Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 16:17, дипломная работа
Актуальность исследования. Проблемы социального воспитания детей год от года становятся все актуальнее. Помимо стандартных государственных организаций, предназначенных для этой цели (школ, детских садов), существуют еще и так называемые «кружки по интересам», в основном частные и оплачиваемые отдельно (музыкальные школы, изо- и танцевальные студии и т. п). Кроме того, в последнее время появилось большое количество дошкольных развивающих центров, где за умеренную плату педагоги обещают научить ребенка адаптироваться к окружающему миру, существовать в коллективе, разбудить его скрытые таланты и возможности, решить многие из проблем социального воспитания.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития в социально педагогической литературе 8
1.1Характеристика понятий социального воспитания, социального развития в процессе воспитания дошкольников 8
1.2Специфика социального развития и социализации детей в процессе воспитания игровой деятельности 13
1.3Формы и методы работы социального педагога по социальному воспитанию детей дошкольного возраста как ведущего фактора социального развития 30
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Эмпирическое исследование социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития детей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Проведение исследования и анализ получены результатов
2.3Рекомендации социального педагога родителям и педагогам по обеспечению процесса социального воспитания дошкольников в процессе игры
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
При определении целей общественного (социального) воспитания всестороннее развитие личности рассматривается как цель, идеал, достижение которого в системе общественного воспитания осуществляется специфическими путями и средствами.
В структуре конкретных целей, в содержании социального воспитания на передний план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия – общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах каждого человека, и механизма активизации самой личности, ее творческого потенциала на благо общества.
Направленность развития личности должна быть задана в достаточно общем виде, чтобы не препятствовать индивидуальной вариативности. Задача, таким образом, состоит в создании необходимых и достаточных условий для обеспечения развития личностно-смысловой сферы человека и его индивидуально-психологического здоровья.
Общественное (социальное) воспитание осуществляется в различных сферах микросреды, в которой развивается личность. Это обусловливает правомерность и целесообразность выделения в рамках общественного воспитания отдельных его областей как самостоятельных в силу их специфики (в том числе – семейного воспитания).
Для каждой из этих областей характерна определенная расстановка воспитательных институтов, специфическая социальная ситуация, своеобразная психологическая позиция развивающейся личности как субъекта воспитания.
Для каждого периода социального развития и индивидуального становления человека как личности характерны специфические возрастные особенности, проявляющиеся в определенных психологических новообразованиях, в соответствующей возрасту разнообразной деятельности, в формирующем влиянии того или иного института социализации и т.д.
Система социального воспитания предполагает непрерывную, педагогически целесообразную организацию воспитательного процесса с учетом специфики социальной ситуации развития личности и ее психологической позиции на всех возрастных этапах (раннее детство, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник и т.д.), в разных сферах микросреды, где развивается личность (семья, детский сад, класс, школа, дом, квартал, клуб, любительское объединение, неформальная группа и т.д.); с участием всех субъектов воспитания от ребенка до родителей, педагогов, различных профессионально-воспитательных учреждений, социальных педагогов, представителей общественности.
В связи с тем, что социальное воспитание рассматривается как относительно управляемый процесс, можно выделить ряд требований, предъявляемых к его организации. В научной литературе существуют разные подходы к определению системы принципов: гуманистической направленности, толерантности, субъектности, осознанности и др. (В. И. Загвязинский и др.); природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнительности и др.
Принцип природосообразности означает построение социального воспитания на основе научного понимания взаимосвязи естественных природных и социальных процессов в соответствии с полом и возрастом человека.
Принцип культуросообразности – организация социального воспитания в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
Принцип центрации социального воспитания на развитие личности - воспитание должно быть направлено на помощь в социальном становлении, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.
Принцип дополнительности предполагает подход к социальному развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и др., изучение и выявление взаимодополняющих факторов, влияющих на человека.
Особую актуальность в современных условиях приобретает принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, создание условий для полноценного развития всех без исключения детей.
Основными ценностями социального воспитания являются: произведения материальной и духовной культуры общества; общественный идеал, эталон должного в различных сферах социальной жизни – в политике, экономике, искусстве, государственном устройстве, человеческих отношениях; личностные ценности – этические, эстетические, политические, правовые и др.
Социализация и социальное воспитание человека происходит с помощью ряда «механизмов». Выделяют психологические и социально-педагогические механизмы. К психологическим относят следующие механизмы: подражание (Г. Тард), идентификация и обособление (В. С. Мухина); имитация, идентификация, стыд, чувство вины (Н. Смелзер); идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность (Р. С. Немов, Н. И. Шевандрин).
К социально-педагогическим А. В. Мудрик относит традиционный, институциональный, стилизованный и межличностный механизмы [7].
Традиционный механизм (стихийное воспитание) – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.
Институциональный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально для этого созданными (детский сад, школа), так и реализующими эти функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производство, средства массовой коммуникации).
Стилизованный механизм действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами (отец или мать, тренер, наставник и т.д.).
Социализация и социальное воспитание происходит с помощью всех названных механизмов, но их соотношение может быть различным для каждого отдельного человека на том или ином этапе социального становления.
Итак, социальное воспитание дошкольников - важная часть программы развития ребенка. Самые благоприятные условия для нравственного развития детей создаются именно в дошкольном возрасте. В этот период происходит не только расширение и перестройка системы взаимоотношений между ребенком, а также их сверстниками и взрослыми, но и значительно усложняются виды деятельности, возникает совместная деятельность со сверстниками, поэтому можно начинать социальное воспитание дошкольников.
Далее рассмотрим особенности социального развития и социализации детей в процессе воспитания игровой деятельности.
1.2 Специфика социального развития и социализации детей
в процессе воспитания игровой деятельности
Социализация - процесс усвоения ребенком социального опыта, предполагающий включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
• трудовых навыков;
• знаний;
• норм, ценностей, традиций, правил;
• социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной). [4]
Социализация обусловливается разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими и психологическими факторами. Среди них необходимо различать целенаправленные усилия общества и его различных социальных институтов по формированию личности, что означает собственно «воспитание»; влияние среды и непосредственного ближайшего окружения личности; активность личности, проявляющуюся в избирательном отношении к ближайшему окружению, к его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовоспитании и саморегулировании поведения.
Особые условия и возможности для социального воспитания и социализации детей заложены в микросреде, окружающей детей вне официальных, государственно учрежденных институтов воспитания (открытая, неинституционализированная среда) и особенно в наиболее стабильном ее звене – семейно-бытовой микросреде с ее ближайшим окружением (социокультурной среде по месту жительства). Она характеризуется отсутствием жестких (формализованных) структур, преобладанием неформальной, нерегламентированной структуры, свободой входа и выхода из нее на добровольных началах, выбора видов и характера деятельности; широким диапазоном и многообразием форм общения, сложной многоуровневой системой контактов, взаимоотношений с родителями, с другими взрослыми, с детьми разного возраста. Пространство в социокультурной среде по месту жительства включает детей раннего возраста в определенные социальные отношения, в том числе семейно-соседскую общность; способствует реализации на различных возрастных этапах потребностей в общении, познании окружающей действительности, в самоутверждении, самоопределении, развитии творческих начал. В то же время это пространство постоянно открыто для негативных влияний на процесс социального формирования личности; ему свойственны определенная стихийность, противоречивость, обилие неожиданных, непредсказуемых ситуаций.
Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению вопросов социально-личностного развития детей с дошкольного детства.
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.
Игра, как известно – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. П.П. Блонский называет игру «великой учительницей ребенка», естественной формой труда и активной деятельности, в которой ребенок «упражняет силы, расширяет ориентировку, устанавливает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни». Поэтому игра выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление дошкольника и имеющего огромное значение для формирования основных категорий мировосприятия. Она, как никакой другой метод и форма умственного воспитания, подчеркивает роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей.
В игре дошкольники осваивают новые социальные роли, самореализуются, приобретают новый социальный опыт. Игра увлекает и включает ребенка в новые для него отношения. Кроме того, игра, как средство познания социального мира одновременно является средством его моделирования. В игре ребенок и взрослый конструируют самих себя, стараются быть лучше.
Условно такие игры называются «взрослыми играми для детей», или социально ориентированными.
Социально-ориентированные игры имеют ряд особенностей:
- коллективный характер
деятельности (включение в игру
как непосредственных
- актуальность содержания
(игра должна носить острый, наступательный
характер), что позволяет создать
мотивационную основу для
- педагогический
подход к распределению ролей
(например, с использованием приема
«статусной терапии», когда дошкольника
с проблемами в
- такая игра –
не спектакль, хотя в ней и
распределяются роли, поэтому репетировать
социально-ориентированную
- игра способствует
формированию коллективного
В процессе проведения социально-ориентированных игр между взрослыми и детьми складываются особый тип отношений, который определяется самой природой игры как деятельность самостоятельная, добровольная и творческая.
Чаще всего авторы сюжетов таких игр взрослые, а дети творчески обогащают содержание игры. В социально-ориентированных играх ребенку необходимо как бы оторваться от действительности, уметь поставить себя в условную ситуацию и воспринять иное мироощущение. Это позволяет формировать такие механизмы личностного роста и интеллектуального развития как эмоциональную и интеллектуальную децентрацию и пространственно-временное смещение.
Информация о работе Социальное воспитание ребенка как ведущий фактор социального развития