Социальное воспитание ребенка как ведущий фактор социального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 16:17, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблемы социального воспитания детей год от года становятся все актуальнее. Помимо стандартных государственных организаций, предназначенных для этой цели (школ, детских садов), существуют еще и так называемые «кружки по интересам», в основном частные и оплачиваемые отдельно (музыкальные школы, изо- и танцевальные студии и т. п). Кроме того, в последнее время появилось большое количество дошкольных развивающих центров, где за умеренную плату педагоги обещают научить ребенка адаптироваться к окружающему миру, существовать в коллективе, разбудить его скрытые таланты и возможности, решить многие из проблем социального воспитания.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития в социально педагогической литературе 8
1.1Характеристика понятий социального воспитания, социального развития в процессе воспитания дошкольников 8
1.2Специфика социального развития и социализации детей в процессе воспитания игровой деятельности 13
1.3Формы и методы работы социального педагога по социальному воспитанию детей дошкольного возраста как ведущего фактора социального развития 30
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Эмпирическое исследование социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития детей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Проведение исследования и анализ получены результатов
2.3Рекомендации социального педагога родителям и педагогам по обеспечению процесса социального воспитания дошкольников в процессе игры
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1 (2) - копия МОЯ.docx

— 301.51 Кб (Скачать файл)

- обогатить знания детей  о членах семьи, учить ориентироваться  в родословных отношениях;

-  развивать представление о возрасте людей;

-  формировать представления детей об обязанностях каждого члена семьи;

-  познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье;

-  развивать чувство гордости за свою семью.

Форма организации: 

Групповые, подгрупповые занятия; праздники;  беседы - общение.

Методы и приёмы:                

Детские игры, упражнения, творческие задания, рассматривание фотографий, иллюстраций, наблюдения за родителями и детьми.

На первом этапе развития социального опыта дети осваивали имена и семейные роли членов семьи по отношению к ребёнку. У ребёнка развивались  представления о членах своей семьи, о семьях своих сверстников, о том, как в семье заботятся, помогают друг другу, представления об интересах членов семьи (мама любит вязать, дедушка умеет мастерить).

 Одним из методов  развития социального опыта детей  является создание семейных альбомов. Применяется привлечение внимания  детей к фотографиям сотрудников группы, сопровождаемые их рассказами о себе, своей семье, происхождении имени и фамилии.

Чтобы заинтересовать ребёнка к сверстникам и самому себе, можно оформить стенд: «Расскажем о себе» (рассматривая  фотографии, дети определяли: кто изображён, семейные роли по отношению к ребёнку, какое настроение), а также изготовить пособие-схему «Генеалогическое древо».

На этом этапе у детей развивается  представления о возрасте. Дети узнают, что есть старые и молодые люди, дошкольники, школьники, малыши (для этого совместно с детьми можно изготовить таблицы «Что сначала - что потом»), а также проводить упражнение «Где чье место?» (ориентировка на схеме генеалогического древа) [38].

Совершенствовалось умение понимать эмоциональное состояние других, проявлять заботу и внимание о близких можно путем проигрывания ситуации «Узнай настроение», где предлагается соотнести выражение лица члена своей семьи на фотографии со схематическим изображением различных эмоциональных состояний, объяснить причину, вызвавшую это состояние, ситуацию «Не надо грустить», где воспитатель берет на себя роль больной бабушки или плачущего малыша, предлагая ребенку вступить в ролевое общение, в ходе которого выявляется - насколько ребенок умеет слышать и понимать чужую боль, сострадать другому человеку, протянуть руку помощи.

На данном этапе детей учат осознавать собственное состояние («мне грустно») [38].

II этап. Систематизация полученных знаний о составе семьи, традициях.

Цель:           

Систематизировать полученные знания, помочь осознать, что уважение к прошлому начинается с уважения к своим родителям, бабушкам, дедушкам, их традициям, увлечениям. 

Формировать привычку заботливого, чуткого отношения ко всем членам семьи. 

Задачи:        

Углублять знания детей о своей семье.

Закреплять знания детьми профессий родителей и других членов семьи.

Вызвать интерес к традициям культуры, передающиеся из поколения в поколение.

Воспитывать желание быть радушными гостеприимными хозяевами. 

Привлекать внимание детей к празднику - Дню защитников Отечества.

Воспитывать в детях чувство гордости за своих родных, стремление подражать им.

Форма организации: 

Групповые, подгрупповые занятия: викторины, беседы-разговор; комплексное занятие, праздник, КВН.

Методы и приемы:     Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, оформление стенда «Наши папы», чтение художественной литературы, заучивание стихов, дидактические игры, речевые?

На этом этапе развития социального опыта дети осваивают имена и фамилии членов семьи, их связи друг с другом. Для этого используется дидактическая игра «Кто ты?», в ходе которой выясняются родственные связи ребенка с другими членами семьи. Заполнение схемы генеалогического древа фотографиями своей семьи позволяет выявить знания о своей родословной, родственных отношениях, дети учатся прослеживать изменения людей со временем, определяя, когда было то или иное событие в семье, используя фотографии в беседах, задаются вопросы: Сколько взрослых? Сколько детей? Кто первый слева и т.д.? Кто самый старший? Кто самый младший?

На данном этапе дети узнают профессии родителей и других членов семьи (представления об этом на доступном для них уровне давали родители).

Дети начинают  проявлять активный интерес к традициям семьи (проявление внимания к родственникам, подготовка подарков к праздникам, посещение родственников, переписка, разговоры по телефону), разделять любимые занятия членов семьи, проявлять свое отношение к старшим, младшим в зависимости от эмоционального и физического состояния.

III этап. Осуществление упорядочивания знаний детей по формированию социальной компетентности [38].

Цель:     Осуществление упорядочивания знаний и впечатлений по формированию социальной компетентности, выявление более сложных отношений, связей, для которых необходима способность предвидеть, понять, как будет развиваться ход событий в реальной и воображаемой обстановке.

Задачи:                         

Воспитывать доброе, уважительное отношение ко всем женщинам своей семьи, чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому человеку - маме. Учить понимать и осознавать основы взаимоотношений с родителями, близкими людьми.

Закреплять навыки понимания основ взаимоотношений с родителями и другими членами семьи. 

Подвести к пониманию роли семьи в жизни человека, воспитании будущего гражданина.

Форма организации:

Занятия (групповые, подгрупповые, комплексные), развлекательная программа, праздники.

Методы и приемы:   

Проблемные ситуации, моделирование эмоционального настроения, этюды, игры-инсценировки, речевые и дидактические игры. На этом этапе дети начинают понимать связь между их поведением и чувствами взрослых. С этой целью проводятся тренинги «Угадай настроение своих близких», разговор-беседа «Как и чем можно порадовать своих родных?»

Необходимо больше уделять внимание формированию способов установления теплых отношений к самому близкому человеку - маме, учить анализировать свое отношение с мамой. Учить предвидеть, предупреждать последствия негативных эмоций, воспитывал» и формировать положительные взаимоотношения. Для этого проводится  тренинг: «Угадай настроение мамы», «Мамина улыбка»; изготавливаются подарки к празднику «Подарим маме валентинку».

У детей появляется интерес к событиям своего детства и к своему будущему («Каким я буду, когда стану взрослым?», «Что будет в школе?»).

С большим желанием дети рассказывют о своей семье, отвечают на вопросы, которые им задают, сами задают вопросы своим сверстникам (по побуждению взрослых), рассказывают об эпизодах из жизни своей семьи, строя рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования (экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка).

Дети составляют рассказы-описания о своих близких по условно-графической схеме (внешность, возраст, любимые занятия, профессия, родственные связи).

Проводятся на данном этапе беседы и дидактические игры на темы «Угадай, когда это было?». «Как развивалось событие?»

Детям предлагаются вопросы:

  1. Каким ты был раньше?
  2. Когда ты родился, как рос, каким стал теперь?
  3. Где ты жил - где живешь?
  4. Что любишь (что нет)?
  5. Хочешь ли пойти в школу?
  6. Кем хочешь стать, когда вырастишь?

Детям предлагается рассказать, как ведут себя члены их семей в той или иной ситуации. Для расширения географических представлений дети выясняют, кто из членов семьи ребенка где жил, где родился.

Так же проводится анализ микро - развивающей среды по социально-личностному развитию детей.

В ходе социального воспитания дошкольников и при формировании у старших дошкольников социальной компетентности, необходимо опираться на общие стратегические принципы и требования создания предметно-развивающей среды в детском саду.

1.Дистанции, позиции при  взаимодействии.

2.Активности, самостоятельности, творчества.

3.Стабильности - динамичности.

4.Комплексирования и гибкого  зонирования.

5.Эмоциогенности среды, индивидуальной  комфортности и эмоционального  благополучия каждого ребенка  и взрослого.

6.Сочетание привычных  и неординарных элементов в  эстетической организации среды.

7.Открытости - закрытости.

8.Учета половых и возрастных  различий детей.

К одним из новых элементов развивающей среды, по мнению СЛ. Новоселовой, можно отнести центры. Они служат местом концентрации различных материалов и оборудования, собранных для решения тех или иных образовательных проблем. Прежде всего, центры предназначены для активизации деятельности детей, как самостоятельной, так и под руководством взрослого [38,39].

Название центра

Назначение

Двигательный центр

Создание условий для повышения двигательной активности детей.

Сенсомоторный центр

Создание условий для развития сенсорно - перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционального положительного отношения к предметам и действиям с ними, развития общей и мелкой моторики.

Игровой центр

Создание условий для развития сюжетно-ролевой игры, развития игрового опыта детей, пробуждения интереса к игровому общению со взрослыми и сверстниками, осуществление коррекции эмоционально-личностных проблем развития ребенка.

Социально- трудовой центр

Создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков, освоения простых трудовых операций, воспитания положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности.


Центр искусства

Создание условий для развития интереса и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, развития творческих способностей.

Центр 
ознакомления с окружающим и развития речи

Создание условий для речевой активности и коррекции речевого развития детей, формирования представления о себе и окружающем мире.

Центр развития элементарных математических представлений

Создание условий для обогащения опыта ориентировочных действий, развития перцептивно-сенсорных способностей, опыта практических действий с множествами.

Центр 
конструктивных и строительных игр

Создание условий для развития восприятия пространственных свойств объектов, развития общей и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, конструктивных умений, использования результатов конструирования в игре.

Экологический центр и опытническая лаборатория

Создание условий для развития экологических представлений о ценностях природы, разнообразной деятельности в природе, накопления эмоционально-позитивного опыта общения с природой, познавательных функций.

Музыкальный центр

Создание условий для музыкально-эстетического развития детей.

Краеведческий центр

Всестороннее изучение родного края, России.


 

Традицией и нормой может стать предоставление ребенку возможностей приносить из дома на какое-то время свою любимую игрушку (как правило,  подаренную кем-то из близких родственников). В этой игрушке ребенок ощущает как бы частицу своего «домашнего мира» и позволяет друзьям «войти» в свой мир через совместную игру.

Важным в ходе социального воспитания дошкольников является взаимодействие родителей с ДОУ. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Информация о работе Социальное воспитание ребенка как ведущий фактор социального развития