Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, т.к. количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.

Файлы: 1 файл

ДР Адаптация детей-сирот в СПО (посл).doc

— 624.00 Кб (Скачать файл)

Студенты - сироты, прибывшие из детского дома:

    • 10% - высокий уровень личностной тревожности
    • 40% - средний уровень личностной тревожности
    • 50% - низкий уровень личностной тревожности

Следует обращать внимание не только на тех студентов, кто имеет высокий уровень тревожности, но и на тех студентов, отличающихся «чрезмерным спокойствием» (т.е. на тех, у кого очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному развитию личности. При этом следует иметь в виду, что ответы во многом зависят от желания давать искренние ответы, от доверия к экспериментатору. Так, высокие баллы по шкалам могут выступать своеобразным «криком о помощи» или за «чрезмерным спокойствием может скрываться повышенная тревога, о которой человек не хочет сообщать.

По результатам проведенной методики можно сделать следующий вывод:

Студенты, воспитывающиеся в кровных семьях, имеют более высокие показатели личностной и реактивной тревожности, в сравнении со студентами-сиротами, прибывшими из детского дома. Данные показатели не выше нормы.

Данную ситуацию можно пояснить тем, что студенты-сироты, прибывшие из детских домов, страдают нечувствительностью к неблагополучию, а это носит, как правило, защитный характер. При этом следует иметь в виду, что ответы во многом зависели от желания студентов давать искренние ответы, от доверия к экспериментатору.

Для оценки уровня социальной адаптации использовалась модифицированная анкета, составленная преподавателями предметно-цикловой комиссии социально-психологических дисциплин. В анкетировании приняли участие 20 студентов, из них 10 студентов-сирот прибыли в сельскохозяйственный колледж сельскохозяйственный институт ХГУ им. Н.Ф. Катанова из детских домов республики Хакасия и 10 студентов, воспитывающихся в кровных семьях.

По результатам анкетирования были выделены три группы студентов с различным уровнем адаптации. В первую группу студентов с высоким уровнем адаптации вошли 80% (8 обучающихся) студентов, воспитывающихся в кровных семьях и 50% (6 обучающихся) студентов-сирот, прибывших из детских домов. В группу со средним уровнем адаптации вошли 20% (2 обучающихся) студентов, воспитывающихся в кровных семьях и 50% (5 обучающихся) студентов-сирот. Студентов с низким уровнем адаптации выявлено не было. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что студенты-сироты испытывают определенные трудности в адаптации. Результаты анкетирования наглядно представлены на рис. 6.

Рис. 6. Уровень адаптации студентов, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов и студентов, воспитывающихся в кровных семьях

Результаты методики К. Роджерса и Р. Даймонда и модифицированной анкеты, составленной преподавателями предметно-цикловой комиссии социально-психологических дисциплин, не противоречат. Можно судить о достоверности проведенного исследования.

Таким образом, первый этап эмпирического исследования особенностей процесса социальной адаптации студентов, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов в учреждения среднего профессионального образования, подтвердил данные теоретических источников и позволил сделать следующие выводы: уровень социальной адаптированности студентов, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов ниже уровня социальной адаптированности студентов того же возраста, воспитывающихся в кровных семьях; уровень тревожности у студентов, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов выше, чем у детей, воспитывающихся в кровных семьях.

Для получения более полной картины особенностей социальной адаптации детей-сирот в условиях колледжа, был проведен второй этап эмпирического исследования.

Вслед за Г.В. Семьей, Н.В. Владимировой и Н.Г. Зайцевой, в качестве критериев исследования были выбраны следующие:

    • показатель «учебная успешность», который определяется с помощью анализа успеваемости и исследованием познавательных потребностей и интересов учащихся и студентов;
    • показатель «степень усвоения и принятия норм» содержит в себе анализ сформированности жизненных ценностей учащихся.

Для исследования процесса адаптации воспитанников юношеского возраста к профессиональному учебному заведению используются следующие методики:

    • методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин) для изучения учебной успешности студентов;
    • методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) для изучения степени усвоения и принятия норм.

Методика для диагностики учебной мотивации «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) представляет собой многошкальную методику. Шкалы: учебные мотивы – коммуникативные, избегания, престижа, профессиональные, творческой самореализации, учебно-познавательные, социальные мотивы.

Испытуемым предлагается оценить по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для испытуемого: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

С помощью данной методики нами были проанализированы 16 мотивов учебной деятельности студентов (таблица 1).

Таблица 1. – Структуризация мотивов учебной деятельности студентов Сельскохозяйственного колледжа

Наименование мотивов

Исп.

Студенты-сироты

Студенты из кровных семей

Стать высокооплачиваемым специалистом

6

1

Получить диплом

1

3

Успешно продолжить обучение на последующих курсах

9

11

Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично», самореализация в учебе

4

7

Постоянно получать стипендию

12

6

Приобрести глубокие и прочные знания

2

4

Быть постоянно готовым к очередным занятиям

14

16

Не запускать изучение предметов учебного цикла

10

13

Не отставать от сокурсников

13

14

Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности

3

2

Выполнять педагогические требования

16

15

Достичь уважение преподавателей

8

8

Быть примером для сокурсников

15

10

Добиться одобрения родителей и окружающих

7

7

Избежать осуждения и наказания за плохую учебу

11

12

Получить интеллектуальное удовлетворение

5

5


 

По результатам нашего исследования, мотивы обучения в вузе студентов из кровных семей расположились по значимости в следующем порядке:

  1. Приобретение статуса высокооплачиваемого специалиста.
  2. Обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности.
  3. Получение диплома.
  4. Приобретение глубоких и прочных знаний.
  5. Получение интеллектуального удовлетворения.

Ответы студентов из категории «дети-сироты» расположились по значимости в следующем порядке:

  1. Получение диплома.
  2. Приобретение глубоких и прочных знаний.
  3. Обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности.
  4. Успех и самореализация в учебе.
  5. Получение интеллектуального удовлетворения

Далее мы выдели основные группы мотивов, характеризующих процесс профподготовки, и определили их средний уровень (табл. 2). 

Таблица 2. – Диагностика учебной мотивации студентов Сельскохозяйственного колледжа

Группы мотивов

Студенты из категории «дети-сироты

Студенты из кровных семей

Ср.балл

ранг

Ср.балл

ранг

1

Коммуникативные мотивы

3,49

4

3,60

4

2

Мотивы избегания

2,88

7

2,57

7

3

Мотивы престижа

3,34

6

3,15

6

4

Профессиональные мотивы

3,85

1

3,99

1

5

Мотивы творческой самореализации

3,41

5

3,68

2

6

Учебно-познавательные мотивы

3,49

3

3,57

5

7

Социальные мотивы

3,52

2

3,68

3


Анализ данных таблиц позволяет сделать вывод о том, что в мотивационной структуре студентов из кровных семей ведущее место занимают мотивы, связанные с профессиональной самореализацией. Эти мотивы для студентов старших курсов являются реально действующими и побудительными, так как они связаны с близкими профессиональными целями, чего не скажешь о студентов из категории «дети-сироты».

Сравнительный анализ результатов структуры учебной мотивации студентов из кровных семей и студентов категории «дети-сироты» по данной методики представлен в таблице 3.

 

 

Таблица 3. – Структура учебной мотивации студентов Сельскохозяйственного колледжа

Группы мотивов

Студенты категории «дети-сироты» (19 человек)

Студенты из кровных семей (19 человек)

Средний балл

Место в структуре

Средний балл

Место в структуре

Познавательные мотивы

2,04

4

2,07

3

Коммуникативные мотивы

2,02

5

1,82

4

Эмоциональные мотивы

1,53

7

1,72

6

Мотивы саморазвития

2,13

2

2,33

1

Позиционные мотивы

2,24

1

1,73

5

Мотивы достижения

2,07

3

2,14

2

Внешние мотивы (поощрения, наказания)

1,82

6

1,66

7


Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что наряду с профессиональными и учебно-познавательными мотивами, являющимися ведущими в период обучения в вузе, большую побуждающую силу у студентов из кровных семей имеют мотивы саморазвития, в то время как для студентов категории «дети-сироты» ведущими мотивами являются позиционные мотивы.

Одним из критериев готовности учащихся к выбору профессии является выраженность ценностных ориентаций, которую мы исследовали с помощью методики М. Рокич.

Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) дает возможность определить ценностные ориентации личности. Известно, что система ценностей определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.

Методика направлена на определение системы ценностей конкретной личности и основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает 2 класса ценностей:

1) терминальные – убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

2) инструментальные – убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Стимульный материал методики состоит из двух списков ценностей (по 18 в каждом) на листках в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, который проставляет рядом с выбранной ценностью. Вначале респонденту предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Анализируя иерархию ценностей, особое внимание было обращено на их группировку испытуемыми в содержательные блоки по разным основаниям.

Терминальные ценности были разделены на следующие блоки: ценности профессиональной реализации, ценности обучения и образования, ценности семейной жизни и ценности общественной жизни, духовные ценности.

Инструментальные ценности были объединены в следующие группы: этические ценности (воспитанность, жизнерадостность, честность), ценности профессионального самоопределения (ответственность, исполнительность, рационализм), индивидуальные ценности (независимость, толерантность), интеллектуальные ценности (образованность, широта взглядов).

По результатам проведения данной методики были получены следующие результаты. В системе терминальных ценностей испытуемых наиболее высокий ранг значимости занимают ценности семейной жизни, ценности общественной жизни. Ценности профессиональной реализации занимают в иерархии ценностей последнее место.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования