Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 16:17, дипломная работа
Актуальность исследования. Проблемы социального воспитания детей год от года становятся все актуальнее. Помимо стандартных государственных организаций, предназначенных для этой цели (школ, детских садов), существуют еще и так называемые «кружки по интересам», в основном частные и оплачиваемые отдельно (музыкальные школы, изо- и танцевальные студии и т. п). Кроме того, в последнее время появилось большое количество дошкольных развивающих центров, где за умеренную плату педагоги обещают научить ребенка адаптироваться к окружающему миру, существовать в коллективе, разбудить его скрытые таланты и возможности, решить многие из проблем социального воспитания.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития в социально педагогической литературе 8
1.1Характеристика понятий социального воспитания, социального развития в процессе воспитания дошкольников 8
1.2Специфика социального развития и социализации детей в процессе воспитания игровой деятельности 13
1.3Формы и методы работы социального педагога по социальному воспитанию детей дошкольного возраста как ведущего фактора социального развития 30
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Эмпирическое исследование социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития детей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Проведение исследования и анализ получены результатов
2.3Рекомендации социального педагога родителям и педагогам по обеспечению процесса социального воспитания дошкольников в процессе игры
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.
На наш взгляд, причинами неблагоприятного социального воспитания, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:
- у родителей не сформировано
полное представление о
- ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);
- дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;
- в семье - неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.
С учетом полученных данных появилась обоснованная необходимость в подборе рекомендаций по родителям и педагогам по обеспечению и оптимизации процесса социального воспитания дошкольников.
2.3 Рекомендации социального педагога родителям и педагогам по обеспечению процесса социального воспитания дошкольников в процессе игры
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща, стремление радовать старших хорошими поступками, а также формировать умение оценивать поступки свои и других людей необходимо на специально организованных занятиях, построенных в форме театрализованной игры. Именно игра является ведущей деятельностью дошкольников. К.Д. Ушинский отмечал, что «дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь». С помощью игрового воображения ребёнок как бы получает доступ в привлекательную для него жизнь взрослых, превращаясь в них чисто эмоционально. Влияние игры на чувства детей огромно, так как она обладает притягательной способностью завораживать, вызывать волнение, азарт и восторг. Театрализованная игра характеризует эмоционально-нравственные проявления ребёнка, предоставляя возможность судить о его навыках общения. В театрализованной игре дети создают свой мир, в котором действуют так, как им нравится. Для того чтобы усвоенные нормы поведения в обществе стали привычкой, надо сделать игру эмоционально насыщенной. Преимущество театрализованных игр в коррекции социально-эмоционального поведения заключается в том, что они являются активной формой экспериментального поведения и обладают мощным социализирующим эффектом. Эти игры направлены на ослабление внутренней напряжённости ребёнка, на осознание своих переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности, способствуют формированию у детей навыков совместного взаимодействия со сверстниками. Взаимодействие со своими товарищами в процессе игры ставит детей перед необходимостью выслушать и понять другого, выразить своё мнение, учесть пожелания партнёров и скоординировать с ними свои действия. Участвуя в серии подобных игр, дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнёром.
Я рекомендую использовать театрализованные игры потому, что они всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Тематика и содержание театрализованных игр всегда имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении. Это дружба, отзывчивость, доброта, любовь и уважение…Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях формирования всесторонне развитой личности.
Необходимо учитывать тот факт, что в мир театра надо вводить детей постепенно. Я выделила для себя следующие этапы освоения детьми театрализованной игры:
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (ёжик сопит, зайка прыгает, лисичка крадётся и т.д.) и основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети улыбнулись, захлопали в ладоши).
Игра имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоциональных проявлений персонажа.
Например, психогимнастика в утренние часы:
Поднимайте плечики.
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели, травушку покушали, тишину послушали.
Гимнастика пробуждения:
Жук проснулся, потянулся,
С бока на бок повернулся,
Крылышки расправил,
Полетел и зажужжал…
Пальчиковая гимнастика в перерывах между занятиями:
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Игра-импровизация под музыку («Листочки, листочки по ветру летят…», «Весёлые мячики»).
Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам потешек и стихов («Наша Катя маленька…», «Заинька, попляши…», «Снег, снег» А.Барто»).
Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов (Е.Чарушин «Утка с утятами», К.Ушинский «Васька»).
Ролевой диалог героев сказок («Заюшкина избушка», «Колобок», «Три медведя»).
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Кот, инот т ипетух и лиса», Теремок»).
Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка», «Курочка Ряба») и авторским текстам (В.Сутеев «Под грибом», К.Чуковский «Цыплёнок»).
Для освоения театрализованной деятельности целесообразно использовать следующие виды театра, которые я приготовила вместе с детьми:
Плоскостной театр на фланелеграфе («Кто в лесу живёт», «Теремок», «Репка»).
Игрушки из конусов («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»).
Игрушки-дергунчики (А. Барто «Игрушки»).
Театр игрушек из ложек («Жихарка»).
Игрушки из коробок («Три поросёнка»).
Театр кукол «Живая рука» («Колобок»).
Театр игрушек из яичной скорлупы (по сказкам К.Чуковского ).
Театрализованная игра помогает реализовать потребности ребёнка-дошкольника в положительных эмоциях, любви, признании, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно, общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительному нравственному герою. Вместе с тем ролевые игры – это стимуляция творческой активности, инициативности и самостоятельности ребёнка как средство снятия тревожных состояний. Именно поэтому любой режимный момент, в том числе и дома должен быть представлен в форме игры. Например, покупая сюжетно-образные игрушки, изображающие людей, животных, предметы труда и быта, взрослым необходимо создать игровую ситуацию, чтобы дать ребёнку представление об основных её функциях, звуках и движениях.
Театрализованная игра позволяет ребёнку самовыражаться, осваивать важные социальные навыки, способствует формированию у него норм поведения, что ведёт к правильному осознанию им своего положения в обществе в дальнейшем.
Работа с родителями.
Наилучший способ помочь детям войти в реальный мир, испытывая при этом преимущественно положительные эмоции – это помочь их родителям осознать значимость социально-эмоционального воспитания в развитии ребёнка. Ведь воспитание всесторонне развитой личности – это совместная деятельность педагогов и родителей, направленная на формирование устойчивой психики и здорового эмоционального фона. И залог успеха этой работы в том, что она должна вестись непрерывно (педагогами – в детском саду, родителями – дома). Работа педагога с родителями по социально-эмоциональному воспитанию детей выражается в следующих формах: родительские собрания (типовые и нетрадиционные), анкетирования, беседы и консультации.
Тематика родительских собраний может быть следующей: «Развитие эмоционально-нравственной сферы детей», «Игра – мир ребёнка», «Общение родителей и детей» (нетрадиционное собрание – с присутствием детей).
Так, например, итоговое родительское собрание во второй младшей группе я бы советовало провести в форме сказочного путешествия (по мотивам русских народных сказок). Заранее необходимо организовать анкетирование родителей с целью дать им возможность окунуться в атмосферу устного народного творчества и привлечь их к непосредственному участию в предстоящем путешествии; изготовить совместно с детьми приглашения каждой семье в виде аппликаций; подготовить выставку детско-родительских работ по теме собрания (рисунок, скульптура, аппликация); распределить между родителями обязанности по подготовке собрания (оформление, исполнение ролей); провести индивидуальные беседы с родителями о значении совместного детско-родительского творчества. Ход собрания включает в себя путешествие по сказочному маршруту в процессе выполнения интересных заданий, которые являются результатом воспитательно-образовательной работы за прошедший год; чаепитие в форме доверительной беседы между детьми, родителями и педагогами. Итогом собрания может стать анкетирование родителей с целью выявления, насколько тема и содержание нетрадиционного родительского собрания отвечают требованиям современной семьи. В ходе подобного собрания можно проследить за формированием у детей тех или иных эмоций и способности к установлению социальных контактов с родителями и сверстниками.
Тематика предполагаемых бесед и консультаций с родителями: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Какие игрушки нужны вашему малышу», «В человеке всё должно быть прекрасно», «Типы родительской любви», «Как наказывать?», «Телевидение и здоровье детей», «Игры и игрушки», «Почему он рвёт книжки», «Самооценка ребёнка дошкольного возраста», «Роль отца в воспитании детей», «Папа и дочка: любовь на все времена», «Влияние биоритмов на эмоциональное состояние ребёнка».
Так, целью беседы о типах родительской любви является доведение до сознания родителей того, что настоящая любовь – это повседневное поддержание и сохранение эмоционального контакта с ребёнком. Основой для развития такого контакта служит искренняя заинтересованность взрослого во всём, что происходит в жизни ребёнка. Искреннее любопытство к его детским проблемам и делам, желание понимать и слушать маленького человека.
Беседу о влиянии телевидения на эмоциональное состояние ребёнка и его здоровье лучше провести в форме доверительного диалога с родителями, в ходе которого взрослые должны осознать место и роль средств массовой информации в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольника.
Готовясь к беседе о биоритмах, педагог должен учесть, что многие родители, обсуждая поведение детей (повышенную возбудимость, капризы, малоактивность или несогласованность действий), часто забывают о том, что ребёнок – это такой же человек, как и взрослый, со своей биоритмологической активностью. Задачей педагога должно стать информирование родителей о том, что биоритмологическая активность напрямую связана с биоритмами человека, его биологическими процессами и эмоциональным состоянием. Нервная система малыша легко возбудима, но успокоить его, заставить быстро сосредоточиться на другом процессе очень сложно. В семье, как правило, зачастую нарушается соблюдение режима дня, что развивает у ребёнка некоторый сбой в общей деятельности организма и эмоциональную неустойчивость. Отсюда капризы, крики и непослушание, плохой сон. Педагогам и родителям следует помнить о том, что нельзя одинаково проводить время с детьми различных типов биоритмологической активности («жаворонки», «совы», «голуби»). Знания родителей о сущности биоритмологической активности позволяют им выработать строго слаженную схему действий в течение дня, что, в свою очередь, контролирует эмоциональное состояние детей с утра до вечера.
Педагогу следует обратить внимание родителей на то, что именно они играют неоценимую роль в формировании мироощущения собственного ребёнка. Мы должны научить родителей «дружить» со своими детьми. Это лучший навык, который может быть у них. Когда кроха совсем маленький, маму и папу беспокоит, хорошо ли он поел, тепло ли ему, здоров ли ребёнок и опрятен. К двум-трём годам в жизни малыша наступает период, когда он желает как можно больше времени общаться, получая помощь в познании мира, убеждаться в безграничной любви к нему взрослых и своей нужности. Малыш рассчитывает, что родители покажут ему, как можно радоваться и когда огорчаться, как смеяться и плакать, и одно только то, что они рядом, делает всё вокруг гораздо интереснее.
Ощутить свою нужность – пожалуй, главная цель каждого ребёнка. От того, насколько в семье обращают на него внимание, интересуются тем, что у него на уме и на сердце, учитывают его мнение и слушают внимательно, не перебивая, малыш понимает, что он не последний человек в этом доме. А вот если, наоборот, знаков внимания недостаточно, то их приходится добывать, причём не всегда корректно. Родителям необходимо интересоваться не только тем, почистил ли ребёнок зубы, хорошо пообедал и сходил ли он в туалет, а тем, какое у него настроение, что его тревожит, много ли у малыша друзей, заметил ли он, что сегодня ярко светит солнышко или тёплый дождик напоил все деревья, кустарники и травы. Именно это отличает обычную родительскую заботу от искреннего интереса к личности своего ребёнка и уважительное отношение к его индивидуальности.
Информация о работе Социальное воспитание ребенка как ведущий фактор социального развития