Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 07:58, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, т.к. количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.
Тема: Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования
Студент-дипломник: Ворожцова Л.
Научный руководитель: Халимова Н.М., дпн, профессор кафедры ОППД
Актуальность исследования. Проблема сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, т.к. количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.
Процесс обучения в колледже детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, имеет особенности вследствие сочетания влияния на этот процесс институциональных особенностей интернатных учреждений и психолого-педагогических особенностей обучающихся. Важнейший институт социализации личности – семья, у них, как правило, отсутствует, реальный состав агентов социализации ограничен кругом воспитанников учреждения; оказывается более значимой институциональная социализация в сочетании с отрицательными результатами воздействия традиционных механизмов в раннем периоде социализации во время пребывания в родительской неблагополучной семье; наблюдается дисгармония познавательных, психологических, социально-психологических и функциональных процессов, задержка или отсутствие решения некоторых естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических задач на определенных возрастных этапах.
Процесс профессионального обучения в колледже, адаптация к новым условиям и последующая интеграция в общество протекают с большими трудностями. Под социально-педагогической адаптацией детей-сирот мы понимаем целенаправленный процесс, ориентированный на познание, общение и овладение нормами поведения и деятельности в соответствии с общечеловеческими культурными ценностями. Ученые отмечают, что затруднен процесс адаптации детей-сирот в колледже вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждений. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не хотят учиться дальше в учреждениях профессионального образования, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.
Анализ сложившейся педагогической практики профессионального обучения детей-сирот в колледже позволил выявить следующие противоречия:
Процесс профессионального обучения в колледже, адаптация к новым условиям и последующая интеграция в общество протекают с большими трудностями. Под социально-педагогической адаптацией детей-сирот мы понимаем целенаправленный процесс, ориентированный на познание, общение и овладение нормами поведения и деятельности в соответствии с общечеловеческими культурными ценностями. Ученые отмечают, что затруднен процесс адаптации детей-сирот в колледже вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждений.
Указанные противоречия между необходимостью решения проблемы сопровождения процесса профессионального обучения детей-сирот, их адаптации в учреждениях среднего профессионального образования и неготовностью существующей педагогической системы среднего профессионального образования к данной деятельности актуализируют проблему исследования: какова социально-педагогическая деятельность по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования.
Сегодня проблема адаптации выпускников детского дома одна из востребованных современной практикой и избираемой исследователями тема (В.В. Беляков, Т.Т. Бурлакова, Н.П. Иванова, И.Ф. Дементьева, Г.В. Иванова, А.М. Семья, и др.) Как правило, внимание ученых сосредоточено на влиянии различных форм депривации (эмоциональной, сенсорной, социальной) на формирование специфического типа развития личности воспитанника интернатного учреждения (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых). В других работах рассматриваются психологические (И. Лангмейер и З. Матейчик, И.А. Алексеева), и социальные факторы, влияющие на процесс адаптации ребенка к условиям социума (Н.К. Радина, С.А. Левин).
Вместе с тем остается мало изученный вопрос адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования. Острота вопроса усугубляется тем, что дети-сироты занимают иждивенческую позицию по отношению к обществу – «Нам все обязаны и должны». С точки зрения такой позиции резко возрастает опасность их пассивности и маргинальности. Они продолжают подпитывать безработицу, правонарушения, наркоманию, инфекционные заболевания, порождают деструктивный характер общественных отношений.
Указанные противоречия, актуализируют проблему исследования: каковы особенности социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы позволили определить тему исследования «Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования».
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить успешность социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования.
Объектом исследования является социально-педагогическая деятельность по адаптации детей-сирот.
Предмет исследования: методики и технологии социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования..
Гипотеза исследования: социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях среднего профессионального образования будет успешна, если:
1) главным
направлением социально-
2) в работе
социального педагога будут
3) будет
разработана и реализована
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:
Теоретико-методологической основой исследования являются:
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов научного исследования:
Теоретическая значимость работы заключается в анализе научной литературы и систематизации материала по проблеме социальной адаптации детей-сирот в средних специальных учебных заведениях.
Практическая значимость. Данная работа представляет интерес для всех педагогов, работающих в учреждениях профессионального образования.
Апробация и внедрение результатов проходило на базе сельскохозяйственного колледжа ФГБОУ ВПО Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Одной из задач образования, обучения и воспитания детей-сирот является их успешная социализация и адаптация к социальным условиям проживания и дальнейшей «взрослой» жизни в обществе. Однако только 40% детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, относительно адаптированы к окружающим их условиям жизни» [34, с. 149].
В этой связи, на наш взгляд, прежде чем перейти к рассмотрению понятия «социальная адаптация» необходимо проанализировать различные аспекты понятия «адаптация».
В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом, кибернетическом. Философско-методологические аспекты социальной адаптации групп представлены в работах В.Ю. Верещагина, И.Д. Калайкова, П.И. Царегородцева и других ученых. Социально-психологические аспекты адаптации стали предметом исследования таких психологов, как А.А. Бодалев, Г.А. Балл, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, и многих других исследователей. С учетом указанных и многих других направлений в изучении адаптационных процессов существует множество определений, характеризующих различные аспекты данного явления.
В совокупности труды этих ученых имеют важное теоретическое и методологическое значение, указывают перспективы развития индивидов в социальной практике. Вместе с тем необходимо отметить, что остается недостаточно исследованной проблема социальной адаптации в системе образования, которая объективно требует более глубокого изучения.
В Большой Советской Энциклопедии понятие адаптация трактуется больше как биологический термин: «результат, то есть конкретный исторический этап приспособительного процесса – адаптогенеза, протекающего в определенных местах обитания» [9].
В современном психологическом словаре адаптация (в широком смысле) представлена как «процесс приспособления организма к изменившимся условиям существования…» Она протекает на двух взаимосвязанных уровнях: