Социальное воспитание ребенка как ведущий фактор социального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 16:17, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблемы социального воспитания детей год от года становятся все актуальнее. Помимо стандартных государственных организаций, предназначенных для этой цели (школ, детских садов), существуют еще и так называемые «кружки по интересам», в основном частные и оплачиваемые отдельно (музыкальные школы, изо- и танцевальные студии и т. п). Кроме того, в последнее время появилось большое количество дошкольных развивающих центров, где за умеренную плату педагоги обещают научить ребенка адаптироваться к окружающему миру, существовать в коллективе, разбудить его скрытые таланты и возможности, решить многие из проблем социального воспитания.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития в социально педагогической литературе 8
1.1Характеристика понятий социального воспитания, социального развития в процессе воспитания дошкольников 8
1.2Специфика социального развития и социализации детей в процессе воспитания игровой деятельности 13
1.3Формы и методы работы социального педагога по социальному воспитанию детей дошкольного возраста как ведущего фактора социального развития 30
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Эмпирическое исследование социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития детей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Проведение исследования и анализ получены результатов
2.3Рекомендации социального педагога родителям и педагогам по обеспечению процесса социального воспитания дошкольников в процессе игры
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1 (2) - копия МОЯ.docx

— 301.51 Кб (Скачать файл)

Уровень коммуникативной, интеллектуальной и творческой активности детей в игре зависти от уровня сложности, характера игры, отношения к ней ребенка и позиции взрослого.

Требования, предъявляемые к методике проведения социально-ориентированных игр как средства познания окружающего мира и развития интеллектуальных и коммуникативных способностей дошкольников.

         Принцип индивидуального подбора социально ориентированных игр с  учетом возрастных особенностей ребенка.

         Это означает, что игровые программы  в ДОУ и начальной школы  с приоритетом интеллектуального  развития воспитанников должны  быть сориентированы не на  общую массу детей, а на конкретного  ребенка с его интересами, взглядами, жизненной позицией, конкретным  социальным статусом в системе  отношений с друзьями. Каждая  игра – это возможность создания  благоприятной ситуации для развития  стремлений, жизненных установок  и ролей, которые выбирает участнику. При этом следует  учитывать  тип темперамента ребенка, уровень  его коммуникативных и интеллектуальных  возможностей, статусное положение  в группе сверстников.

         В связи с этим при продумывании  сюжетов социально-ориентирующих  игр и распределении ролей  Д.Р. Миняжева рекомендует учитывать  уровень усвоения детьми социально-этических  правил речевого поведения.

        I уровень (высокий). Дети соблюдают этические нормы и правила речевого поведения. В социально ориентирующих играх воспитанники демонстрируют разнообразие и правильное использование этикетных формул, закрепленных за типовыми ситуациями общения, хорошее владение установками и стратегиями когнитивного и речевого поведения, косвенно реализующих речевой акт в представленных ситуациях.

        II уровень (средний). Поведении детей в моделируемых в игре типовых ситуациях общения ограничивается базовыми этикетными формулами, без полного развертывания стратегий когнитивного и речевого поведения. Как следствие, у воспитанников отсутствуют целостные представления и социально-этических правилах поведения в нестандартных жизненных ситуациях, что затрудняет для ребенка реализацию своей социальной роли. Стратегии речевого и когнитивного поведения в этом случае расходятся.

        III уровень (низкий). Он свидетельствует об ограниченном наборе детьми этикетных стереотипов, недостаточном усвоении социально-этических правил речевого и когнитивного поведения, что, в свою очередь, затрудняет выбор адекватной социальной установки и разработки единой стратегии поведения даже в моделируемых в игре типовых ситуациях общения.

        2. Принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе.

        Он раскрывается в этнокультурном  характере игры. Место, где живет  ребенок, семья, в которой он воспитывается, - все это имеет значение для  выбора правил и содержания  социально- ориентированных игр. Поэтому игровые сюжеты должны подбираться таким образом, чтобы помочь ребенку лучше ориентироваться в быстроменяющихся ситуациях. Например, можно использовать игры инсценировки этического содержания по сюжетам конкретных жизненных ситуаций, имеющих место при общении детей в группе. Педагогу отводятся роли отрицательных персонажей, которые разговаривают так, как не следует. Например, моделируется ситуация в магазине, где в роли грубого и недовольного продавца выступает педагог, а  в роли доброжелательных покупателей – дети. После этого участникам предлагается обсудить ситуацию и характер общения персонажей. Затем ситуация разыгрывается снова, но в роли положительного персонажа , т.е. продавца, умеющего уважительно и вежливо разговаривать, выступает по желанию один из детей.

         3. Принцип  рефлексивного последствия

         Он заключается не просто в  фиксации результатов игры, а  в анализе собственных действий  каждого участника. Особенно показательны  в этом отношении игры - эксперименты наподобие тех, которые проводил Ж. Пиаже, но с включением в ситуацию решения интеллектуальной задачи сверстника-партнера, и режиссерские игры.

         В таких играх от детей требуется  научиться анализировать поведение  свое и сверстника, сходство и  различие в стратегиях решения  поставленной познавательной и  игровой задачи, их эффективность

         Кроме того, задавая себе вопросы, почему у него с партнером  сто-то получилось или не получилось  в игре, ребенок учится находить  обоснование жизненным поступкам  своим и партнера, отвечать на  такие вопросы, как: кто он? Какую  роль выполнил в игре? Почему  проиграл или выиграл? От чего это зависело? Эти вопросы маркеры эффективности социально-ориентированных игр могут быть использованы всеми сотрудниками ДОУ.

         4. принцип ориентации на гуманистический  характер игр

         Для развития коммуникативных  и интеллектуальных способностей  детей и эффективного педагогического  воздействия игры на ее участников  необходимо согласовывать, «просчитывать»  складывающиеся в группе отношения, анализировать причинно следственные  связи возникновения конфликтов  и проблем, а так же введение  в игру гуманистических элементов  коррекции отношений. Дети же  учатся самостоятельно формулировать  и отстаивать собственную точку  зрения, учитывать мнение другого  в коллективном споре, находить  приемы аргументации и договариваться, идти на компромисс.

         В связи с этим можно считать  актуальным проведением таких  видов социально-ориентированных  игр, как игры заботы, игры размышления, игры тренинги с включением  в них методов и приемов  активизации детского мышления (введение  проблемной ситуации, диалога с положительным и отрицательным персонажам в процессе ее решения, эмоционального и интеллектуального предвосхищение того или иного поступка, метода мозгового штурма и т.д.).

          5. Принцип соотношения в игре управления и самоуправления

          Игровые конструкции могут быть обработаны только в коллективе себе подобных и на основании той информации, которой владеет ребенок, - собственного познания окружающей среды предлагаемой ему модели мира. Чем обширнее знания ребенка, тем богаче и разнообразнее игровой контекст, в рамках которого он отображает предметы и явления познаваемого мира. При этом желателен постепенный переход взрослого от организатора игр к позиции консультанта, советника, умело ориентирующегося разнообразных детских интересах.

В рамках же иных общественных структур совершается последующая социализация. Семья рассматривается не как вспомогательный институт, нужный для сохранения и воспроизводства существующих в государстве структур и отношений, а как главное условие реализации задатков и способностей человека, важнейший воспитательный институт, располагающий уникальными средствами, широким диапазоном влияния на социальное формирование и саморазвитие личности. Нормальные нравственные взаимоотношения, атмосфера понимания в семье определяют гуманистическую направленность воспитания личности.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.).

Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают детям понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.

Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и со взрослыми художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.

Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения.

Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т.п.).

Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.п.

Основные принципы организации процесса социального воспитания

• индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;

• воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

• развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

• развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе  воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

• становление потребности и способности общения с миром на основе  гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Отсюда иная модель взаимодействия в системе: личность – семья – общество. Первичным является человек, семья; вторичным – государство, общество и любые его институты. Не семья – помощник общества, а общество должно всемерно помогать, поддерживать семью. Главные усилия педагогики должны быть направлены не на попытку подменить влияние семьи воздействием каких-либо общественных институтов (школы, детских лагерей, органов правопорядка и др.), а на то, чтобы деятельность этих институтов способствовала восстановлению, укреплению нормальной семьи, установлению межличностного контакта в семье, благоприятного воспитывающего микроклимата в этом микросоциуме.

В этой связи деятельность всех субъектов социального воспитания должна предусматривать три взаимосвязанных направления:

  1. передачу (организацию) социального опыта детей и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития каждого ребенка как личности, ее самоактуализации в семье и ее ближайшем окружении; самовоспитание в желательном для общества направлении; активизацию – всеми имеющимися у общества средствами – интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и других направлений развития личности в социуме;

2) создание воспитывающей среды  в семье и ее ближайшем окружении; формирование в микросреде социально  одобряемых, социально значимых  групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей, что является  основой благоприятного психологического  климата, высокого эмоционального  тонуса, способствующего сохранению  референтной значимости этого  окружения для личности;

3) процессы реализации и социальной  реабилитации, предполагающие комплекс  мер преодоления асоциальных  отклонений в развитии личности  и поведении, обеспечение социальной  помощи и защиты детей с  целью преодоления социальной дезадаптации и включения их в нормальную жизнедеятельность.

Далее рассмотрим особенности социальной среды развития личности детей дошкольного возраста.

 

 

1.3 Формы и методы работы социального педагога по социальному воспитанию детей дошкольного возраста как ведущего фактора социального развития

Информация о работе Социальное воспитание ребенка как ведущий фактор социального развития