Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 07:58, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, т.к. количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.
Студенты - сироты, прибывшие из детского дома:
Следует обращать внимание не только на тех студентов, кто имеет высокий уровень тревожности, но и на тех студентов, отличающихся «чрезмерным спокойствием» (т.е. на тех, у кого очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному развитию личности. При этом следует иметь в виду, что ответы во многом зависят от желания давать искренние ответы, от доверия к экспериментатору. Так, высокие баллы по шкалам могут выступать своеобразным «криком о помощи» или за «чрезмерным спокойствием может скрываться повышенная тревога, о которой человек не хочет сообщать.
По результатам проведенной методики можно сделать следующий вывод:
Студенты, воспитывающиеся в кровных семьях, имеют более высокие показатели личностной и реактивной тревожности, в сравнении со студентами-сиротами, прибывшими из детского дома. Данные показатели не выше нормы.
Данную ситуацию можно пояснить тем, что студенты-сироты, прибывшие из детских домов, страдают нечувствительностью к неблагополучию, а это носит, как правило, защитный характер. При этом следует иметь в виду, что ответы во многом зависели от желания студентов давать искренние ответы, от доверия к экспериментатору.
Для оценки уровня социальной адаптации использовалась модифицированная анкета, составленная преподавателями предметно-цикловой комиссии социально-психологических дисциплин. В анкетировании приняли участие 20 студентов, из них 10 студентов-сирот прибыли в сельскохозяйственный колледж сельскохозяйственный институт ХГУ им. Н.Ф. Катанова из детских домов республики Хакасия и 10 студентов, воспитывающихся в кровных семьях.
По результатам анкетирования были выделены три группы студентов с различным уровнем адаптации. В первую группу студентов с высоким уровнем адаптации вошли 80% (8 обучающихся) студентов, воспитывающихся в кровных семьях и 50% (6 обучающихся) студентов-сирот, прибывших из детских домов. В группу со средним уровнем адаптации вошли 20% (2 обучающихся) студентов, воспитывающихся в кровных семьях и 50% (5 обучающихся) студентов-сирот. Студентов с низким уровнем адаптации выявлено не было. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что студенты-сироты испытывают определенные трудности в адаптации. Результаты анкетирования наглядно представлены на рис. 6.
Результаты методики К. Роджерса и Р. Даймонда и модифицированной анкеты, составленной преподавателями предметно-цикловой комиссии социально-психологических дисциплин, не противоречат. Можно судить о достоверности проведенного исследования.
Таким образом, первый этап эмпирического исследования особенностей процесса социальной адаптации студентов, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов в учреждения среднего профессионального образования, подтвердил данные теоретических источников и позволил сделать следующие выводы: уровень социальной адаптированности студентов, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов ниже уровня социальной адаптированности студентов того же возраста, воспитывающихся в кровных семьях; уровень тревожности у студентов, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов выше, чем у детей, воспитывающихся в кровных семьях.
Для получения более полной картины особенностей социальной адаптации детей-сирот в условиях колледжа, был проведен второй этап эмпирического исследования.
Вслед за Г.В. Семьей, Н.В. Владимировой и Н.Г. Зайцевой, в качестве критериев исследования были выбраны следующие:
Для исследования процесса адаптации воспитанников юношеского возраста к профессиональному учебному заведению используются следующие методики:
Методика для диагностики учебной мотивации «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) представляет собой многошкальную методику. Шкалы: учебные мотивы – коммуникативные, избегания, престижа, профессиональные, творческой самореализации, учебно-познавательные, социальные мотивы.
Испытуемым предлагается оценить по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для испытуемого: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.
С помощью данной методики нами были проанализированы 16 мотивов учебной деятельности студентов (таблица 1).
Наименование мотивов |
Исп. | |
Студенты-сироты |
Студенты из кровных семей | |
Стать высокооплачиваемым специалистом |
6 |
1 |
Получить диплом |
1 |
3 |
Успешно продолжить обучение на последующих курсах |
9 |
11 |
Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично», самореализация в учебе |
4 |
7 |
Постоянно получать стипендию |
12 |
6 |
Приобрести глубокие и прочные знания |
2 |
4 |
Быть постоянно готовым к очередным занятиям |
14 |
16 |
Не запускать изучение предметов учебного цикла |
10 |
13 |
Не отставать от сокурсников |
13 |
14 |
Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности |
3 |
2 |
Выполнять педагогические требования |
16 |
15 |
Достичь уважение преподавателей |
8 |
8 |
Быть примером для сокурсников |
15 |
10 |
Добиться одобрения родителей и окружающих |
7 |
7 |
Избежать осуждения и наказания за плохую учебу |
11 |
12 |
Получить интеллектуальное удовлетворение |
5 |
5 |
По результатам нашего исследования, мотивы обучения в вузе студентов из кровных семей расположились по значимости в следующем порядке:
Ответы студентов из категории «дети-сироты» расположились по значимости в следующем порядке:
Далее мы выдели основные группы мотивов, характеризующих процесс профподготовки, и определили их средний уровень (табл. 2).
№ |
Группы мотивов |
Студенты из категории «дети-сироты |
Студенты из кровных семей | ||
Ср.балл |
ранг |
Ср.балл |
ранг | ||
1 |
Коммуникативные мотивы |
3,49 |
4 |
3,60 |
4 |
2 |
Мотивы избегания |
2,88 |
7 |
2,57 |
7 |
3 |
Мотивы престижа |
3,34 |
6 |
3,15 |
6 |
4 |
Профессиональные мотивы |
3,85 |
1 |
3,99 |
1 |
5 |
Мотивы творческой самореализации |
3,41 |
5 |
3,68 |
2 |
6 |
Учебно-познавательные мотивы |
3,49 |
3 |
3,57 |
5 |
7 |
Социальные мотивы |
3,52 |
2 |
3,68 |
3 |
Анализ данных таблиц позволяет сделать вывод о том, что в мотивационной структуре студентов из кровных семей ведущее место занимают мотивы, связанные с профессиональной самореализацией. Эти мотивы для студентов старших курсов являются реально действующими и побудительными, так как они связаны с близкими профессиональными целями, чего не скажешь о студентов из категории «дети-сироты».
Сравнительный анализ результатов структуры учебной мотивации студентов из кровных семей и студентов категории «дети-сироты» по данной методики представлен в таблице 3.
Группы мотивов |
Студенты категории «дети-сироты» (19 человек) |
Студенты из кровных семей (19 человек) | ||
Средний балл |
Место в структуре |
Средний балл |
Место в структуре | |
Познавательные мотивы |
2,04 |
4 |
2,07 |
3 |
Коммуникативные мотивы |
2,02 |
5 |
1,82 |
4 |
Эмоциональные мотивы |
1,53 |
7 |
1,72 |
6 |
Мотивы саморазвития |
2,13 |
2 |
2,33 |
1 |
Позиционные мотивы |
2,24 |
1 |
1,73 |
5 |
Мотивы достижения |
2,07 |
3 |
2,14 |
2 |
Внешние мотивы (поощрения, наказания) |
1,82 |
6 |
1,66 |
7 |
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что наряду с профессиональными и учебно-познавательными мотивами, являющимися ведущими в период обучения в вузе, большую побуждающую силу у студентов из кровных семей имеют мотивы саморазвития, в то время как для студентов категории «дети-сироты» ведущими мотивами являются позиционные мотивы.
Одним из критериев готовности учащихся к выбору профессии является выраженность ценностных ориентаций, которую мы исследовали с помощью методики М. Рокич.
Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) дает возможность определить ценностные ориентации личности. Известно, что система ценностей определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.
Методика направлена на определение системы ценностей конкретной личности и основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает 2 класса ценностей:
1) терминальные – убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
2) инструментальные – убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Стимульный материал методики состоит из двух списков ценностей (по 18 в каждом) на листках в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, который проставляет рядом с выбранной ценностью. Вначале респонденту предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Анализируя иерархию ценностей, особое внимание было обращено на их группировку испытуемыми в содержательные блоки по разным основаниям.
Терминальные ценности были разделены на следующие блоки: ценности профессиональной реализации, ценности обучения и образования, ценности семейной жизни и ценности общественной жизни, духовные ценности.
Инструментальные ценности были объединены в следующие группы: этические ценности (воспитанность, жизнерадостность, честность), ценности профессионального самоопределения (ответственность, исполнительность, рационализм), индивидуальные ценности (независимость, толерантность), интеллектуальные ценности (образованность, широта взглядов).
По результатам проведения данной методики были получены следующие результаты. В системе терминальных ценностей испытуемых наиболее высокий ранг значимости занимают ценности семейной жизни, ценности общественной жизни. Ценности профессиональной реализации занимают в иерархии ценностей последнее место.