Социальное воспитание ребенка как ведущий фактор социального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 16:17, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблемы социального воспитания детей год от года становятся все актуальнее. Помимо стандартных государственных организаций, предназначенных для этой цели (школ, детских садов), существуют еще и так называемые «кружки по интересам», в основном частные и оплачиваемые отдельно (музыкальные школы, изо- и танцевальные студии и т. п). Кроме того, в последнее время появилось большое количество дошкольных развивающих центров, где за умеренную плату педагоги обещают научить ребенка адаптироваться к окружающему миру, существовать в коллективе, разбудить его скрытые таланты и возможности, решить многие из проблем социального воспитания.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития в социально педагогической литературе 8
1.1Характеристика понятий социального воспитания, социального развития в процессе воспитания дошкольников 8
1.2Специфика социального развития и социализации детей в процессе воспитания игровой деятельности 13
1.3Формы и методы работы социального педагога по социальному воспитанию детей дошкольного возраста как ведущего фактора социального развития 30
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Эмпирическое исследование социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития детей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Проведение исследования и анализ получены результатов
2.3Рекомендации социального педагога родителям и педагогам по обеспечению процесса социального воспитания дошкольников в процессе игры
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1 (2) - копия МОЯ.docx

— 301.51 Кб (Скачать файл)

 

Современная система социального воспитания достаточно разнообразна. Она включает приемы и методы, направленные на социализацию личности; пути и способы, помогающие личности нормализовать отношения с окружающими людьми.

Социальное воспитание детей любого возраста должно обязательно включать в себя несколько составляющих. Во-первых, это интеллектуальная работа — обучение в дошкольном учреждении, а также участие в различных творческих проектах, направленных на развитие эрудиции и накопление знаний, положительного опыта. Во-вторых, практическая деятельность — творчество, спорт, туризм и тому подобные занятия, способные развить ребенка физически и подготовить к различным жизненным ситуациям. В третьих, это эстетическое развитие: воспитывая в детях чувство прекрасного, прививая им любовь к музыке, театру, живописи, мы учим их творить, импровизировать, стремиться к созданию чего-то нового, эмоционально совершенного.

Форма воспитания – внешнее выражение воспитательного процесса. Формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые. Форма воспитания содержит в себе комплекс методов и приемов воспитания, которые осуществляются с помощью различных средств. Обязательными формами социального воспитания для детей любого возраста являются:

– профессионально-творческая активность;

– спортивно-оздоровительная деятельность;

–досуг (складывается из отдыха, развлечений, праздников, творчества и самостоятельного развития).

Однако, можно отметить, что первоосновой социализации и социального воспитания личности является семья. Это первый социальный институт, в который попадает ребенок. Семейные взаимоотношения предопределяют отношения ребенка с другими людьми и обществом в целом. Более того, взаимоотношения в родительской семье со временем моделируются и на собственную семью.

Социальное воспитание детей в семье представляет собой процесс восприятия и усвоения системы ценностей, норм и знаний определенной культуры. Этот процесс носит характер взаимного влияния. Например, на родителей оказывает влияние темперамент ребенка, а особенности характера взрослых находят своё отражение на способах воспитания.

Семья определяет для ребенка нравственные нормы, стандарты поведения и ценностные ориентации, формируя таким образом его личность. Для достижения этой цели родители наказывают или поощряют ребенка, стремятся быть образцом для подражания и привлекают школу, сверстников и соседей.

Наиболее благоприятными для формирования детской личности являются полные семьи с двумя или более детьми. Такая семья должна уметь содержательно и целесообразно организовывать жизнь и деятельность своих членов. Во внутрисемейных взаимоотношениях должны царить демократический стиль общения и полное взаимопонимание. В семье должна господствовать положительная нравственная и трудовая атмосфера, а досуг должен быть рациональным и культурным, поскольку родители обладают достаточно высоким уровнем общей культуры, образования и педагогической подготовки. Материальное положение семьи должно быть хорошее или удовлетворительное.

Стиль социального воспитания детей в семье лишь отчасти зависит от социального положения взрослых. Большее влияние оказывают используемые психологические механизмы влияния:

• родители поощряют правильное поведение и порицают нарушения определенных норм и правил;

• они показывают ребенку пример для подражания;

• взрослые хорошо знакомы с внутренним миром ребенка и чутко реагируют на его проблемы (взаимопонимание).

Кроме того, очень важен эмоциональный фон и преобладающий в семье тип дисциплины и контроля. Невнимание или недоброжелательность со стороны взрослых вызывает неосознанную ответную враждебность со стороны ребенка. Она может проявляться не только явно, но и скрыто. Причиной немотивированной и безотчетной жестокости некоторых детей по отношению к посторонним людям зачастую оказываются детские переживания. Когда бессильная агрессия ребенка направлена внутрь, она приводит к низкому самоуважению, чувству тревоги и вины.

Демократический стиль воспитания позволяет достичь наилучших взаимоотношений детей с родителями. Такой стиль наиболее эффективен в воспитании активности, инициативы, самостоятельности и социальной ответственности. Поведение ребенка координируется гибко, рационально и последовательно:

• взрослые всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их обсуждение;

• они прибегают к своей власти лишь в случае острой необходимости;

• родители ценят в ребенке не только послушание, но также его независимость;

• взрослые устанавливают правила и твердо претворяют их в жизнь, не считая себя непогрешимыми;

• они прислушиваются к мнению ребенка, однако не исходят исключительно из его желаний.

Родителям следует учитывать, что крайние формы отношений всегда давали плохие результаты. Авторитарный стиль отталкивает ребенка от родителей, поскольку он начинает себя чувствовать незначительным и нежелательным в семье. Либеральная вседозволенность развивает у ребенка ощущение, что взрослым до него нет дела. В обоих случаях происходит формирование личности со слабым «Я». Поэтому задача родителей – найти золотую середину.

Социальное воспитание дошкольников предполагает то, что сюжетно-ролевая игра становится ведущим видом деятельности. Благодаря ней, ребенок может начать моделировать поведение, взаимоотношения и действия взрослых людей. Причем, на первый план выходят именно отношения между людьми, а также смысл их труда. Выполняя те или иные роли, ребенок учится действовать согласно с нравственными нормами, которые были приняты в человеческом обществе.

Социальное воспитание дошкольников идет неразрывно с нравственным развитием. Оно включает в себя три взаимосвязанные сферы, на которые направлены именно на социальное воспитание дошкольников. К примеру, в сфере моральных знаний, представлений, суждений, иначе говоря когнитивной сфере, дети знакомятся с различными сторонами морального общественного сознания (пониманием критериев моральной оценки, пониманием моральных ценностей). Овладев моральным поведением, что обеспечивает социальное воспитание дошкольников, ребенок может делать правильный моральный выбор уже не на словах, а в действии. Если говорить о сфере морально ценных переживаний, то тут у ребенка складываются морально ценные, а также морально одобряемые отношения к другим людям. Социальное воспитание дошкольников добивается того, что у ребенка происходит формирование альтруистских и гуманистических чувств и отношений, к примеру, внимания к интересам и нуждам других людей, способность сочувствовать бедам и радостям, переживать вину при нарушении норм.

Социальное воспитание дошкольников предполагает целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой и уникальной личности, обеспечения роста и дальнейшего совершенствования, как творческих, так и нравственных сил этого человека. А все это происходит через построение общественной практики, в условиях которой то, что пока у ребенка находится в зачаточном состоянии, лишь составляет возможность превращения в действительность. С одной стороны, действует это в полном соответствии с нравственным образцом, принятым в обществе, а с другой стороны, преследуется цель достичь максимального развития индивидуальных способностей каждого, отдельно взятого ребенка. Эту задачу преследует социальное воспитание дошкольников.

Средства воспитания – система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Рассмотрим классификацию средств социального воспитания (Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова):

1. Средства материальной культуры – игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

2. Средства духовной культуры – книги, предметы искусства, речь.

3. Явления и объекты окружающего мира – явления природы, растительный и животный мир.

При организации и выборе форм, средств и методов воспитательной работы педагогу следует помнить, что кроме него на ребенка влияют:

природа; семья, школа, среда;

собственная деятельность;

средства массовой информации;

литература, искусство;

образ жизни ближайшего окружения, собственные планы, положение в коллективе.

Методы социального воспитания подразделяются:

I. В зависимости от того, на что они направлены: 
формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений); 
формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов, чувств, стремлений, идеалов); самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, самоорганизации); формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими.

II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника: организация деятельности; метод общения; опека; самореализация и индивидуальная коррекция действий.

III. В зависимости от характера влияния среды на личность: 
общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог, переучивание; создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, изменение среды. [14]

В  исследованиях К.Ю. Бабанского отмечается, что методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Автор отмечает следующие методы социального воспитания детей:

Методы формирования сознания личности

1. Словесные методы: этические беседы, рассказ, разъяснение, убеждение, чтение литературы; анализ поступков героев книг, мультфильмов, взрослых и детей в жизненных ситуациях.

2. Наглядные методы: наблюдение за поведением взрослых и детей, демонстрация кино- и видеоматериалов, жизненных ситуаций; пример поведения; рассматривание слайдов, иллюстраций с воспитательным содержанием; театрализация.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

1. Приучение.

2. Упражнение.

3. Воспитывающие ситуации, в основе  которых лежит борьба нормы  и внутренних побуждений ребенка.

4. Игровые методы: игры-драматизации, ролевые игры, обыгрывание жизненных  ситуаций.

Методы стимулирования деятельности и поведения

1. Поощрение (одобрение, тактильный  контакт, похвала, поощряющий взгляд, авансированное доверие, вручение  наград, медалек).

2. Порицание (неодобрительный взгляд, замечание, лишение обещанной награды, запрет, метод естественных последствий).

3. Создание для ребенка ситуации  успеха.

4. Соревновательные методы.

Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса

1. Наблюдение за поведением, характером  общения и деятельности ребенка.

2. Специальные ситуации, диагностирующие  уровень воспитанности ребенка.

3. Беседы с детьми и родителями.

4. Анкетирование специалистов ДОУ, родителей.

5. Обыгрывание проблемных жизненных  ситуаций.

6. Социометрия.

7. Специально разработанные методики  оценки развитости личностных  качеств, направленности личности, способностей, умений.

Таким образом, в процессе социального воспитания детей дошкольного возраста применяется огромное количество методов, средств и форм работы, однако, стоит отметить, что только умелое применение всей совокупности методов воспитания обеспечивает успех в развитии учащихся в целом и в формировании у них личностных качеств, в частности. 

Выводы по главе 1

 

В результате проведенного анализа научной литературы мы можем сделать следующие выводы:

  1. Воспитание - важнейшая функция любого общества, процесс социальный, складывающийся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса. Социальное воспитание - создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий. Социальное воспитание – это понятие комплексное,

 интегративное, предполагающее  полноценное функционирование всего  общественного арсенала воспитательных  средств и возможностей в целях  нравственного и социального  формирования личности. Оно ориентировано  на конкретные повседневные нужды, личные и возрастные особенности  личности ребёнка, на потребности социума.

В связи с тем, что социальное воспитание рассматривается как относительно управляемый процесс, можно выделить ряд требований, предъявляемых к его организации. В научной литературе существуют разные подходы к определению системы принципов: гуманистической направленности, толерантности, субъектности, осознанности и др. (В. И. Загвязинский и др.); природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнительности и др.

2. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, биологов.

Информация о работе Социальное воспитание ребенка как ведущий фактор социального развития