Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, т.к. количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.

Файлы: 1 файл

ДР Адаптация детей-сирот в СПО (посл).doc

— 624.00 Кб (Скачать файл)

Американские психологи и социологи Т. Парсонс и Р. Мертон различают следующие уровни адаптации:

  1. целенаправленный конформизм, когда приспосабливающийся человек знает, как он должен действовать, как вести себя, но, внешне соглашаясь с требованиями социальной среды, продолжает придерживаться своей системы ценностей (А. Маслоу);
  2. взаимная терпимость, при которой взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга (Я. Щепаньский);
  3. аккомодация, как наиболее распространенная форма социально-психологической адаптации, возникает на основе терпимости и проявляется во взаимных уступках, что означает признание человеком ценностей социальной среды и признание средой индивидуальных особенностей человека (Я. Щепаньский);
  4. ассимиляция или полное приспособление, когда человек полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды (Ж. Пиаже) (цит. по [32]).

Таким образом, при рассмотрении процесса адаптации необходимо уделять большое внимание тому социальному окружению, в котором он протекает. В связи с этим, по нашему мнению, необходимо уделять большое внимание социально-психологической адаптации, как одному из аспектов адаптации в целом, и рассматривать ее как средство, обеспечивающее организацию межличностного взаимодействия и достижение социально значимых целей.

Подводя итог всему изложенному выше, необходимо отметить, что в педагогической науке можно выделить несколько подходов к изучению проблемы адаптации, в русле каждого из этих подходов, на основе их концептуальных положений, дается определение адаптации, указываются основные факторы ее успешного протекания, анализируются причины и факторы дезадаптации. Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации. Мы в своем исследовании под социально-педагогической адаптацией детей-сирот понимаем целенаправленный процесс, ориентированный на познание, общение и овладение нормами поведения и деятельности в соответствии с общечеловеческими культурными ценностями.

Для выявления социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования рассмотрим их личностные характеристики.

 

1.2. Характеристика личности детей-сирот  в условиях среднего профессионального  образования

 

Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.

В числе наиболее существенных факторов можно назвать, прежде всего, кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Специфические особенности личности детей-сирот обусловлены в первую очередь отсутствием семьи, нормальных семейных отношений. Это обстоятельство обусловливает весь характер развития данной категории детей.

По мнению С.А. Беличевой, социально адаптированными можно считать таких выпускников детского дома, которые обладают следующими качествами:

  1. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений.
  2. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности.
  3. Уровень развития полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, технических, творческих и т.д.). Разнообразие и глубина полезных интересов.
  4. Адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми.
  5. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами уважать нормы коллективной жизни.
  6. Способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников.
  7. Самокритичность, наличие навыков самоанализа.
  8. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатия.
  9. Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении.
  10. Внешняя культура поведения (подтянутый внешний вид, аккуратность, культура речи, вежливость).
  11. Преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, употребление нецензурных выражений) [22].

Анализ литературы позволил нам выявить структуру социального сиротства. Проблемы сиротства обсуждаются очень давно, однако до настоящего времени остается малоизученной и непонятной природа этой асоциальной формы материнского поведения – отказа женщины от своего ребенка. Роль социальных факторов в данном процессе очень велика и во многом объясняет причину социального сиротства. Проблема социального сиротства в нашей стране стала предметом научного исследования только в последние годы. Мы можем выделить работы В. Брутмана, И.Ф. Дементьевой, Л.И. Кононовой, благодаря которым эта тема получила самостоятельное звучание. И.Ф. Дементьева отмечает, что в последнее десятилетие количество сирот в нашей стране возросло, но они отличаются от прямых сирот (или так называемых физических сирот) тем, что их родители, как правило, живы и документально известны. Массовый характер этого явления породил новый термин «сиротство при живых родителях» или социальное сиротство. На сегодняшний день лишь 5% воспитанников детских домов – сироты в полном смысле слова, остальные – дети из дисфункциональных семей, многодетных семей, «отказные дети» [21]. Л.И. Кононова, анализируя причины социального сиротства, указывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей». Около 60% родителей отказываются от своего ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей данной группы квалифицируются как матери-одиночки. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей-алкоголиков. Особо автор, подчеркивает тот факт, что лишь небольшая часть детей оставлена родителями из-за обнаружения при рождении того или иного физического дефекта [31]. Исследования Л.И. Кононовой перекликаются с данными, представленными В. Брутман. Оба исследователя отмечают особую категорию «подкидышей», рожденных матерьми подростками. Ежегодно, отмечает В. Брутман, имеет место около 1,5 тысяч рождений у матерей в возрасте до 15 лет, 9 тысяч – до 16 лет, 30 тысяч – в возрасте 17 лет. До пятнадцати процентов новорожденных, брошенных в родильных домах, – это дети юных матерей. Примерно такой же процент младенцев, рожденных юными, «временно» содержаться в домах ребенка, в связи с неспособностью матери выполнять свои материнские обязанности. Автор отмечает, что среди социальных сирот высок процент детей, рожденных впервые одинокими женщинами старшего возраста. Исследования доказали, что позднее материнство формирует состояние частичной регрессии, которая препятствует активному приспособлению к материнству и заботе о ребенке, что приводит к «отказу» от ребенка. Еще одна категория матерей, отказавшихся от детей – женщины, употребляющие алкоголь и наркотические вещества. Около 70% отказниц, утверждает В. Брутман, ссылаясь на данные Министерства здравоохранения России, ведут асоциальный образ жизни и злоупотребляют алкоголем [10].

На наш взгляд, можно выделить три основных проблемы, затронутых в работах названных авторов:

1. Стойкая  тенденция постоянного преобладания  числа социальных сирот над сиротами физическими.

2. Основные  причины социального сиротства.

3. Условная  классификация социальных сирот.

Наряду с этим, остается широкое поле для более углубленных исследований по данному вопросу. Устанавливая существования тенденции увеличения количества социальных сирот, современная наука не дает полного и обобщающего ответа на вопрос о причинах существования этой тенденции, о возможных темпах ее развития. Слабо изучены психолого-педагогические различия между отдельными группами социальных сирот. Заботу о содержании и воспитании детей-сирот берет на себя государство, но совершенно очевидно, что дети, лишенные семьи, все равно оказываются в ситуации недостаточного развития. При анализе социальной ситуации развития выпускников детских домов, прежде всего, обращают внимание на разлуку с родителями, которую оценивают как материнскую и патернальную депривации (Д. Боулби, Л.А. Вяткина, И. Лангмейер, З. Матейчек и другие).

Уровень цивилизованности общества во многом оценивается по его отношению к детям, по решению проблем защиты детства. В последние годы защита детства в России реально стало большой и общественно значимой проблемой. Кризисное состояние общества и связанное с ним падение уровня жизни усилили разрушительное воздействие таких факторов, как снижение уровня социальных гарантий для детей; возрастание психоэмоциональных перегрузок детей в связи с экстремальными ситуациями (рост социальной напряженности в обществе, межнациональные конфликты, высокий уровень преступности, падение жизненного уровня); поляризация социальных установок и ценностей.

Эти факторы поражают следующие негативные тенденции: резкий рост социальной дезадаптации детей, выражающийся в широком спектре девиантного поведения (ранняя алкоголизация и наркомания, противоправные действия); возрождение детской беспризорности как социального явления; обострение проблем социального сиротства; рост детской и подростковой преступности. Крайне обострена в обществе проблема социального сиротства. Данная проблема имеет.социально-педагогический характер и определяется специфическими особенностями становления и развития личности детей-сирот. К числу наиболее тяжелых аномалий развития личности детей-сирот относятся «социальная инфантилизация»; личностная беспомощность и пассивность; неразвитость навыков продуктивного общения и формирования негативной позиции к окружающим людям; стойкое эмоциональное напряжение, тревожность и агрессия; «социальное иждивенчество»; несфор-мированность генетических и бытовых навыков; наличие нервных или психических заболеваний; низкая самооценка и ориентация на оценку себя другими людьми, чем на самооценку.

Данная ситуация требует дальнейшего совершенствования системы социально-педагогической защиты и педагогической реабилитации детей-сирот; имеющихся форм и методов, поиска новых подходов, способствующих снятию негативных тенденций. В первую очередь данная проблема должна решаться на государственном уровне путем организации защиты прав детей-сирот.

Указом Президента Российской Федерации от 18.08.94. № 1696 в качестве президентской утверждена программа «Дети России», в состав которой входит целый ряд целевых программ, в том числе «Дети-сироты» [49]. Целью программы является создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей-сирот, обеспечение их социальной защиты. Для достижения целей программы, защиты прав и интересов детей предполагается: совершенствование и развитие законодательства в направлении более полного учета интересов детей-сирот; обеспечение стабильного финансирования учреждений, занимающихся приоритетными проблемами детей-сирот; совершенствование подготовки профессиональных кадров для работы с детьми-сиротами – социальных работников и социальных педагогов.

Таким образом, возникают противоречия, носящие социально-педагогический характер, а именно: между потребностью общества в решении проблем социального сиротства и кризисным состоянием общества; между необходимостью совершенствования подготовки профессиональных кадров социальных педагогов для работы с детьми-сиротами и проблемами в области финансового обеспечения данного процесса. Существует необходимость разработки различных подходов к разрешению данных противоречий. Одним из подходов, на наш взгляд, является разработка и внедрение в практику системы подготовки в педагогических учебных заведениях социальных педагогов по работе с детьми-сиротами.

Период обучения в профессиональном училище, колледже рассматривается как переходный период от детского дома к реальной самостоятельной жизни. Следовательно, задачей данного периода относительно этого контингента можно считать повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации учащихся-сирот в процессе их социализации в условиях обучения в учреждении СПО. Процесс обучения в колледже детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, имеет особенности вследствие сочетания влияния на этот процесс институциональных особенностей интернатных учреждений и психолого-педагогических особенностей обучающихся.

Важнейший институт социализации личности – семья, у них, как правило, отсутствует, реальный состав агентов социализации ограничен кругом воспитанников учреждения; оказывается более значимой институциональная социализация в сочетании с отрицательными результатами воздействия традиционных механизмов в раннем периоде социализации во время пребывания в родительской неблагополучной семье; наблюдается дисгармония познавательных, психологических, социально-психологических и функциональных процессов, задержка или отсутствие решения некоторых естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических задач на определенных возрастных этапах.

Процесс профессионального обучения в колледже, адаптация к новым условиям и последующая интеграция в общество протекают с большими трудностями. Ученые отмечают, что затруднен процесс адаптации детей-сирот в колледже вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждений. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не хотят учиться дальше в учреждениях профессионального образования, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.

Дети-сироты не готовы к профессиональному обучению и социальной адаптации в образовательном учреждении, так как: не умеют учиться; не умеют взаимодействовать с социумом; не могут найти работу после окончания колледжа, адаптироваться к профессиональной деятельности.

По мнению И.Г. Зайнышева, социальная адаптация учащихся-сирот представляет собой не одномоментное изменение какой-то системы, а протекающий во времени процесс, то возникает вопрос о его стадиях. Она выделяет четыре качественных стадии социальной адаптации:

    • первая стадия – адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается;
    • вторая стадия – как социальная среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;
    • третья стадия – связана с взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности;
    • четвертая стадия – индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые [23].

В.А. Никитин выделяет следующие условия, определяющие результативность процессов социальной адаптации учащихся-сирот:

1) уровень  сформированности практических и социально-значимых навыков у выпускников детских домов;

2) объективная  оценка детьми-сиротами перспектив  будущей самостоятельной жизни;

3) готовность  общества понимать и разделять  личные проблемы детей-сирот;

4) уровень  социальной защищенности выпускников интернатных учреждений через получение качественного образования [43].

Во второй главе дипломного исследования будет рассмотрена социальная адаптация детей-сирот в сельскохозяйственном колледже ФГБОУ ВПО Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования