Зеньковского, А.М.Гельмонта, Н.Н.Иорданского, Л. И. Божович, В. Г. Бочарова, И. С.Кон, В. С. Мухиной, В. В. Рубцова, А. Н Леонтьева, М. Монтессори, Л. И. Новиковой, С. Л. Рубинштейн, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и др.
Однако, несмотря на уже достаточную исследованность вопроса социального воспитания детей. Нам представляются недостаточно систематизированными особенности социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития. Дошкольное детство, как сензитивный период развития личности ребенка, требует особого, комплексного подхода к воспитанию и представляет собой уникальный, самоценный период жизни ребенка. Именно в этом возрасте ребенок погружается в социальное пространство семьи и окружающей среды, где закладываются основы его формирования как личности, сущностью которого является процесс взросления и вхождения его в социальный мир взрослых.
Актуальность, социальная значимость и недостаточная разработанность данного вопроса определили выбор темы исследования «Социальное воспитание ребенка как ведущий фактор социального развития».
Объект исследования: социальное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет изучения: социальное воспитание дошкольника как ведущий факторы социального развития в системе социального воспитания дошкольников.
Целью исследования является изучение социального воспитания детей дошкольного возраста как ведущего фактора социального развития.
В соответствии с определенной целью были поставлены следующие задачи исследования:
1.проанализировать
2.отметить специфику
4.рассмотреть формы и методы работы социального педагога по социальному воспитанию детей дошкольного возраста как ведущего фактора социального развития;
5.организовать и провести
эмпирическое исследование
6.подобрать рекомендации социального педагога родителям и педагогам по обеспечению процесса социального воспитания дошкольников в процессе игры.
Гипотеза исследования: в нашем исследовании мы опирались на предположение о том, что социальное воспитание, создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции будет способствовать улучшению социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили: возрастной подход и идея о сензитивных периодах развития личности дошкольников и младших школьников (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.); концепция развития отношений личности (В. В. Абраменкова, В. Н. Мясищев и др.); теоретические исследования в области дошкольного и младшего школьного образования, посвященные проблеме становления образа Я ребенка (М. В. Корепанова, В. С. Мухина, Е. В. Субботский); идеи о всестороннем гармоничном развитии личности ребенка в процессе социального воспитания (В. Т. Кудрявцева, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн и др.); идеи целостного подхода к построению педагогического процесса и социальному воспитанию (В. С. Ильин, Н. К. Сергеев, В. А. Сластенин и др.).
Решение задач осуществлялось при помощи следующих методов:
- теоретические — сравнительный
анализ теоретических и
- эмпирические — наблюдение,
беседы, анкетирование, количественный
и качественный анализ
В исследовании применялись следующие диагностические методики:
1. Диагностика
уровня развития социальных
Цель: выявить уровень развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
2.Диагностика сформированности знаний о социальной действительности.
(Знакомство с ближайшим окружением и родным городом).
Диагностика с целью выявления уровня сформированности у детей знаний и представлений о родном городе и ближайшем окружении.
2. Диагностическое задание «Интервью»
Цель: Выявить умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
3. Диагностическое задание «Не поделили игрушку»
Цель: Выявить умение детей не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим.
База исследования: МДОУ детский сад «Брусничка» (количество испытуемых 20 человек).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в исследовании представлена характеристика проблемы социального воспитания детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных педагогов; рассмотрены понятия «воспитание», «социальное воспитание» в современной социальной ситуации развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования были выявлены особенности, содержание, методы и средства социального воспитания дошкольников. Материалы, полученные в ходе исследования, могут применяться в практике воспитания и обучения дошкольников специалистами дошкольных образовательных учреждений.
Структура и объем дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения. Работа иллюстрируется таблицами, диаграммами. Общий объем работы составляет … страницы.
Глава 1. Теоретическое исследование социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития в социально педагогической литературе
1.1Характеристика понятий социального воспитания, социального развития в процессе воспитания дошкольников
Воспитание - важнейшая функция любого общества, процесс социальный, складывающийся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса.
Социальное воспитание - педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь. Она предполагает полноценное использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество, в целях формирования личности, адекватной требованиям общества и в определенной мере опережающей его развитие.
«Социальное формирование», как известно, одно из самых широких понятий, характеризующих становление личности. Это процесс и результат всех социальных воздействий на ребенка: целенаправленных и стихийных, позитивных и негативных. Шире только понятие «развитие», ибо, включая весь спектр социальных воздействий на ребенка, оно также содержит и воздействие врожденных и наследственных качеств на становление личности, особенности ее саморазвития. По сравнению с понятием «социальное формирование» собственно «воспитание» уже. [7.С.]
Под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий.
Социальное воспитание создает возможности для овладения человеком необходимыми с точки зрения общества социальными, духовными и эмоциональными ценностями (знаниями, убеждениями, умениями, нормами, отношениями, образцами поведения).
Задачей социального воспитания является создание условий для достижения его членами успешной социализированности, которая предполагает баланс адаптации человека в обществе и обособления в нем.
В качестве социальных субъектов социального воспитания можно рассматривать организации двух видов: воспитательные организации и органы управления социальным воспитанием (А.В. Мудрик). Процесс социального воспитания осуществляется в семье, образовательных учреждениях, в среде неформального общения [7].
Основной целью социального воспитания является содействие развитию человека как личности, реализации его способностей и возможностей в обществе.
Информация о работе Социальное воспитание ребенка как ведущий фактор социального развития