Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 07:58, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, т.к. количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.
Следует также упомянуть проблему асоциального поведения данной категории студентов, которая слабо защищена от влияния криминальной среды, а также людей с проявлениями различных форм девиантного поведения. Ситуация в колледже характеризуется тем, что большая часть студентов имеет слабую мотивацию получения будущей профессии, низкий интеллектуальный уровень, невоспитанность, неумение учиться и трудиться, что, конечно, порождает большие проблемы в обучении и воспитании студентов, которые нуждаются в помощи специалиста и в реабилитационной работе.
Повышению эффективности реабилитационной работы со студентами-сиротами, отнесенных к «группе риска», способствует программа социально-психологического сопровождения студентов группы риска.
В рамках процесса сопровождения обучающихся данной категории в практической деятельности социального педагога Сельскохозяйственного колледжа ХГУ им. Н.Ф. Катанова выделяются следующие направления деятельности:
В целом по всем указанным направлениям ведется продуктивная работа. Все вышеперечисленные задачи полностью согласовываются с теми задачами, которые стоят перед педагогическим коллективом колледжа по работе с учащимися из группы риска. Некоторые из них всегда основополагающие: учет посещаемости и успеваемости учащихся, предупреждение и профилактика правонарушений, продолжение работы по привитию правовой культуры, формированию личностной и социальной зрелости, истреблению вредных привычек.
Одно из главных
мест в работе социального педагога занимает
диагностика. Изучение социальной микросреды,
условий жизни и психолого-медико-
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» строится на следующих принципах:
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения студентов группы риска являются:
Социальный педагог участвует в проведении марафона мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотреблению психоактивными веществами среди студентов группы риска. При этом одной из проблем, которая наиболее характерна для учащихся группы риска сельскохозяйственного колледжа, является употребление алкоголя и психоактивных веществ.
На основе банка данных детей группы риска социальный педагог формирует отдельный - закрытый для постороннего доступа - банк данных детей, склонных к зависимостям, который дополняется сведениями, полученными самим социальным педагогом из разнообразных источников.
Осуществляя разработку «портрета» зависимостей, социальный педагог реализует диагностические технологии и разнообразные методы исследования социальных ситуаций несовершеннолетних для определения типов веществ, употребляемых учащимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские препараты); опыта употребления веществ; источников приобщения к веществам; мест распространения веществ; очагов возможного возникновения зависимостей; отношения учащихся к употреблению веществ, к употребляющим, к распространению, к возможной помощи.
Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны, организовывает интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже употребляющих, которые вызывают беспокойство. Источниками такой информации являются преподаватели, кураторы, психолог, родители.
Для организации положительных устойчивых контактов социального педагога с учащимися из группы риска и их родителями доносится информация о значимости для преодоления возможных опасных зависимостей как позитивных возможностей самого учащегося, так и профессиональной помощи, гарантирующей конфиденциальность и тайну обращения; налаживается обратная связь со средой учащихся группы риска и их ближайшим окружением путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения. Основными принципами организации контакта выступают эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, заинтересованность, содействие и доверие.
Таким образом, анализ сложившейся педагогической практики профессионального обучения детей-сирот в колледже позволил сделать следующие выводы.
Процесс обучения в колледже детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, имеет особенности вследствие сочетания влияния на этот процесс институциональных особенностей интернатных учреждений и психолого-педагогических особенностей обучающихся. Дети-сироты не готовы к профессиональному обучению и социальной адаптации в образовательном учреждении, так как не умеют учиться; не умеют взаимодействовать с социумом; не могут найти работу после окончания колледжа, адаптироваться к профессиональной деятельности.
Процесс профессионального обучения в колледже, адаптация к новым условиям и последующая интеграция в общество протекают с заметными трудностями. Процесс адаптации детей-сирот в колледже затруднен вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждений. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не хотят учиться дальше в учреждениях профессионального образования, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.
Технологии работы социального педагога Сельскохозяйственного колледжа Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова с учащимися из группы риска направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными и направление социальной активности учащегося в общественно одобряемое, либо нейтральное русло.
Изучение проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в их социальном и психолого-педагогическом аспектах указывает на то, что современные требования обусловливают необходимость усиления именно социально-педагогической составляющей в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Анализ теоретических источников, проведенный в теоретической части настоящего исследования показал, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.
С целью уровня адаптации детей-сирот в условиях колледжа в октябре-ноябре 2011 года на базе Сельскохозяйственного института сельскохозяйственного колледжа ХГУ им Н.Ф. Катанова был проведен первый этап эмпирического исследования.
В экспериментальную группу вошло 10 студентов, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов и 10 студентов, воспитывающихся в кровных семьях.
Использованы следующие методики:
Анализ полученных нами данных по Шкале социально-психологической адаптированности показывает, что адаптированность студентов, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов ниже адаптированности студентов, воспитывающихся в кровных семьях. Показатель адаптированности не ниже и не выше нормы.
Показатели по приятию других людей высокие, это говорит о низком уровне конфликтности данной категории студентов.
Эмоциональная комфортность у студентов чуть выше средней, что говорит необходимости обратить особое внимание на качество процесса адаптации студентов данной категории в колледже.
Стремление к доминированию по результатам проведенной методики невысокое. В общем можно говорить о том, все показатели входят в норму, какие-либо отклонения отсутствуют.
Для определения уровня тревожности использовалась методика Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина.
Анализ результатов диагностики реактивной тревожности:
Студенты, воспитывающиеся в кровных семьях:
Студенты, имеющие статус «дети-сироты», прибывшие из детских домов:
Анализ результатов диагностики личностной тревожности показал следующее:
Студенты, воспитывающиеся в кровных семьях: