Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, т.к. количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.

Файлы: 1 файл

ДР Адаптация детей-сирот в СПО (посл).doc

— 624.00 Кб (Скачать файл)

Следует также упомянуть проблему асоциального поведения данной категории студентов, которая слабо защищена от влияния криминальной среды, а также людей с проявлениями различных форм девиантного поведения. Ситуация в колледже характеризуется тем, что большая часть студентов имеет слабую мотивацию получения будущей профессии, низкий интеллектуальный уровень, невоспитанность, неумение учиться и трудиться, что, конечно, порождает большие проблемы в обучении и воспитании студентов, которые нуждаются в помощи специалиста и в реабилитационной работе.

Повышению эффективности реабилитационной работы со студентами-сиротами, отнесенных к «группе риска», способствует программа социально-психологического сопровождения студентов группы риска.

В рамках процесса сопровождения обучающихся данной категории в практической деятельности социального педагога Сельскохозяйственного колледжа ХГУ им. Н.Ф. Катанова выделяются следующие направления деятельности:

    • диагностическое (индивидуальное, групповое);
    • работа с родителями (семьи различной категории);
    • работа с обучающимися и студентами (различной категории поведения);
    • работа с педагогическим коллективом;
    • аналитическое;
    • профилактическое;
    • работа по программам сопровождения;
    • взаимодействие с социальными институтами города;
    • документальное сопровождение деятельности;
    • самообразование.

В целом по всем указанным направлениям ведется продуктивная работа. Все вышеперечисленные задачи полностью согласовываются с теми задачами, которые стоят перед педагогическим коллективом колледжа по работе с учащимися из группы риска. Некоторые из них всегда основополагающие: учет посещаемости и успеваемости учащихся, предупреждение и профилактика правонарушений, продолжение работы по привитию правовой культуры, формированию личностной и социальной зрелости, истреблению вредных привычек.

Одно из главных мест в работе социального педагога занимает диагностика. Изучение социальной микросреды, условий жизни и психолого-медико-педагогических особенностей личности из группы риска особенно важно на начальном этапе деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» строится на следующих принципах:

    • ориентация на цели и актуальные задачи колледжа;
    • направленность на сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса (студентами, педагогами, администрацией, родителями);
    • следование за естественным развитием обучающихся на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза;
    • систематическое взаимодействие и сотрудничество пихолого-педагогической службы с зав. отделениями, с зам. директора по воспитательной работе, методическим кабинетом.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения студентов группы риска являются:

    • стимулирование познавательной активности;
    • развитие критического мышления, навыков самоанализа;
    • формирование умения жить в обществе, сотрудничать;
    • развитие терпимости (толерантности) к другим людям, другим точкам зрения;
    • развитие рефлексивных и эмпатических способностей;
    • формирование ответственности;
    • развитие навыков общения;
    • обучение разрешению жизненных задач;
    • тренировка навыков саморегуляции, в т.ч. развитие стрессоустойчивости;
    • формирование чувства уверенности на основе адекватной самооценки;
    • развитие навыков самоорганизации (самостоятельность в планировании, самоконтроль, работоспособность, умение не перекладывать на других решение собственных проблем);
    • образование и тренировка умений в области самоопределения (понимание собственных задач в конкретной ситуации, определение соответствующей линии поведения, осуществление выбора на основе рефлексии ситуации, осознания ограничений).

Социальный педагог участвует в проведении марафона мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотреблению психоактивными веществами среди студентов группы риска. При этом одной из проблем, которая наиболее характерна для учащихся группы риска сельскохозяйственного колледжа, является употребление алкоголя и психоактивных веществ.

На основе банка данных детей группы риска социальный педагог формирует отдельный - закрытый для постороннего доступа - банк данных детей, склонных к зависимостям, который дополняется сведениями, полученными самим социальным педагогом из разнообразных источников.

Осуществляя разработку «портрета» зависимостей, социальный педагог реализует диагностические технологии и разнообразные методы исследования социальных ситуаций несовершеннолетних для определения типов веществ, употребляемых учащимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские препараты); опыта употребления веществ; источников приобщения к веществам; мест распространения веществ; очагов возможного возникновения зависимостей; отношения учащихся к употреблению веществ, к употребляющим, к распространению, к возможной помощи.

Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны, организовывает интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже употребляющих, которые вызывают беспокойство. Источниками такой информации являются преподаватели, кураторы, психолог, родители.

Для организации положительных устойчивых контактов социального педагога с учащимися из группы риска и их родителями доносится информация о значимости для преодоления возможных опасных зависимостей как позитивных возможностей самого учащегося, так и профессиональной помощи, гарантирующей конфиденциальность и тайну обращения; налаживается обратная связь со средой учащихся группы риска и их ближайшим окружением путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения. Основными принципами организации контакта выступают эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, заинтересованность, содействие и доверие.

Таким образом, анализ сложившейся педагогической практики профессионального обучения детей-сирот в колледже позволил сделать следующие выводы.

Процесс обучения в колледже детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, имеет особенности вследствие сочетания влияния на этот процесс институциональных особенностей интернатных учреждений и психолого-педагогических особенностей обучающихся. Дети-сироты не готовы к профессиональному обучению и социальной адаптации в образовательном учреждении, так как не умеют учиться; не умеют взаимодействовать с социумом; не могут найти работу после окончания колледжа, адаптироваться к профессиональной деятельности.

Процесс профессионального обучения в колледже, адаптация к новым условиям и последующая интеграция в общество протекают с заметными трудностями. Процесс адаптации детей-сирот в колледже затруднен вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждений. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не хотят учиться дальше в учреждениях профессионального образования, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.

Технологии работы социального педагога Сельскохозяйственного колледжа Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова с учащимися из группы риска направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными и направление социальной активности учащегося в общественно одобряемое, либо нейтральное русло.

Изучение проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в их социальном и психолого-педагогическом аспектах указывает на то, что современные требования обусловливают необходимость усиления именно социально-педагогической составляющей в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

 

2.2. Опытно-экспериментальная работа  по выявлению уровня адаптации детей-сирот в условиях сельскохозяйственного колледжа ХГУ им. Н.Ф. Катанова

 

Анализ теоретических источников, проведенный в теоретической части настоящего исследования показал, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.

С целью уровня адаптации детей-сирот в условиях колледжа в октябре-ноябре 2011 года на базе Сельскохозяйственного института сельскохозяйственного колледжа ХГУ им Н.Ф. Катанова был проведен первый этап эмпирического исследования.

В экспериментальную группу вошло 10 студентов, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов и 10 студентов, воспитывающихся в кровных семьях.

Использованы следующие методики:

    • для изучения уровня социальной адаптированности была использована шкала социально-психологической адаптированности. Шкала СПА разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой;
    • для определения уровня тревожности использовалась методика Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина;
    • для оценки уровня социальной адаптации использовалась модифицированная анкета, составленная преподавателями предметно-цикловой комиссии социально-психологических дисциплин.

Рис. 1. Средние показатели социально-психологической адаптированности студентов, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов и студентов, воспитывающихся в кровных семьях

Анализ полученных нами данных по Шкале социально-психологической адаптированности показывает, что адаптированность студентов, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов ниже адаптированности студентов, воспитывающихся в кровных семьях. Показатель адаптированности не ниже и не выше нормы.

Показатели по приятию других людей высокие, это говорит о низком уровне конфликтности данной категории студентов.

Эмоциональная комфортность у студентов чуть выше средней, что говорит необходимости обратить особое внимание на качество процесса адаптации студентов данной категории в колледже.

Стремление к доминированию по результатам проведенной методики невысокое. В общем можно говорить о том, все показатели входят в норму, какие-либо отклонения отсутствуют.

Для определения уровня тревожности использовалась методика Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина.

Рис. 2 Распределение баллов по методике «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (реактивная тревожность), студентов, воспитывающихся в кровных семьях

 

Рис. 3 Распределение баллов по методике «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (реактивная тревожность), студентов, относящихся к категории «Дети-сироты», прибывших из детских домов.

Анализ результатов диагностики реактивной тревожности:

Студенты, воспитывающиеся в кровных семьях:

    • 50 % студентов данной категории, имеет высокий уровень тревожности, что характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность может вызвать нарушение внимания, иногда даже нарушение тонкой координации.
    • 40 % имеют умеренную реактивную тревожность, оптимальный уровень «полезной тревоги». Он не мешает их жизни и помогает в деятельности, обеспечивая необходимый уровень беспокойства за результаты деятельности и мотивации труда.
    • 10 % испытуемых исследовательской группы имеют низкую реактивную тревожность. Они не испытывают напряжения, беспокойства, нервозности в деятельности. Низкая тревожность требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности.

Студенты, имеющие статус «дети-сироты», прибывшие из детских домов:

    • 40% - высокая реактивная тревожность
    • 30% - средняя реактивная тревожность
    • 30% - низкая реактивная тревожность

Рис. 4 Распределение баллов по методике «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (личностная тревожность), студентов, воспитывающихся в кровных семьях

 

Рис. 5 Распределение баллов по методике «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (личностная тревожность), студентов, относящихся к категории «Дети-сироты», прибывшие из детского дома.

Анализ результатов диагностики личностной тревожности показал следующее:

Студенты, воспитывающиеся в кровных семьях:

    • 30% испытуемых имеют высокую личностную тревожность, что характеризуется устойчивой склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации стоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, c эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуаций и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
    • 60% испытуемых имеют умеренную личностную тревожность. Как и умеренная реактивная тревожность, она не создает никаких проблем в их жизни.
    • 10 % имеет низкую личностную тревожность. Она требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в «лучшем свете».

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования