Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 16:17, дипломная работа
Актуальность исследования. Проблемы социального воспитания детей год от года становятся все актуальнее. Помимо стандартных государственных организаций, предназначенных для этой цели (школ, детских садов), существуют еще и так называемые «кружки по интересам», в основном частные и оплачиваемые отдельно (музыкальные школы, изо- и танцевальные студии и т. п). Кроме того, в последнее время появилось большое количество дошкольных развивающих центров, где за умеренную плату педагоги обещают научить ребенка адаптироваться к окружающему миру, существовать в коллективе, разбудить его скрытые таланты и возможности, решить многие из проблем социального воспитания.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития в социально педагогической литературе 8
1.1Характеристика понятий социального воспитания, социального развития в процессе воспитания дошкольников 8
1.2Специфика социального развития и социализации детей в процессе воспитания игровой деятельности 13
1.3Формы и методы работы социального педагога по социальному воспитанию детей дошкольного возраста как ведущего фактора социального развития 30
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Эмпирическое исследование социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития детей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Проведение исследования и анализ получены результатов
2.3Рекомендации социального педагога родителям и педагогам по обеспечению процесса социального воспитания дошкольников в процессе игры
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Рисунок 1
Результаты родительского отношения по методике А.Я.Варга, В.В. Столина
Проанализировав результаты исследования по опроснику родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин, мы сделали вывод, что в отношениях родителей с детьми преобладают смешанные типы родительского отношения.
Далее было проведено исследование с детьми при помощи диагностики выявления уровня развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
При проведении диагностики, уровня развития у детей социальных навыков и оценке результатов необходимо осуществлять личностно-ориентированный подход: учитывать особенности личностного развития на этом возрастном этапе у данного ребенка, так как отсутствие интереса, мотивации может свести все усилия педагога на нет.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика проходила в 3 этапа:
1 этап - Представления детей
Ребенок и взрослые:
1. Имеет знания об общем
ходе возрастного развития
Проводилась дидактическая игра «Выложи цепочку».
Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?
2. Имеет представления
о многообразии социальных
Индивидуальная беседа с детьми: Как мама заботится о тебе? Где она работает? Что она рассказывала о работе? Чем мама любит заниматься в свободное время?
Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится мама? Как она себя ведёт при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало папу? Что он сказал? Как ты ещё хочешь его порадовать?
3. Узнаёт и называет
разные эмоциональные
Рассматривание иллюстраций с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.
2 этап Ребенок и сверстники
1. Имеет представления
о некоторых характерных
Проводилась игра «Что кому?».
Предлагается набор картинок с изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель. Предлагается разложить картинки по парам.
2. Имеет представления
о некоторых особенностях
Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто никогда не опаздывает? Кто не любит расчёсываться? У кого кудрявые волосы и т. д.
3. Узнаёт и называет
разные эмоциональные
Рассматривание иллюстраций с разными эмоциональными состояниями: Что чувствует этот ребёнок? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.
3 этап - Отношение ребенка к самому себе
1. Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей.
Индивидуальная беседа с ребёнком.
Вопросы: Как зовут бабушек (дедушек)? Сколько у них детей? Как звали их мам (пап)? Кем они были?
2. Знает элементарные правила дорожного движения.
Проводилась дидактическая игра на правила дорожного движения.
Итак, мы выявили следующие уровни сформированности социальных навыков у детей:
Низкий: Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа и т. д.
Средний: Поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к истории города, прошлому своей семьи и т. д.
Высокий: Поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения. Охотно вступает в общение. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.
Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что дети находились примерно на одном уровне развития социальных навыков.
Большинство детей имеют представления о культуре поведения и выполняют их в привычной обстановке, однако в новых условиях они могут испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремятся к согласованным действиям. Осуществляют элементарный самоконтроль.
Проведенная диагностика социальных навыков позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у старших дошкольников.
На низком уровне развития социальных навыков находилось 30% детей. Дети не проявляли интереса к различным сторонам жизни: истории города и т. д. Слабо ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих.
На среднем уровне развития социальных навыков оказалось 50% детей. Эти дети характеризовались вниманием к эмоциональному состоянию других, проявляли сочувствие. Выражали интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляли внимание к истории города, прошлому своей семьи и т. д.
Наименьшее количество детей (20%) находились на высоком уровне развития социальных навыков. Данная подгруппа детей, охотно вступала в общение. Умели сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимали эмоциональное состояние людей, активно выражали готовность помочь, нацелены на самостоятельность.
Результаты диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1. Показатели уровня сформированности социальных навыков на констатирующем этапе эксперимента.
Уровни сформированности
|
|||||||||
В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень сформированности социальных навыков. 50% испытуемых показали средний уровень. Лишь 20% детей имеют высокий уровень сформированности социальных навыков.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень развития социальных навыков, что говорит о необходимости его развития.
Последним ?? этапом исследования стало проведение мониторинга социально-нравственной воспитанности детей в семье и ДОУ ( на основе методических наработок А.В.Липницкой). Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты проведения мониторинга социально-нравственной воспитанности детей в семье и ДОУ (на основе методических наработок А.В.Липницкой)
№ |
Имя |
Общение со взрослым |
Общение со сверстником |
Отношение к самому себе |
ИТОГОВЫЙ уровень социально-нравственной воспитанности | |||
Балл |
Уровень |
Балл |
Уровень |
Балл |
Уровень | |||
1. |
Алина М. |
7 |
Низкий |
4 |
Низкий |
19 |
Средний |
Низкий |
2. |
Максим Г. |
15 |
Средний |
9 |
Средний |
18 |
Средний |
Средний |
3. |
Настя А. |
21 |
Высокий |
15 |
Средний |
22 |
Высокий |
Высокий |
4. |
Денис Т. |
6 |
Низкий |
3 |
Низкий |
9 |
Низкий |
Низкий |
5. |
Алеша М. |
22 |
Высокий |
14 |
Высокий |
26 |
Высокий |
Высокий |
6. |
Костя К. |
23 |
Высокий |
15 |
Высокий |
25 |
Высокий |
Высокий |
7. |
Даша И. |
22 |
Высокий |
15 |
Высокий |
26 |
Высокий |
Высокий |
8. |
Лиза К. |
6 |
Низкий |
4 |
Низкий |
9 |
Низкий |
Низкий |
9. |
Диана С. |
15 |
Средний |
10 |
Средний |
26 |
Высокий |
Средний |
10. |
Матвей Т. |
16 |
Средний |
11 |
Средний |
16 |
Средний |
Средний |
11. |
Илья Т. |
23 |
Высокий |
14 |
Высокий |
25 |
Высокий |
Высокий |
12. |
Софья Д. |
17 |
Средний |
9 |
Средний |
17 |
Средний |
Средний |
13. |
Саша С. |
6 |
Низкий |
3 |
Низкий |
15 |
Средний |
Низкий |
14. |
Алеша К. |
5 |
Низкий |
2 |
Низкий |
9 |
Низкий |
Низкий |
15. |
Наташа В. |
14 |
Средний |
12 |
Средний |
18 |
Средний |
Средний |
16. |
Глеб К. |
15 |
Средний |
11 |
Низкий |
17 |
Средний |
Средний |
17. |
Таня А. |
15 |
Средний |
10 |
Средний |
11 |
Низкий |
Средний |
18. |
Алеша Ман. |
21 |
Высокий |
13 |
Высокий |
25 |
Высокий |
Высокий |
19. |
Настя Ал. |
6 |
Низкий |
2 |
Низкий |
16 |
Средний |
Низкий |
Итак, в результате проведенного исследования уровня социально-нравственной воспитанности, можно отметить, что большая часть семей испытывает трудности в общении с ребенком, не понимает его проблем и сложностей. Мы выяснили, что дети отмечают недостаточную заинтересованность родителей в общении с ними (в силу занятости на работе и сложностей повседневной жизни), уровень социальной воспитанности в целом по группе по итогам поведенного мониторинга - невысок - лишь у 6 детей (30% обследуемых) был определен высокий уровень социального воспитания детей - это дети, которые охотно вступают в общение. Выполняют правила социально-нравственного поведения со взрослыми и сверстниками, усвоенные в семье и детском саду. Проявляют умение понять ситуацию и эмоциональное состояние окружающих, не только близких, но и незнакомых людей. Стремятся к самостоятельности. В играх с правилами в случае недоразумений ссылаются на правила игры.
Средний уровень выявлен у 7 дошкольников (35%) - это дети, которые стремятся к положительным формам социально-нравственного поведения. Он имеют представления о культуре поведения и выполняют их в привычной обстановке, однако в новых условиях могут испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремятся к согласованным действиям. Осуществляют элементарный самоконтроль. Внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие. Выражают интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляют внимание к истории города, прошлому своей семьи и т. д.
Низкие результаты отмечены у 7 детей (35%) - это дети, социально-нравственное поведение которых и их общение с окружающими неустойчиво, ситуативно. Хотя они имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не складывается. Дети испытывают трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера. Слабо ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляют интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа и т.д.
На рисунке 4 представим наглядно результаты проведения мониторинга социально-нравственной воспитанности детей в семье и ДОУ (на основе методических наработок А.В.Липницкой).
Рисунок 4
Результаты проведения мониторинга социально-нравственной воспитанности детей в семье и ДОУ (на основе методических наработок А.В.Липницкой)
Сопоставляя данные исследования детско-родительских отношений и особенностей социального воспитания дошкольников, было отмечено, что существует некоторая зависимость между данными показателями - в семьях, где отношения более благоприятны уровень социальной воспитанности детей характеризуется как высокий. Там же, где отмечены недостаточно позитивные отношения детей и родителей уровень социального воспитания детей невысок. Тем самым, можно сказать, что социальное воспитание, создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции действительно способствует улучшению социальной ситуации развития детей дошкольного возраста, что стало подтверждением гипотезы нашего исследования.
Информация о работе Социальное воспитание ребенка как ведущий фактор социального развития