Социальное воспитание ребенка как ведущий фактор социального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 16:17, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблемы социального воспитания детей год от года становятся все актуальнее. Помимо стандартных государственных организаций, предназначенных для этой цели (школ, детских садов), существуют еще и так называемые «кружки по интересам», в основном частные и оплачиваемые отдельно (музыкальные школы, изо- и танцевальные студии и т. п). Кроме того, в последнее время появилось большое количество дошкольных развивающих центров, где за умеренную плату педагоги обещают научить ребенка адаптироваться к окружающему миру, существовать в коллективе, разбудить его скрытые таланты и возможности, решить многие из проблем социального воспитания.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития в социально педагогической литературе 8
1.1Характеристика понятий социального воспитания, социального развития в процессе воспитания дошкольников 8
1.2Специфика социального развития и социализации детей в процессе воспитания игровой деятельности 13
1.3Формы и методы работы социального педагога по социальному воспитанию детей дошкольного возраста как ведущего фактора социального развития 30
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Эмпирическое исследование социального воспитания ребенка как ведущего фактора социального развития детей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Проведение исследования и анализ получены результатов
2.3Рекомендации социального педагога родителям и педагогам по обеспечению процесса социального воспитания дошкольников в процессе игры
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1 (2) - копия МОЯ.docx

— 301.51 Кб (Скачать файл)

 

Преобладание тех или иных эмоций зависти от того, какие чувства вызывают своим поведением старшие. Если с интересами малыша не очень-то считаются, разговаривают с ним раздражённым тоном, постоянно ругая, упрекая в чём-то, позволяя старшим братьям и сёстрам «проявить власть» над ним, то стоит ли удивляться, что ребёнок не обнаруживает в своём поведении таких эмоциональных проявлений, как спокойствие, бодрость, доброжелательность, сочувствие к другим. Взрослым в присутствии малыша следует вести себя достойно (помнить о влиянии личного примера), не «выяснять отношения» с помощью грубых слов, оскорблений. Помнить надо о том, что это отразится на эмоциональном состоянии ребёнка, на его отношении сначала с игрушками, а затем и с живыми людьми. Отсутствие ярких эмоций ведёт к задержке и умственного, и физического, и нравственного, и речевого развития. Об этом следует помнить взрослым и контролировать своё поведение.

 

Отдельно стоит сказать о роли отца в формировании эмоционально отзывчивой и устойчивой личности ребёнка. Общение с папой даёт ребёнку ощущение праздника. И это вовсе не потому, что отцы проводят с детьми мало времени, как любят иногда объяснять это явление женщины. Дело в том, что папа представляет собой иной полис человеческой жизни, нежели мама. Если образ матери олицетворяет дом, в котором живёт ребёнок, то образ отца больше связан с миром вокруг этого дома. Материнская любовь даёт ребёнку чувство безопасности, отцовская – помогает ориентироваться в окружающем мире.

 

Задача педагога заключается в том, чтобы объяснить родителям, что ощущение праздника рождается из значимости и яркости тех впечатлений, которые получает ребёнок благодаря папе. Иногда самые обычные вещи благодаря отцу раскрываются с новой, неизведанной для малыша стороны. Диван может превратиться в самолёт, карандаш – в отвёртку, а кастрюля становится барабаном. Только мужчина может смотреть с нескрываемым восторгом, как кроха разбирает пульт от телевизора или увлечённо нажимает без разбора кнопки телефона.

 

Сочетаясь, материнская и отцовская любовь создают идеальные условия для развития ребёнка. Известный американский психолог Эрих Фромм писал, что «мать – это дом, из которого мы уходим, а отец – это тот, кто учит ребёнка, как узнавать дорогу в мир».

 

Помимо словесного контакта с родителями педагогу необходимо своевременно обновлять наглядный материал для родителей с учётом возрастных особенностей развития детей, времени года и других важных факторов, оказывающих влияние на эмоциональное состояние ребёнка. В виде такого наглядного материала можно представить пальчиковые игры, произведения устного народного творчества, несущие эмоциональную нагрузку (песенки, загадки, стихи, потешки), советы родителям о развитии мыслительных способностей дошкольников, об их отношении к объектам природы.

 

Социально-эмоциональное воспитание – это комплекс педагогических мероприятий и воздействий, всегда направленных на формирование психологически устойчивой личности. Всё вышеизложенное включает в себя основные моменты, которые следует учитывать при работе с детьми младшего дошкольного возраста. В каждой возрастной группе цель социально-эмоционального воспитания остаётся прежней, а формы и содержание становятся более сложными, так как меняются индивидуально-возрастные особенности детей, что является основополагающим при планировании учебно-воспитательного процесса.

 

Социальное воспитание дошкольников - важная часть программы развития ребенка. Самые благоприятные условия для нравственного развития детей создаются именно в дошкольном возрасте. В этот период происходит не только расширение и перестройка системы взаимоотношений между ребенком, а также их сверстниками и взрослыми, но и значительно усложняются виды деятельности, возникает совместная деятельность со сверстниками, поэтому можно начинать  социальное воспитание дошкольников. Стоит напомнить о том, что в раннем детстве ребенком был освоен широкий круг предметных действий. Еще тогда он «открыл» для себя способы употребления предметов. Такое «открытие» в итоге привело его к взрослому, как к носителю общественного способа выполнения этих действий, а также как к образцу, с которым он себя сравнивает. Ребенок начинает довольно пристально присматриваться к миру взрослых людей, выделяя в нем взаимоотношения, происходящие между ними. Социальное воспитание дошкольников добивается того, что дошкольник смело постигает мир человечески отношений, открывает для себя законы, по которым и строится взаимодействие людей, иначе говоря, нормы поведения. В своем стремлении стать взрослым, дошкольник подчиняет все свои действия общепринятым нормам и правилам поведения.

Социальное воспитание – очень важный процесс развития индивида для дальнейшей самореализации, который включает в себя усвоение трудовых навыков, ценностей, правил, традиций, норм, знаний. Программа социализации занимает всю жизнь, но основной «удар» социального развития приходится именно на период детства.

В процессе социализации очень важную роль играет детский сад, работники которого выполняют не только роль педагога, но и психолога. Деятельность воспитателей направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.

Люди, в отличие от животных, далеки от жизни «по инстинктам», поэтому наша жизнь строится исключительно на основе передаваемого опыта – речь, знания, умения, убеждения, культура – все приобретенное.

Родители – второй инструмент и средство социализации дошкольников.

Родители – авторитет, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка. Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни.

Ролевое поведение в процесс социализации ребенка дошкольника знакомит с нормами, обычаями, а также, регулирует поведение ребенка в той или иной ситуации.

В первую очередь, ребенок – это сын или дочь своих родителей,  ребенок – воспитанник дошкольного учреждения, ребенок может быть чьим-то другом – это тоже социальная роль. Дома и в детском саду поведение ребенка разное, общение с приятелем тоже резко отличается от общения с незнакомым человеком, это обусловлено выполнением разных социальных ролей, которые имеют свои нормы поведения.

Программа социализации дошкольника

  • Обсуждение последствий действий по отношению к другому человеку
  • Игры и ситуации, требующие взаимопомощи и сотрудничества
  • Обсуждение конфликтов
  • Четкая формулировка правил поведения

Показатели, способствующие протеканию процесса социализации

  • Разрешение конфликтных и критических ситуаций
  • Полоролевое поведение
  • Самооценка
  • Самосознание
  • Усвоение информации

Социализация личности дошкольника является фундаментом в проявлении социальной культуры. Успешная социализация дошкольника зависит от правильной организации свободного общения. От социализации дошкольника зависит развитие индивида, раскрытие способностей, становление личности, поэтому наша задача – направить все свои силы на успешность социализации дошкольника.

Социальное воспитание дошкольников предполагает целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой и уникальной личности, обеспечения роста и дальнейшего совершенствования, как творческих, так и нравственных сил этого человека. А все это происходит через построение общественной практики, в условиях которой то, что пока у ребенка находится в зачаточном состоянии, лишь составляет возможность превращения в действительность. С одной стороны, действует это в полном соответствии с нравственным образцом, принятым в обществе, а с другой стороны, преследуется цель достичь максимального развития индивидуальных способностей каждого, отдельно взятого ребенка. Эту задачу преследует социальное воспитание дошкольников.

Определим конкретные задачи по социально-личностному развитию дошкольников  (Герасимова Н.В.). В старшем дошкольном возрасте необходимо обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

Система работы по социальному развитию детей дошкольного возраста в семье и детском саду рассматривается в исследованиях Новоторновой Н.В.[38]

Автор отмечает, что для того, чтобы решить задачу социального воспитания ребенка, его эмоциональной сферы, формирования здорового, адекватного поведения в обществе была разработана система работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к социальной действительности через тематический блок «Мой родной дом-семья». При организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей с социальной действительностью, учитывалось, что этот процесс должен носить комплексный характер: задачи интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и социальная действительность должна стать не только объектом изучения, но и средством, воздействующим на ребенка, «питающим» его ум и душу.

Цель работы по этому блоку:

Формирование у детей самосознания (осознания своего «я», своей роли в семье, эмоциональной отзывчивости и чуткости к членам свой семьи), нравственной модели поведения во взаимоотношениях с членами своей семьи.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие  задачи:

Воспитательные: 

Воспитывать добрые, искренние чувства к самым близким людям, привязанность к семье.

 Учить ценить хорошее  отношение и получать радость  от общения со своими близкими, проявлять о них заботу и  предлагать им посильную помощь.

Воспитывать чувства семейной сплоченности, гордости за свою семью.

Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту.

Закреплять чувства уверенности и защищенности.

Побуждать делать добрые поступки - источники добрых чувств.

Воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, оказывать им посильную помощь. У девочек - стремление к порядку, аккуратности.

Образовательные: 

Формировать представления и знания: о необходимости каждому человеку иметь имя, фамилию, свой дом, имя и отчество родителей и других членов семьи, домашний адрес и телефон: о составе семьи, о родственных отношениях, о своей социальной роли в семье, о связи с другими членами семьи [38]:

- о родословной, о генеалогическом  древе, о принадлежности к своей  семье, роду;

- о месте работы родителей, их профессии, кем были их бабушки  и дедушки, откуда они родом. 

Учить осознавать, что:

- мамы и папы тоже  были когда-то детьми, а бабушки  и дедушки молодыми мамами  и папами;

- у каждого члена семьи  есть свои интересы, любимые занятия; стремиться самому иметь такие  занятия;

- в каждой семье есть  традиции, их надо уважать и  поддерживать;  
- в семье все заботятся друг о друге. 

Развивать умения: рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье;  делиться мыслями и чувствами о своей семье; понимать, что добрые слова ведут к добрым поступкам (нельзя злословить, придираться, искать недостатки у других); познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в семье;  формировать способы установления теплых отношений к членам семьи, проявлять заботу, помощь, уважение. 

Развивающие: 
       Учить устанавливать связи между поступками и настроением людей, между эмоциональным состоянием человека и причинами, его вызывающими.

Учить анализировать свои поступки и поступки других людей, делать умозаключения и обосновывать свои выводы.

Развивать наблюдательность и внимание к людям, с которыми живут и общаются дети.

Учить ориентироваться и устанавливать связи в родственных отношениях. Развивать стойкий положительный интерес к стремлению познать себя и окружающих людей. Рассмотрим этапы и описание особенностей работы по формированию социальной компетентности через раздел «Моя семья» [38].

1 этап. Определение отношения ребёнка к родным.

Цель: Обогащение впечатлений о семье, выявить отношение ребёнка к родным, закладывать основы заботливого отношения к близким.

Задачи: 

Вызвать интерес к теме:

- формировать представление  о необходимости иметь имя, фамилию, историю возникновения имени  у человека;

Информация о работе Социальное воспитание ребенка как ведущий фактор социального развития