Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 07:58, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, т.к. количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.
И.П. Смирнов выделяет такие функции отечественного профессионального образования, как педагогическая, экономическая и воспитательная. Вместе с тем он подчеркивает, что для отечественного профессионального образования характерна еще одна функция – социальная, и если для зарубежных стран финансирование затрат на поддержание отдельных категорий граждан, таких как детей-сирот, осуществляется из других социальных статей государственного бюджета, то традиции российской профессиональной школы иные. Бюджетные расходы на образование в отечественных профессиональных образовательных учреждениях включают и затраты на социальную поддержку. Таким образом, российская профессиональная школа, в отличие от западных моделей, помимо профессионального обучения сохранила функции социальной поддержки [56, с. 95].
По мнению З.Г. Даниловой, в российских изданиях наблюдается недостаток данных о динамике процессов развития детей-сирот в учреждениях НПО – СПО. В то же время как показывает практика, в системе НПО РФ сегодня самый высокий процент трудных и незащищенных детей. У 80% детей этой системы родители – рабочие, крестьяне, безработные. При этом же у 80% родители имеют заработную плату до 1000 руб. в месяц. Не имеют отца – 50%; воспитываются в трудных, неблагополучных семьях – 75%, а 6% детей идут в училища просто из-за необходимости в регулярном питании [18, с. 18].
Специфика положения детей-сирот в нашей стране обусловлена общественной и правовой традицией отношения к данной категории детей. Согласно своему правовому статусу дети-сироты до 18 лет находятся под опекой учреждения, в котором они прибывают. В возрасте 14-16 лет дети-сироты переходят в иные социальные институты и организации, прежде всего профессионального образования и труда.
Дети-сироты по формальным признакам обладают рядом преимуществ и льгот при получении образования и профессии в сравнении со сверстниками. Условия приема в профессиональные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – льготные. Согласно закону «Об образовании» [ССЫЛКА] дети-сироты зачисляются в число студентов на льготных условиях, количество баллов, необходимых для поступления ниже, чем для других абитуриентов, при возникновении спорных вопросов таким студентам отдается приоритет.
При равенстве возможностей и льготности поступления детей-сирот в вузы, традиционной сферой их профессионального обучения являются учреждения начального и среднего профессионального образования: училища, лицеи, техникумы, колледжи. В основе этого лежит несколько факторов.
Во-первых, выбор учреждений среднего профессионального образования в большинстве случаев гарантированно обеспечивает питание, обмундирование и проживание выпускника сиротского учреждения в общежитии образовательного учреждения.
Во-вторых, аргументом в пользу выбора дальнейшего получения образования в системе среднего профессионального образования является более быстрое получение профессии и ремесла, при помощи которого выпускник-сирота учреждения профессионального образования сможет сам себя прокормить после достижения возраста 18 лет.
В-третьих, система среднего профессионального образования рассматривается до сих пор в качестве нишевого образования для соответствующих групп детей, в том числе детей-сирот.
Зачисляя автоматически в учреждения профессионального образования детей-сирот, многие директора профессиональных училищ (колледжей) отмечают низкий уровень подготовки данной категории, не позволяющий им в дальнейшем устроиться на работу. В результате отсутствия серьезной профориентационной работы в детских домах и интернатах до 50% выпускников-сирот оказываются не удовлетворенными местами работы и учебы после выхода из общеобразовательных учреждений. Основная масса выпускников (до 80%) направляется в профессиональные училища (колледжи). При этом выбор учебного заведения зависит не от желания выпускника получить ту или иную профессию, а от доступности полного государственного обеспечения в период обучения, в том числе общежития [18, с. 21].
Таким образом, наблюдается ряд противоречий. С одной стороны система профессионального образования для детей-сирот в нашей стране является открытой. С другой стороны вопросы организации социально-педагогического и психологического сопровождения развития воспитанников интернатных учреждений, достаточно хорошо освещенные в условиях общеобразовательной школы, в детских домах, остаются недостаточно разработанными в условиях профессионального обучения, в том числе и в условиях среднего профессионального образования.
Как уже было отмечено выше, период постинтернатной адаптации наиболее сложен для детей-сирот. Оставшись один на один с окружающим миром, выпускник попадет в ситуацию социальной и личностной неопределенности, которая требует от него новых форм поведения и презентации себя в обществе.
Теоретический анализ исследуемого вопроса показал, что для определения содержания адаптационного процесса детей-сирот необходим комплексный подход. Комплексный подход учитывает особенности социальной адаптации детей сирот с одной стороны, и организацию социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в образовательном учреждении в различных аспектах (бытовой, учебной, трудовой, социокультурной) с другой.
В связи с этим исследователи (М.С. Леонтьева, Е.А. Ямбург) выделяют различные критерии уровня социальной адаптированности воспитанников интернатных учреждений:
Среди показателей социальной адаптированности также можно назвать: высокую мотивацию к обучению, саморегуляцию в соблюдении норм, уровень и качество образования, наличие ряда освоенных профессиональных навыков, наличие жилья и денежных сбережений при выпуске из детского дома.
Таким образом, признаками социально-педагогической адаптации выступают:
Мерами в области социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям самостоятельной жизни выступают:
При этом меры, предпринимаемые в сфере социальной адаптации, могут быть классифицированы по-разному.
Так, по организатору мер можно выделить:
По периоду применения мер выделяют меры:
Решение проблемы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, невозможно без разработки программно-методического обеспечения данного процесса. По проработанности программ или проектов социальной адаптации выделяют:
Успешное протекание процесса социально-педагогической адаптации детей-сирот в рамках образовательного учреждения возможно при организованном воспитательном процессе. Содержанием социально-педагогической адаптации детей-сирот должно являться создание таких условий, при которых дети могут сами выбирать положительные формы поведения, приобщаться к культуре и получать навыки общения. При этом своеобразной предпосылкой для упреждения и преодоления трудностей в проектируемом педагогическом процессе выступает установление особенностей процесса социальной адаптации детей-сирот. Эти особенности, в первую очередь, обусловлены следующим: а) недостатком или отсутствием семейного воспитания; б) сложным переходным периодом: от обездоленности – к незнакомой микросреде; в) поэтапной адаптационной деятельностью; г) широким возрастным цензом воспитанников и др. [34, с. 156]
Система социально-педагогической и психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в исследуемом аспекте, требует качественных изменений, совершенствования форм, методов и технологий работы. Значение при этом приобретает научно-обоснованная и проверенная практикой социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как к условиям социальных институтов, так и к условиям окружающей действительности.
Исследователи в области социальной педагогики (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, В.С. Торохтий) отмечают, что характерной особенностью современного этапа развития социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях России является освоением специалистами социально-педагогических служб новых направлений и спектров социальной помощи обучающимся, поиск ресурсов и воспитательных возможностей социума для формирования современной личности.
Основными направлениями социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот условиях профессионального образовательного учреждения выступают:
Рассмотрим основные формы, которые используются на практике для решения проблемы постинтернатной адаптации выпускников-сирот в условиях среднего профессионального образования.
Учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования не являются специальными учреждениями для детей-сирот. Их характеризует большая открытость и менее строгий режим, что способствует интеграции и развитию самостоятельности. Профессиональные училища, техникумы и вузы, как правило, расположены в крупных районных и областных центрах. Это создает благоприятные условия выпускникам интернатных учреждений для расширения и укрепления своего социального опыта.
Вместе с тем, адаптация детей-сирот в начальном и среднем профессиональном учреждении – это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды. Процесс адаптации в этот период направлен на формирование позитивной жизненной установки в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением.
Эффективность социально-психологической адаптации данной категории студентов зависит от ряда внешних и внутренних условий: